ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-928/2022 от 28.06.2022 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: https://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98, 3-82-40, факс 2-11-23

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                             Дело № А16-928/2022

05 июля 2022 года

            Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2022 года. Полный текст решения изготовлен 05 июля 2022 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Доценко И. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания          Потаповой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Единые Коммунальные Системы» (п. Смидович Смидовичского района Еврейской автономной области, ОГРН 1087907000246, ИНН 7903527016)

о признании недействительным предписания от 05.04.2022 № 56ОЮМ/22, выданного старшим государственным инспектором правового отдела государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1037900043235, ИНН 7901025405) Мартыненко О.Ю.,

при участии представителей: от заявителя, путём веб-конференции – Латыпов К.Е. (приказ от 14.02.2022 № 1), от инспекции – Боревич Е.В. (доверенность от 10.01.2022 № 85), Мартыненко О.Ю. (доверенность от 17.06.2022 № 92)

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Единые Коммунальные Системы" (далее – ООО «ЕКС», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным предписания от 05.04.2022 № 56ОЮМ/22, выданного старшим государственным инспектором правового отдела государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области Мартыненко О.Ю.

Заявление мотивировано тем, что должностное лицо жилищной инспекции, вынося оспариваемое предписание, формально отнеслась к своим обязанностям, не указав на конкретные нарушения, а также на наличие вины в действиях (бездействиях) ООО «ЕКС». Не указано, какие именно действия должно совершить общество для устранения допущенных нарушений. Административный орган не конкретизировал, что конкретно нарушило общество.ООО «ЕКС» производит начисление платы за жилое помещение в виде расходов на приобретение электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества исходя из норматива потребления указанного вида коммунальных ресурсов. Так как, абзац третий пункта 44 Правил, в соответствии с которым объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса утратил силу с 1 июля 2020 года (Постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950), то в случае уменьшения или превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды перед объемом коммунальной услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления, производится перерасчет в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. Таким образом, расходы собственников многоквартирного дома № 5 по ул. Кирова, п. Смидович, Смидовичского района ЕАО в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме складываются из двух компонентов - норматива потребления указанного вида коммунальных ресурсов и перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.Выявленные, по мнению жилищного инспектора, нарушения и указанные им в предписании, носят абстрактный характер, без конкретизации какие именно нарушения были допущены и какие именно мероприятия необходимо исполнить в целях устранения нарушений.Таким образом, оспариваемое предписание практически не исполнимо, так как не конкретно, что подтверждает доводы о том, что нарушений лицензионных требований при проверке жилищной инспекцией не выявлено. Содержание Акта проверки и предписания не отражает необходимой информации о соответствии действий управляющей компании установленным законом обязанностям, а также отсутствует указание на конкретные действия по исполнению предписания. Выданное предписание не являются объективно и реально исполнимыми, так как исполнение зависит от действий третьих лиц в том какие протоколы были предоставлены в ООО «ЕКС». Кроме того, без согласования с органами прокуратуры согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", проверка предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора не осуществляется.

Определением арбитражного суда от 19.04.2022 заявление общества принято, возбуждено производство по делу.

Определением от 19.04.2022 суд, удовлетворив ходатайство заявителя, приостановил действие оспариваемого предписания до рассмотрения спора по существу.

Жилищная инспекция 16.05.2022 представила в суд мотивированный отзыв на заявление с материалами проверки. В отзыве жилищная инспекция просила суд отказать в удовлетворении требований общества, так как оспариваемое предписание вынесено на законных основаниях. В соответствии с поступившими в адрес жилищной инспекции разъяснениями Минстроя России плата за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении управляющей организации, начисляется согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ): размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Так как на сегодняшний день порядок перерасчета размера указанных расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета правительством Российской Федерации не установлен, плата за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества многоквартирного дома при отсутствии решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается исходя из норматива потребления соответствующего коммунального ресурса, утвержденного приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 14.03.2019 № 17/9 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области» и приказом департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО от 08.02.2022 № 11/22.

Настоящие рекомендации, в целях профилактики нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации, 15.09.2021 направлены в адрес управляющих организаций, в том числе ООО «ЕКС». В ходе проведения проверки установлено, что МКД № 5 по ул. Кирова в п. Смидович оборудован ОДПУ потребления электрической энергии. Решение общего собрания собственников вышеуказанного МКД по вопросу об определении размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объемов потребления коммунальных услуг, определяемых по показаниям ОДПУ, не принималось. Начисление платы за электрическую энергию на ОДН произведено исходя из фактического объема потребления коммунального ресурса, определенного исходя из показаний ОДПУ электрической энергии, в том числе превышающего нормативное потребление, что является нарушением требований действующего законодательства РФ. Таким образом, со стороны ООО «ЕКС» выявлены нарушения в части определения размера платы за электрическую энергию на ОДН гражданам, проживающим в МКД № 5 по ул. Кирова в п. Смидович ЕАО, в период с октября 2021 года. Предписание контролирующего органа носит определённый и чёткий характер, не вызывает неоднозначного толкования. Право выбора способа выполнения предписанных требований предоставлено самому обществу в соответствии с возложенными на него обязательствами по управлению многоквартирным домом.

Определением от 19.05.2022 дело назначено к судебному разбирательству.

Общество 19.06.2022 представило в суд дополнение к заявлению в котором указало, что  если исходить из логики ГЖИ ЕАО, начисление платы за электрическую энергию на ОДН должно осуществляться в размере норматива потребления указанного вида коммунальных ресурсов, независимо от показаний общедомового прибора учета. При этом плата за электрическую энергию на ОДН превышает норматив только по МКД № 5 по ул. Кирова, п. Смидович. В остальных 45 домов, расположенных в п. Смидович, находящихся в управлении ООО «ЕКС», оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии, плата за электрическую энергию на ОДН ниже норматива. Начисление ОДН в размере норматива потребления электрической энергии в указанных домах приведет к повышению платы за ЖКУ и неосновательному обогащению ООО «ЕКС».Кроме того, в соответствии с протоколом, составленным старшим государственным инспектором Мартыненко О.Ю.,ООО «ЕКС» привлекается к административной ответственности за начисление оплаты за ОДН, исходя из фактического объема потребления электроэнергии определяемого по показаниям ОДПУ, превышающего нормативное потребление. При этом 13.04.2022 собственнику жилого помещения № 13 дома № 4 по ул. Урминская, с. Песчаное за подписью начальника Попович Е.В. (исполнитель Мартыненко О.Ю.) дано разъяснение, что ПАО «ДЭК» законно производит начисление ОДН исходя из фактического объема электроэнергии, определяемого по показаниям ОДПУ, несмотря на наличие управляющей организации ГП «Облэнергоремонт плюс». Таким образом, налицо двойные стандарты ГЖИ ЕАО при рассмотрении обращений граждан, либо умысел определенных должностных лиц на нанесение ущерба ООО «ЕКС».

В судебном заседании представитель заявителя просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представители жилищной инспекции в удовлетворении заявления общества просила суд отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Пояснили, что при фактическом потреблении электроэнергии на ОДН меньше чем по нормативу, расчет все равно необходимо производить по нормативу.

Как следует из материалов дела, в адрес жилищной инспекции прокуратурой Смидовичского района ЕАО направлено обращение жильца дома по ул. Кирова 5, кв. 39 в п. Смидович ЕАО, по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги по отоплению и электрической энергии, потребляемой в целях содержания общего имущества МКД (вх. № 202/22 от 15.03.2022).

В обращении указано, что в жилых помещениях спорного МКД в период с октября 2021 года при начислении платы за отопление применяется завышенный объем потребления тепловой энергии, который должен определяться по показаниям ОДПУ, а также наблюдается рост платы за электроэнергию на ОДН.

Жилищная инспекция, в соответствии с положениями части 3 статьи 58 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) направило в адрес ООО «ЕКС» запрос от 18.03.2022 № 627/22с предложением в срок до 24.03.2022 направить в инспекцию следующие документы:

-сведения об обращениях жителей спорного МКД по вопросу правомерности начисления платы за отопление и росту платы за электроэнергию на ОДН (копии обращений, ответов на них и мерах по снижению объема потребления электроэнергии на ОДН);

-сведения о решении собственников спорного МКД по вопросу об определении объемов потребления коммунальных услуг на ОДН, в том числе электроэнергии на ОДН (копии решений общих собраний собственников по данному вопросу при наличии);

-сведения об исправности ОДПУ потребления тепловой энергии и ОДПУ потребления электроэнергии на начало отопительного периода 2021/2022 годы;

-сведения об объемах потребления тепловой энергии и электроэнергии, принятых для расчета размера платы за отопление и электроэнергию на ОДН в указанный период;

-каким образом производится начисление платы за отопление и электроэнергию на ОДН в отношении жилых помещений, расположенных по спорному адресу на примере квартиры № 39 в период с октября 2021 по февраль 2022, с приложением расчета платы, в том числе расчета компенсации, со ссылками на НПА и формулы;

-копии платежных документов по квартире № 39 за вышеуказанный период;

-а также иную информацию, подтверждающую факт правомерного начисления платы за отопление и электроэнергию на ОДН.

ООО «ЕКС» на указанный выше запрос представило в ГЖИ ЕАО ответ от 24.03.2022 исх. № 100, с приложением копий платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг с октября 2021 по март 2022, согласно которому спорный МКД оборудован ОДПУ электрической энергии. Снятие показаний ОДПУ электрической энергии производится представителями ресурсоснабжающей организации. Начисление за ОДН электроэнергии по дому № 5 по ул. Кирова производится в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно, от показаний ОДПУ минусуются суммарные показания ИПУ электроэнергии и разница выставляется потребителям услуг. Данными о поверке ОДПУ электрической энергии ООО «ЕКС» не располагает, т.к. техническая документация находится в ресурсоснабжающей организации. Обращения жителей дома по вопросу правомерности начисления платы за отопление и электроэнергию на ОДН в ООО «ЕКС» не поступали. Собственники дома по вопросу определения объемов потребления коммунальных услуг на ОДН решения не принимали. Представило расчет по электроэнергии на ОДН.

Старший государственный инспектор правового отдела ГЖИ ЕАО Мартыненко О.Ю., изучив представленные обществом документы и пояснения, установив, что расчет размера платы за электроэнергию на ОДН производится исходя из фактического объема потребления, определяемого по показаниям ОДПУ в отсутствие решения общего собрания собственников МКД № 5 по ул. Кирова в п. Смидович, что нарушает права граждан, проживающих в данном доме, 29.03.2022 составила мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которым предложила в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами провести контрольное (надзорное) мероприятие (далее - КНМ): внеплановое КНМ – документарная проверка.

Прокурору ЕАО 30.03.2022 направлено заявление о согласовании проведения внепланового КНМ.

В соответствии с решением от 30.03.2022 (КНМ № 79220947900001808004) в период с 01.04.2022 (сроком на 5 рабочих дней) назначена документарная проверка в отношении ООО «ЕКС» с целью проверки соблюдения обязательных требований (раздел VII Жилищного кодекса РФ, часть 9.2 статьи 156) при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребляемую в целях содержания общего имущества МКД № 5 по ул. Кирова в п. Смидович.

Решением прокурора ЕАО от 31.03.2022 № Исорг-7-155-22/-20990001 проведение КНМ № № 79220947900001808004 согласовано.

Решение о проведении проверки направлено обществу 31.03.2022 на электронный адресzakazgkh1@mail.ru.

Письмом от 01.04.2022 за исх. № 756/22 в целях получения письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, обществу указано в срок до 07.04.2022 направить в инспекцию объяснение по вопросу соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по электрической энергии, потребляемой в целях содержания общего имущества спорного МКД. 

ООО «ЕКС» представило в жилищную инспекцию письменные пояснения от 04.04.2022 № 110, в которых указало, производит начисление платы за жилое помещение в виде расходов на приобретение электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества исходя из норматива потребления указанного вида коммунальных ресурсов. Так как абзац третий пункта 44 Правил № 354, в соответствии с которым объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса утратил силу с 1 июля 2020 года (Постановление Правительства РФ от 29.06.2020 N 950), то в случае уменьшения или превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды перед объемом коммунальной услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления, производится перерасчет в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Таким образом, расходы собственников многоквартирного дома № 5 по ул. Кирова, п. Смидович, Смидовичского района ЕАО в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме складываются из двух компонентов – норматива потребления указанного вида коммунальных ресурсов и перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По результатам документарной проверки, должностным лицом, ее проводившим, составлен акт проверки от 05.04.2022 согласно которому со стороны ООО «ЕКС» выявлены нарушения в части определения размера платы за электроэнергию на ОДН гражданам проживающим в МКД № 5 по ул. Кирова в п. Смидович ЕАО, в период с октября 2021 года.

В акте указано, что согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется при наличии ОДПУ исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, которыйутверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ. Исключения составляют случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД:        1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ по тарифам, установленным органами власти субъектов РФ. В связи с тем, что до настоящего времени порядок проведения перерасчета размера расходов на ОДН исходя из показаний ОДПУ правительством РФ не установлен, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества МКД, при отсутствии решения собрания собственников помещений в МКД о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов на ОДН рассчитывается исходя из норматива потребления соответствующего ресурса, утвержденного приказом управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО от 14.03.2019 № 17/9, приказом департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО от 08.02.2022 № 11/22. Также, согласно разъяснению Минстроя РФ, утративший с 01.07.2020 силу абзац 2 п. 44 вышеназванных Правил (в ред. от 29.06.2020 № 690), касался ситуаций, когда начисление платы за коммунальные услуги на ОДН производит ресурсоснабжающая организация при непосредственном управлении МКД или в МКД, где не выбран способ управления. В ходе проведения проверки установлено, что МКД № 5 по ул. Кирова в п. Смидович оборудован ОДПУ потребления электрической энергии. Решение общего собрания собственников вышеуказанного МКД по вопросу об определении размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объемов потребления коммунальных услуг, определяемых по показаниям ОДПУ, не принималось. Начисление платы за электрическую энергию на ОДН произведено исходя из фактического объема потребления коммунального ресурса, определенного исходя из показаний ОДПУ электрической энергии, в том числе превышающего нормативное потребление, что является нарушением требований действующего законодательства РФ.

В материалах дела имеется расчет по квартире № 39 (площадью 59 кв.м), согласно которому к оплате по нормативу надлежало выставить сумму в размере 111,73 рубля, тогда как в квитанциях за октябрь 2021 выставлена сумма 92,49 рубля (-19,24 рубля), за ноябрь 2021 года – 96,07 рубля (- 15,66 рубля), за декабрь 2021 года – 131,84 рубля (+20,11 рубля), за январь 2022 года – 128,70 рубля (+16,97 рубля), за февраль 2022 года – 128,70 рубля (+16,97 рубля) (л.д. 82).

ООО «ЕКС» 05.04.2022 выдано предписание № 56 ОЮМ/22 со сроком исполнения до 16.05.2022 согласно которому обществу указано устранить выявленные нарушения (в части определения размера платы за электрическую энергию на ОДН гражданам проживающим, в МКД № 5 по ул. Кирова в п. Смидович ЕАО, в период с октября 2021); направить в инспекцию сведения и документы, подтверждающие устранение нарушений; в дальнейшем осуществлять начисление платы за коммунальные услуги на ОДН с учетом норм действующего законодательства. 

Посчитав указанное предписание жилищной инспекции несоответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. 

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Поскольку оспариваемое предписание вынесено 05.04.2021, получено заявителем 06.04.2021, а настоящее заявление представлено в Арбитражный суд Еврейской автономной области 18.04.2022, то установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обществом соблюден.

В статье 192 ЖК РФ определено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2). Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 3).

Согласно статье 196 ЖК РФ региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 1). Предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является соблюдение лицензиатами лицензионных требований (часть 2). Организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений (пункт 8.5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким органом на территории Еврейской автономной области является ГЖИ ЕАО.

При проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 1 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ, пункт 3 части 1 статьи 7 Закона № 99-ФЗ и пункт 13 Положения № 1110).

Согласно пункту 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

В силу пункта 1 статьи 58 Закона № 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации. При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности (часть 2 статьи 58 Закона № 248-ФЗ).

В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа при необходимости: 1) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации; 2) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным; 3) обеспечивает, в том числе по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия (часть 3 статьи 58 Закона № 248-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 60 Закона № 248-ФЗ по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования (часть 2 статьи 66 Закона № 248-ФЗ).

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратур в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.

Учитывая вышеизложенное, у жилищной инспекции имелись основания для проведения внеплановой проверки общества; требования Закона № 248-ФЗ об основаниях проведения КНМ, особенностях рассмотрения обращений, принятия решений по итогам рассмотрения сведений о причинении ущерба (вреда), организации проведения внеплановых КНМ, жилищной инспекцией соблюдены.

Вопреки доводам заявителя, КНМ согласовано с прокуратурой ЕАО.  

Оспариваемое предписание выдано жилищной инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.

Частью 1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Ранее (до 01.07.2020) согласно абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 Правил N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Абзац второй пункта 44 Правил № 354 в вышеуказанной редакции утратил силу с 01.07.2020.

Между тем, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в силу статьи 154 ЖК РФ не входит в плату за коммунальные услуги, правила предоставления которых регламентированы Правилами № 354.

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Учитывая буквальное толкование абз. 1 п. п. 40 и 44 Правил № 354, с 01.07.2020 объем потребленной электроэнергии, предоставленной на ОДН, в многоквартирных домах с непосредственным управлением, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к Правилам N 354 и предусматривает распределение всего объема ОДН на потребителей.

Вместе с тем, в спорном многоквартирном доме выбран и реализован способ управления управляющей компанией ООО "ЕКС" в связи с чем, применение данной нормы недопустимо.

Следовательно, с учетом положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и вышеизложенных обстоятельств, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за спорный период, не мог превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления.

В настоящем случае, как следует из имеющегося в материалах дела расчета по квартире № 39 (л.д. 82) общество начисляло плату в декабре 2021 года, в январе, феврале 2022 года за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества, исходя из фактического потребления коммунального ресурса по показаниям общедомового прибора учета, превышая установленный норматив потребления коммунального ресурса.

Таким образом, в указанные судом периоды обществом был нарушен порядок расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению на содержание общедомового имущества, что в том числе и послужило основанием для выдачи предписания.

Между тем, выдавая оспариваемое предписание ГЖИ ЕАО указало, что общество нарушило определение размера платы за электроэнергию на ОДН гражданам в период с октября 2021, тогда как в октябре, ноябре 2021 года, феврале 2021 года фактически потребленная на общедомовые нужды электроэнергия не превысила установленный норматив потребления.

В судебном заседании представители пояснили, что при фактическом потреблении электроэнергии на ОДН меньше чем по нормативу, расчет все равно необходимо производить по нормативу. Данный вывод является придерживаемой ГЖИ ЕАО позицией.

В указанном случае, суд не может согласиться с позицией жилищной инспекции в силу следующего.

В ситуации, когда объем электроэнергии на общедомовые нужды, исходя из фактически потребленного объема по показаниям общедомового прибора учета, не превышает объем ресурса, рассчитанного по нормативу, оснований для перерасчета платы в размере норматива не имеется.

Названный подход соотносится с целью правового регулирования отношений между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, направлен на обеспечение баланса интересов сторон затрагиваемых отношений, в том числе на обеспечение защиты прав потребителей коммунальных услуг и недопущение возложения на них необоснованных имущественных затрат по содержанию используемых ими помещений в многоквартирном доме, наряду с необходимостью реализации мероприятий по энергосбережению путем сокращения объемов ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ по содержанию общего имущества.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о неправомерности требования инспекции о перерасчете платы за электроэнергию в целом за весь период исходя из норматива потребления. Исполнение предписания за указанные судом периоды приведет к необходимости начисления собственникам помещений в многоквартирном доме платы за объем электрической энергии, которая фактически на общедомовые нужды не распределялась, что не соответствует требованиям Правил № 354.

Размер расходов на оплату электроснабжения, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.

В данном случае, норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать которую действующим законодательства не предусмотрена. Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.

Данный вывод суда соотносится с позицией Верховного Суда Российской Федерации по аналогичному вопросу (определение Верховного Суда РФ от 14.02.2020 N 309-ЭС19-27961 по делу № А76-26010/2018).

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание следует признать незаконным в части обязания ООО «ЕКС» осуществлять начисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды гражданам, проживающим в многоквартирном доме № 5 по ул. Кирова в п. Смидович ЕАО, в период с октября 2021 года и в дальнейшем, исходя из норматива потребления, при фактически потребленном объеме по показаниям общедомового прибора учета, не превышающем объем ресурса, рассчитанного по нормативу.

В остальной части оспариваемое предписание является законным, обоснованным и исполнимым, соответствует нормам действующего жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не возлагает на него незаконной обязанности.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается организациями в размере 3000 рублей.

Факт уплаты ООО «ЕКС» госпошлины в сумме 3000 рублей подтверждается имеющимся в материалах дела платежным поручением от 12.04.2022 № 397.

В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» указано, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Требования заявителя носят неимущественный характер, следовательно, при распределении судебных расходов не могут применяться положения абзаца 2 пункта 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. В случае полного или частичного удовлетворения (признания обоснованным) требования истца судебные расходы подлежат возмещению соответственно ответчиком в полном размере.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" положения статьи 110 АПК РФ о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.

При таких обстоятельствах, учитывая результат рассмотрения спора, с жилищной инспекции в пользу общества надлежит взыскать  расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 96 АПК РФ обеспечительные меры, принятые определением суда от 19.04.2022, подлежат отмене после вступления решения по делу в законную силу.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Единые Коммунальные Системы» удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание от 05.04.2022 № 56ОЮМ/22, выданное старшим государственным инспектором правового отдела государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области  Мартыненко Ольгой Юрьевной в части обязания общества с ограниченной ответственностью «Единые Коммунальные Системы» осуществлять начисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды гражданам, проживающим в многоквартирном доме № 5 по ул. Кирова в п. Смидович ЕАО, в период с октября 2021 года и в дальнейшем, исходя из норматива потребления, при фактически потребленном объеме по показаниям общедомового прибора учета, не превышающем объем ресурса, рассчитанного по нормативу.

Обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого предписания, принятые по настоящему делу определением от 19.04.2022, отменить после вступления решения по делу в законную силу. 

Взыскать с государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Единые Коммунальные Системы» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья  

И.А. Доценко