ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-955/12 от 24.10.2012 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д. 10, факс: 2-37-98, e-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                     Дело № А16-955/2012

29 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2012 года

Арбитражный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Осадчук О.Ю.,

при  ведении протокола судебного заседания секретарем Барановой Е.А.,

при участии: от заявителя – Чеусовой М.А. (доверенность от 11.01.2012 № 3), от ответчика – директора Популовой В.Ф. (приказ от 13.09.2012 № 126-К),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области, г. Биробиджан

о взыскании с общества с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство «Энергетик», п. Николаевка Смидовичского района Еврейской автономной области

платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 132 808,06 рубля,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее – заявитель, Управление Росприроднадзора по ЕАО) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство «Энергетик» (далее – ответчик, общество, ООО ЖКХ «Энергетик») платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 132 808,06 рубля.

Заявленное требование мотивировано тем, что общество в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, в связи с чем, в порядке статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002             № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ от 10.01.2002), обязано вносить обязательные публично-правовые платежи индивидуально-возмездного компенсационного характера.

В судебном заседании представитель заявителя, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), уточнил размер задолженности и просил суд взыскать с ответчика задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2011 года в сумме 113 020,52 рубля.  Против предоставления рассрочки исполнения судебного решения не возражает.

Ответчик в судебном заседании уточненные требования заявителя признал в полном объёме. Просил суд, в связи с тяжелым материальным положением общества, предоставить рассрочку исполнения судебного решения в части взыскания платы на  6 месяцев.

Как следует из материалов дела, ООО ЖКХ «Энергетик» представило в Управление Росприроднадзора по ЕАО расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2011 года и 1, 2 кварталы 2012 года на общую сумму 132 808,06 рубля, из которых: 113 020,52 рубля – за 2,3,4 кварталы 2011 года, 19787,54 рубля – 1, 2 кварталы 2012 года. 

Управление Росприроднадзора по ЕАО, ввиду невнесения обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду, направило в адрес ООО ЖКХ «Энергетик» требование о погашении недоимки от 08.08.2012 исх. № 07-04/1489    (л.д. 36).

Поскольку требование заявителя о погашении недоимки исполнены не в полном объеме, Управление Росприроднадзора по ЕАО, на основании статьи           213 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002, статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

По смыслу пункта 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу пункта 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2012 порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002  № 284-О подтверждена юридическая сила постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.

Пунктом 2 Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344.  

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым согласно пункту 2 данного приказа, является календарный квартал.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется природопользователями в вышеуказанные сроке по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010      № 780, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 функции администратора указанного вида платежа и полномочия по контролю и надзору за негативным воздействием на окружающую среду переданы от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Управление Росприроднадзора по ЕАО наделено полномочиями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Еврейской автономной области, следовательно, данный орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о взыскании задолженности по указанным платежам в доход бюджета.

ООО ЖКХ «Энергетик» в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов, в связи с чем, обязано вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О предусмотрено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона          «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

Следовательно, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

Факт осуществления в спорный период деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, общество не оспаривает.

Из уточненного расчета суммы задолженности Управления Росприроднадзора по ЕАО, платежных поручений от 21.09.2012 № 128, 129, 130, следует, что обществом фактически уплачено за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 года 19787,48 рубля.

Таким образом, сумма долга по плате за негативное воздействие на окружающую среду составила 113 020,52 рубля, из  которых: 45013,18 – 2 квартал 2011 года, 45 103,18 – 3 квартал 2011 года, 22 904,16 – 4 квартал 2011 года.

Представленный заявителем уточненный расчет задолженности судом проверен и признается правильным.

Поскольку на дату рассмотрения спора в суде доказательства уплаты недоимки в бюджет обществом не представлены, требование заявителя подлежит удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Ответчик, в связи с тяжелым материальным положением, ходатайствовал о предоставлении рассрочки исполнения решения на 6 месяцев.

В подтверждение тяжелого материального положения представлены:

-сведения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области от открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях;

-справка дополнительного офиса № 8 в г. Хабаровске Дальневосточного филиала ОАО «МТС-Банк» от 22.10.2012 № ДФ-д/о-8-148, согласно которой остаток денежных средств на расчетном счете составляет 1975 рублей;

-отчет о прибылях и убытках ООО ЖКХ «Энергетик» за 9 месяцев 2012 года, согласно которому деятельность общества является убыточной.

Представитель заявителя не возражал против предоставления ответчику рассрочки исполнения решения.

Суд, учитывая тяжелое финансовое положение ответчика, возможность погашения задолженности частями, считает необходимым предоставить рассрочку исполнения решения сроком на 6 месяцев с уплатой ежемесячно в доход бюджета по 18836,76 рубля.

В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с предприятия надлежит взыскать в доход федерального бюджета 4390,62 рубля.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-171, 176, 180, 181, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользование по Еврейской автономной области удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство «Энергетик», расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Смидовичский район, поселок Николаевка, ул. Строительная, 10 (ИНН 7903503897, ОГРН 1047900120850, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 06.05.2004), в доход бюджета 113020,52 рубля, составляющих плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 и 4 кварталы 2011 года.

Предоставить обществу с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство «Энергетик», расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Смидовичский район, поселок Николаевка, ул. Строительная, 10 (ИНН 7903503897, ОГРН 1047900120850, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 06.05.2004) рассрочку исполнения судебного решения в части взыскания платы на 6 месяцев с уплатой ежемесячно в доход бюджета по 18836,76 рубля.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство «Энергетик», расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Смидовичский район, поселок Николаевка, ул. Строительная, 10 (ИНН 7903503897, ОГРН 1047900120850, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 06.05.2004), в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 4390,62 рубля.

Решение вступает в законную силу по истечении срока на его обжалование в апелляционном порядке. Решение может быть обжаловано в течение месяца сос дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

Судья                                                                                       О.Ю. Осадчук