ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-1001/15 от 24.02.2016 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

02 марта 2016 года

Дело № А17-1001/2015

Резолютивная часть судебного акта от 24.02.2016.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Пичевой Д.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Строкиным К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по иску

публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал Ивэнерго (ОГРН <***>, место нахождения: 603950, <...>, адрес филиала: 153000, <...>)

к закрытому акционерному обществу «Центральная управляющая компания» (ОГРН <***>, место нахождения: 153006, <...>)

третье лицо АО «Ивгорэлектросеть»

о взыскании 2173377 рублей 35 копеек задолженности,

при участии в судебном заседании:

представителей истца ФИО1 (доверенность от 10.01.2016), ФИО2 (доверенность от 10.01.2016),

представителя ответчика ФИО3 (доверенность от 25.03.2015),

представителя третьего лица ФИО4 (по доверенности от 07.10.2015),

установил:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (истец, ПАО «МРСК Центра и Приволжья») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Центральная управляющая компания (ответчик, ЗАО «ЦУК») о взыскании на основании статей 309, 310, 539 Гражданского кодекса РФ, пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011), пунктов 5, 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442) 716828 рублей 80 копеек задолженности, составляющей стоимость сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды за период с января по июнь 2014 года включительно (исковой период).

Заявлениями от 22.07.2015, от 27.10.2015, от 02.12.2015 истец ПАО «МРСК Центра и Приволжья» уточнил, что на основании статей 309, 310, 313, 403, 410, 438, 539, 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 155, 161, 162 Жилищного кодекса РФ, пункта 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442) истребует 2173377 рублей 35 копеек задолженность за потребленную в период с января по июнь 2014 года включительно электрическую энергию в рамках фактически сложившихся между сторонами договорных отношений. Истец считает, что ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, обязан оплатить истцу (ресурсоснабжающая организация) весь объем электрической энергии, поставленный в управляемые ответчиком многоквартирные жилые дома.

Ответчик ЗАО «ЦУК» исковые требования не признал, возражения изложил в отзыве от 25.08.2015, дополнении к отзыву от 25.09.2015, дополнении к отзыву от 16.02.2016.

ЗАО «ЦУК» указывает, что не имеет задолженности перед истцом ввиду отсутствия заключенного сторонами договора энергоснабжение, равно как и не возникло на стороне ответчика неосновательного обогащения. Ответчик оспорил расчет истребуемой задолженности и не согласился с представленными истцом в обоснование задолженности доказательствами ввиду отсутствия данных, необходимых для расчета распределенного между потребителями объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышающего объем электроэнергии, рассчитанный исходя из нормативов потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды. ЗАО «ЦУК» полагает, что проверка выполненного истцом расчета задолженности (для установления учета истцом всех платежей, поступивших от населения) возможна при предоставлении истцом первичных документов по оплате объема электрической энергии бытовыми потребителями за исковой период.

Ответчик обращает внимание на не согласование сторонами в качестве расчетных общедомовых приборов учета, отсутствие доказательств допуска приборов учета в эксплуатацию, а также на односторонние, составленные сетевой организацией без участия представителей сторон, акты списания показаний.

ЗАО «ЦУК», представив оформленные самостоятельно акты о проверке технического состояния общедомового узла учета многоквартирного дома от 08.09.2015, утверждает, что ряд общедомовых узлов учета многоквартирных домов эксплуатируется с истекшим межповерочным интервалом трансформаторов тока.

Определением от 27.10.2015 удовлетворено ходатайство ответчика, к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечено АО «Ивгорэлектросеть» (сетевая организация).

В отзыве от 02.12.2015 третье лицо указывает, что исковые требования ПАО «МРСК Центра и Приволжья» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Третье лицо не соглашается с возражениями ответчика, оспаривает вызов ответчиком представителей сетевой организации для совместного обследования общедомовых узлов учета, установленных в домах, управляемых ответчиком. По мнению третьего лица, представленные ответчиком о проверке технического состояния общедомового узла учета многоквартирного дома являются недопустимыми доказательствами, составленными в одностороннем порядке с нарушением пунктов 172, 176, 180 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012). Третье лицо АО «Ивгорэлектросеть» оспаривает утверждение ответчика об истечении межповерочного интервала трансформаторов тока, установленных в узлах учета электрической энергии, полагая, что ответчик не представил соответствующих доказательств. Третье лицо оспаривает получение от ответчика обращений с просьбой принять участие в предстоящем осмотре общедомовых узлов учета, представив выписку из журнала регистрации входящих документов за 2015 год.

Изучив представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, суд установил следующие обстоятельства.

Ответчик ЗАО «ЦУК» в рамках искового периода являлся управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных жилых домов в городе Иванове.

Решением Некоммерческого партнерства "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" от 23.01.2013 N 2/2013 ОАО «Ивэнергосбыт» лишено статуса субъекта оптового рынка. Согласно приказу Минэнерго Российской Федерации от 24.01.2013 №27 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации", на основании пунктов 199, 202 и 205 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442) и в связи с лишением ОАО "Ивэнергосбыт" статуса субъекта оптового рынка, исключением его из реестра субъектов оптового рынка и прекращения в отношении ОАО "Ивэнергосбыт" поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности по группе точек поставки PIVENERG (ОАО "Ивановская энергосбытовая компания") статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ОАО "Ивэнергосбыт" присвоен ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья".

Истец ПАО «МРСК Центра и Приволжья», с 01.02.2013 наделен статусом гарантирующего поставщика, в целях урегулирования с ответчиком как исполнителем коммунальных услуг договорных отношений по поставке электрической энергии в управляемые ответчиком многоквартирные жилые дома, направил в адрес ответчика ЗАО «ЦУК» проект договора энергоснабжения от 01.02.2013 № ГП-15206.

В дальнейшем спорящие стороны не заключили договор энергоснабжения на условиях оферты (проекта договора) от 01.02.2013 № ГП-15206.

Несмотря на отсутствие заключенного договора энергоснабжения, истец в период с января по июнь 2014 года (с 01.07.2014 истец утратил статус гарантирующего поставщика) поставлял электрическую энергию в управляемые ответчиком многоквартирные жилые дома.

Отпуск электрической энергии произведен истцом в объеме, необходимом ответчику для обеспечения собственников помещений в многоквартирных домах услугой электроснабжения.

Сведения о показаниях общедомовых приборов учета предоставлены сетевой организацией ОАО «Ивгорэлектросеть», последней оформлены акты снятия показаний расчетных приборов учета, согласно которым, информация получена удаленно, с помощью автоматизированной системой коммерческого учета электрической энергии АСКУЭ (с приведением типа и номера прибора учета, показаний прибора учета, даты снятия показаний прибора учета). При этом в актах сетевая организация указывает, что в адрес управляющей организации направлено письмо – уведомление о снятии показаний расчетных приборов учета.

Вместе с тем, в рамках искового периода по ряду многоквартирных домов истец выявил превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. При этом истец определил превышение норматива потребления электрической энергии исходя из показаний общедомовых приборов учета, над объемом нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2013 № 572-П.

Установив превышение, истец сформировал и выставил ответчику к оплате следующие счета-фактуры с приложением актов приема-передачи:

-№260/3101/1460/Э от 31.01.2014 на сумму 208236 рублей 80 копеек,

-№001/1704/1460/Э от 17.04.2014 на сумму 4387 рублей 20 копеек (корректировочный к счету-фактуре от 31.01.2014),

-№244/2802/1460/Э от 28.02.2014 на сумму 213494 рубля 40 копеек,

-№002/1704/1460/Э от 17.04.2014 на сумму 10473 рубля 60 копеек (корректировочный к счету-фактуре от 28.02.2014),

-№252/3103/1460/Э от 31.03.2014 на сумму 52873 рубля 60 копеек,

-№241/3004/1460/Э от 30.04.2014 на сумму 75555 рублей 20 копеек,

-№228/3105/1460/Э от 31.05.2014 на сумму 84918 рублей 40 копеек,

-№225/3006/1460/Э от 30.06.2014 на сумму 96611 рублей 20 копеек.

При этом в разделе «Детализация начислений» актов приема-передачи указан объем превышения в разрезе каждого объекта энергоснабжения (многоквартирного жилого дома).

В дальнейшем истец уточнил, что истребует 2173377 рублей 35 копеек задолженность за электрическую энергию, поставленную в управляемые ответчиком многоквартирные жилые дома в период с января по июнь 2014 года. Размер истребуемой задолженности определен разностью стоимости поставленной электрической энергии, объем которой определен на основании показаний общедомовых приборов учета и суммой полученной оплаты.

Поскольку ЗАО «ЦУК» отказалось от расчета за поставленную электрическую энергию, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обратилось за судебной защитой в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемым иском о взыскании с ЗАО «ЦУК» 2173377 рублей 35 копеек задолженности.

В результате исследования приобщенных к материалам дела письменных доказательств, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Применительно к положениям части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», суд приходит к заключению о том, что сторон связывают фактические договорные отношения по энергоснабжению, правовое регулирование которых производится в соответствии с нормами § 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее Основные положения №442). Согласно подпункту б) пункта 2 указанного постановления, нормативный акт применяется при расчете обязательств по продаже и покупке электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и розничных рынках начиная с апреля 2012 года.

Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Стороны не заключили договор энергоснабжения на условиях подготовленного истцом проекта договора от 01.02.2013 № ГП-15206.

Вместе с тем, между сторонами сложились фактические договорные отношения по энергоснабжению.

Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно пункту 6.2. статьи 155 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011, далее Правила №354).

Именно ответчик как исполнитель коммунальных услуг, в силу закона наделен полномочиями по управлению жилыми домами, и именно он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать электрическую энергию (истцу), поставленную на границу разграничения балансовой принадлежности.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Согласно пункту 184 Основных положений N 442, определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение.

Следовательно, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не должно осуществляться без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.

Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Многоквартирные жилые дома в исковой период находились в управлении ЗАО «ЦУК», подтверждается материалами дела и факт поставки электрической энергии в исковой период истцом в указанные дома.

Ответчик ЗАО «ЦУК» является исполнителем коммунальных услуг, а в отношениях с истцом ПАО «МРСК Центра и Приволжья» как ресурсоснабжающей организацией, соответственно, абонентом (покупателем), то есть лицом, обязанным оплатить электрическую энергию, поставленную в управляемые им жилые многоквартирные дома.

Ответчик ЗАО «ЦУК», являясь управляющей организацией, получает от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома, обязан соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Требования, которые управляющая организация обязана соблюдать при предоставлении коммунальных услуг, предусмотрены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011).

Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил №354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

К числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесены услуги по электроснабжению, то есть снабжению электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «г» пункта 4 Правил № 354).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 31 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Согласно пункту 68 Основных положений № 442, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее - Правила № 124).

Истец ПАО «МРСК Центра и Приволжья» направлял в адрес ответчика проект договора энергоснабжения в целях урегулирования договорных отношений по энергоснабжению. Получив проект договора, ответчик не акцептовал оферту.

В рассматриваемом случае ответчик как управляющая организация не заключил договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком ПАО «МРСК Центра и Приволжья», вместе с тем, правовые статусы управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг неразрывны, поскольку невозможно осуществление управляющей организацией только части функций по управлению многоквартирным домом.

Получение ЗАО «ЦУК» в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Следовательно, ответчик в силу своего статуса управляющей организации обязан приобретать электрическую энергию у энергосбытовой организации для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования электрической энергии на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

С учетом обязанностей управляющей компании по предоставлению коммунальных услуг, следующей из положений пунктов 1, 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств предполагает оплату ответчиком всей электрической энергии, поступившей в многоквартирный жилой дом (приведенной к границе разграничения балансовой принадлежности). В силу пунктов 2, 8, 9 Правил N 354, ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату полного объема потребленной в многоквартирных домах электроэнергии.

Из части 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что фактически в ней подразумевается исполнение обязательства третьими лицами (статья 313 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При такой ситуации обязанность по исполнению обязательства по оплате в полном объеме (за услуги, предоставленные как в жилом помещении, так и на общедомовые нужды) энергоснабжающей организации сохраняется за управляющей организацией. Отношений при таком способе оплаты между потребителями и ресурсоснабжающей организацией не возникает, поскольку потребители, непосредственно внося денежные средства ресурсоснабжающей организации, исполняют свои обязательства по оплате услуг перед управляющей организацией.

Согласно пункту 64 Правил N 354, потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В предусмотренных законом случаях обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства, однако за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, отвечает должник, если законом не установлено иное (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, право собственников и пользователей помещений вносить плату за оказанные коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что изменяется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем или в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, поэтому, если собственники и наниматели помещений не внесли ресурсоснабжающей организации в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать оплаты поставленных коммунальных ресурсов от исполнителя коммунальных услуг.

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 Гражданского кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

С учетом того, что ресурс - электрическая энергия в спорный период поставлялась на границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности многоквартирных жилых домов, вся электрическая энергия, поступающая в жилые дома является договорным потреблением в правоотношениях ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг.

В пункте 17 Правил № 354 предусмотрены случаи, когда ресурсоснабжающая организация должна приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:

-при непосредственном управлении многоквартирным домом,

-многоквартирный дом, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил № 354;

-собственникам и пользователям жилых домов (домовладений).

При наступлении вышеуказанных обстоятельств статус ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг совпадает.

После реализации собственниками помещений в многоквартирном жилом доме права на избрание способа управления многоквартирным домом, лицом, владеющим энергопринимающим устройством многоквартирного дома, по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, становится избранный субъект правоотношений (управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив), который приобретает статус абонента - потребителя электрической энергии относительно всего многоквартирного дома (как совокупности всех жилых и нежилых помещений, расположенных внутри дома).

Поскольку в спорных многоквартирных домах избран и реализован способ управления - управляющей организацией ЗАО «ЦУК» пункт 17 Правил № 354 к рассматриваемой правовой ситуации неприменим.

Из положений части 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 313, 403 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения у ресурсоснабжающих организаций возникают исключительно с управляющей организацией, и предъявлять требования о взыскании долга ресурсоснабжающая организация уполномочена только к исполнителю коммунальных услуг.

Исходя из системного толкования пункта 14 Правил № 354, управляющая компания обязана предоставлять потребителям коммунальный ресурс с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса. Иное толкование данной нормы противоречило бы статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и давало бы управляющей компании возможность, не заключая договор с ресурсоснабжающей организацией, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным домом.

Пунктом 5 Основных положений №442 установлено, что на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей. Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

При проверке расчета задолженности суд установил, что истец правомерно применил в расчетах с ответчиком тарифы, утвержденные постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.12.2013 N 586-э/2 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Ивановской области на 2014 год".

Общий объем электрической энергии, поставленной в многоквартирные жилые дома определен истцом по показаниям общедомовых приборов учета и составляет весь объем, приведенный к границе разграничения балансовой принадлежности между сетями сетевой организации и энергопринимающими устройствами многоквартирного жилого дома. Из стоимости указанного объема исключена поступившая от собственников оплата.

В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал, что показания общедомовых приборов учета недостоверны. Объем потребленной электроэнергии по сложившейся практике бытовые потребители последовательно сообщают поставщику в счетах-квитанциях об оплате электроэнергии, достоверность этих сведений, основанных на показаниях индивидуальных (квартирных) приборов учета, предполагается. Опровергнуть полученные ресурсоснабжающей организацией от потребителей сведения вправе исполнитель коммунальных услуг, воспользовавшись правом, предусмотренным подпунктом «б» пункта 82 Правил № 354. Ответчиком самостоятельно не выполнен и не представлен суду контррасчет задолженности, не представлены доказательства того, что истец неправомерно не учел оплаты, поступившие от собственников помещений в многоквартирных домах.

Многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, на основании их показаний истец сформировал объем поставленной электрической энергии. При этом часть электрической энергии оплачена за ответчика собственниками помещений в многоквартирных домах.

Достаточных и достоверных доказательств несоответствия представленного расчета задолженности нормам действующего законодательства, а также потребления электрической энергии в меньшем размере, чем указано истцом, в материалах дела не имеется и ответчиком в нарушение статей 65, 66, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Специфика правоотношений по энергоснабжению характеризуется длящимся характером таких отношений, которые обусловлены порядком исполнения абонентом обязательств по оплате ресурса в расчетный период за фактически принятое в текущем периоде количество энергии. Из материалов дела следует, что платежи собственников помещений в многоквартирных домах учтены при расчете задолженности. ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не отказалось учитывать текущие платежи, в связи с чем оснований считать, что в данном случае возможно двойное взыскание стоимости электрической энергии, не имеется. Судом установлено, что истец предоставил представителю ответчика возможность проверить расчет задолженности в электронном виде. По результатам проверки выявлено, что истец не учел оплату в размере 9067 рублей 12 копеек (электронное сообщение сотрудника ответчика представлено в материалы дела, в таблице поименованы оплаты конкретных потребителей, не учтенные истцом), что явилось основанием для уменьшения истцом размера исковых требований. Доказательства того, что истцом не учтены произведенные собственниками помещений оплаты, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик не представил. Судом также учтено, что письмом от 16.02.2016 истец сообщил ответчику о возможности повторной проверки расчета задолженности, поступивших оплат в электронном виде, ответчик не воспользовался предоставленной возможностью.

Из изложенного, в соответствии со статьями 307-309, 539, 544 Гражданского кодекса РФ, следует, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обоснованно обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованием к ЗАО «ЦУК» о взыскании 2173377 рублей 35 копеек стоимости электрической энергии, исковые требования подлежат удовлетворению.

Отклоняются возражения ответчика о недостоверности показаний общедомовых приборов учета, поскольку на управляющую организацию возложена обязанность по хранению технической документации на многоквартирный дом (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее Правила №491).

Потребители энергетических ресурсов самостоятельно ведут учет потребляемых ресурсов с применением соответствующих приборов учета (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса РФ). Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе общедомовых приборов учета энергоресурсов, подразумевает обеспечение соблюдения законодательства об энергосбережении (статьи 161, 162 Жилищного кодекса, пункты 10, 11, 28 Правил №491), в целях соблюдения указанных норм управляющая организация должна располагать соответствующими документами, подтверждающими ввод общедомовых приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию, и убедиться, что приборы учета являются расчетными.

В рассматриваемом случае показания общедомовых приборов учета получены истцом от сетевой организации АО «Ивгорэлектросеть», копии актов направлены сетевой организацией ответчику, который обязан убедиться, что учет электрической энергии осуществляется надлежащим образом. В соответствующих актах содержатся сведения о типе прибора учета, его заводском номере, месте установки. Применительно к пунктам 169, 171 Основных положений №442 сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно либо опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей вправе контролировать правильность снятие показаний приборов учета, результат контроля оформляется актом контрольного снятия показаний прибора учета.

Представленные ответчиком акты о проверке технического состояния общедомового узла учета многоквартирного дома от 08.09.2015 нельзя признать надлежащими доказательствами недостоверности показаний общедомовых приборов учета. Акты составлены ответчиком в одностороннем порядке, достоверных доказательств вызова сетевой организации для принятия участия в комиссионном обследовании узлов учета не представлено, вместе с тем соответствующая проверка узла учета осуществляется сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно присоединены энергопринимающие устройства потребителя (пункты 155, 172, 176, 180 Основных положений №442). Третье лицо оспаривает получение от ответчика уведомлений о предстоящем обследовании узлов учета. Проверка расчетных приборов учета включает в себя визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета нормативным требованиям, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Доказательств выявления фактов безучетного потребления электрической энергии материалы дела не содержат.

Возражения ответчика об истечении межповерочного интервала трансформаторов тока, установленных в узлах учета ряда многоквартирных жилых домов, отклоняются судом. В ходе судебного разбирательства не представилось возможным достоверно установить, что в рамках искового периода с января по июнь 2014 года узлы учета электрической энергии, смонтированные в части управляемых ответчиком многоквартирных домов, эксплуатировались с истечением межповерочного интервала трансформаторов тока.

Ответчик не представил надлежащих доказательств эксплуатации узлов учета электрической энергии с нарушениями установленных норм, что повлекло бы признание узлов учета не расчетными.

Возражения ответчика в указанной части основаны на предположениях и не могут быть приняты судом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке.

Юридические лица, применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению (пункт 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 № 125).

Все средства измерений и учета электрической энергии должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе (пункт 2.11.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6).

Пунктом 2.11.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, предусмотрено, что установка и эксплуатация средств измерений и учета электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок. Показания приборов учета, не соответствующих указанным нормам, не могут приниматься во внимание и служить основанием для расчета стоимости потребленной ответчиком электроэнергии.

В силу пунктов 2.11.9, 2.11.10, 2.11.16, 2.11.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами. Собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями. Использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке.

Поверка средств измерений - это установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям. Поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации выполняется через межповерочные интервалы времени, которые устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от стабильности того или иного средства измерений и могут устанавливаться от нескольких месяцев до нескольких лет (пункты 13.15, 13.17 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации "Государственная система обеспечения единства измерения. Метрология. Основные термины и определения. РМГ 29-99", введенных в действие Постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 N 139-ст).

Согласно пунктам 137, 155 Основных положений № 442, приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета); собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов. Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с подпунктом 17 статьи 2, пункта 1 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» использование средства измерения, срок поверки которого истек, не допускается.

Ответчик в рамках полномочий управляющей организации вправе самостоятельно обследовать узлы учета электрической энергии, установленные в управляемых ответчиком многоквартирных домах, в целях контроля с тем, чтобы своевременно поверить элементы узлов учета, а также в целях проверки правильности снятия показаний общедомовых приборов учета.

Однако расценивать односторонние акты о проверке технического состояния общедомового узла учета многоквартирного дома от 08.09.2015 в качестве надлежащих доказательств нерасчетности учета электрической энергии нельзя, поскольку установление фактов нарушения учета электрической энергии отнесено к компетенции сетевой организации (специализированная организация, имеющая компетентный персонал) в соответствии с пунктом 172 Основных положений № 442, согласно которому, проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета.

В рассматриваемом случае такой сетевой организацией является АО «Ивгорэлектросеть», персонал сетевой организации не принимал участия в инициированных ответчиком обследованиях узлов учета, не извещался ответчиком о предстоящем осмотре узлов учета.

Судом также учтено, что в актах проверки отсутствует информация о годе поверки трансформаторов тока, который может не совпадать с годом изготовления, установки.

Судебные расходы истца по оплате госпошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика и возмещает истцу. Поскольку размер исковых требований увеличен без доплаты государственной пошлины, недостающая сумма госпошлины, в размере 17337 рублей взыскивается с ответчика в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ПАО «МРСК Центра и Приволжья» удовлетворить.

Взыскать с ЗАО «Центральная управляющая компания»:

1) в пользу ПАО «МРСК Центра и Приволжья»:

-2173377 рублей 35 копеек задолженность,

-17337 рублей в счет возмещения судебных расходов истца по оплате иска госпошлиной,

2)в доход федерального бюджета 16530 рублей госпошлину.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы, в том числе в электронном виде, подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья Пичева Д.К.