ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
21 февраля 2020 года | Дело №А17-10272/2019 |
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наливиной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о признании недействительным распоряжения Департамента финансов Ивановской области от 20.06.2019 № 113,
при участии:
от Управления градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области: ФИО1 по доверенности от 20.01.2020;
от Департамента финансов Ивановской области: ФИО2 по довекренности от 09.01.2020;
от Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области: ФИО3 по доверенности от 18.09.2019 №30;
от Службы государственного финансового контроля Ивановской области: ФИО4 по доверенности от 14.01.2020 №8;
установил:
Управление градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (далее, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента финансов Ивановской области (далее, Департамент, административный орган) от 20.06.2019 № 113 (далее – Распоряжение).
Определением суда от 05.12.2019 заявление Управления принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 21.01.2020. По окончании предварительного судебного заседания суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, арбитражным судом в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершено предварительное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.
Управление в обоснование заявленных требований указывает на следующие обстоятельства.
Распоряжением Департамента финансов Ивановской области от 20.06.2019 №113 «О применении меры бюджетной ответственности в виде бесспорного взыскания суммы средств, предусмотренных из областного бюджета бюджету муниципального образования Ивановской области, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств областного бюджета» в отношении Управления градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области применена мера бюджетной ответственности в связи с нарушением подпункта «в» пункта 5 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 24 06 2014 №242-п в виде бесспорного взыскания суммы средств предоставленных из областного бюджета бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района, в сумме 4 975 179,22 рублей.
Заявитель, не оспаривая по существу основания для вынесения Распоряжения, указывает на существенные процессуальные нарушения, допущенные Департаментом.
Так в нарушение требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее, БК РФ), Правил принятия финансовыми органами решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решений об отказе в применении бюджетных мер принуждения, утвержденными Постановление Правительства РФ от 07.02.2019 № 91 оспариваемое Распоряжение не содержит указания на вид бюджетного нарушения со ссылкой на статью БК РФ, вменяемого Заявителю, в связи с чем, существенно нарушает права Заявителя.
Указывает, что в нарушение требований абз.2 части 5 статьи 306.2 БК РФ Службой государственного финансового контроля Ивановской области несвоевременно (с нарушением 30 дневного срока с момента окончания контрольного мероприятия) было направлено в адрес Департамента уведомление о применении бюджетных мер принуждения(датировано от 28.05.2019, контрольное мероприятие окончено 24.04.2019). При этом копия указанного уведомления объекту контроля (Заявителю) не направлялась. Направлено было лишь 27.05.2019 в адрес Главы Гаврилово-Посадского муниципального района информационное письмо о результатах проверки.
Заявитель также указывает, что Департаментом в нарушение абзаца третьего статьи 306.2 БК РФ не направил уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу, которым в соответствии с решением Гаврилово-Посадского районного Совета депутатов от 29.11.2010 № 44 «О Положении о Финансовом управлении Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области» является Финансовое управление администрации Гаврилово-Посадского муниципального района, имеющее статус самостоятельного юридического лица.
Управление обращает внимание на то, что срок окончания исполнения представления Службы государственного финансового контроля истекал 30.06.2019 года, а информация «О направлении копий распоряжений о применений бюджетных мер принуждения» Департаментом направлена 21.06.2019 - до истечения срока исполнения представления.
Заявитель полагает оспариваемое Распоряжение недействительным, поскольку в настоящее время в соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее - Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ), вступившим в силу 06.08.2019 статья 306.8 признана утратившей силу.
Управлением в связи с пропуском срока на подачу в суд настоящего заявления, представлено ходатайство о его восстановлении.
В качестве уважительных причин Заявитель указывает на тот факт, что в судебном порядке Администрацией оспаривалось по существу вменяемых бюджетных нарушений представление от 24.05.2019, вынесенное Службой государственного финансового контроля Ивановской области по результатам контрольного мероприятия. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.10.2019 в удовлетворении требован6ий Управления оказано. До разрешения спора по существу Управление полагало нецелесообразным оспаривать Распоряжение Департамента.
Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении, дополнениях от 14.02.2020.
В судебном заседании представитель Управления заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента с заявленными требованиями не согласился по мотивам представленного письменного отзыва, пояснил, что возражает против удовлетворения ходатайства Управления о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд, поскольку приведенные в обоснование уважительности причины пропуска срока таковыми не являются.
По существу заявленных требований сообщил следующее.
Службой государственного финансового контроля Ивановской области в период с 27.03.2019 по 24.04.2019 проведена выездная плановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета (выборочно), а так же достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям, в Управлении градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово - Посадского муниципального района Ивановской области.
В ходе контрольного мероприятия Службой в числе прочего выявлено нарушение нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения: нарушение п.п «в» п. 5 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 24.06.2014 № 242-п, п. 3.2, 3.6 соглашения между Департаментом культуры и туризма Ивановской области и администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о предоставлении субсидии бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в 2016 году от 09.11.206 № 146.
В ст. 306.8 БК РФ (в ред. 06.06.2019) в качестве одного из оснований, для применения бюджетных мер принуждения, предусмотрено нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, которое влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Указанная мера так же предусмотрена п. 2 ст. 306.2 БК РФ.
Указывает, что Службой в соответствии с п. 5 ст. 306.2 БК РФ (ред. от 06.06.2019), а также п. 5.7 Порядка осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Ивановской области, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 26.12.2013 № 567-п, направлено в установленный срок (60 календарных дней после даты окончания проверки) в Департамент финансов Ивановской области уведомление от 28.05.2019 № 01-24-3 о применении бюджетных мер принуждения.
Рассмотрев указанное уведомление Службы, Департамент установил основания для применения бюджетных мер принуждения в соответствии с Правилами принятия Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органами управления государственными внебюджетными фондами решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решений об отказе в применении бюджетных мер принуждения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2019 № 91, вынес оспариваемое Распоряжение в установленный срок (30 календарных дней с момента получения).
По мнению Департамента, в распоряжении определен вид бюджетного нарушения - нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, поэтому отсутствие ссылок на статьи БК РФ не является основанием для признания оспариваемого распоряжения недействительным.
Более подробно позиция изложена в отзыве на заявление от 13.01.2020.
Служба государственного финансового контроля Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по мотивам представленного письменного отзыва. Представитель возражал против удовлетворения ходатайства Управления о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд, поскольку приведенные в обоснование уважительности причины пропуска срока таковыми не являются.
В ходе плановой проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета (выборочно), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами, в Управлении установлено ряд нарушений, в связи с чем наряду с уведомлением о применении бюджетной меры принуждения от 28.05.2019 № 01-24-3 в отношении Управления, в адрес Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области Службой направлено представление от 24.05.2019 № 05-01/01-19-22 (пункт 2).
Указанное представление (пункт 2) было обжаловано Администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в Арбитражном суде Ивановской области, требования Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о признании незаконным и отмене пункта 2 Представления № 05-01/01-19-22 от 24.05.2019 года оставлены без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.10.2019 по делу № А 17 - 4596/2019 вступило в законную силу.
По мнению Службы, нарушения сроков направления спорного уведомления не допущено, заявитель ссылается на положения статьи 306.2 БК РФ в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 199-ФЗ , действующей с 06.08.2019.
На даты направления уведомления о применении бюджетной меры принуждения, принятия приказа Департамента финансов действовали положения статьи 306.2 БК РФ в другой редакции (от 19.07.2018).
Более подробно позиция изложена в отзыве на заявление от 14.01.2020.
Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области заявленные требования поддержала в полном объеме, полагает, что допущенные процессуальные нарушения, а также то обстоятельство, что на текущий момент устранена ответственность за допущенные нарушение, влекут признание оспариваемого Распоряжения недействительным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Службой государственного финансового контроля Ивановской области в период с 27.03.2019 по 24.04.2019 в соответствии с планом контрольных мероприятий службы государственного финансового контроля Ивановской области на 2019 год, утвержденным распоряжением службы государственного финансового контроля Ивановской области от 24.12.2018 № 71, на основании распоряжения начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 27.03.2019 № 30 «О назначении выездной проверки», проведена выездная плановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета (выборочно), а так же достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям, в управлении градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово - Посадского муниципального района Ивановской области.
При проведения проверки Службой в действиях Управления установлено нарушение пункта 3 статьи 139 БК РФ, подпункта в) пункта 5 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 24.06.2014 № 242-п, пунктов 3.2, 3.6. соглашения от 09.11.2016 № 146 между Департаментом культуры и туризма Ивановской области и Администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о предоставлении субсидии бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области на укрепление МБТ в 2016 году.
Нарушение выразилось в том, что Управление в 2017 году при расходовании субсидии на укрепление МТБ на капитальный ремонт зрительного зала Дома культуры, предоставленной из областного бюджета в сумме 5 000 000,00 рублей, не обеспечило соблюдение условия предоставления и расходования субсидии, не обеспечило наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в отношении мероприятий по проведению ремонта муниципальных учреждений культуры Ивановской области).
По данному факту Службой было выдано уведомление о применении бюджетной меры принуждения от 28.05.2019 № 01-24-3 в отношении Управления, а также в адрес Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области представление от 24.05.2019 № 05-01/01-19-22 (пункт 2).
Департаментом финансов на основании уведомления Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 28.05.2019 № 01-24-3 о применении бюджетных мер принуждения к Управлению в том числе и в связи с выявлением факта нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с п. 1 ст. 306.2, п.6 ст. 306.2 БК РФ (ред. от 06.06.2019), в течении 30 календарных дней после получения уведомления принято решение о применении бюджетных мер принуждения в форме распоряжения Департамента финансов от 20.06.2019 № 113.
Распоряжение Департамента финансов от 20.06.2019 № 113 получено Управлением 21.06.2019.
Не согласившись с указанным распоряжением, Управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее, АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления (части 1, 2 статьи 117 АПК РФ).
Поскольку нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, предусмотренный в части 4 статьи 198 АПК РФ, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции, который удовлетворяет либо не удовлетворяет ходатайство исходя из имеющихся в материалах дела доказательств и фактических обстоятельств, основываясь на внутреннем убеждении.
Как следует из материалов дела оспариваемое Распоряжение получено Управлением 21.06.2019, что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции и не отрицается самим заявителем.
Заявление об оспаривании Распоряжения Департамента подано Управлением в Арбитражный суд Ивановской области 29.11.2019 посредством системы «Мой Арбитр», то есть с пропуском установленного законом 3-месячного срока.
Управлением заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование Распоряжения с указанием в качестве уважительной причины для его восстановления участие в судебном процессе по оспариванию Администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области представления от 24.05.2019 № 05-01/01-19-22 Службы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, определяя сроки подачи жалоб, устанавливает тем самым баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с одной стороны, и правом на справедливое судебное разбирательство, с другой.
При этом по смыслу закона уважительные причины пропуска срока - это объективные, не зависящие от лица препятствия для совершения процессуального действия, которые имеют место в период, в течение которого следует совершить данное процессуальное действие.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Заявитель, как добросовестный участник гражданско-правовых отношений, имел возможность в течение установленного срока после получения оспариваемого Распоряжения обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В рассматриваемом случае, Управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих его обращению в пределах установленного срока в суд с настоящим заявлением.
Названная Управлением причина пропуска процессуального срока не может быть признана судом уважительной, поскольку не носит объективный характер, и по существу не препятствовала заявителю реализовать свое право на судебную защиту в установленные сроки.
Пропуск срока на подачу заявления, а также отсутствие уважительных причин для восстановления срока на обжалование являются самостоятельными и достаточными основаниями для отказа в удовлетворении рассматриваемых требований.
При этом оценивая дополнительные доводы заявителя, отраженные им в заявлении от 14.02.2020 об устранении ответственности за совершенное правонарушение новым законом, Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», суд обращает внимание заявителя на то, что при рассмотрении заявлений в порядке главы 24 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд оценивает оспариваемый ненормативный правовой акт на момент его вынесения.
Вопросы исполнения указанного ненормативного правового акт после того как устранена ответственность за то или иное нарушение не входят в предмет рассматриваемого спора.
руководствуясь статьями 170 - 176, 198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Управления градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о признании недействительным распоряжения Департамента финансов Ивановской области от 20.06.2019 № 113 отказать .
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
3. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
4. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья Никифорова Г.М.