ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-10347/18 от 18.03.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

25 марта 2019 года

Дело № А17-10347/2018

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наливиной Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании недействительным предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области № 01-20/1-18 от 26.10.2018г.,

при участии в судебном заседании:

от Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области: ФИО1 по доверенности от 21.01.2018;

от Службы государственного финансового контроля Ивановской области: ФИО2 по доверенности от 28.12.2018; ФИО3 по доверенности от 09.01.2019.

установил:

Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области (далее по тексту, Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее по тексту, Контрольный орган, Служба, орган финансового контроля) № 01-20/1-18 от 26.10.2018.

Заявленные требования мотивированы следующим.

В отношении Администрации Службой проведено контрольное мероприятие, по результатам которого 30.10.2018 в адрес администрации Приволжского муниципального района поступило Предписание о возврате в бюджет Ивановской области средств в общей сумме 638 786, 70 рублей.

Заявитель считает предписание незаконным по следующим основаниям.

По пунктам 1,3 Предписания указывает, что в 2017 году Администрацией действительно не были достигнуты показатели результативности использования Субсидии (доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями, от общей численности населения муниципального образования) на обеспечение мероприятий по формированию комфортной городской среды (благоустроенные дворовые территории); Субсидии на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков). Это произошло в связи с неисполнением подрядчиками (ООО «СтройПроф Сервис», ИП ФИО4) принятых на себя обязательств по муниципальным контрактам.

Администрацией предприняты меры к подрядчикам, поданы заявления в Арбитражный суд Ивановской области о понуждении подрядчиков исполнить принятые обязательства.В итоге заключены мировые соглашения, в соответствии с которыми которых подрядчики все работы исполнили в установленные сроки в 2018 году.

В связи с вышеизложенным, Администрация считает, что показатели результативности обеспечены в период реализации программ 2017-2019 годы.

Кроме того, Заявитель указывает, что им выполнены условия пунктов 4.3.10 Соглашений 18.01.2018, возвращено в Департамент ЖКХ Ивановской области части субсидии в сумме 2 801 772,99 рублей и 3 298 494,86 рублей соответственно.

По пункту 2 Предписания Заявитель указывает, что в 2017 году бюджет Приволжского городского поселения получил субвенцию в размере 2 078 000,00 рублей на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области».

Постановлением администрации Приволжского муниципального района от 25.07.2016 № 470-п (далее- Постановление администрации № 470-п) утвержден Порядок расходования субвенции на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Пунктом 1.4. вышеуказанного Порядка определено понятие приобретаемых жилых помещений «жилые дома, квартиры, расположенные на территории Приволжского городского поселения, пригодные для постоянного проживания, благоустроенные применительно к условиям города Приволжска, общей площадью не менее 20 квадратных метров и не более 40 квадратных метров, отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства».

В силу пункта 5 статьи 21 Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-03 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» (далее - Закон Ивановской области № 50-03) норма предоставления площади жилого помещения устанавливается 33 квадратных метров на одиноко проживающего человека. На момент приобретения жилых помещений представительным органом местного самоуправления Приволжского городского поселения не определена была норма предоставления для одиноко проживающего человека. В соответствии с Законом Ивановской области № 50-03 и с Постановлением администрации № 470-п, администрация Приволжского муниципального района объявляла закупки на приобретение жилых помещений площадью не менее 33 кв.м. и не более 40 к-в.м.

Администрацией района были израсходованы денежные средства в объеме определенной Методикой распределения субвенций бюджетам муниципальных образований ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, утвержденной Закону Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» от 14.03.1997 № 7-03.

Действующим законодательством не определена методика частичного возврата субвенции главному распорядителю средств бюджета, расчет Службой государственного финансового контроля Ивановской области осуществлен самостоятельно, без наличия нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения.

Администрация полагает, что в полном объеме исполнила областные полномочия. Дополнительных расходов средств областного бюджета не происходило, превышение стоимости приобретаемого жилого помещения не последовало, Законом Ивановской области №50-03 определена лишь расчетная площадь жилого помещения, но не площадь предоставляемого жилого помещения.

Таким образом, администрацией достигнуты наилучшие показатели расходования субвенции в рамках ее предоставления главной целью которой является оказание социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Более подробно позиция изложена в заявлении.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 27.11.2018г. дело было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 10.01.2019г., дело назначено к судебному разбирательству.

В судебном заседании представитель заявителя с учетом характера нарушений, просил снизить размер финансовых санкций.

Представитель Службы с заявленными требованиями не согласился по мотивам представленного письменного отзыва.(т.1 л.д.88-111).

Полагает, что в ходе контрольного мероприятия установлены факты нарушений бюджетного законодательства.

Установлено, что в 2017 году в нарушение пунктов 12-14 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п, пункта 4.11 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды (Приложение 1 к подпрограмме «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п, пункта 4.3.10 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формирования современной городской среды Администрацией до 01.05.2018 не осуществлен возврат средств в областной бюджет в сумме 315 084,89 рублей.

Возврат указанных сумм должен был быть произведен в связи с недостижением Администрацией по состоянию на 31.12.2017 значений показателей результативности использования указанной субсидии в порядке п. 4.3.10 Соглашения. Факт недостижения показателей результативности в установленный срок заявителем не оспаривается.

Объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет рассчитывается в соответствии с пунктами 12-14 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п.Аналогичные требования установлены пунктом 4.11 Порядка по формированию современной городской среды.

Порядок возврата установлен пунктом 4.3.2 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования данной субсидии указанные нарушения не устранены.

При квалификации нарушения Служба руководствовалась следующим.

Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п утверждена государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», приложением 11 к которой утверждена подпрограмма «Формирование комфортной городской среды» (в редакции от 07.04.2017) (далее — Подпрограмма).

В соответствие с пунктом 1 раздела 2 Подпрограммы, подпрограмма предусматривает реализацию двух основных мероприятий, одним из которых является основное мероприятие «Формирование современной городской среды», в рамках которого реализуется мероприятие: субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды (далее — субсидия по формированию городской среды).

Мероприятие предусматривает предоставление субсидии муниципальным образованиям Ивановской области для обеспечения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий.

Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий установлен приложением 1 к Подпрограмме (далее — Порядок по формированию современной городской среды).

Согласно пункту 4.3.2 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п Администрацией приняты обязательства по обеспечению достижения в срок до 31.12.2017 следующих показателей результативности использования субсидии на формирование современной городской среды количество благоустроенных дворовых территорий — 17 единиц;доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий — 20%; охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями, от общей численности муниципального образования) - 10%;количество благоустроенных общественных территорий — 1 единица; площадь благоустроенных общественных территорий — 0,22 га; доля площади благоустроенных общественных территорий к общей площади общественных территорий - 15%.

В ходе проведения проверки должностными лицами Службы установлено, что в целях реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий Администрацией и ООО «СтройПрофСервис заключен муниципальный контракт от 03.10.2017 № 796403/46 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий по ул. Фурманова <...>, г. Приволжска (далее - муниципальный контракт от 03.10.2017 № 796403/46).

Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, муниципальный контракт от 03.10.2017 № 796403/46 не исполнен в полном объеме на сумму 2 917 345,39 рублей до 31.12.2017, таким образом, взятые на себя соглашением от 26.06.2017 № 12-17/167-п обязательства по обеспечению достижения в срок до 31.12.2017 показателей результативности использования субсидии Администрацией не исполнены.

Как было ранее указано, в соответствии с пунктом 4.3.2 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п Администрацией приняты обязательства по обеспечению достижения в срок до 31.12.2017 показателей результативности использования субсидии.

В силу пункта 4.3.10 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п в случае, если по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения значений показателей результативности использования субсидии, определенные в пункте 4.3.2 раздела IV настоящего соглашения и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Администрация обязуется обеспечить возврат в областной бюджет части субсидии в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии.

Полагает несостоятельными доводы заявителя о том, что отсутствовала возможность соблюдения Администрацией требований нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по причине допущения просрочки исполнения обязательств со стороны подрядной организации, поскольку указанные обстоятельства не могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, чрезвычайных событий и обстоятельств, считает, что основания для освобождения Администрации от применения мер ответственности, предусмотренные пунктом 4.12 Порядка по формированию современной городской среды, пунктом 5.5 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п, отсутствуют.

Относительно доводов Администрации о том, что в соответствии с пунктом 4.3.10 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п Департаменту ЖКХ осуществлен возврат субсидии в общей сумме 2 801 772,99 рублей, следует отметить.

Возврат указанных средств не связан с исполнением пункта 4.11 Порядка по формированию современной городской среды, пункта 4.3.10 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п, предусматривающих возврат средств в связи с недостижением значений показателей результативности предоставления субсидии, в связи с чем, не имеет отношения к оспариваемому Предписанию.

Осуществление возврата неиспользованных на 1 января 2018 года межбюджетных трансфертов предусмотрено положениями пункта 5 статьи 242 БК РФ, пункта 4.8 Порядка по формированию современной городской среды, пункта 4.6 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п.

Аналогичные доводы Службой приводятся в отношении позиции Администрации по пункту 3 Предписания применительно проверки использования субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды в 2017 году на обеспечение мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков) (Приложение 2 подпрограммы «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением.

По пункту 2 предписания Служба указывает, что Администрацией в нарушение пункта 3 статьи 86, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 8.1. Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» в 2017 году, за счет средств субвенции бюджетам городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставленной из областного бюджета, Администрацией приобретены 2 жилых помещения, площади которых превышают на 6,1 кв. м. и 3,3 кв. м. размер, установленный методикой распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, утвержденной Законом № 7-03, что привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета в сумме 256 548,84 рублей.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент ЖКХ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представил письменный отзыв, разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, установил следующие обстоятельства.

Службой на основании плана контрольной деятельности на 2018 год, в соответствии с требованиями статей 269.2, 270.2 БК РФ, пунктов 5.1, 5.3 Порядка осуществления контроля № 567-п Службой, распоряжением от 20.08.2018 №67-кр проведена проверка соблюдения целей, порядка, и условий представления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета бюджетом Приволжского городского поселения, а также достижение показателей результативности использования указанных средств соответствующим целевым показателям и индикаторам, предусмотренных государственными программами за 2017,2018.(т.1 л.д.112).

Результаты проверки нашли свое отражение в акте проверки от 28.09.2018 (т.1 л.д.113-146), выдано предписание (т.2 л.д.1-2).

Указанным предписанием Администрации необходимо произвести возврат в бюджет Ивановской области 638 786,7 рублей.

Не согласившись с указанным предписанием, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее, АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного Кодекса РФ (далее-БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Служба является органом исполнительной власти Ивановской области, осуществляющим функции по контролю в сфере финансово-бюджетных правоотношений (пункт 3 статьи 265 Кодекса, Положение N 540-п).

В пункте 2 статьи 269.2 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 Кодекса).

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Службой в пределах предоставленных полномочий БК РФ.

Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п утверждена государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», приложением 11 к которой утверждена подпрограмма «Формирование комфортной городской среды» (в редакции от 07.04.2017) (далее — Подпрограмма).

В соответствие с пунктом 1 раздела 2 Подпрограммы, подпрограмма предусматривает реализацию двух основных мероприятий, одним из которых является основное мероприятие «Формирование современной городской среды», в рамках которого реализуется мероприятие: субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды (далее — субсидия по формированию городской среды).

Мероприятие предусматривает предоставление субсидии муниципальным образованиям Ивановской области для обеспечения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий.

Постановлением Правительства Ивановской области от 11.05.2017 № 167-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды в 2017 году» (в редакции от 08.08.2017) бюджету Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района предусмотрены средства субсидии на формирование современной городской среды в 2017 году в общей сумме 11 182 136,06 рублей на реализацию следующих мероприятий:

благоустройство дворовых территорий в общей сумме 7 454 757,37 рублей (средства федерального бюджета - 6 783 828,02 рублей, средства областного бюджета - 670 929,35 рублей);

благоустройство территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) в общей сумме 3 727 378,69 рублей (средства федерального бюджета — 3 391 914,01 рублей, средства областного бюджета — 335 464,68 рублей).

Решением Совета Приволжского городского поселения от 20.12.2016 № 62 «О бюджете Приволжского городского поселения на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годы» Администрации утверждены бюджетные ассигнования по субсидии по формированию городской среды за счет средств областного бюджета по КБК 313 0503 26501R5550 200 в сумме 11 182 136,06 рублей, за счет средств местного бюджета по КБК 313 0503 26501L5550 200 в сумме 588 534,94 рублей (5,3% от объема средств областного бюджета).

26.06.2017 Департаментом ЖКХ и Администрацией заключено соглашение № 12-17/167-п о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам
муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию
современной городской среды (далее — соглашение от 26.06.2017 № 12-17/167-п),
предметом которого является предоставление в 2017 году субсидии бюджету
Приволжского городского поселения на софинансирование расходных обязательств,
возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления
полномочий по вопросам местного значения, касающимся проведения на
муниципальном уровне муниципальных программ, направленных на реализацию
мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том
числе
территориймуниципальныхобразованийсоответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий в размере 11 182 136,06 рублей (средства федерального бюджета — 10 175 742,03 рублей, средства областного бюджета - 1 006 394,03 рублей), в том числе на реализацию следующего мероприятия: благоустройство дворовых территорий в общей сумме 7 454 757,37 рублей (средства федерального бюджета — 6 783 828,02 рублей, средства областного бюджета - 670 929,35 рублей).(т.2 л.д.30-39).

В соответствии с пунктом 4.3.2 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п Администрация обязалась в срок до 31.12.2017 достичь следующих показателей результативности использования субсидии на формирование современной городской среды:

количество благоустроенных дворовых территорий — 17 единиц;

доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий — 20%;

охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями, от общей численности муниципального образования) - 10%;

количество благоустроенных общественных территорий — 1 единица;

площадь благоустроенных общественных территорий — 0,22 га;

доля площади благоустроенных общественных территорий к общей площади общественных территорий - 15%.

В ходе проведения проверки установлено, что указанных выше показателей Администрация не достигала -муниципальный контракт от 03.10.2017 № 796403/46, заключенный с ООО «СтройПрофСервис», не исполнен в полном объеме на сумму 2 917 345,39 рублей до 31.12.2017.

Действительно в силу пункта 4.3.10 соглашения от 26.06.2017 № 12-17/167-п в случае, если по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения значений показателей результативности использования субсидии, определенные в пункте 4.3.2 раздела IV настоящего соглашения и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Администрация обязуется обеспечить возврат в областной бюджет части субсидии в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии.

Объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет рассчитывается в соответствии с пунктами 12-14 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п.(далее, Правила 65-п)

Представленный Службой расчет подлежащих возврату денежных средств произведен в порядке, установленном Правилами 65-п, судом проверен, доказательств его неверности Администрацией не представлено.

Доводы о том, что Администрация не должна нести ответственность вследствие ненадлежащего поведения подрядчиков, суд полагает несостоятельными, поскольку соглашается с доводами контролирующего органа о том, что указанные обстоятельства не отнесены законом к обстоятельствам, исключающим наступление ответственности.

Учитывая изложенное, у Службы имелись достаточные основания для квалификации в указанной части нарушения со сторон Администрации.

Аналогичная ситуация имела место при исполнении соглашения заключенного между Департаментом ЖКХ и Администрацией от 26.06.2017 № 3-17/167-п о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам
муниципальных образований на обеспечение мероприятий по обустройству мест
массового отдыха населения (городских парков) (далее — соглашение от 26.06.2017
№ 3-17/167-п), предметом которого является предоставление в 2017 году субсидии
бюджету Приволжского городского поселения на софинансирование расходных
обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного
самоуправления полномочий по вопросам местного значения, касающимся
проведения на муниципальном уровне муниципальных программ, направленных на
реализацию мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения
(городских парков) в рамках пункта 2 раздела 2 Подпрограммы «Обустройство мест массового отдыха населения (городских парков) государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п.( т.2 л.д.59-68).

Администрацией также не были достигнуты показатели результативности предусмотренные соглашением, а именно: количество благоустроенных мест массового отдыха населения (городских парков), 1 ед.; доля благоустроенных мест массового отдыха населения (городских парков) от общего количества мест массового отдыха населения (городских парков), 33 процента по причине просрочки исполнения условий муниципального контракта подрядчиком.

Соглашением от 26.06.2017№ 3-17/167-п также п 4.3.9 в этом случае предусмотрена обязанность Администрации возвратить в областной бюджет денежные средства, объем которых рассчитан в соответствии с Правилами 65-п.

Доводы Администрации о том, что уже осуществлен возврат денежных средств, не подтверждается материалами дела, поскольку возврат денежных средств имел место только в части неиспользованных средств.

В отношении 2 пункта оспариваемого предписания суд также не усматривает оснований для признания его недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» (далее - Закон № 7-03) Ивановская область передала в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 (далее — Государственная программа Ивановской области № 393-п), органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу пункта 2 Закона № 7-03 средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 140 БК РФ субвенции местным бюджетам
из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с
едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом
субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ, между
всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы
местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные
государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных
групп
населения),потребителейсоответствующихгосударственных

(муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8.1 Закона № 7-03 размеры субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, определяются в соответствии с методикой, являющейся приложением к Закону № 7-03.

Согласно методике распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, утвержденной Законом № 7-03 (в редакции от 29.11.2016) (далее — Методика), расчет размера субвенции производится по формуле, исходя из следующих нормативов: численности детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании;социальной нормы жилья в размере 33 кв. метров;норматива средней стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по Российской Федерации, утвержденный на II полугодие года, предшествующего планируемому, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по Российской Федерации.

Указанные нормативы использованы Департаментом социальной защиты населения Ивановской области (далее — Департамент СЗН) при определении объема субвенции на приобретение специализированных жилых помещений детям-сиротам для Приволжского городского поселения, поскольку он установлен Законом №7-03.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 86 БК РФ в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

В ходе проверки установлено, что Администрацией за счет средств субвенции на предоставление специализированных жилых помещений детям-сиротам, выделенной из областного бюджета в 2017 году, приобретено 2 жилых помещения площадью 39,1 кв.м. и 36,3 кв.м., площади которых превышают на 6,1 кв. м. (39,1 — 33,0) и 3,3 кв.м. (36,3 - 33,0) соответственно размер, установленный Методикой, в связи с чем дополнительные расходы бюджета Ивановской области составили 256 548,84 рублей.

Таким образом, Администрацией при закупке жилых помещений детям-сиротам превышен норматив социальной нормы жилья, используемый в Методике, являющейся приложением к Закону № 7-03, послужившей основанием для определения объема субвенции, что привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета в сумме 256 548,84 рублей.

С учетом изложенного, суд соглашается с доводом контролирующего органа о том, что в данном случае Администрация должна была руководствоваться абзацем 2 пункта 3 статьи 86 БК РФ.

Довод Администрации о необходимости снижения подлежащих возврату в бюджет Ивановской области сумм, обозначенных в оспариваемом предписании, суд полагает необоснованным, поскольку данные суммы не являются по существу штрафными санкциями, а являются компенсацией бюджету в связи с ненадлежащим исполнением Администрацией принятых на себя обязательств.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Вопрос о госпошлине не рассматривался, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.

руководствуясь статьями 170 - 176, 198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании недействительным предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области № 01-20/1-18 от 26.10.2018г. отказать.

2. Обеспечительные меры по настоящему делу считать утратившими силу с момента вступления решения в законную силу.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
4. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

5. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судья Никифорова Г.М.