153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-10670/2021
г. Иваново | 07 октября 2022 года |
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2022 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Удальцовой О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению государственного автономного учреждения Центра занятости населения Тюменской области (ИНН<***>, ОГРН<***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс-Партнер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании исполнить обязательства, третьи лица - общество с ограниченной ответственностью «МОНТ-ТРАСТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), при участии представителей лиц, участвующих в деле: от ответчика - ФИО3 (доверенность от 06.04.2021),
установил: государственное автономное учреждение Тюменской области Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс-Партнер» (далее - Ответчик, Общество) об обязании Ответчика исполнить обязательства по договору ответственного хранения от 25.12.2020 (далее - Договор): 1) возвратить товар, принятый на хранение: Тумба размером 3000х400х830 мм - 1 шт. (№8 в акте приема передачи на ответственное хранение, стоимость 36 110 руб.); Доска для рисования 1 шт. (№41 в акте приема передачи на ответственное хранение, стоимость 12 860 руб.); Подставка для книг 1 шт. (№31 в акте приема передачи на ответственное хранение, стоимость 5 390 руб.); 2) заменить доставленную мебель, не соответствующую техническим характеристикам, на мебель с указанными в Договоре, характеристиками, а именно: Стол специалиста левый боковой с перегородкой с числовым обозначением 09, 1 шт. (№11 спецификации к договору поставки №2020.473650 от 28.07.2020, стоимость 14 140 руб.); Стол специалиста левый боковой с перегородкой с числовым обозначением 10, 1 шт., (№12 спецификации к договору поставки № 2020.473650 от 28.07.2020, стоимость 14 140 руб.); Стол специалиста левый боковой с перегородкой с числовым обозначением 11, 1 шт., (№13 спецификации к договору поставки № 2020.473650 от 28.07.2020, стоимость 14 140 руб.); 3) доставить отсутствующие комплектующие к мебели, а именно: Тумба размером 1765х400х830 мм - 4 шт. (№22 спецификации к договору поставки №2020.473650 от 28.07.2020, стоимость 20 520 руб. на сумму 82 080 руб.) - крепления для стяжки тумб; Шкаф встроенный размером 1600х350х2700 мм - 1 шт., (№14 в акте приема передачи на ответственное хранение, стоимость 30 600 руб.) - петли для дверей 4 шт., устройства для закрывания дверей 2 шт.; Стол размером 1600х800 мм - 2 шт. (№17 в акте приема передачи на ответственное хранение) - ножки; Стол журнальный - 3 шт. (№22, 24, 38 в акте приема передачи на ответственное хранение) - опоры для столов; Шкаф открытый встроенный размером 2960х2090х2775 мм - 1 шт. (№64 спецификации к договору поставки №2020.473650 от 28.07.2020, стоимость 53 300,00 рублей) - штанги соответствующие размерам; 4) заменить доставленную мебель, имеющую повреждения, а именно: кресло для посетителей (синий) - 1 шт. (№25 в акте приема передачи на ответственное хранение - повреждение экокожи; Кресло для специалиста - 1 шт. (№27 в акте приема передачи на ответственное хранение) - повреждение крепления спинки; Диван красный - 1 шт. (№61 спецификации к договору поставки № 2020.473650 от 28.07.2020) - повреждение экокожи на спинке; 5) возврат и замену товара (мебели) осуществить путем доставки по адресу: 626150, <...>, силами и средствами Ответчика.
Исковые требования основаны на положениях статей 12, 309, 886, 900, 904 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Общество неполностью и ненадлежащим образом исполнило обязательства по возврату принятого на хранение товара.
Определением от 16.12.2021 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. Определением от 18.01.2022 произведена замена государственного автономного учреждения Тюменской области Центра занятости населения города Тюмени и Тюменского района на государственное автономное учреждение Центр занятости населения Тюменской области (далее - Истец). Определением от 18.01.2022 назначено судебное заседание; определениями от 15.06.2022, 15.08.2022 и 08.09.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «МОНТ-ТРАСТ», индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2 (далее вместе - Третьи лица). Судебное разбирательство откладывалось.
Общество признало невозврат с хранения двух позиций товара: доска для рисования, 1 штука, стоимостью 12 860 руб. и подставка для книг, 1 штука, стоимостью 5 390 руб., предложило осуществить возврат денежных средств в общей сумме 18 250 руб. Против удовлетворения исковых требований в остальной части возражало, указав на то, что Учреждением подписана товарная накладная №234 от 25.12.2020 и произведена оплата за товар, поставленный по договору поставки №2020.473650 от 28.07.2020, на сайте https://zakupki.gov.ru/ в карточке договора, реестровый номер 57206004241200000290000, в разделе «Информация о предмете договора» Покупатель указал, что договор поставки исполнен сторонами в полном объеме, обязательства по изготовлению, поставке, сборке мебели исполнены Ответчиком 31.12.2020 без замечаний. Поведение Истца в настоящее время является недобросовестным и нелогичным, а довод о неисполнении Обществом обязательств по доставке и сборке товара - недостоверным и опровергнутым документально. В связи с выполнением строительно-монтажных работ на Объекте Истца и невозможностью хранения и эксплуатации мебели в данных условиях Сторонами 25.12.2020 заключен договор ответственного хранения товара, согласно которому Истец передал Ответчику на хранение часть товара, поставленного Ответчиком и принятого Истцом. 12.03.2021 Истцу передан товар в том же виде, в котором он принят на хранение, ранее уже принятый Учреждением по количеству и качеству, хранившийся у Ответчика на отапливаемом и охраняемом складе без вскрытия и повреждения упаковки. Тумба размером 3000 х 400 х 830 мм стоимостью 36 110 руб. отгружена Истцу по товарно-транспортной накладной №30 от 12.03.2021 и принята водителем к транспортировке. Истцом нарушен порядок приемки товара, установленный пунктом 5.3 Договора, представитель Ответчика на совместное обследование товара не вызывался, акт осмотра товара составлен Заказчиком в одностороннем порядке и с нарушением срока, предусмотренного Договором, а также не содержит условий об оценочной стоимости товара.
В судебном заседании 08.08.2022 представитель общества с ограниченной ответственностью «МОНТ-ТРАСТ» подтвердила перевозку мебели Центру занятости силами общества на основании товарно - транспортной накладной №234 от 25.12.2020, опровергла осуществление перевозки товара 12.03.2021, представила в материалы дела заявку от 11.03.2021 №1695, в которой заказчиком значится индивидуальный предприниматель ФИО1, исполнителем - индивидуальный предприниматель ФИО2.
В судебном заседании 03.10.2022 представитель Ответчика поддержала свою процессуальную позицию, в зависимости от результатов рассмотрения дела, просила рассмотреть возможность уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета, ссылаясь на крайне сложное финансовое положение Общества. Истец и Третьи лица явку своих представителей не обеспечили, отзывы на исковое заявление последними не представлены, заявлений, ходатайств не поступило, что с силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела. Копии определений, направленные судом Третьим лицам, вручены адресатам; определения об отложении судебного разбирательства размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя Ответчика, ознакомившись с представленными по делу документами, арбитражный суд установил, что государственное автономное учреждение Тюменской области Центр занятости населения города Тобольска и Тобольского района (Покупатель) (далее - Учреждение, Центр занятости) и Общество (Поставщик) заключили с дополнительными соглашениями №№1-6 договор поставки №2020.473650 от 28.07.2020 (далее - Договор поставки), по условиям пункта 1.1 и 1.2 которого Поставщик обязуется в обусловленный настоящим Договором срок изготовить, поставить и произвести сборку мебели для офиса на объекте Покупателя, а Покупатель принять и оплатить Товар и работы на условиях настоящего Договора; наименование, количество (объем), требования к характеристикам Товара указаны в Спецификации (Приложение №1) к договору
Стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 2 586 360 (два миллиона пятьсот восемьдесят шесть тысяч триста шестьдесят) рублей 00 копеек, НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения (пункт 2.1 Договора поставки).
Оплата товара в размере 100 процентов его стоимости производится по факту его поставки в течение 10 (десяти) банковских дней с момента поставки товара и предоставления документов, подтверждающих поставку товара: соответствующие счета, счета-фактуры и товарные накладные на товар и другие необходимые документы в двух экземплярах (пункт 2.5 Договора поставки).
Изготовление, поставка, сборка Товара осуществляется не позднее 31.12.2020. Место поставки и сборки товара: 626150, <...>. Приемка Товара по ассортименту, количеству и качеству осуществляется на объекте Покупателя по факту сборки Товара с участием представителя Поставщика, о чем делается отметка в товарной (товарно-транспортной) накладной. При приемке Товара Покупатель проверяет Товар на соответствие требованиям, указанным в Спецификации (Приложение № 1), в транспортных и сопроводительных документах по наименованию, количеству, качеству, таре и упаковке, цене и срокам поставки Товара, а также иным требованиям, предъявляемым к Товарам данного вида. В случае обнаружения в передаваемом Товаре недостатков, недостач или иных несоответствий условиям настоящего Договора Заказчик незамедлительно уведомляет об этом Поставщика. Обнаружив после приемки Товара недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), Заказчик извещает об этом Поставщика не позднее 10-дневного срока после их обнаружения (пункты 3.1, 3.4 - 3.8 Договора поставки).
Поставщик обязан одновременно с передачей Товара передавать Покупателю сопроводительные и транспортные документы на поставляемый Товар, товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру, а также иную документацию, в том числе подтверждающую качество поставляемого Товара, предусмотренную законодательством Российской Федерации для данного вида Товара. В случае подписания счета-фактуры уполномоченным представителем Поставщика к счету-фактуре должен быть приложен надлежащим образом удостоверенный документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя Поставщика. Товаросопроводительные документы на передаваемый Покупателю Товар должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего на момент передачи Товара законодательства Российской Федерации, в противном случае поставляемая партия Товара оплате не подлежит. В случае выявления Покупателем поставки Товара в количестве меньшем, чем это определено Спецификацией к договору, а также поставки некачественного Товара или недостатков Товара Поставщик за свой счет (включая транспорт) обязан поставить недостающий Товар, заменить некачественный Товар на качественный Товар, устранить выявленные недостатки Товара в установленный Покупателем срок. Произвести сборку и установку товара на объекте Покупателя, в местах, указанных Покупателем (пункты 5.1.4, 5.1.5, 5.1.7 Договора поставки).
На основании товарной накладной №234 от 25.12.2020 Общество передало Центру занятости товар - мебель - стоимостью 2 586 360 руб. Принятый товар Покупателем оплачен платежным поручением №871225 от 28.12.2020.
Перевозка мебели осуществлена перевозчиком - обществом с ограниченной ответственностью «МОНТ-ТРАСТ» - на основании товарно - транспортной накладной №235 от 24.12.2020, подписанной представителями контрагентов (Поставщик, Покупатель и Перевозчик) без каких-либо замечаний и оговорок.
Центр занятости (Клиент) и Общество (хранитель) заключили договор ответственного хранения от 25.12.2020, предметом которого является, принятие и хранение на отапливаемом складе, принадлежащем Хранителю, товара на условиях определенных в настоящем договоре, далее по тексту Товар. Перечень, наименование, характеристики, стоимость Товара указываются в акте приема передачи товара на ответственное хранение. Хранение товаров осуществляется Хранителем в охраняемом помещении, находящемся по адресу: <...>. Срок хранения Товара у Хранителя устанавливается с 31.12.2020 по 31.01.2021. По соглашению Сторон срок хранения может быть продлен, без изменения других условий договора и обязательств Сторон. По окончании срока хранения, Хранитель осуществляет возврат Товара Клиенту путем доставки Товара на адрес Клиента: <...>. После доставки Товара Клиенту, Хранитель осуществляет сборку Товара по адресу Клиента. Все расходы связанные с хранением, доставкой Товара на адрес Клиента, сборкой Товара несет Хранитель. Товар переданный Клиентом на хранение Хранителю был приобретен Клиентом у Хранителя на основании договора поставки от 28.07.2020 №2020.473650 (раздел 1 Договора).
Хранение осуществляется на безвозмездной основе (пункт 2.1 Договора).
Клиент принял на себя обязательства проверить количество и качество передаваемых на хранение Товаров; передать товары Хранителю по акту приема - передачи товара (Приложение № 1 к Договору); Хранитель обязан: организовать погрузочно-разгрузочные работы при приеме товаров на хранение, а также при выдаче товаров по распоряжению Клиента третьим лицам; выдать в полном объеме товары Клиенту по первому требованию, Клиента; предоставлять Клиенту возможность проверять, осматривать и пересчитывать хранимые товары; по окончании срока хранения возвратить Товар Клиенту путем доставки Товара по адресу Клиента: <...>; осуществить сборку Товара после доставки Товара Клиенту по адресу Клиента; нести расходы за хранение, доставку на адрес Клиента, сборку Товара; Хранитель не вправе пользоваться переданными ему на хранение товарами (раздел 3 Договора).
Прием товара Хранителем от Клиента и выдача товаров Хранителем Клиенту (третьим лицам) осуществляются уполномоченным сотрудником Хранителя. При приеме товаров на ответственное хранение составляется акт приема - передачи товаров хранение в 2 экземплярах (приложение 1 к Договору) по одному экземпляру для каждой из сторон. Выдача Хранителем товаров третьему лицу или представителю Клиента осуществляется при предъявлении распорядительного документа (счет-фактуры, доверенности), выданного Клиентом (пункты 4.1 - 4.3 Договора).
Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение товаров, принятых на хранение. Хранитель обязан возместить Клиенту убытки, причиненные Клиенту утратой, недостачей или повреждением товара. В случае обнаружения одной из Сторон утраты, недостачи или повреждения товара (включая ухудшение качества товара) обнаружившая их Сторона должна незамедлительно уведомить другую Сторону об этом. По результатам совместного обследования товара Стороны составляют акт, в котором указывают: количество утраченного (поврежденного или недостающего) товара; оценочная (продажная) стоимость утраченного (поврежденного или недостающего) товара и принимается сторонами в качестве суммы, подлежащей возмещению Хранителем в соответствии с настоящим пунктом. Хранитель обязан в течение 10 дней с момента составления акта уплатить Клиенту сумму, указанную в акте. Хранитель вправе использовать в качестве обеспечения обязательств по настоящему договору удержание товаров, переданных на хранение, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Клиентом своих обязательств по настоящему договору (пункты 5.1 - 5.4 Договора).
Настоящий договор вступает в действие с момента подписания и действует до исполнения сторонами своих обязательств (пункт 9. 1 Договора).
Центр занятости сдал Обществу на хранение товар - мебель, наименование, количество, цена за единицу которой согласованы сторонами в акте приема - передачи товаров на ответственное хранение от 25.12.2020, являющегося приложением 1 к Договору.
Письмом от 25.12.2020, полученным Центром занятости 28.12.2020, Общество сообщило Учреждению, что гарантирует осуществить хранение на складе товара, перечисленного в акте к Договору, в срок до 31.01.2021, поставку и сборку - в срок до 05.02.2020.
Письмом от 12.02.2021 за исх. №05/эп, полученным Учреждением 16.02.2021, ссылаясь на заболеваемость, отстранение от работы, введение Указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 №23-уг режима повышенной готовности, Ответчик сообщил Истцу, что осуществит отгрузку товара в срок до 26.02.2021, сборку - в течение 10 рабочих дней.
Как указывает Учреждение, 15.03.2021 произведена доставка мебели с приложением товарно - транспортной накладной №30 от 12.03.2021, в которой указано 36 наименований мебели, общим количеством 126 штук на сумму 1 828 030 руб., фактически поставлено 35 наименований, общим количеством 125 штук стоимостью 1 791 920 руб.
Из содержания товарно - транспортной накладной №30 от 12.03.2021 следует, что перевозка мебели осуществлена на автомобиле ДАФ, государственный регистрационный номер <***>, водитель ФИО4, оформлен договор - заявка №1695 от 11.03.2021, в котором указано наименование фирмы: ИвМебель, адрес загрузки: <...>; адрес выгрузки: <...>; наименование груза: мебель, марка и номер автомобиля: ДАФ <***>, водитель: ФИО4, заказчик: индивидуальный предприниматель ФИО1, исполнитель: индивидуальный предприниматель ФИО2.
Претензией от 29.03.2021 за №572, направленной почтовой связью 01.04.2021 и полученной Ответчиком 08.04.2021, Учреждение сообщило Обществу, что после сборки мебели установлено, что фактические размеры некоторых наименований мебели имеют расхождения с размерами, указанными в спецификации к договору, товарной накладной, акте приема - передачи на ответственное хранение, приложило акт о неполной поставке мебели и несоответствии описанию спецификации и товарной накладной от 29.03.2021, просило его подписать и направить ответ по существу несоответствий.
Оставление Обществом без ответа и удовлетворения указанной претензии, а также претензии от 29.06.2021 за №148, послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском, позицию по которому Общество изложило в отзыве на исковое заявление и дополнении к нему.
Правительством Тюменской области принято распоряжение от 29.01.2021 №29-рп «О реорганизации государственного автономного учреждения Тюменской области Центр занятости наседания города Тюмени и Тюменского района» о реорганизации государственного автономного учреждения Тюменской области Центр занятости наседания города Тюмени и Тюменского района путем присоединения к нему, в том числе государственного автономного учреждения Тюменской области Центра занятости населения города Тобольска и Тобольского района; реорганизация государственного автономного учреждения Тюменской области Центра занятости населения города Тюмени и Тюменского района завершена с 24.11.2021, наименование Истца - государственное автономное учреждение Центр занятости населения Тюменской области.
Оценив все вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд принял судебный акт исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают, в том числе из договоров.
В статьях 307, 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации отражено, что в договорном обязательстве должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями, требованиями закона, иных правовых актов, в том числе, в предусмотренный обязательством или законом срок либо в разумный срок. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим, за исключением предусмотренных законом случаев.
Обязательство Ответчика по хранению и возврату мебели основано на Договоре.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №2 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
Согласно статье 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения (пункт 2 статьи 887 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 889 Гражданского кодекса Российской Федерации хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока.
В силу статьи 904 Гражданского кодекса Российской Федерации хранитель обязан по первому требованию поклажедателя возвратить принятую на хранение вещь, хотя бы предусмотренный договором срок ее хранения еще не окончился.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (статьи 64, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.08.2018 №308-ЭС17-6757 (2,3), исходя из принципа состязательности, подразумевающего, в числе прочего, обязанность раскрывать доказательства, а также сообщать суду и другим сторонам информацию, имеющую значение для разрешения спора, нежелание стороны опровергать позицию процессуального оппонента должно быть истолковано против нее (статья 9, часть 3 статьи 65, часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт принятия мебели на хранение подтверждается актом приема - передачи товаров на ответственное хранение от 25.12.2020, являющимся приложением №1 к Договору. Указанный документ подписан Клиентом (Центр занятости) и Хранителем (Общество), указаны наименование мебели, её количество, цена за единицу, стоимость.
В данном случае срок хранения Товара у Хранителя определен сторонами в пункте 1.3 Договора - с 31.12.2020 по 31.01.2021. Хранение осуществляется на безвозмездной основе (пункт 2.1 Договора).
Письмом от 25.12.2020, полученным Центром занятости 28.12.2020, Общество сообщило Учреждению, что гарантирует осуществить хранение на складе товара, перечисленного в акте к Договору, в срок до 31.01.2021, поставку и сборку - в срок до 05.02.2020.
Претензиями от 29.03.2021 за №572 и от 29.06.2021 за №148 Учреждение указывало Обществу, в том числе, на неполную поставку мебели. Получение указанных документа Ответчиком не оспорено.
Часть переданной на хранение мебели Учреждению возвращена, что следует из материалов дела. Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, просит обязать Общество возвратить следующий товар: тумба размером 3000 х 400 х 830 мм (№8 в акте приема - передачи), доска для рисования (№41 в акте приема-передачи) и подставка для книг (№31 в акте приема-передачи).
Факт невозврата с хранения двух позиций товара - доска для рисования и подставка для книг - Общество по существу признало, предложило осуществить возврат денежных средств, составляющих стоимость невозвращенного товара.
При этом Ответчик возражал против требований в части невозврата с хранения тумбы размером 3000 х 400 х 830 мм, ссылаясь на отгрузку последней по товарно-транспортной накладной №30 от 12.03.2021 и принятие водителем к перевозке.
Указанный довод судом рассмотрен и подлежит отклонению исходя из следующего.
Действительно, из содержания товарно-транспортной накладной №30 от 12.03.2021 следует, что тумба размером 3000 х 400 х 830 мм, 1 штука, цена 36 110 руб., код продукции БП-00020112, в числе прочей мебели, принята к перевозке по указанному товаро-сопроводительному документу.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что перевозка мебели, в подтверждение которой оформлена товарно-транспортная накладная №30 от 12.03.2021, осуществлена силами индивидуального предпринимателя ФИО2, оформлен договор - заявка №1695 от 11.03.2021, в котором указано наименование фирмы: ИвМебель, адрес загрузки: <...>; адрес выгрузки: <...>; наименование груза: мебель; марка и номер автомобиля: ДАФ <***>, заказчик: индивидуальный предприниматель ФИО1, водитель: ФИО4. Последний принял груз к перевозке, о чем в соответствующих графах как товарного, так и транспортного раздела товарно-транспортной накладной имеется подпись, расшифровка фамилии, имени и отчества водителя.
О фальсификации указанных документов лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Вместе с тем в Договоре контрагенты (Центр занятости и Общество) согласовали, что по окончании срока хранения Хранитель осуществляет возврат Товара Клиенту путем доставки Товара на адрес Клиента: <...> (пункт 1.4); что Хранитель по окончании срока хранения обязан возвратить Товар Клиенту путем доставки Товара по адресу Клиента: <...> (пункт 3.3); что выдача Хранителем товаров третьему лицу или представителю Клиента осуществляется при предъявлении распорядительного документа (счет-фактуры, доверенности), выданного Клиентом (пункт 4.3).
Из правовых позиций, приведенных в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» следует, что условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Буквальное содержание и буквальное значение содержащихся в пунктах 1.4 и 3.3 Договора слов и выражений, позволяет суду сделать вывод о наличии между сторонами однозначной договоренности о том, что по окончании срока хранения Хранитель обязан осуществить возврат Товара Клиенту путем доставки Товара на адрес Клиента: <...>, то есть Общество приняло на себя обязанность передать принятую на хранение мебель в месте нахождения Центра занятости.
Таким образом, в данном конкретном случае передача Обществом мебели перевозчику не является надлежащим выполнением Хранителем обязательства по возврату товара с хранения. Соответственно, ссылка Ответчика на принятие тумбы водителем к перевозке как освобождение от обязанности по Договору, судом не принимается.
Доказательств того, что Центр занятости уполномочил перевозчика или водителя на получение от Общества мебели в деле не имеется. При том, что в соответствии с пунктом 4.3 Договора выдача Хранителем товаров третьему лицу или представителю Клиента осуществляется при предъявлении распорядительного документа (счет-фактуры, доверенности), выданного Клиентом.
Таким образом, исковые требования в части обязания Общества возвратить переданную по Договору мебель, в том числе тумбу размером 3000 х 400 х 830 мм, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при присуждении имущества арбитражный суд указывает наименование имущества, подлежащего передаче истцу, его стоимость и место нахождения.
Кроме того, в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 №82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что согласно части 2 статьи 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения о присуждении истцу имущества необходимо указать его стоимость, которая определяется исходя из цены иска. Доказательства, имеющие значение для проверки обоснованности истцом цены иска, исследуются арбитражным судом при разбирательстве дела.
В данном случае стоимость мебели установлена судом на основании товарной накладной №234 от 25.12.2020, акта приема - передачи товаров на ответственное хранение от 25.12.2020, согласно которым стоимость тумбы составляет 36 110 руб., подставки для книг - 5 390 руб. и доски для рисования - 12 860 руб.
При рассмотрении исковых требований Учреждения о замене доставленной мебели, не соответствующей техническим характеристикам, на мебель с указанными в Договоре, характеристикам; доставке отсутствующих комплектующих к мебели и замене доставленной мебели, имеющей повреждения, суд исходил из следующего.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным пользованием.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Принятые покупателем товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (пункт 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки», на основании пункта 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.
В силу норм главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства по поставке товара считаются выполненными с момента получения товара уполномоченным представителем покупателя, так как право собственности на товар переходят от поставщика к покупателю в момент передачи партии товара и его принятия.
Согласно пунктам 3.4 - 3.8 Договора поставки изготовление, поставка, сборка Товара осуществляется не позднее 31.12.2020; при приемке Товара Покупатель проверяет Товар на соответствие требованиям, указанным в Спецификации (Приложение № 1), в транспортных и сопроводительных документах по наименованию, количеству, качеству, таре и упаковке, цене и срокам поставки Товара, а также иным требованиям, предъявляемым к Товарам данного вида; в случае обнаружения в передаваемом Товаре недостатков, недостач или иных несоответствий условиям настоящего Договора Заказчик незамедлительно уведомляет об этом Поставщика; обнаружив после приемки Товара недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), Заказчик извещает об этом Поставщика не позднее 10-дневного срока после их обнаружения.
Как следует из материалов дела, при приемке мебели по товарной накладной №234 от 25.12.2020 и товарно-транспортной накладной №235 от 24.12.2020 Центром занятости недостатки обнаружены не были.
Товаро-сопроводительные документы подписаны полномочными представителями Учреждения, Общества и перевозчика - общества с ограниченной ответственностью «МОНТ-ТРАСТ» - без замечаний и возражений по качеству, количеству и комплектности поставленного товара. Принятый товар Центром занятости платежным поручением №871225 от 28.12.2020 полностью оплачен.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В пункте 5.3 Договора стороны согласовали, что в случае обнаружения одной из Сторон утраты, недостачи или повреждения товара (включая ухудшение качества товара) обнаружившая их Сторона должна незамедлительно уведомить другую Сторону об этом. По результатам совместного обследования товара Стороны составляют акт, в котором указывают количество утраченного (поврежденного или недостающего) товара; оценочная (продажная) стоимость утраченного (поврежденного или недостающего) товара и принимается сторонами в качестве суммы, подлежащей возмещению Хранителем в соответствии с настоящим пунктом.
По правилам пункта 1 статьи 9 Федерального закона 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной деятельности подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом надлежащее документальное оформление осуществляемых хозяйственных операций субъектами предпринимательской деятельности, а также следствия упущений и недостатков в таком оформлении, являются одними из составляющих предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой риск. Являясь лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, Истец из смысла статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате такой деятельности.
В подтверждение ненадлежащего качества мебели, несоответствии её техническим характеристикам, отсутствии комплектующих к мебели Истец представил в материалы дела акт о неполной поставке мебели и несоответствии описанию спецификации и товарной накладной от 29.03.2021.
Указанный акт составлен Учреждением в одностороннем порядке.
В материалах дела отсутствуют доказательства участия полномочного представителя Общества в осмотре товара и составлении акта, либо после его надлежащего уведомления.
В исковом заявлении Учреждение указало, что доставка мебели с приложением товарно-транспортной накладной №30 от 12.03.2021 произведена 15.03.2021. При условии, что в пункте 5.3 Договора согласовано требование о незамедлительном уведомлении второй стороны об обнаружении недостачи или повреждения товара, имеющиеся в материалах дела акт от 29.03.2021 и претензия от 29.03.2021 за №572, направленной почтовой связью 01.04.2021 и полученная Ответчиком 08.04.2021, не могут быть признаны надлежащим доказательством соблюдения указанного срока.
Иных доказательств передачи мебели ненадлежащего качества в материалах дела не содержится.
Перечисленные обстоятельства дают основания суду сделать вывод, что Учреждением нарушен порядок приемки мебели, установленный пунктом 5.3 Договора, поскольку представитель Ответчика на совместное обследование товара не вызывался, акт осмотра товара составлен Центром занятости в одностороннем порядке и с нарушением срока, предусмотренного Договором.
Суд отмечает, что Учреждение, принимая товар, доставленный перевозчиком по товарно-транспортной накладной №30 от 12.03.2021, в отсутствие представителя Общества или после его надлежащего уведомления, действовало на свой риск, в том числе утраты в будущем возможности предъявления соответствующих претензий.
Недоказанность Истцом фактических обстоятельств, положенных в основу своих требований, является основанием к отказу в иске.
За рассмотрение заявленных Учреждением требований подлежала уплате государственная пошлина в сумме 6 000 руб. При подаче искового заявления Учреждение государственную пошлину не оплачивало в силу наличия льготы, предусмотренной пунктом 1.1 части 1 статьи и 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. По правилам части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. В данном случае неимущественное требование удовлетворено судом частично. Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при частичном удовлетворении требования неимущественного характера расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу. В то же время, принимая во внимание сделанное представителем Общества заявление, суд в порядке пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным уменьшить размер подлежащего уплате сбора до 200 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Экспресс-Партнер» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) возвратить путем доставки по адресу: 626150, <...>, государственному автономному учреждению Центру занятости населения Тюменской области (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) переданный по договору ответственного хранения от 25.12.2020 товар: 1) тумба размером 3000 х 400 х 830 мм, 1 штука, стоимостью 36 110 руб.; 2) подставка для книг, 1 штука, стоимостью 5 390 руб.; 3) доска для рисования, 1 штука, стоимостью 12 860 руб.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-Партнер» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе направленные посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (система «Мой арбитр»)) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Удальцова О.Ю.