ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-10681/2017 от 05.04.2018 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

12 апреля 2018 года

Дело №А17-10681/2017

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2018 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Товарищества собственников жилья «Самойловец-2» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области

о признании недействительным Приказа от 13.10.2017 № 1008;

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Дома» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>);

при участии в судебном заседании:

от ТСЖ - ФИО1 на основании доверенности от 22.01.2018 и удостоверения адвоката;

от службы – ФИО2 на основании доверенности от 12.01.2018 №3 и паспорта;

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Товарищество собственников жилья «Самойловец-2» (далее - заявитель, ТСЖ «Самойловец-2») с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Ивгосжилинспекция, административный орган) о признании недействительным Приказа от 13.10.2017 № 1008.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 28.12.2017 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. В порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело назначено к судебному разбирательству. На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по делу было отложено.

В ходе рассмотрения дела ТСЖ «Самойловец-2» заявило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения судом общей юрисдикции дела по заявлению  о признании действий администрации города по объединению земельных участков под домом № 29 по адресу <...> недействительными. В порядке части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом в удовлетворении ходатайства отказано, заявителем не представлено доказательств обращения с указанным заявлением в суд, принятия его к производству суда и  возбуждению дела.

ТСЖ «Самойловец-2» в ходе рассмотрения дела заявленные требования поддержал в  полном объеме. В обоснование своих требований ТСЖ «Самойловец-2» указало на следующее. Многоквартирный дом 29 по адресу: <...> построен в два этапа.  Первая часть дома (квартиры  с 1 по 124) возведена в 1974 году, вторая часть дома (квартиры с 125 по 218) в 1977 году. Управление первой частью дома осуществлялось ЖСК «Самойловец-2», далее реорганизованным в ТСЖ «Самойловец-2». Вторая часть дома находилась под управлением ООО «МУК», которое прекратило данную деятельность. Заявитель полагает, что указанные объекты недвижимости (части одного многоквартирного дома) являются самостоятельными, поскольку фундаментальные блоки домов не имеют перевязки между собой. Каждый Литер имеет индивидуальную подводку инженерных сетей, которые не пересекаются. Первая возведенная часть дома являлась собственностью кооператива, связи с чем он осуществлял управление ею. Вторая часть – государственной собственностью, в связи с чем находилась на балансе управляющей компании. С учетом чего, ТСЖ «Самойловец-2» считает раздельный порядок управления самостоятельными частями многоквартирного дома законным и обоснованным. Выставление на открытый конкурс по выбору управляющей компании двух самостоятельных объектов недвижимости как единого целого полагает ошибочным.

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области с требованиями ТСЖ «Самойловец-2» не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Административным органом указано, что порядок включения и исключения многоквартирных домов из реестра лицензий Ивановской области определен статьей 198 Жилищного кодекса РФ и Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации». 29.09.2017 в Службу поступило заявление ООО «Компания «Дома» о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области путем включения многоквартирного дома № 29 по пр. Строителей, г. Иваново в перечень домов, находящихся под управлением. В качестве оснований для включения дома в реестр лицензий Ивановской области были представлены копия протокола от 27.09.2017 № 4-1 и договора управления многоквартирным домом. Службой принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области путем включения многоквартирного дома в перечень домов, находящихся под управлением указанной управляющей организацией. Кроме того, относительно представленного заявителем Решения Ленинского районного суда г. Иваново по делу № 2-1726/2017 отметила, что данное решение не содержит выводов о том, чточасти многоквартирного дома являются отдельными самостоятельными многоквартирными домами.

ООО «Компания «Дома» согласно письменному отзыву на заявление, поддержало позицию Ивгосжилинспекции, просило в удовлетворении заявления отказать.

ООО «Компания «Дома», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд 05.04.2018 представителя не направило, заявлений, дополнений, ходатайств не представило.

Заявление ТСЖ «Самойловец-2» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке статей 156, 170, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО «Компания «Дома».

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, судом установлено следующее.

Строительство многоквартирного дома 29 по адресу: <...> производилось в два этапа.

Первый этап: Литер А (квартиры с 1 по 124) возведен в 1974 году. Земельный участок для строительства был отведен в 1971 году  ЖСК при Ивановском хлопчатобумажном комбинате им. Самойлова. В 1972 году решением исполкома Ленинского райсовета г. Иванова утвержден созданный ЖСК «Самойловец-2». 03.07.1975 124-квартирный дом ЖСК «Самойловец-2» с полезной площадью 6183 кв.м. принят в эксплуатацию и передан не баланс ЖСК.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 29 по пр. Строителей в г. Иваново - членов ЖСК «Самойдовец-2» от 15.01.2006 №1 прияты решения: выбрать способ управление – товарищество собственников жилья, реорганизовать ЖСК «Самойловец-2» в форме преобразования в ТСЖ «Самойловец-2». ТСЖ «Самойловец-2» осуществляло управление частью дома с квартирами с 1 по 124.

Второй этап: Литер А1 (квартиры с 125 по 218) с полезной площадью 4688 кв.м. возведен в 1977 году, принят в эксплуатацию 30.12.1977 и передан на баланс домоуправлению – Ленинскому райжилуправлению Д/у 11. С 2007 года управление указанным литером осуществляло ООО «МУК».

Согласно техническому паспорту домовладения №29 по пр. Строителей, инвентарный номер 25238 на государственный технический учет указанный многоквартирный дом  поставлен как единый объект.

Таким образом, имело место управление многоквартирным домом по адресу: <...> разными организациями (ТСЖ и ООО).

С 01.05.2015 ООО «МУК» прекратило управление многоквартирным домом (части дома).

ООО «Компания «Дома» приняло участие в открытом конкурсе по отбору управляющих организаций и подало заявку на лот: многоквартирный дом 29 по проспекту Строителей г. Иваново. По итогам открытого конкурса победителем признано ООО «Домстрой». Протоколом от 27.09.2017 №4-1 конкурсной комиссией ООО «Домстрой» был признан уклонившимся от заключения договора управления домом, в связи с чем договор управления домом предложено заключить ООО «Компания «Дома».

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются, доказательств обратного не представлено.

Приказом от 13.10.2017 №1008 внесены изменения в реестр лицензий Ивановской области в перечень домов, находящихся под управлением ООО «Компания «Дома», путем включения многоквартирного дома № 29 по проспекту Строителей г. Иваново.

Не согласившись с вынесенным приказом от 13.10.2017 №1008, рассматривая указанные части дома самостоятельными объектами недвижимости и как следствие разными домами, ТСЖ «Самойловец-2» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области о признании его недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 ст. 200 АПК РФ,  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 АПК РФ).

Как видно из материалов дела и пояснено заявителем, оспариваемыми ненормативными правовыми актами  могут быть нарушены права и законные интересы ТСЖ «Самойловец-2» в сфере экономической деятельности, поскольку общество зарегистрировано в качестве юридического лица, осуществляющее экономическую деятельность (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС Ред.2).

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии со статьей 198 Жилищного кодекса РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Многоквартирный дом № 29 по адресу <...> имеет единый адрес, квартиры имеют общую сквозную нумерацию, дом учтен в государственном кадастре недвижимости как один объект недвижимости, имеет единый технический паспорт. С учетом приведенных обстоятельств, управление данным многоквартирным домом может осуществляться только одной управляющей организацией.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 443-ФЗ) и статьям 14 - 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) присвоение адресов объектам адресации в границах городского округа, изменение, аннулирование адресов относится к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ и пунктом 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов (Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, в редакции от 12.08.2015, далее – Правила № 1221) объектами адресации могут быть один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительств.

Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено понятие здания, согласно которому это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 статьи 2).

Согласно приложению 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37 жилое здание – это жилой дом постоянного типа, рассчитанный на длительный срок службы. При отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение. На одном земельном участке может быть одно или более зданий.

В силу пункта 3.21 ГОСТа Р 51929-2014 многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом, объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

Пунктами 8, 11 Правил №1221 установлено, что при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства. В случае присвоения адреса многоквартирному дому осуществляется одновременное присвоение адресов всем расположенным в нем помещениям.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Администрации г. Иванова от 19.10.2015 № 2069 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в городе Иванове и Положения о Реестре адресов города Иванова» (далее – Правила № 2069) изменение адреса объекта недвижимости производится в случаях: переименования улиц; разделения объекта недвижимости на самостоятельные части; образования нового объекта недвижимости при объединении двух и более смежных объектов недвижимости; упорядочения элементов застройки; выявления в результате экспертизы документов несоответствия существующего адреса объекта недвижимости его фактическому расположению на территории города Иванова и адресам, присвоенным соседним объектам адресации; в иных случаях.

Заявление о присвоении объекту адресации адреса, изменении, аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из вещных прав на объект адресации. Заявление составляется лицами, указанными в пункте 26 настоящих Правил, по форме, установленной в приложении № 1 к настоящим Правилам. От имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением вправе обратиться представитель таких собственников, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном законодательством Российской Федерации порядке решением общего собрания указанных собственников. В случае образования двух или более объектов адресации в результате преобразования существующего объекта или объектов адресации представляется одно заявление на все одновременно образуемые объекты адресации.

Доказательств принятия собственниками помещений решения о разделе единого объекта на два самостоятельных и о постановке каждого дома на кадастровый учет в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, оснований для выставления на открытый конкурс по отбору управляющей организации только второй части дома (квартиры 125-218), заключения договора управления многоквартирным домом, а также внесение изменений в реестр лицензий Ивановской области в перечень домов, находящихся под управлением ООО «Компания «Дома» касаемо только второй части дома (квартиры с 125-218, Литер А1) не имелось.

Представленное ТСЖ «Самойловец-2» решение Ленинского районного суда  города Иваново от 11.07.2017 по гражданскому делу №2-1726/17 не носит преюдициальный характер для рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Предметом заявленных требований в рамках дела №2-1726/17 являлось возложение на ТСЖ «Самойловец-2» обязанности управлять всем многоквартирным домом. Судом исследованы вопросы выбора способа управления многоквартирным домом. Каких – либо обстоятельств подлежащих доказыванию в рамках рассмотрения настоящего дела о признании ненормативного правового акта недействительным в решении суда от 11.07.2017 по делу №2-1726/17 не установлено. Обстоятельств и выводов суда относительно вопроса существования двух частей одного дома как двух самостоятельных многоквартирных домов зарегистрированных в установленном порядке и имеющих разные адреса ни в описательной, ни в мотивировочной части указанного решения  не содержится.

С учетом представленных в материалы дела документов, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт, а именно: Приказ от 13.10.2017 № 1008, изданный на основании заявления  от 29.09.2017 №6-18-774 и протокола от 27.09.2017 №4-1, не противоречит действующему законодательству, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает, в связи с чем, основания для признания его недействительным отсутствуют.

На основании вышеизложенного, требования ТСЖ «Самойловец-2» удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина в сумме 3000 рублей, излишне уплаченная ТСЖ «Самойловец-2»  при подаче заявления по платежному поручению от 08.12.2017 № 122 на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

1.Требования Товарищества собственников жилья «Самойловец-2» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области о признании недействительным Приказа № 1008 от 13.10.2017 оставить без удовлетворения.

2.Возвратить Товариществу собственников жилья «Самойловец-2» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную  по платежному поручению от 08.12.2017 № 122 государственную пошлину в размере 3000 рублей. На возврат излишне уплаченной государственной пошлины выдать справку после вступления решения суда в законную силу.

3.Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи а пелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

                  Судья                                                 К.А. Тимошкин