ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-106/19 от 22.04.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

29 апреля 2019 года

Дело №А17-106/2019

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савушкиной Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Сальникова Алексея Анатольевича (ОГРН: 304370234901081, ИНН: 370210731850)

к Территориальному отделу (инспекции) по Ивановской области ЦМТУ Росстандарта

о признании недействительными Предписания №1569/205-2Пр от 13.12.2018 г. и Предписания №1569/205-1У от 13.12.2018 г.;

при участии в судебном заседании:

- от заявителя - Лобачева А.П. представитель по доверенности от 17.01.2019г. и паспорту;

- от Росстандарта - Леонтьевой Л.Б представитель по доверенности от 06.03.2018г. №14 и служебного удостоверению;

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратился индивидуальный предприниматель Сальников Алексей Анатольевич (ОГРН: 304370234901081; ИНН: 370210731850) (далее – заявитель, ИП  Сальников А.А., предприниматель, ИП) с заявлением к Территориальному отделу (Инспекция) по Ивановской области Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии  (далее -ЦМТУ Росстандарта, административный орган) о признании недействительными Предписания №1569/205-2Пр от 13.12.2018 г. и Предписания №1569/205-1У от 13.12.2018 г.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 11.01.2019 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству. Протокольным определением от 04.04.2019 г. на основании ст. 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено до 22.04.2019 года.

ИП  Сальников А.А. считает оспариваемые Предписания незаконными по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях. Индивидуальный предприниматель указал, что  сертификаты соответствия на Водный аттракцион, выданные ООО «ПРОМАКВА», до дня внесения в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (01.09.2016 года), считаются действительными до окончания срока, установленного в них (до 09.09.2018 года). Эксплуатирующая организация в соответствии с действующим законодательством не может обратиться в орган по сертификации за получением сертификата либо декларации. ИП Сальников А.А. указывает, что требование о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О техническом регулировании» может быть предъявлено только изготовителю или продавцу продукции. ИП Сальников А.А. не является соизготовителем водного аттракциона. Кроме того, предприниматель считает, что выданные предписания для эксплуатирующей организации являются неисполнимыми.

ЦМТУ Росстандарта с заявленными требованиями не согласилось по основаниям, изложенным в письменном отзыве. По мнению административного органа, вынесенные постановления являются законными и обоснованными, вынесены уполномоченным на выдачу Предписаний должностным лицом и имеют законные основания.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

На основании акта проверки № 1569/205 от 13.12.2018 г в связи с выявлением нарушений ИП Сальниковым А.А. обязательных требований стандартов при эксплуатации немеханических аттракционов горок водных были выданы Предписание №1569/205-2Пр от 13.12.2018 г. и Предписание №1569/205-1У от 13.12.2018 г.

В соответствии с приказом от 14 ноября 2018 г. №   1569 руководителя ЦМТУ Росстандарта должностными лицами Территориального отдела (инспекции) по Ивановской области Центрального Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЦМТУ Росстандарта) начальником отдела, старшим государственным инспектором, старшим государственным инспектором проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Сальниковым Алексеем Анатольевичем (ИП Сальников А.А.) по адресу: г. Иваново, Фрунзе, д. 5, обязательных требований к водным аттракционам при их эксплуатации, в связи с поступившим в ЦМТУ Росстандарта обращением от гражданина.

По результатам проверки составлен акт проверки № 1569/205 от 13.12.2018 г, в котором отражены указанные ниже нарушения, установленные в ходе проверки.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий установлено, что ИП Сальников А.А. эксплуатирует горку водную «Утенок», горку «Гусеница», горку винтовая, горку водную гидротруба 825 (стартовая длина 2,3 м. длина 6 м), горку «Детский Табогган» Табогган 600x690 (старт 1,6 длина 9,5 м) в составе аттракциона «Детский городок», расположенного в здании Водный клуб «Мост» по адресу ул. Фрунзе, д.5, с нарушением обязательных требований к аттракционам немеханизированным водным:

- в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009 г. «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии») (далее по тексту Постановление № 982 от 01.12.2009 г.), п. 9685 «Аттракционы и запасные части к ним» «Единого перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме принятия декларации о соответствии», утвержденного Постановлением № 982 от 01,12.2009 г.: продукция введена в эксплуатацию и используется при отсутствии декларации о соответствии обязательным требованиям стандартов водных горок с твердой трассой спуска;

- в нарушение п.п. 8.5.9, 8.6.1.2 ГОСТ Р 52603-2011 «Аттракционы водные. Безопасность конструкции. Общие требования» (далее по тексту ГОСТ Р 52603-2011): безопасность конструкции и покрытия трассы спуска, соответствие конструкции и оснащения зоны финиша не подтверждены приемочными испытаниями;

- в нарушение п. 11.3 ГОСТ Р 52603-2011: отсутствует эксплуатационный документ - формуляр водных горок в составе аттракциона «Детский городок».

С актом проверки ознакомлен уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя Сальникова А.А. по доверенности от 13.12.2018 г. Лобачева Александра Павловна, что подтверждается записью и подписью указанного лица.

При проведении проверки соблюдения ИП Сальниковым А.А. обязательных требований при эксплуатации водных аттракционов была подтверждена изложенная в обращении гражданина информация о несоответствии продукции (горки водные) обязательным требованиям.

На основании акта проверки № 1569/205 от 13.12.2018 г. Должностными лицами Территориального отдела (инспекции) по Ивановской области ЦМТУ Госстандарта выданы предписания №№ 1569/205-1У, 1569/205-2Пр от 13 декабря 2018 г. об устранении нарушений обязательных требований и о согласовании программы мероприятий по предотвращению причинения вреда с руководителем ЦМТУ Госстандарта, в соответствии с п. 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, п. 1 статьи 34, п. 2 статьи 39, 38 Федерального закона № 184-ФЗ.

Указанные выше Предписания оспорены индивидуальным предпринимателем Сальниковым А.А. в Арбитражный суд Ивановской области.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Оспариваемые предписания оцениваются арбитражным судом на момент  их вынесения. При оценке вопроса о законности предписаний подлежат выяснению полномочия вынесшего эти  предписания органа и наличие законных оснований для вынесения таких предписаний.

Согласно Положению о Центральном межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЦМТУ Росстандарта), утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.08.2010 № 2921 основными задачами ЦМТУ Росстандарта являются: государственный надзор в области обеспечения единства измерений; государственный метрологический контроль в части лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений; государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов в области технического регулирования, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Росстандарта; до вступления в силу соответствующих технических регламентов государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов.

В соответствии с пунктами 11.3, 11.4 указанного Положения, территориальный орган ЦМТУ Росстандарта вправе: давать обязательные для исполнения предписания и принимает мотивированные решения, предусмотренные административным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе возбуждает дела об административных правонарушениях и проводит административные расследования, применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях, налагает штрафы за административные правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами должностные лица органа  государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям окружающей среде.

Согласно п. 1 статьи 34 Федерального закона № 184-ФЗ на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.

Таким образом, предписание административного органа является инструментом публично-правового воздействия на лицо, допустившее нарушение требований закона и направлено на устранение негативных правовых последствий, возникающих по результатам совершенного нарушения. Следовательно, оспариваемые предписания вынесены уполномоченным органом и в пределах его компетенции.

При проведении проверки соблюдения ИП Сальниковым А.А. обязательных требований при эксплуатации водных аттракционов была подтверждена изложенная в обращении гражданина информация о несоответствии продукции (горки водные) обязательным требованиям.

Пунктом 1 ст. 46 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан.

Из материалов дела следует, что аттракцион «Детский городок» введен в эксплуатацию 11.04.2018 г., то есть до вступления в силу Технического регламента ТР ЕАЭС 038/2016. Таким образом, на основании п. 6 ТР ЕАЭС 038/2016 обязательные требования к данному аттракциону определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно разделу 9685 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009г. № 982, действовавшему до 18.04.2018 г., аттракционы немеханизированные являются продукцией, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Согласно п. 8.5.9. «ГОСТ Р 52603-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Аттракционы водные. Безопасность конструкции. Общие требования» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2011 № 405-ст) соблюдение требований безопасности конструкции и покрытия трассы спуска водной горки должно быть проверено при приемочных испытаниях.

Пунктом 8.6.1.2. «ГОСТ Р 52603-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Аттракционы водные. Безопасность конструкции. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2011 № 405-ст) соответствие конструкции и оснащения зоны финиша требованиям настоящего стандарта должно быть подтверждено приемочными испытаниями.

В силу п. 11.3 «ГОСТ Р 52603-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Аттракционы водные. Безопасность конструкции. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2011 № 405-ст) формуляр (ФО) должен содержать информацию о техническом состоянии аттракциона после изготовления, в процессе эксплуатации и после ремонта. Формуляр должен включать в себя следующие основные положения:

- наименования и адреса организаций, участвовавших в проектировании, изготовлении и монтаже составных частей аттракциона, с указанием видов выполненных ими работ: фундаментов, металлических конструкций, пластиковых элементов трассы спуска, бассейна, системы циркуляции и подготовки воды и т.п.;

- общую характеристику аттракциона: дату изготовления; основные технические характеристики, включая размеры и вес (массу) [общий (общую) и основных составных частей]; необходимые выдержки из проектной документации и значения параметров, характеризующих степень риска причинения вреда здоровью (возможная высота падения пользователя, максимальная скорость движения пользователя по трассе спуска, глубина бассейна);

- основные чертежи с указанием размеров, важных в отношении безопасности;

- гарантии изготовителя и установленный им срок службы аттракциона;

- комплектность поставки;

- ведомость запасных частей и принадлежностей, входящих в комплект поставки аттракциона;

- отчеты о периодических проверках технического состояния, работах по техническому обслуживанию, модификации и ремонту;

- протоколы испытаний;

- документы (сертификаты соответствия, санитарно-гигиенические заключения и т.п.), подтверждающие соответствие аттракциона требованиям безопасности.

Эксплуатация аттракциона без формуляра не соответствует обязательным требованиям ГОСТ Р 52603-2011 и не обеспечивает наличие указанной выше информации, необходимой для безопасной эксплуатации и обслуживания аттракциона.

Из материалов дела следует, что в нарушении вышеуказанных норм права предприниматель на момент проведения проверки эксплуатировал горку водную «Утенок», горку «Гусеница», горку винтовая, горку водную гидротруба 825 (стартовая длина 2,3 м. длина 6 м.), горку «Детский Табогган» Табогган 600х690 (старт 1,6 длина 9,5 м) в составе аттракциона «Детский городок», расположенного в здании Водный клуб «Мост» по адресу: г. Иваново, ул. Фрунзе, д. 5, с нарушением обязательных требовании к аттракционам немеханизированным водным, а именно: при отсутствии декларации о соответствии обязательным требованиям стандартов водных горок с твердой трассой спуска; подтверждения приемочными испытаниями безопасности конструкции и покрытия трассы спуска, соответствия конструкции и оснащения зоны финиша; при отсутствии эксплуатационного документа – формуляра водных горок в составе аттракциона «Детский городок».

В целях защиты жизни и здоровья граждан предпринимателю было выдано предписание №1569/205-2Пр от 13 декабря 2018 г. о разработке Программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О техническом регулировании», которая должна включать в себя мероприятия по оповещению посетителей клуба о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий, и согласовании Программы мероприятий по предотвращению причинения вреда с Руководителем ЦМТУ Росстандарта.

Относительно данного предписания суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что при подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.

Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям, в том числе потребителям, осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.

В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции (п. 3 ст. 38 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Согласно п. 2 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» при признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.

Довод ИП о том, что он не является субъектом для исполнения обязанности, возложенной на него Предписанием № 1569/205-2Пр, судом отклоняется.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации.

Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.

ИП Сальников А.А., эксплуатируя аттракционы и предоставляя услуги по использованию водных горок, является исполнителем.

ИП Сальников А.А. должен был ввести в эксплуатацию и эксплуатировать аттракционы, безопасность которых подтверждена, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009 г., декларацией о соответствии. Также ИП должен был соблюдать положения ГОСТ.

Кроме того, из материалов дела следует, что ИП Сальников А.А. фактически выполнил функции изготовителя аттракциона, в связи с чем ему было выдано предписание № 1569/205-2Пр от 13.12.2018 о разработке и согласовании Программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О техническом регулировании».

В частности, в результате проверки установлено, что изготовитель аттракциона  ООО «ПРОМАКВА» должно было не только изготовить отдельные элементы аттракциона (водные горки и зоны старта), но также разработать и довести до исполнителя исчерпывающие требования к размещению и установке элементов аттракциона, а также к зоне финиша, включая требования к бассейну. Изготовитель должен был провести оценку соответствия продукции этим требованиям, в том числе провести испытания и обязательное подтверждение соответствия, которые должны быть проведены до выпуска продукции в обращение, в том числе до установки и монтажа продукции в месте ее эксплуатации.

ИП Сальников А.А. по своему усмотрению (в отсутствие указаний и необходимых документов ООО «Промаква») изготовил недостающие элементы аттракциона: зона финиша, бассейн, определил систему водоподготовки.

Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ИП Сальников А.А., построив недостающие элементы аттракциона: зона финиша, бассейн, систему водоподготовки, также является субъектом, несущим ответственность за безопасность аттракциона в целом. Следовательно, на предпринимателе лежит обязанность по исполнению требований статьи 38 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

В соответствии с пунктами 3.4, 3.8, 3.13 ГОСТ Р 52603-2011. «Национальный стандарт Российской Федерации. Аттракционы водные. Безопасность конструкции. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2011 № 405-ст) (Водная) горка: водный аттракцион, имеющий наклонную поверхность скольжения, по которой пользователь движется под действием сил тяжести и инерции и где вода используется как среда, с помощью которой регулируется скорость движения и обеспечиваются торможение и остановка пользователя в зоне финиша. Высота водной горки: расстояние по вертикали между уровнем поверхности стартового элемента и уровнем воды в зоне финиша. Зона финиша: зона водной горки, предназначенная для торможения и остановки пользователя, а также его выхода из воды.

Таким образом, доводы предпринимателя о том, что конструкция бассейна, оборудование водоподготовки не относятся к аттракциону, и зона финиша включает в себя только часть горки без бассейна, судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

Несогласие предпринимателя с мероприятиями, которые должна содержать программа причинения вреда в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О техническом регулировании» не свидетельствует о незаконности предписания от 13.12.2018 г. № 1569/205-2Пр и о его неисполнимости на момент вынесения.

Предписание № 1569/205-1У предписывает устранить выявленные в ходе проведенной проверки нарушения обязательных требований ГОСТ Р 52603-2011 и Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982.

Аттракцион «Детский городок» принят в эксплуатацию 11 апреля 2018 г., о чем составлен акт о вводе в эксплуатацию.

В настоящее время обязательные требования к аттракционам установлены Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 114, которое вступило в силу 22.01.2017 года. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016) (далее Технический регламент ТР ЕАЭС 038/2016) вступил в силу через 18 месяцев после опубликования - 18 апреля 2018 года.

Аттракционы немеханизированные водные Водные горки с твердой трассой спуска, изготовленные и введенные в эксплуатацию до 18 марта 2018 года, подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме обязательного декларирования на основании раздела 96 85 «Единого перечня продукции, продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее - Постановление № 982). В соответствии с пунктом 3 Постановления № 982 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) на официальном сайте (www.gost.ru) публикует информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования. В соответствии с опубликованной Госстандартом информацией, водные горки с твердой трассой спуска подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме принятия декларации о соответствии на соответствие ГОСТ Р 52603-2011 «Аттракционы водные. Безопасность конструкции, Общие требования» п.п. 7.5, 7.7, 8.1 -8.7, 9.1 - 9.3, 11, приложения А, Б.

ГОСТ Р 52603-2011, согласно Каталогу национальных стандартов на официальном сайте Росстандарта, не является отменным, действует на территории РФ.

Кроме того, он входит в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016).

Таким образом, довод заявителя о том, что сертификаты соответствия на Водный аттракцион, выданные ООО «ПРОМАКВА», до дня внесения в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (01.09.2016 года), считаются действительными до окончания срока, установленного в них (до 09.09.2018 года), судом отклоняется в виду несостоятельности и необоснованности.

Аттракцион «Детский городок» является продукцией, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Как следует из материалов дела действие предоставленного сертификата соответствия № РОСС RU.AB51.H03813 не распространяется на водные горки, входящие в состав аттракциона «Детский городок», в графе «Продукция» в сертификате соответствия указаны иные модели горок. Сертификат является добровольным сертификатом соответствия, который, согласно статье 20 Закона № 184-ФЗ, не применяется при обязательной сертификации, что также указано в самом сертификате соответствия.

Форма и схема подтверждения соответствия, в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 184-ФЗ, выбираются заявителем из форм и схем подтверждения соответствия, предусмотренных для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом.

В рассматриваемом случае Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009 г. предусмотрено обязательное подтверждение соответствия в форме принятия декларации о соответствии. Следовательно, представленный ИП сертификат соответствия № РОСС RU.AB51.H03814 также не может быть принят судом во внимание. Кроме того, он не относится к горке «Детский Табогган».

Выданные предписания являются исполнимыми, формулировки предписаний четкие и конкретные.

Предписание № 1569/205-1У от 13.12.2018 требует устранить выявленные нарушения, указанные в предписании: продукция: введена в эксплуатацию и используется при отсутствии декларации о соответствии обязательным требованиям стандартов, безопасность конструкции   и покрытия трассы спуска, соответствие конструкции и оснащения зоны финиша не подтверждены приемочными  испытаниями, отсутствует эксплуатационный документ - формуляр водных горок в составе аттракциона «Детский городок».

Для устранения каждого из нарушений возможно и законно выполнение различных мероприятий. В целях исключения излишнего давления на субъект хозяйственной деятельности, ему предписывается самостоятельно определить мероприятия, которые он проведет.

Прекращение ИП эксплуатации объектов после выдачи Предписаний и необходимость их повторного ввода в соответствии с положениями ТР ЕАЭС 038/2016, о незаконности Предписаний на дату их выдачи не свидетельствуют, а следовательно, данные доводы предпринимателя не могут быть основанием для отмены Предписаний.

Обязательные требования, которые предъявлялись к аттракционам до введения в действие Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), соответствуют обязательным требованиям указанного технического регламента.

Требование оформления декларации о соответствии обязательным требованиям соответствует требованиям п. 98, 99 ТР ЕАЭС 038/2016.

Требования проведения приемочных испытаний перед вводом в эксплуатацию аттракционов сохранились, на основании п. 78 ТР ЕАЭС 038/2016 («Ввод аттракционов в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством государств-членов»).

Требование оформления формуляра аттракциона, согласно п. 51, п. 52 ТР ЕАЭС 038/2016, сохраняется для аттракционов со степенями потенциальных биомеханических рисков RB-1 и RB-2. Согласно п. 53 ТР  ЕАЭС 038/2016 для аттракционов со степенью потенциального биомеханического риска RB-3 оформляется паспорт аттракциона.

Требование соответствия продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации обязательным требованиям, которые приняты в целях защиты жизни или здоровья граждан, не может являться излишним, нарушающим права лица, деятельность которого направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом невыполнение этого требования нарушает основные конституционные права граждан на жизнь и здоровье, создавая угрозу жизни и здоровью пользователей аттракциона.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что  Предписание № 1569/205-1У от 13.12.2018 и Предписание № 1569/205-2Пр от 13.12.2018 соответствуют закону, выданы уполномоченным на выдачу предписаний должностным лицом и имеют законные основания.

Вопреки позиции заявителя, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые предписания исполнимы и у предпринимателя фактически не имеется неясности относительно того, что ему необходимо предпринять в целях устранения выявленных нарушений законодательства, поскольку в предписаниях четко и определенно указаны допущенные нарушения и меры, которые необходимо предпринять.

Несогласие предпринимателя с порядком исполнения данных предписаний не свидетельствует о их незаконности на дату вынесения.

На основании вышеизложенного требования индивидуального предпринимателя Сальникова Алексея Анатольевича подлежат оставлению без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 600 рублей, оплаченная ИП при подаче заявления по платежным поручениям от 27.12.2018 г. № 1003, 1002, подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

1. Требования индивидуального предпринимателя Сальникова Алексея Анатольевича (ОГРН: 304370234901081, ИНН: 370210731850) к Территориальному отделу (инспекции) по Ивановской области ЦМТУ Росстандарта о признании недействительными Предписания №1569/205-2Пр от 13.12.2018 г. и Предписания №1569/205-1У от 13.12.2018 г. оставить без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                    М.С. Савельева