ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-10713/2017 от 15.03.2018 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

19 марта 2018 года

Дело №А17-10713/2017

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2018 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником  судьи Пирожковой Е.А.,

рассмотрев в  судебном заседании заявление

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)  о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Слава» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)  к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

- от  ООО «Слава» -  генеральный директор ФИО1  по приказу  от 09.09.2015 № 5,

установил:

        Управление Федеральной службы  по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Слава»   (далее – Общество,  ООО «Слава») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований Управление указало, что  в ходе проведения систематического наблюдения Управлением по Ивановской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе осуществлена техническая запись контента на частоте 101,2 ТВК в г. Иваново Ивановской области (акт мероприятия по радиоконтролю от 13.11.2017 № 37-0739-01). Анализ записи эфира за период с 00 час. 00 мин. 06.11.2017 по 00 час. 00 мин. 13.11.2017 показал, что  Общество осуществляет вещание средства массовой информации (СМИ) «Номер один Иваново», не соблюдая установленный лицензией объем вещания  данного СМИ к общему объему вещания – 9 часов в неделю. Выявлено, что объем вещания СМИ «Номер один Иваново» составляет 9 часов 44 минуты в неделю.

В судебное заседание Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направило.

 Общество считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указав, что определение объема вещания и осуществление записи радиоканала находится в исключительной компетенции Роскомназора  и  действующим законодательством не предусмотрена возможность делегирования данных полномочий ФГУП «ГРЧЦ», соответственно, записи и документы, составленные ФГУП «ГРЧЦ», являются недопустимыми доказательствами.   Из представленной в материалы дела эфирной справки по выходу радиопрограмм радиоканала «Номер один Иваново» за период с 06.11.2017 – 12.11.2017 невозможно установить на основании чего административный орган относил те или иные программы к вещанию спорного СМИ, так как  Роскомнадзор не анализировал сетку вещания радиоканала, регистрационный журнал, договор с сетевым партнером. Общество пояснило, что  на территории г. Иваново на частотном канале 101,2 МГц на основании лицензии на осуществлении вещания, а также договора № Р-ЭН-14-06 от  1  октября 2014 года  им осуществляется вещание  двух средств массовой информации:  «Номер один Иваново» и «Радио Энергия FM».  Для осуществления вещания используется лицензионное программное обеспечение, в котором в соответствии с выданной лицензией на радиовещание № РВ 24691 от 29 ноября 2013  задана сетка вещания, исходя из еженедельного объема вещания СМИ «Номер один Иваново» в количестве 9 часов. С учетом того, что вещание осуществляется непрерывно,   звучащие   аудиокомпозиции   одной   и   той   же   громкости   и   качества переключаются специальным программным обеспечением на эфирном ПК с наложением и незаметно для слушателя, данные, содержащиеся в акте проверки и эфирной справке, вызывают сомнения, так как не позволяют установить,   как определялось  начало вещания того или иного СМИ.    В акте проверки не указано, с помощью какого программного обеспечения   производилась   прослушивание   записи   эфира, не отражен   измерительный прибор, при помощи которого фиксировалось время.   Определение   времени окончания вещания одного СМИ по моменту объявления выходных данных другого СМИ   Общество  считает неверным, поскольку выходные данные СМИ «Радио Энергия FM» могли быть не переданы в эфир из-за технического сбоя, при этом в ходе вещания  СМИ «Номер один Иваново» слово «энергия» в разных сочетаниях упоминалось неоднократно, что могло ввести  сотрудника Управления в заблуждение о начале вещания  СМИ «Радио Энергия FM».   Общество  обратило внимание суда, что проверить достоверность информации, содержащейся в эфирной справке, не представляется возможным, так как приобщенные к материалам дела записи на  СD  дисках   не содержат какой либо системы и хронологии. Общество также сообщило, что 9 февраля 2018 года  решением мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского судебного района г. Иваново производство по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ  по  факту не соблюдения Обществом установленного лицензией объема вещания в отношении  директора Общества было прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения.

   Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя Общества, суд установил следующее.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***> и осуществляет лицензируемый вид деятельности –  радиовещание радиоканала на основании лицензии от 29.11.2013 серия РВ № 24691. Согласно приложений № 1, 2 к лицензии Общество  должно осуществлять в г. Иваново Ивановской области на частоте 101,2 ТВК наземное эфирное вещание СМИ «Номер один Иваново» и «Радио Энергия FM (RadioEnergyFM)». Согласно п.2.1 приложения № 1 к лицензии № 24691 соотношение вещания СМИ «Номер один Иваново» к общему объему вещания составляет 9 часов в неделю; соотношение вещания СМИ «Радио Энергия FM (RadioEnergyFM к общему объему вещания составляет 159 часов в неделю.

Управлением проведено  плановое систематическое наблюдение в отношении Общества, в рамках которого Управлением по Ивановской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе осуществлена техническая запись контента на частоте 101,2 ТВК в г. Иваново Ивановской области (акт мероприятия по радиоконтролю от 13.11.2017 № 37-0739-01).

На основании полученной  в ходе  внепланового систематического наблюдения информации    специалистом Управления составлена  эфирная справка  по выходу радиопрограмм радиоканала «Номер один Иваново» за период с 06.11.2017-12.11.2017, в которой отражено, что объем вещания СМИ «Номер один Иваново» составляет 9 часов 44 минуты в неделю.

По результатам   внепланового  систематического наблюдения  Управлением составлен акт от 23.11.2017 № А-37/3/120-нд/143, в котором   зафиксирован выявленный факт  несоблюдения объемов вещания.

По данному факту 07 декабря 2017 должностным лицом Управления   в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении  № АП-37/3/602, которым  несоблюдение Обществом  установленного лицензией объема вещания СМИ «Номер один Иваново» расценено административным органом как   осуществление предпринимательской деятельности  с нарушением условий, предусмотренных   лицензией  на осуществление  телевизионного вещания,  и квалифицировано по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ

  На основании протокола об административном правонарушении № АП-37/3/602 и иных материалов административного дела Управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

  Согласно статье 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон № 2124-1) телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (ч. 1 указанной статьи).

В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указывается, в том числе,наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала; объем вещания (в часах) (пункты 2,  5 ч.8  ст. 31 Закона № 2124-1).

 Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания" во исполнение Закона  N 99-ФЗ и Закона N 2124-1 утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (далее - Положение N 1025).

Согласно абзацу 4 подпункта "а" пункта 4 Положения N 1025 требования о соблюдении объемов вещания являются лицензионными требованиями, предъявленными к лицензиату.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности, к которой относится и деятельность в области  радиовещания, с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

По смыслу общих положений ст. ст. 1.5, 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности в области радиовещания с нарушением условий выданной ему лицензии на осуществление данного вида деятельности необходимо установить факт наличия соответствующего лицензионного нарушения, то есть событие указанного административного правонарушения, а также его состав, в том числе вину названного юридического лица в совершении данного правонарушения.

В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Согласно ст. 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.  Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.  Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

 Как следует из материалов дела, Обществу вменяется в вину факт осуществления  с 00 час. 00 мин. 06.11.2017 по 00 час. 00 мин. 13.11.2017 вещания средства массовой информации  «Номер один Иваново» без соблюдения  установленного лицензией объема вещания  данного СМИ к общему объему вещания – 9 часов в неделю. Выявлено, что объем вещания СМИ «Номер один Иваново» составляет 9 часов 44 минуты в неделю.

В качестве доказательства наличия  вменяемого Обществу нарушения административным органом в материалы дела представлена  составленная специалистом Управления   эфирная справка  по выходу  радиопрограмм  радиоканала «Номер один Иваново» за период с  06.11.2017 по 12.11.2017  с отражением даты выхода в эфир, времени выхода и окончания выхода в эфир, хронометража программы, темы передачи и тематики.  Эфирная справка составлена   с указанием   первой  даты и времени выхода в эфир   06.11.2017  в 2.20 и окончена   12.11.2017  в 20.37, при этом  фиксация осуществлялась не сплошным методом, а  в определенные временные интервалы. 

Учитывая, что   решение о проведении планового систематического наблюдения было принято в отношении   Общества, которое согласно приложений  №1, № 2 к лицензии осуществляет в г. Иваново Ивановской области на частоте 101,2 ТВК наземное эфирное вещание СМИ «Номер один Иваново» и «Радио Энергия FM (RadioEnergyFM 168 часов в неделю ежедневно круглосуточно, без уточнения в лицензии точного времени начала и окончания  вещания каждого   радиоканала,       представленная эфирная справка,  отражающая      периоды начала и окончания отдельных программ радиоканала «Номер один Иваново», без  подтверждения факта вещания в остальное время  программ иного телеканала,  не может быть принята в качестве достоверного доказательства, так как  содержательная   заполненность всего  времени вещания   в  эфирной справке   никак  не  зафиксирована.

 К материалам административного дела  Управлением также приобщена запись радиоэфира  на 4 CD дисках.

 Учитывая  выборочное  отражение  содержания вещания в эфирной справке, в целях проверки достоверности  информации, указанной в ней, суд в присутствии   Общества произвел выборочное исследование представленных в материалы административного дела   CD дисков  и сопоставление реквизитов и содержания    файлов, размещенных на CD   дисках,  с   информацией эфирной справки.

По результатам проведенного исследования суд установил, что    даты файлов и содержание записанных на них программ не соответствуют  эфирной справке. При этом  «имена»  файлов на СD дисках   сформированы  путем указания даты и времени записи, однако   соответствующие  данные, отраженные в названии  файла.

В результате допущенных административным органом нарушений при формировании доказательств проверить достоверность информации эфирной справки не представляется возможным и, соответственно,   невозможно признать доказанным факт  вещания СМИ «Номер один Иваново» за период с  06.11.2017 по 12.11.2017  9 часов 44 минуты в неделю.

Суд также принимает во внимание, что в ходе рассмотрения дела  Обществом представлено суду Постановление  мирового  судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Иваново   по делу № 5-14/2018 от 10.02.2018  по заявлению  Управления о привлечении генерального директора ООО «Слава» к административной ответственности    по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ  по факту вещания СМИ  «Номер один Иваново»   с несоблюдением установленного лицензией объема вещания в период с 06.11.2017  по 12.11.2017.

Указанным судебным актом  установлено, что «. . .  факт отсутствия выходных данных СМИ «Радио Энергия FM», учитывая условия Договора от 1 октября 2014 года № Р-ЭН-14-06, не может безусловно свидетельствовать о том, что вещание СМИ «Номер один Иваново» 6 ноября 2017 года осуществлялось длительностью не соответствующей сведениям, имеющимся в регистрационном журнале радиопередач. Более того, при оценке сведений, содержащихся в эфирной справке, суд учитывает пояснения специалиста-эксперта ОПДМКиИТ Управления Роскомнадзора по Ивановской области ФИО2 следует, что при прослушивании аудио-записи вещания осуществлялась перемотка времени записи, тем самым сокращалось общее время проведения проверки». Учитывая данные обстоятельства Мировым  судьей судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Иваново сделан вывод,    об отсутствии «неоспоримых доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Слава» в период с 6 ноября 2017 года по 13 ноября 2017 года осуществляло вещание СМИ «Номер один Иваново» с нарушением лицензионных требований, а именно с превышением объемов вещания, предусмотренных лицензией».

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.

Учитывая изложенное, арбитражный суд признает установленным факт отсутствия неоспоримых доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Слава» в период с 6 ноября 2017 года по 13 ноября 2017 года осуществляло вещание СМИ «Номер один Иваново» с нарушением лицензионных требований, а именно с превышением объемов вещания, предусмотренных лицензией.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие доказательств состава вменяемого правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При вынесении  решения суд также принимает во внимание, что согласно части 1 статьи 4.5 КоАП срок для привлечения к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, вменяемое Обществу правонарушение было окончено 12 ноября 2017 года.    Срок давности привлечения к административной ответственности за соответствующее правонарушение  истек 12.02.2018.

 В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В случае пропуска сроков давности привлечения к административной ответственности, которые восстановлению не подлежат, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд   

РЕШИЛ:

1. Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области в удовлетворении требований  о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Слава»   к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

    Судья                                                                            Калиничева М.С.