АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б http://ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И ЕДело № А17-10842/2019
г. Иваново 21 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2020 года. Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Савельевой М.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Римской Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента строительства и архитектуры Ивановской области к Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области о взыскании в доход областного бюджета ущерба, причиненного Ивановской области в связи с нарушением бюджетного законодательства и условий Соглашения в размере 1 887 592,66 руб., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Контрольно-счетная палата Ивановской области; ООО «Дзержинскгоргаз»; областное государственное казенное учреждение «Агентство капитального строительства Ивановской области». при участии в судебном заседании: от заявителя - ФИО1 на основании доверенности от 31.07.2020, паспорта и документа об образовании; от Администрации - ФИО2 на основании доверенности от 07.02.2020, служебного удостоверения; ФИО3 по доверенности от 13.01.2020, диплома, паспорта; от КСП Ивановской области - ФИО4 на основании доверенности от 26.05.2020, паспорта и документа об образовании; от ОГКУ «Агентство капитального строительства Ивановской области» - ФИО5 на основании доверенности 09.01.2020, паспорта и документа об образовании; установил: в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области (далее: ответчик, Администрация) о взыскании в доход областного бюджета ущерба, причиненного Ивановской области в связи с нарушением бюджетного законодательства и условий Соглашения в размере 1 887 592,66 руб. обратился Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее: истец, Департамент). Определением Арбитражного суда Ивановской области от 25.12.2019 года заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству. На основании ст. 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось. Определением Арбитражного суда Ивановской области от 14.07.2020 года для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Контрольно-счетная палата Ивановской области (далее – КСП); общество с ограниченной ответственностью «Дзержинскгоргаз» (далее – ООО «Дзержинскгоргаз»); областное государственное казенное учреждение «Агентство капитального строительства Ивановской области» (далее – Учреждение, ОГКУ «Агентство капитального строительства Ивановской области»). ООО «Дзержинскгоргаз» в судебное заседание своего представителя не направило, заявлений, дополнений, ходатайств не представило. Информация о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом размещена в сети Интернет. На основании ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в его отсутствие. В обосновании заявленных требований Департамент строительства и архитектуры Ивановской области указал, что между Департаментом и Администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация) 30 марта 2018 года было заключено Соглашение № 42 о предоставлении в 2018 году субсидий из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» (далее - Соглашение). Предметом Соглашения (пункт 1.1.) являлось предоставление субсидий из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией инвестиционного проекта «Строительство блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского района Ивановской области» и включенного в муниципальную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Пучежского муниципального района». Департаментом условия Соглашения соблюдены и исполнены в полном объеме. Со стороны Администрации было допущено несоблюдение ряда условий Соглашения, так: не исполнено обязательство по пункту 4.2.4 Соглашения: не обеспечено достижение в срок до 31 декабря 2018 года следующего значения показателя результативности использования Субсидии, в количестве газифицированных природным газом котельных - 1 единица; мероприятие по пункту 2 «Графика выполнения мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Строительство блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского района Ивановской области» (Приложение 4 к Соглашению) — обеспечение технической готовности Объекта - 100 % с достижением результата: строительство газовой блочно-модульной котельной — 1 единица к обозначенному в графике сроку «не позднее 31 декабря 2018 года» - не выполнено. В нарушение пунктов 4.2.15, 4.2.16, 4.2.17 Соглашения, Администрацией в срок до 01.04.2019 не были представлены в Департамент документы, подтверждающие выполнение указанных обязательств. Таким образом, Департамент не располагая документами и сведениями о завершении строительства объекта (блочно-модульной котельной), а также отсутствием подтверждения 100-процентной готовностью объекта строительства, софинансирование которого осуществлялось за счет средств областного бюджета, пришел к выводу о несоблюдении получателем субсидии графика выполнения мероприятий по Соглашению. Департаментом 01 апреля 2019 года (№ исх-987-011/2/2-1) в адрес Администрации была направлена претензия с требованием о возврате средств субсидии в областной бюджет, в связи с не надлежащим исполнением Администрацией условий Соглашения. С учетом пунктов 4.2.17 Соглашения и пункта 15 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области (Постановление Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п) Департаментом был произведен расчет объема средств подлежащих возврату в областной бюджет, соответствующий 10 процентам объема субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий, без учета размера остатка субсидии, не использованного по состоянию на 01.01.2019, который составил 1 887 592,66 руб. Требования претензии в предписанный срок выполнены не были, в связи с чем, Департаментом 06.05.2019 была повторно направлена претензия с обозначенными требованиями к Администрации - обеспечить возврат средств в срок до 16.05.2019 на счет Департамента. Факт ненадлежащего исполнения обязательств Администрацией по Соглашению подтверждается и Контрольно-счетной палатой Ивановской области, которой в ходе проверки деятельности Департамента, как главного распорядителя бюджетных средств в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области», установлено и отражено в Представлении от 30.07.2019 № 02-05/1/444: «недостижение в заданном объеме плановых значений 3-х (из 4-х) целевых индикаторов Подпрограммы газификации, не соблюдение сроков выполнения отдельных мероприятий инвестиционных проектов...». По результатам проверки Контрольно-счетной палатой Ивановской области рекомендовано Департаменту в рамках установленных полномочий осуществлять контроль за возвратом в областной бюджет Администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области, нарушившей условия Соглашения средств в сумме 1887,6 тыс. руб. Администрация Пучежского муниципального района Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Ответчиком указано, что все работы по строительству блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского района были сданы и приняты 13 марта 2019 года по актам КС-2 и КС-3. Что подтверждается следующими документами: Справка КС-3 от 13.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №12 от 13.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №13 от 13.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №14 от 1 3.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №15от 13.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №16 от 13.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №17 от 13.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №19 от 13.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №20 от 13.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №21 от 1 3.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №22 от 13.03.2019; Акт о приемке выполненных работ КС-2 №23 от 13.03.2019. Данные документы были направлены истцу 20.03.2019 года письмом №1656. Истец не получил данные документы в срок. В своих письмах №931/1 от 05.04.2019 года и №55 от 20.06.2019 года в адрес истца Администрация пояснила, что было установлено, что заместитель начальника управления строительства и архитектуры, находясь в служебной командировке в марте 2019 года не предоставил в адрес Департамента строительства и архитектуры подписанные акты от 13.03.2019 года. Как полагает ответчик, допущенное нарушение сроков сдачи отчетной документации в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области не влияет на факт окончания строительства объекта. Нарушений показателей результативности в срок до 1 апреля 2019 года не допущено. Следовательно, основания для возврата 10% субсидии в рассматриваемом случае отсутствуют. ООО «Дзержинскгоргаз» в своем отзыве указало, 07.08.2018 на основании результатов открытого аукциона в электронной форме (протокол подведения итогов электронного аукциона № 0133200001718001408-3/227А.1 от 18.07.2018 г.) между ООО «Дзержинскгоргаз» и Управлением строительства и архитектуры администрации Пучежского муниципального района Ивановской области был заключен муниципальный контракт № 1015859 на строительство блочно-модульной котельной в с. Сеготь Пучежского района Ивановской области. Фактически все работы по строительству блочно-модульной котельной были выполнены и приняты заказчиком 13.03.2019 г., о чем свидетельствуют обоюдно подписанные сторонами контракта акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2. Контрольно-счетная палата Ивановской области указала в отзыве, что на момент проведения контрольного мероприятия денежные средства не были возвращены в областной бюджет, документов подтверждающих исполнение Администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области обязанностей предусмотренных пунктами 4.2.4. и 4.2.12 Согласшения КСП также не были представлены. В связи с чем, КСП в адрес Департамента строительства и архитектуры Ивановской области направила представление от 30.07.2019 № 02-05/1/444 с предложением в рамках установленных полномочий осуществлять контроль за возвратом в областной бюджет Администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области, нарушившей условия расходования субсидий, средств в сумме 1887,6 тыс. руб. Акты КС-2 и КС-3 в отсутствие акта КС-14 не свидетельствуют о завершении строительства объекта. Областное государственное казенное учреждение «Агентство капитального строительства Ивановской области» в отзыве указало, что между ОГКУ «Агентство капитального строительства Ивановской области» и Администрацией 09.06.2018 г. был заключен муниципальный контракт № 2 на выполнение работ по осуществлению строительного контроля на строительстве объекта: «Блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского района Ивановской области» (далее по тексту Контракт). Заключив указанный Контракт, Администрация делегировала свои функции как Заказчика по МК Агентству, в части ведения строительного контроля. Строительство объекта Подрядчиком было завершено 13.03.2019, согласно актам о приемке выполненных работ (по форме КС-2) №№ 12 - 23 от 13.03.2019. Работы по объекту Подрядчиком были выполнены в полном объёме согласно условиям МК, что, так же подтверждается подписанными со стороны Агентства актами о приемке выполненных работ №12 - 23 от 13.03.2019. По факту несвоевременного предоставления актов по форме КС-2 и КС-3 к МК № 1015859 от 07.08.2018 г Заказчиком в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области Агентство пояснить нечего не может, т.к. Заказчику подписанные со стороны Агентства акты о приемке выполненных работ №12 - 23 от 13.03.2020 были переданы своевременно. Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее. Между Департаментом и Администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области 30 марта 2018 года было заключено Соглашение № 42 о предоставлении в 2018 году субсидий из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области». Предметом Соглашения (пункт 1.1.) являлось предоставление субсидий из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией инвестиционного проекта «Строительство блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского района Ивановской области» и включенного в муниципальную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Пучежского муниципального района». Фактический объем субсидии, предоставленный в 2018 году бюджету Пучежского муниципального района, составил 18875926,64 руб. Администрации было допущено несоблюдение условий Соглашения: не исполнено обязательство по пункту 4.2.4 Соглашения - не обеспечено достижение в срок до 31 декабря 2018 года следующего значения показателя результативности использования Субсидии, в количестве газифицированных природным газом котельных - 1 единица; мероприятие по пункту 2 «Графика выполнения мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Строительство блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского района Ивановской области» (Приложение 4 к Соглашению) — обеспечение технической готовности Объекта - 100 % с достижением результата: строительство газовой блочно-модульной котельной — 1 единица к обозначенному в графике сроку «не позднее 31 декабря 2018 года» - не выполнено. В нарушение пунктов 4.2.15, 4.2.16, 4.2.17 Соглашения, Администрацией в срок до 01.04.2019 не были представлены в Департамент документы, подтверждающие выполнение указанных обязательств. Департаментом 01 апреля 2019 года (№ исх-987-011/2/2-1) в адрес Администрации была направлена претензия с требованием о возврате средств субсидии в областной бюджет, в связи с не надлежащим исполнением Администрацией условий Соглашения. Требования претензии в предписанный срок выполнены не были, в связи с чем, Департаментом 06.05.2019 была повторно направлена претензия с обозначенными требованиями к Администрации - обеспечить возврат средств в срок до 16.05.2019 на счет Департамента. Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд о взыскании в доход областного бюджета ущерба, причиненного Ивановской области в связи с нарушением бюджетного законодательства и условий Соглашения в размере 1 887 592,66 руб. Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. По пункту 2 указанной нормы права под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В силу пункта 2 указанной статьи лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Из анализа статей 15, 1064 ГК РФ следует, что для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие совокупности следующих элементов: наступление вреда, причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда. Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности вышеуказанных элементов. Как разъяснено в абзаце третьем пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать факт причинения убытков, их размер, ненадлежащее исполнение договорных обязательств и юридически значимую причинную связь между ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств и возникновением убытков у истца. Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с этой статьей гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Часть 2 статьи 307 ГК РФ предусматривает, что одним из обстоятельств для возникновения обязательств служит их наличие в договоре. В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность. В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п, контроль за соблюдением муниципальными образованиями Ивановской области условий, целей и порядка предоставления и расходования субсидий осуществляется главный распорядитель бюджетных средств и органами государственного финансового контроля Ивановской области. Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, действуя в рамках своих полномочий, в соответствии с Положением о Департаменте строительства и архитектуры Ивановской области, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области 19.12.2012 № 537-п, в 2018 году выполнял функции главного распорядителя средств областного бюджета в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» (далее - Подпрограмма). В соответствии с пунктом 1.1. Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (Приложение к подпрограмме «Развитие газификации Ивановской области» Приложения № 2 к государственной программе Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» Постановления Правительства Ивановской области от 06.12.2017 № 460-п). В соответствие с Приложением 10 к Закону Ивановской области от 07.12.2016 № 112-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области (далее — Департамент) предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы государственной программы по разделу, подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство», целевой статье 0490180320 «Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области», виду расходов 500 «Межбюджетные трансферты». Постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2018 № 53-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2018 - 2020 годах» бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области предусмотрены средства субсидии бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» в 2017 - 2019 годах» на строительство блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского района Ивановской области. Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами (статья 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»). В силу статьи 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой статьи 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903. В соответствии с пунктами 2, 3 Правил региональные программы газификации включают мероприятия, направленные на повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций субъектов Российской Федерации. Разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 4, 5 Правил программы газификации содержат: а) паспорт программы газификации, в котором указаны: цели и задачи программы газификации; ответственный исполнитель и соисполнители программы газификации; участники программы газификации; следующие целевые показатели программы газификации: объем (прирост) потребления природного газа в год, протяженность (строительство) объектов магистрального транспорта, протяженность (строительство) газопроводов-отводов, количество (строительство) газораспределительных станций, реконструкция объектов транспорта природного газа (газораспределительных станций), газоснабжение населенных пунктов природным газом, протяженность (строительство) межпоселковых газопроводов, газификация квартир (домовладений) природным газом, протяженность (строительство) внутрипоселковых газопроводов, уровень газификации природным газом, газификация потребителей сжиженным природным газом (количество населенных пунктов), количество (строительство) комплексов производства сжиженного природного газа, перевод на природный газ автотранспортной техники, количество (строительство) автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций; этапы и сроки реализации программы газификации; объемы и источники финансирования программы газификации; ожидаемые результаты от реализации программы газификации; б) план мероприятий программы газификации с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, в том числе на территориях опережающего социально-экономического развития. К программам газификации прилагаются следующие материалы, содержащие: сведения о порядке расчета показателей программы газификации. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ивановской области утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 № 358-п «О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области» (далее - Порядок № 358-п). В силу подпункта 3) пункта 2.4. Порядка № 358-п подпрограмма должна включать в себя, в том числе целевые индикаторы (показатели) подпрограммы, характеризующие основные мероприятия, мероприятия подпрограммы с расшифровкой значений по годам реализации подпрограммы. Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 № 460-п утверждена государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» (далее — государственная программа), приложением 2 к которой утверждена подпрограмма «Развитие газификации Ивановской области» (далее Подпрограмма), ответственным исполнителем и исполнителем основных мероприятий является Департамент. Разделом 3 указанной подпрограммы (в редакции, действовавшей в 2018 году) установлены целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы: 1. Основное мероприятие «Газификация населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры Ивановской области»; 1.1 Мероприятие «Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области»; 1.1.1 Показатель «Протяженность построенных распределительных, межпоселковых газопроводов»; 1.1.2 Показатель "Газификация природным газом жилищного фонда (домовладения и квартиры)"; 1.1.3 Показатель "Количество газифицированных природным газом котельных"; 1.1.4 Показатель "Количество реконструированных газораспределительных станций (ГРС)"; 1.1.5 Показатель "Разработка (корректировка) проектной документации". Пояснения к таблице: значения целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области. Значения целевых индикаторов (показателей) 1.1.1 и 1.1.2 определяются по итогам выполнения строительно-монтажных работ на объектах газификации и соответствуют значениям соответствующих показателей технико-экономических характеристик объекта капитального строительства, указанным в положительных заключениях государственной экспертизы на проектную документацию по строительству соответствующих объектов газификации. Согласно Разделу 2 Подпрограммы в редакции, действовавшей в 2018 году Подпрограмма «Развитие газификации Ивановской области» (далее - Подпрограмма) предусматривает реализацию основного мероприятия «Газификация населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры Ивановской области». Под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной инфраструктуры и других объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса. В рамках данного основного мероприятия реализуются следующие мероприятия: 1. Взаимодействие с организациями ПАО "Газпром" в рамках реализации Программ газификации регионов Российской Федерации (далее - Программа). Реализация мероприятия предусматривает: - реализацию ежегодного Плана-графика синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации на территории Ивановской области. В рамках мероприятия осуществляется выполнение комплекса организационных мероприятий, направленных на взаимодействие исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, организаций ПАО "Газпром", проектных и подрядных организаций с целью выполнения обязательств Правительства Ивановской области перед ПАО "Газпром" по подготовке потребителей к приему газа в рамках реализации мероприятий Программы; - подготовку информации для ПАО "Газпром" по загрузке межпоселковых газопроводов, построенных и введенных в эксплуатацию в рамках Программы; - получение согласования на пуск газа по завершенным строительством объектам. Выполнение мероприятия не требует выделения бюджетных ассигнований (осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Департамента строительства и архитектуры Ивановской области). Срок реализации мероприятия - с 2018 по 2020 годы. 2. Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области. Предоставление субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области осуществляется в соответствии с Порядком, установленным приложением к Подпрограмме. Срок реализации мероприятия - с 2018 по 2020 годы. Согласно разделу 1 подпрограммы ответственным исполнителем подпрограммы и исполнителем основных мероприятий (мероприятий) подпрограммы является Департамент строительства и архитектуры Ивановской области. В соответствии с п. 4.7. Порядка № 460-п оценка эффективности использования Субсидий осуществляется Департаментом на основании сравнения планируемых и достигнутых значений следующих показателей результативности использования Субсидии с учетом соблюдения сроков выполнения муниципальными образованиями Ивановской области обязательств, предусмотренных Соглашением: в) количество газифицированных природным газом котельных, ед.. Таким образом, получение согласования на пуск газа по завершенным строительством объектам, выдача разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов газификации в соответствии с Подпрограммой «Развитие газификации Ивановской области» находится за рамками целевого показателя «Количество газифицированных природным газом котельных», поскольку данные мероприятия осуществляются Департаментом согласно п. 1 раздела 2 Подпрограммы. Доводы Департамента со ссылкой на определение газификации, содержащееся в статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» о том, что выдача технических условий, проверка выполнения технических условий, составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) является стадией процесса газификации объекта, судом отклоняется, поскольку содержание целевого показателя количество газифицированных природным газом котельных в бюджетных правоотношениях определяется положениями Подпрограммы, в которой определено, что под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ. Следовательно, строительная (техническая) готовность объекта в целом определяется полным окончанием всех строительно-монтажных работ, возведением объекта капитального строительства в проектное положение, в соответствии с утвержденной проектной документацией. Срок получения всех разрешительных документов по окончании строительства невозможно заранее предусмотреть при заключении соглашения. Значение целевого индикатора (показателя – количество газифицированных природным газом котельных – 1 единица) определяется по итогам выполнения строительно-монтажных работ на объектах газификации и соответствует значению соответствующих показателей технико-экономических характеристик объекта капитального строительства, указанных в положительных заключениях государственной экспертизы на проектную документацию по строительству соответствующих объектов газификации (пояснение к Таблице «Целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы»). Из материалов дела следует, что 30.03.2018 Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области заключено соглашение о предоставлении в 2018 году субсидий бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области на софинансирование расходных обязательств администрации Пучежского муниципального района Ивановской области (далее — Администрация), возникающих в связи с реализацией мероприятий подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» (далее - Соглашение от 30.03.2018 № 42). Соглашением от 30.03.2018 № 42 определен размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области в 2018 году, в сумме 29 387 000 рублей (пункт 2.2); Администрация обязуется обеспечить достижение в срок до 31 декабря 2018 года следующего значения показателя результативности использования субсидии: количество газифицированных природным газом котельных - 1 единица (пункт 4.2.4); обеспечение технической готовности объекта (ожидаемые результаты строительство газовой блочно-модульной котельной – 1 ед.) не позднее 31.12.2018 — 100% (приложение 4 к соглашению от 30.03.2018 № 42 «График выполнения мероприятий по строительству объекта газификации»). Таким образом, ожидаемым результатом по обеспечению технической готовности объекта — 100% является именно строительство газовой блочно-модульной котельной – 1 ед., а не ввод объекта в эксплуатацию. Указанные показатели результативности согласуются с целевым индикатором Подпрограммы «Количество газифицированных природным газом котельных» - 1 единица (пункт 1.1.3 таблицы Раздела 3 Подпрограммы). Лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в срок до 31.12.2018 г. рассматриваемая котельная не была построена. Ввиду непредставления отчетности об окончании строительства в срок до 31.03.2019 г., а также учитывая, что в 2018 г. Администрации Пучежского муниципального района по данному соглашению фактически была доведена субсидия в размере 18875926,64 руб., Департамент строительства и архитектуры Ивановской области обратился в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением о взыскании в доход областного бюджета ущерба, причиненного Ивановской области в связи с нарушением бюджетного законодательства и условий соглашения (п. 4.2.15, 4.2.16, 4.2.17) в размере 10% от суммы субсидии, что составляет 1887592,66 руб. Согласно п. 4.11. Порядка предоставления субсидий Приложения 2 к Государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 г. № 460-п, в случае если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения значений показателей результативности использования Субсидии и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования Субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления Субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 12 - 14 Правил. В силу п. 4.12. Порядка предоставления субсидий Приложения 2 к Государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 г. № 460-п, в случае если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам размера Субсидии, по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, без учета размера остатка Субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена Департаментом, подлежит возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 15 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии, если муниципальным образованием Ивановской области, допустившим нарушение соответствующих обязательств, не позднее 1 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии, не представлены документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств. В случае одновременного нарушения муниципальным образованием Ивановской области значений показателей результативности использования Субсидии и обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, возврату подлежит объем средств, соответствующий 10 процентам размера Субсидии, определенный в соответствии с настоящим пунктом. В соответствии с п. 4.13. Порядка предоставления субсидий Приложения 2 к Государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 г. № 460-п, основанием для освобождения муниципальных образований Ивановской области от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 4.11, 4.12 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств. Аналогичные требования изложены в пунктах 4.2.15, 4.2.16, 4.2.17 Соглашения № 42 от 30.03.2018 г. Пунктом 4.2.5 Соглашения № 42 от 30.03.2018 г. предусмотрены следующие сроки сдачи отчетности, а именно: получатель субсидии обязуется ежеквартально (до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представлять в Департамент строительства: - отчет об использовании Субсидии и средств, предусмотренных в бюджете Пучежского муниципального района Ивановской области на софинансирование расходного обязательства Получателя субсидии по настоящему соглашению, в форме согласно приложению 1 к настоящему соглашению; - отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по реализации инвестиционного проекта (по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства), в форме согласно приложению 2 к настоящему соглашению; - отчет о достижении показателей результативности использования субсидии за отчетный год, оформленный в соответствии с приложением 3 к настоящему Соглашению. Таким образом, Порядком и Соглашением предусмотрены бюджетные меры по возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет 10 процентов размера Субсидии в случае невыполнения в срок до 01.04.2019 г. графика выполнения мероприятий по строительству котельной и показателей результативности использования Субсидии. За нарушение срока представления отчетности ответственность в виде возврата 10 процентов размера Субсидии Порядком и соглашением не предусмотрена. Как следует из материалов дела, согласно п. 5.1. государственного контракта № 1015859 от 07.08.2018 г. заключенного между Управлением строительства и архитектуры Администрации Пучежского муниципального района (Заказчик) и ООО «Дзержинскгоргаз» (Подрядчик), на выполнение работ по строительству блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского района Ивановской области, в течение пяти рабочих дней после завершения выполнения работ, предусмотренных контрактом, Подрядчик представляет Заказчику Акт сдачи-приемки работ по форме КС-2, КС-3, подписанный Подрядчиком в 2-х экземплярах. Согласно п. 1 ст. 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Акты приемки выполненных работ, оформленные по форме КС-2 за №№ 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23 были подписаны ООО «Дзержинскгоргаз» (Подрядчик), ОГКУ «Агентство капитального строительства Ивановской области» и Администрация Пучежского муниципального района (Заказчик) 13 марта 2019 г. Следовательно, данные акты подтверждают, что работы по строительству котельной были выполнены в полном объеме до 01.04.2019 г. 13 марта 2019 г. также между Ответчиком и ООО «Дзержинскгоргаз» была подписана унифицированная форма КС-3 Справка о стоимости выполненных работ, которая составила 25.178.799,09 рублей. Платежными поручениями №№ 24980 от 02.11.18 г.; 31940 от 06.11.18 г.; 181777 от 19.11.18 г.; 159573, 159939 от 27.11.18 г.; 195720 от 30.11.18 г.; 239420 от 07.12.18 г.; 339171 от 20.12.18 г.; 367571 от 24.12.18 г.; 409927, 409928, 411306 от 26.12.18 г.; 439784 от 28.12.2018 г.; 4550470, 448571, 449095 от 29.12.2018 г.; 455047, 455048, 455049, 455050, 455051 от 08.10.2019 г.; 465896, 465897, 465898, 465899, 465900, 465901, 465902 от 09.10.2019 г.; 654686 от 01.11.19 г.; 826793 от 26.11.19 г. работы были оплачены в полном объеме. Кроме того, между Ответчиком (Заказчик) и Областным государственным казенным учреждением «Агентство капитального строительства Ивановской области» (Исполнитель) был заключен муниципальный контракт № 2. Согласно п. 1.1. муниципального контракта № 2 Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по осуществлению строительного контроля на строительстве объекта «Блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского муниципального района Ивановской области», указанному в Техническом задании по контракту на строительство блочно-модульной котельной с. Сеготь Пучежского муниципального района Ивановской области в соответствии с проектно-сметной документацией, требованиями ГК РФ, требованиями технических регламентов, контрактом, техническим заданием заказчика. Так, во исполнение требований вышеуказанного пункта 5.1. Контракта Исполнителем в адрес Заказчика 18.03.2019 г. было направлено Заключение о выполнении функций строительного контроля за выполнением работ, из которого следует, что работы были выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией, фактически выполненные объемы работ 13.03.19 г. подписаны ответственным лицом за проведение строительного контроля ФИО6 Представитель ОГКУ «Агентство капитального строительства Ивановской области» в ходе судебного заседания под аудиозапись дополнительно подтвердил, что все мероприятия по строительству котельной были окончены 13.03.2019 г., что подтверждается подписью ответственного лица данной организации в актах КС-2. Ссылки заявителя о том, что окончание строительства должно было быть подтверждено также актами КС-14 судом отклоняется. Из материалов дела следует, что показатели результативности рассматриваемой субсидии и график выполнения работ предусматривали необходимость достижения показателя результативности – количество газифицированных природным газом котельных – 1 единица; обеспечение технической готовности строительства газовой блочно-модульной котельной – 1 единица. Таким образом, ожидаемым результатом по обеспечению технической готовности объекта — 100% является именно строительство газовой блочно-модульной котельной – 1 ед., а не ввод объекта в эксплуатацию. Аналогичный правовой подход отражен в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.10.2020 № Ф01-13326/2020, Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 № 02АП-1044/2020 по делу № А17-2602/2019. Типовая межотраслевая форма № КС-14 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а. Форма КС-14 – стандартный унифицированный акт, который фиксирует то, что какой-либо объект строительства полностью завершен и готов к эксплуатации. Акт по форме КС-14 подписывается приемочной комиссией, в которую входят представители надзорных органов. При этом при оформлении бланка КС-14 учитывается соответствие вводимого в действие объекта застройки не только проекту, но и строительным нормам, как работают вводимые в эксплуатацию коммуникации и т.д. На основе именно этого документа контролирующие государственные структуры решают можно ли давать разрешение на ввод данного строительного объекта в действие. В соответствии с Соглашением и Подпрограммой получение согласования на пуск газа по завершенным строительством объектам, выдача разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов газификации в соответствии с Подпрограммой «Развитие газификации Ивановской области» находится за рамками целевого показателя «Количество газифицированных природным газом котельных», поскольку данные мероприятия осуществляются Департаментом согласно п. 1 раздела 2 Подпрограммы. Доводы Департамента со ссылкой на определение газификации, содержащееся в статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» о том, что выдача технических условий, проверка выполнения технических условий, составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) является стадией процесса газификации объекта, судом отклоняется, поскольку содержание целевого показателя количество газифицированных природным газом котельных в бюджетных правоотношениях определяется положениями Подпрограммы, в которой определено, что под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ. Следовательно, строительная (техническая) готовность объекта в целом определяется полным окончанием всех строительно-монтажных работ, возведением объекта капитального строительства в проектное положение, в соответствии с утвержденной проектной документацией. 24.12.2019 г. приемочной комиссией в составе Ответчика, представителя проектной организации ГИП ООО «Техногазпроект», АО «Газпромраспределение Иваново» в г. Шуе, ОГКУ «АКС Ивановкой области», представителем «Роспотребнадзора», в соответствии с п. 3 которого работы осуществлялись в срок: август 2018 г. - март 2019 г. Таким образом, доказательством того, что все строительно-монтажные работы по строительству объекта «Блочно-мобульной котельной с. Сеготь Пучежского муниципального района Ивановской области» являются: КС-2 №№ 12-23 от 13.03.19 г., КС-3 от 13.03.19 г., заключением ОГКУ «АКС Ивановской области» от 18 марта 2019 г. и Актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы «Строительство блочно-модульной котельной с. Сеготь». Кроме того, согласно п. 3.4. соглашения от 30.03.2018 г. №42 перечисление Субсидии осуществляется в размере 95% от объема выполненных работ (суммы аванса), в течение 7 дней с момента предоставления документов о стоимости и объемах выполненных работ. В материалы дела представлено уведомление № 18/1 по расчетам между бюджетами от 13.03.2019 г., подписанное Департаментом, о перечислении денежных средств Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области, что свидетельствует об отсутствии оснований для возврата субсидии. Таким образом, в рассматриваемом случае нарушений графика выполнения мероприятий по строительству котельной и недостижения значения показателя результативности использования субсидии не имеется. Обратного заявителем не доказано. На основании вышеизложенного требования истца подлежат оставлению без удовлетворения. Руководствуясь статьями 170 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: 1. Требования Департамента строительства и архитектуры Ивановской области к Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области о взыскании в доход областного бюджета ущерба, причиненного Ивановской области в связи с нарушением бюджетного законодательства и условий Соглашения в размере 1 887 592,66 руб. оставить без удовлетворения. 2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 3. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 4. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья М.С. Савельева |