ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
29 января 2019 года | Дело №А17-11123/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2019 года
Судья Арбитражного суда Ивановской области Калиничева М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александровой М.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Унисон» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
- от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу – ФИО1 на основании доверенности от 25.12.2018, служебного удостоверения;
- от общества с ограниченной ответственностью «Унисон» - ФИО2 на основании доверенности от 02.12.2018 и документа, удостоверяющего личность,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Унисон» (далее - Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований административный орган указал, что 08.11.2018 в 11 часов 30 минут в ходе проведения осмотра складского помещения, расположенного по адресу: <...>, литер А21, назначение: нежилое, 1 этаж, № по плану строения 20 (S=1241,8 кв.м), выявлен факт нарушения ООО «Унисон» требований п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ) и пп. 3 п. 2 Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н (далее - Технические условия 59н), а именно: проверяемое помещение оборудовано поддонами с продукцией, установленными в ряды шириной не более чем из двух поддонов, расстояние между рядами составляет менее 0,5 метра (43 см), что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Общество считает требования Управления не подлежащими удовлетворению, пояснив, что из буквального толкования пп. 3. п. 2 Технических условий № 59н следует, что поддоны должны быть установлены в упорядоченную линию (ряд); максимальное количество поддонов по ширине ряда - 2, максимальное количество поддонов по длине ряда - не ограничено; расстояние между рядами поддонов - не менее 0,5 метра; расстояние между поддонами внутри ряда - не регламентировано. Кроме того, данное правило применяется при хранении поддонов с продукцией не на стеллажах, тогда как помещение ООО «Унисон» оборудовано стационарными стеллажами. На фотографиях, сделанных в ходе проверки, видно, что в помещении имеются ряды поддонов, расположенные внутри стационарных стеллажей (фото №1), поддоны установлены в ряды шириной из двух поддонов (фото №10), расстояние между рядами поддонов явно больше, чем 0,5 метра (фото №1), а 43 см - это расстояние между поддонами внутри одного ряда (фото №11). Таким образом, поскольку расстояние между поддонами внутри ряда Техническими условиями № 59н не регламентировано, расположение поддонов внутри ряда на расстоянии 43 см. друг от друга не является нарушением пп.3 п.2 Технических условий № 59н.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Унисон» на основании приказов заместителя руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 06.11.2018 № 1-1812 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица и от 07.11.2018 № 1-1817 о внесении изменений в приказ от 06.11.2018 № 1-1812 08.11.2018 в 11 часов 30 минут проведен осмотр складского помещения, расположенного по адресу: <...>, литер А21, назначение: нежилое, 1 этаж, № по плану строения 20 (S=1241, 8 кв.м).
В ходе проведения осмотра вышеназванного помещения установлено, что в складском помещении осуществляется оборот (хранение) алкогольной продукции, а именно: спиртных напитков, водки, вина пива, пивных напитков. Проверяемое помещение оборудовано стеллажами и поддонами, расположенными на расстоянии более 1 метра от системы отопления и водопроводных труб. Канализационные трубы в проверяемом помещении отсутствуют. Поддоны с продукцией установлены в ряды шириной не более чем из двух поддонов, расстояние между рядами составляет менее 0,5 метра. Соответствующие обстоятельства зафиксированы Актом проверки от 08.11.2018 № У1-а1183/08.
Расценив данные обстоятельства как нарушение п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ и пп. 3. п. 2 Технических условий № 59н, Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
По данному факту главным специалистом-экспертом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу был составлен протокол №08-18/1059 от 30.11.2018 об административном правонарушении в отношении ООО «Унисон» по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
На основании указанного протокола и иных материалов административного дела Управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего
Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Перечень обязательных требований, которые обязаны соблюдать организации осуществляющие деятельность по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливает Закон № 171-ФЗ.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с применением административной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу Закона N 171-ФЗ производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, является нарушением лицензионных требований. Однако ответственность за такие нарушения наступает не на основании частей 1 или 2 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации, а согласно статье 14.43 КоАП Российской Федерации, поскольку статья 14.43 является специальной по отношению к частям 1 и 2 статьи 14.17
Согласно ст. 26 Закона № 171-ФЗ запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Технические условия в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утверждены Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н.
В соответствии с пп. 3 п. 2 Технических условий № 59н, складские помещения должны быть оборудованы стеллажами и (или) поддонами, расположенными на расстоянии не менее 1 метра от систем отопления, водопроводных и канализационных труб. Поддоны с продукцией при хранении не на стеллажах должны устанавливаться в ряды шириной не более чем из двух поддонов таким образом, чтобы расстояние между рядами и от стен составляло не менее 0,5 метра.
Актом проверки от 08.11.2018 № У1-а1183/08 административный орган зафиксировал, что проверяемое помещение оборудовано стеллажами и поддонами. При этом факт размещения поддонов не на стеллажах административный орган в акте проверки не отразил. Приложенные к акту проверки фотоматериалы фиксируют размещение поддонов, при этом на фотографиях в непосредственной близости от поддонов размещены стойки стеллажей, что позволяет согласиться с утверждением Общества об использовании стеллажей для размещения поддонов.
Приведенные в судебном заседании доводы представителя административного органа о том, что конструкции, находившиеся в проверяемом помещении, стеллажами не являются, а равно ссылка на то, что поддоны, расположенные на полу нижнего уровня конструкции, не могут считаться размещенными на стеллаже, суд отклоняет.
В акте от 08.11.2018 № У1-а1183/08 сотрудниками Управления, проводившими проверку, зафиксирована принадлежность установленных в помещении конструкций к стеллажам. При этом Техническими условиями № 59н требований к стеллажам, используемым для хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, не предусмотрено, в частности не установлено требования об обязательном наличии настила на нижнем уровне стеллажа и не предусмотрено запрета на использование в качестве нижнего яруса стеллажа пола складского помещения.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств нарушения Обществом требований пп. 3. п. 2 Технических условий № 59н, установленных для случаев хранения поддонов с продукцией не на стеллажах.
Кроме того, суд соглашается с доводами Общества о неверном применении административным органом соответствующих положений пп. 3 п. 2 Технических условий № 59н. Из буквального содержания пп. 3 п. 2 Технических условий № 59н следует, что им регламентирована ширина ряда (ширина не более чем из двух поддонов) и расстояние между рядами (не менее 0,5 метра). Количество поддонов по длине ряда и расстояние между поддонами внутри ряда Техническими условиями № 59н не регулируется. Предложенное административным органом толкование пп. 3 п. 2 Технических условий № 59н, предполагающее, что расстояние не менее 0,5 метра должно быть между поддонами и внутри ряда, противоречит смыслу соответствующего требования, так как при данной расстановке поддонов будет иметь место расстановка не рядами, а группами поддонов по 2 шт. с расстоянием с каждой стороны не менее 0.,5 м, что противоречит понятию ряд, который по смыслу пп. 3. п. 2 Технических условий № 59н определяется в одном направлении.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу прямого указания закона неустранимыесомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).
Представленные административным органом доказательства не подтверждают факт наличия в действиях Общества события вменяемого правонарушения. Иных доказательств несоответствия условий хранения алкогольной продукции требованиям Технических условий № 59н, административным органом суду не представлено.
Как следует из статьи 24.5 КоАП РФ, недоказанность в действиях лица события административного правонарушения исключает привлечение его к административной ответственности за такое правонарушение.
При изложенных обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Управления.
Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Отказать Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу в удовлетворении требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Унисон» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Калиничева М.С.