ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-11123/18 от 28.01.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

29 января 2019 года

Дело №А17-11123/2018

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2019 года

Судья Арбитражного суда Ивановской области Калиничева М.С.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Александровой М.И.,

рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению

Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Унисон» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

- от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу – ФИО1 на основании доверенности от 25.12.2018, служебного удостоверения;

- от общества с ограниченной ответственностью «Унисон» - ФИО2 на основании доверенности от  02.12.2018 и  документа, удостоверяющего личность,

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Унисон» (далее - Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

              В обоснование заявленных требований административный орган указал, что   08.11.2018 в 11 часов 30 минут в ходе проведения осмотра складского помещения, расположенного по адресу: <...>, литер А21, назначение: нежилое, 1 этаж, № по плану строения 20 (S=1241,8 кв.м), выявлен факт нарушения ООО «Унисон» требований п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ  "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ) и пп. 3 п. 2 Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных Приказом Федеральной службы   по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н (далее - Технические условия 59н), а именно: проверяемое помещение  оборудовано поддонами с продукцией, установленными в ряды шириной не более чем из двух поддонов, расстояние между рядами составляет менее 0,5 метра (43 см), что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Общество считает требования Управления не подлежащими удовлетворению, пояснив, что из буквального толкования пп. 3. п. 2  Технических условий № 59н следует, что поддоны должны быть установлены в упорядоченную линию (ряд); максимальное количество поддонов по ширине ряда - 2, максимальное количество поддонов по длине ряда - не ограничено; расстояние между рядами поддонов - не менее 0,5 метра; расстояние между поддонами внутри ряда - не регламентировано. Кроме того, данное правило применяется при хранении поддонов с продукцией не на стеллажах, тогда как помещение ООО «Унисон» оборудовано стационарными стеллажами. На фотографиях, сделанных в ходе проверки, видно, что в помещении имеются ряды поддонов, расположенные внутри стационарных стеллажей (фото №1), поддоны установлены в ряды шириной из двух поддонов (фото №10), расстояние между рядами поддонов явно больше, чем 0,5 метра (фото №1), а 43 см - это расстояние между поддонами внутри одного ряда (фото №11). Таким образом, поскольку расстояние между поддонами внутри ряда Техническими условиями № 59н не регламентировано, расположение поддонов внутри ряда на расстоянии 43 см. друг от друга не является нарушением пп.3 п.2 Технических условий № 59н.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.

При     проведении      внеплановой     выездной      проверки      в     отношении ООО «Унисон» на основании приказов заместителя руководителя Федеральной службы   по   регулированию   алкогольного   рынка   от   06.11.2018   №   1-1812   о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица и от 07.11.2018 № 1-1817 о внесении изменений в приказ от 06.11.2018 № 1-1812    08.11.2018 в 11 часов 30 минут проведен осмотр складского помещения, расположенного по адресу: <...>,  литер А21, назначение: нежилое, 1 этаж, № по плану строения 20 (S=1241, 8 кв.м).

В ходе проведения осмотра вышеназванного помещения установлено, что  в складском помещении осуществляется оборот (хранение) алкогольной продукции, а именно: спиртных напитков, водки, вина пива, пивных напитков.  Проверяемое  помещение оборудовано  стеллажами и поддонами, расположенными на расстоянии  более 1 метра  от системы отопления и водопроводных труб. Канализационные трубы  в проверяемом помещении отсутствуют. Поддоны с продукцией установлены в ряды шириной не более чем из двух поддонов, расстояние между рядами составляет менее 0,5 метра. Соответствующие обстоятельства  зафиксированы Актом  проверки  от 08.11.2018 № У1-а1183/08.

Расценив данные обстоятельства как нарушение п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ и пп. 3. п. 2 Технических условий № 59н, Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

По данному факту главным специалистом-экспертом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу был составлен протокол №08-18/1059 от 30.11.2018 об административном правонарушении в отношении ООО «Унисон» по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.

На основании указанного протокола и иных материалов административного дела Управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по  ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего

Частью 1  ст. 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность  за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

Перечень обязательных      требований,      которые      обязаны      соблюдать      организации осуществляющие деятельность по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливает Закон № 171-ФЗ.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с применением административной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу Закона N 171-ФЗ производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, является нарушением лицензионных требований. Однако ответственность за такие нарушения наступает не на основании частей 1 или 2 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации, а согласно статье 14.43 КоАП Российской Федерации, поскольку статья 14.43 является специальной по отношению к частям 1 и 2 статьи 14.17

Согласно ст. 26 Закона № 171-ФЗ запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Технические условия в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утверждены Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н.

В соответствии с пп. 3 п. 2 Технических условий № 59н, складские помещения должны быть оборудованы стеллажами и (или) поддонами, расположенными на расстоянии не менее 1 метра от систем отопления, водопроводных и канализационных труб. Поддоны с продукцией при хранении не на стеллажах должны устанавливаться в ряды шириной не более чем из двух поддонов таким образом, чтобы расстояние между рядами и от стен составляло не менее 0,5 метра.

Актом проверки от 08.11.2018 № У1-а1183/08 административный орган зафиксировал, что проверяемое  помещение оборудовано  стеллажами и поддонами. При этом факт размещения поддонов не на стеллажах административный орган  в акте проверки не  отразил.  Приложенные к акту проверки фотоматериалы фиксируют размещение поддонов,  при этом на фотографиях   в непосредственной близости от поддонов размещены  стойки стеллажей, что позволяет  согласиться с утверждением Общества об использовании  стеллажей для размещения поддонов.

Приведенные в судебном заседании доводы  представителя  административного органа  о том, что конструкции, находившиеся в проверяемом помещении, стеллажами не являются, а равно ссылка на то, что поддоны,  расположенные на полу нижнего уровня конструкции, не могут   считаться размещенными на стеллаже,  суд отклоняет.

В акте от 08.11.2018 № У1-а1183/08  сотрудниками Управления, проводившими проверку,  зафиксирована принадлежность установленных в помещении конструкций к стеллажам.  При этом   Техническими  условиями № 59н     требований к  стеллажам, используемым  для  хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, не предусмотрено, в частности не установлено требования об обязательном   наличии настила на нижнем уровне стеллажа и  не предусмотрено  запрета на использование в качестве нижнего яруса стеллажа    пола складского помещения.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств нарушения Обществом  требований пп. 3. п. 2 Технических условий № 59н,  установленных для случаев хранения  поддонов с продукцией не  на стеллажах.

Кроме того, суд соглашается с  доводами Общества о неверном применении административным органом соответствующих  положений пп. 3 п. 2 Технических условий № 59н. Из буквального содержания пп. 3 п. 2 Технических условий № 59н следует, что  им регламентирована ширина ряда (ширина не более чем из двух поддонов) и расстояние между рядами (не менее 0,5 метра). Количество поддонов по длине ряда и расстояние между поддонами внутри ряда Техническими условиями № 59н не  регулируется.  Предложенное административным органом толкование  пп. 3 п. 2 Технических условий № 59н, предполагающее, что расстояние  не менее 0,5 метра должно быть между поддонами и внутри ряда, противоречит смыслу соответствующего требования, так как  при данной расстановке поддонов будет иметь место    расстановка не рядами, а  группами поддонов по 2 шт.  с расстоянием с каждой стороны не менее 0.,5 м, что противоречит понятию ряд, который по смыслу  пп. 3. п. 2 Технических условий № 59н  определяется в одном направлении.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В силу прямого указания закона неустранимыесомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).

Представленные административным органом доказательства не  подтверждают факт  наличия в действиях Общества события вменяемого правонарушения. Иных доказательств несоответствия условий хранения алкогольной продукции требованиям Технических условий № 59н, административным органом суду не представлено.

Как следует из статьи 24.5 КоАП РФ, недоказанность в действиях лица события административного правонарушения исключает привлечение его к административной ответственности за такое правонарушение.

При изложенных обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств дела,  суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Управления.

Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                    РЕШИЛ:

 1. Отказать Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу в удовлетворении требований  о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Унисон» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

                Судья                                                                            Калиничева М.С.