ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-11383/2021 от 21.03.2022 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-11383/2021

г. Иваново

24 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2022 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе

судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Жилищно-строительного кооператива «Волга» (ОГРН: 1053701080894, ИНН: 3728014371)

к Администрации города Иванова

о признании незаконным отказа Администрации города Иванова от 27.10.2021 №5-01-16-3433 в предоставлении муниципальной услуги о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1361 кв.м, расположенного по адресу г. Иваново, ул. Генерала Хлебникова, д. 62;

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Цветкова Л.А. на основании доверенности от 14.02.2022, удостоверения адвоката от 22.11.2002 №253, регистрационный номер 37/253,

от администрации - Щедрина Н.Д. на основании доверенности от 08.10.2021 №01-26-9778, служебного удостоверения, диплома о высшем юридическом образовании

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратился Жилищно-строительный кооператив «Волга» (далее ЖСК «Волга», заявитель) к Администрации г. Иваново с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Иванова от 27.10.2021 №5-01-16-3433 в предоставлении муниципальной услуги о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1361 кв.м, расположенного по адресу г. Иваново, ул. Генерала Хлебникова, д. 62.

Заявленные требования ЖСК «Волга» считает обоснованными по основаниям изложенным в заявлении. По мнению заявителя, изложенное в отказе основание о предоставлении муниципальной услуги, что объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотрены Перечнем, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300.  В заявлении ЖСК «Волга» была указана цель-хозяйственные нужды, что не противоречит действующему законодательству. Заявитель обращался в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1361 кв.м, на котором расположены: вешала для сушки белья, скамейки для отдыха, детская площадка и автомобильная стоянка, содержание которых осуществляется за счет ЖСК «Волга», в связи с чем заявитель считает отказ Администрации незаконным.

Администрация г. Иваново с требованиями заявителя не согласилась по основаниям изложенным в письменном отзыве. Представитель Администрации ссылаясь на п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, Постановление Правительства Ивановской области № 277-п от 17.06.2015 года, п. 18 Постановления Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014 года, пояснила, что в данном случае, в заявлении ЖСК «Волга» указаны цели использования земель не предусмотренные п. 2.8 Регламента, п. 12 Порядка. Территория, в отношении которой испрашивается разрешение на размещение ограждения не входит в границы земельного участка МКД № 62 по ул. Генерала Хлебникова и придомовой территорией МКД не является.

Дополнительно, Администрация г. Иваново пояснила, что специалистами Ивановского городского комитета по управлению имуществом Администрации г. Иваново инициирована процедура сноса металлического ограждения у МКД № 62 по ул. Генерала Хлебникова, в соответствии с решением Ивановской городской Думы от 15.06.1999 года № 254 «О порядке освобождения земельного участка на территории г. Иваново» на основании акта от 27.01.2021 года № Л-30. По итогам издано постановление Администрации г. Иваново от 17.02.2021 года № 197 «О принудительном освобождении земель, государственная собственность на которые не разграничена».

Также представитель Администрации пояснил, что земли, государственная собственность на которые не разграничена, свободные от прав третьих лиц, огороженные забором ЖСК «Волга», не могут использоваться жителями других домов, что может являться нарушением прав жителей рядом расположенных МКД.

На основании изложенного Администрация г. Иваново считает, что заявленные требования ЖСК «Волга» не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, арбитражный суд установил следующее.

Согласно материалов дела, 15.10.2021 года ЖСК «Волга» обратился в Администрацию г. Иваново с заявлением вх. № 5-01-16-3433 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Иванова без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно текста заявления, ЖСК «Волга» просит выдать разрешение на использование земельного участка в соответствии с прилагаемой схемой границ предполагаемых к использованию земель и проекта на установку ограждения, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Генерала Хлебникова, 62. Запрашиваемая площадь земельного участка 1361 кв.м.

27.10.2021 г. Администрацией города Иванова был подготовлен и выдан Заявителю на руки отказ в предоставлении муниципальной услуги № 5-01-16-3433.

 Отказ обусловлен тем, что территория, в отношении которой испрашивается разрешение на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения ограждения, не является придомовой территорией МКД № 62. Руководствуясь подп. «б» п. 2.8 Регламента, Администрация г. Иваново отказала ЖСК «Волга» в предоставлении муниципальной услуги, а именно: в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные Перечнем.

Считая оспариваемое решение о выдаче разрешения на использование земельного участка незаконным ЖСК «Волга» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка от 27.10.2021 года № 5-01-16-3433.

Заявление ЖСК «Волга» рассмотрено арбитражным судом в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 153-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включены ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов (п.18).

В соответствии со ст. 1 Закона Ивановской области от 02.03.2015 № 15-ОЗ «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов», с 1 марта 2015 года порядок и условия размещения объектов, указанных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов устанавливаются Правительством Ивановской области.

Постановлением Правительства Ивановской области № 277-п от 17.06.2015 установлен порядок иусловия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно подп. «б» пункта 12 Порядка № 277-п Постановления Правительства Ивановской области от 17.06.2015 № 277-п (ред. от 27.11.2018) «Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов» установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные Перечнем.

Как изложено в решении выше, согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов входят в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включены.

 11.12.2020 года Постановлением Администрации г. Иванова № 1435 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Иваново без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Пунктом 2.8 Административного регламента, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Так в частности подп. «б» п. 2.8 Регламента предусмотрено, что основанием для отказа является обстоятельство, если в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные Перечнем.

В соответствии с п. 3 приложения № 15 Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 (ред. от 16.12.2017) «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.

Согласно подп. «е» п. 9 приложения 15 Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ивановской области от 01.09.2017 № 337-п утверждена государственная программа Ивановской области Формирование современной городской среды на 2018 - 2024 годы».

Постановлением Администрации г. Иванова от 26.10.2017 № 1478 «О создании инвентаризационной комиссии для проведения инвентаризации дворовых территорий" (вместе с «Порядком формирования и деятельности инвентаризационной комиссии для проведения инвентаризации дворовых территорий») была создана инвентаризационная комиссия для проведения инвентаризации дворовых территорий и утвержден ее состав.

Согласно графика проведения инвентаризации, инвентаризация дворовой территории МКД, расположенного по адресу г. Иваново, ул. Генерала Хлебникова, д. 62, д.б. проведена 26.10.2017 года.

Исходя из пояснений представителя Администрации г. Иваново, инвентаризация дворовой территории расположенной по адресу г. Иваново, ул. Генерала Хлебникова, д. 62 не проведена, паспорт объект не составлялся.

Согласно пунктам 1.1, 1.4. 1.8-1.10,1.12 Минстроем России утверждены «Общие рекомендации к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 гг.», которыми разъяснено, что инвентаризации подлежат все дворовые, общественные территории индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения (включая объекты блокированной застройки), муниципального образования, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц (далее - Объекты), вне зависимости от участия в программе благоустройства муниципального образования. Основными целями инвентаризации является оценка текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе формирования перечня дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, оценки их состояния, выявление территорий, требующих благоустройства, составление паспортов благоустройства Объектов. Инвентаризация проводится путем натурного обследования территории и расположенных на ней элементов благоустройства. По результатам инвентаризации рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (паспорт благоустройства территорий). При изменении характеристик территории и расположенных на ней элементов рекомендуется обеспечить внесение информации о таких изменениях в паспорт. При проведении инвентаризации в качестве картографической подосновы для нанесения координат объектов могут быть использованы Публичная кадастровая карта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии либо региональная геоинформационная система. Рекомендуется указывать координаты центра двора и координаты границы дворовой территории в системах координат (например, в системах координат WGS 1984 и СК-42). В ходе проведения инвентаризаций необходимо определить границы дворовой и общественной территории. При определении границ территории целесообразно учитывать границы сформированных земельных участков, стоящих на кадастровом учете, а также границы участков, предусмотренных проектами межевания территории.

Согласно пунктов 2.1- 2.4 Общих рекомендаций, при осмотре дворовой территории рекомендуется обеспечить участие собственников помещений в многоквартирных домах или их представителей, лиц, ответственных за управление и содержание общего имущества многоквартирных домов с учетом выбранного способа управления многоквартирных домов. При определении границ дворовой территории не допускается пересечение границ с другими территориями или установление границ, приводящее к образованию бесхозяйных объектов. В ходе проведения инвентаризации необходимо описать все элементы благоустройства, расположенные в пределах дворовой территории, в соответствием с Приложением № 1.

По итогам проведения инвентаризации дворовой территории необходимо получить следующие характеристики:

- границы дворовой территории с указанием координат центра двора и координат границы дворовой территории в системах координат (например, в системах координат WGS 1984 и СК-42);

- перечень адресов многоквартирных домов, образующих дворовую территорию в соответствии со справочником Федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС), при отсутствии адреса в ФИАС орган местного самоуправления инициирует процедуру добавления адреса в справочник ФИАС в соответствии с требованиями по ведению справочника ФИАС, установленными Федеральной налоговой службой России;

- перечень нежилых объектов капитального строительства, сооружений, расположенных в границах дворовой территории;

- площадь дворовой территории в квадратных метрах (не благоустраиваемая, а общая), округление до целого числа;

- площадь зданий, строений, сооружений, расположенных в границах территории, округленное до целого числа;

- информация о правообладателях земельных участков, находящихся в границах дворовой территории. В случае если земельный участок относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, рекомендуется указать об этом, не перечисляя собственника каждой квартиры, расположенное в таком многоквартирном доме, при этом указать один из вариантов: муниципальное, государственное, неразграниченное, частное, в форме общедомового имущества с указанием адреса или общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах с указанием адреса);

- дата и время окончания инвентаризации (по местному времени с указанием временной зоны), дата и время актуализации информации;

- перечень и описание элементов благоустройства, расположенных в пределах дворовой территории в соответствии с пунктом 5.

          Таким образом, на основании Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710, общих рекомендаций, утвержденных Минстроем дворовая территория должна быть сформирована (проведена инвентаризация), определены границы дворовой территории и составлен паспорт благоустройства территорий.

Согласно пояснению представителя ЖСК «Волга» и согласно представленной схемы границ запрашиваемый земельный участок площадью 1361 кв. м. необходимый для размещения ограждающего устройства (забора) для ограждения дворовой территории не входит в границы земельного участка 37:24:010309:3.

Сведений о вхождении запрашиваемого земельного участка площадью 1361 кв.м в границы дворовой территории МКД, ЖСК «Волга» не представлено.

Более того, согласно письма Администрации г. Иваново от 11.02.2021 года № 03-02-152 о самовольном захвате муниципальной земли следует, что в ходе выезда на спорный земельный участок установлено, что частично на земельных участках с кадастровыми номерами 37:24:010309:3 и 37:24:010309:10, и частично на землях, государственная собственность на которые не разграничена, свободных от прав третьих лиц, установлено металлическое ограждение, оборудована парковка автомобилей, а также располагается детское игровое оборудование. 

На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием доказательств, что запрашиваемый земельный участок входит в границы дворовой территории МКД, отсутствием паспорта благоустройства территории, суд считает отказ о выдаче разрешения на использование от 27.10.2021 года № 5-0116-3433 законным и обоснованным.

Доводы о том, что на испрашиваемом земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находятся вешала для сушки белья, детская игровая площадка, скамейки для отдыха, автомобильная стоянка, принадлежащие только заявителю, материалами дела не подтверждены и заявителем не доказаны. Представленные в ходе судебного разбирательства платежные документы, также не подтверждают факт того, что испрашиваемый земельный участок площадью 1361 кв.м является придомовой территорией МКД, обслуживаемого ЖСК «Волга». Представленные в материалы дела типовой акт № 23 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 10.06.1974 года, а также фотоматериалы не подтверждают позицию заявителя по делу.

На основании вышеизложенного требования ЖСК «Волга» не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая признание заявленных требований не обоснованными, 3000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины, уплаченных по п/п № 153 от 26.11.2021 года и № 164 от 17.12.2021 года подлежат оставлению за заявителем.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 199, 200, 201 АПК РФ,  суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования Жилищно-строительного кооператива «Волга» (ОГРН: 1053701080894, ИНН: 3728014371) о признании незаконным отказа Администрации города Иванова от 27.10.2021 №5-01-16-3433 в предоставлении муниципальной услуги о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1361 кв.м, расположенного по адресу г. Иваново, ул. Генерала Хлебникова, д. 62 оставить без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                       Тимошкин К.А.