АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново Дело №А-17- 1163/2008
30 мая 2008 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
06 июня 2008 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Ивановской области Чеботарева И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовым Д.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района
об оспаривании Постановления Отделения государственного пожарного надзора г. Фурманова и Фурмановского района УГПН ГУ МЧС России по Ивановской области №19 от 27.03.2008 года о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 - Главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района (Решение № 26 от 28.06.2005 года);
от административного органа: ФИО2 – инспектора по доверенности № 478-2-1-18 от 15.02.2008г., ФИО3 – инспектора по доверенности №478-2-1-18 от 15.02.2008г.;
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области обратилось Дуляпинское сельское поселение Фурмановского муниципального района (далее по тексту – заявитель, Поселение) с заявлением об оспаривании Постановления Отделения государственного пожарного надзора г. Фурманова и Фурмановского района УГПН ГУ МЧС России по Ивановской области №19 от 27.03.2008 года о назначении административного наказания. Заявитель просит суд изменить наказание, заменив штраф на предупреждение. По мнению Поселения, при вынесении постановления инспектором по пожарному надзору не были учтены смягчающие ответственность обстоятельства: подъезды к водоисточникам не были очищены в полном объеме по причине обильного снегопада накануне проверки, тяжелое финансовое положение Поселения, недостаток денежных средств не позволили Поселению в полном объеме и своевременно провести противопожарные мероприятия, также в оспариваемом постановлении не указаны конкретные населенные пункты, в которых отсутствовало освещение, названия и местоположение водоисточников, где отсутствовали пирсы с твердым покрытием и указатели расстояния до водоисточника. По мнению заявителя, в постановлении от 27.03.2008г. ошибочно указан период проведения проверки с 17.03.2008г. по 24.03.2008г., тогда как фактически проверка проводилась только один день – 21.03.2008г.
Представители административного органа в ходе рассмотрения дела возражали против заявленных требований. По мнению Отделения государственного пожарного надзора г. Фурманова и Фурмановского района Дуляпинским сельским поселением в нарушение ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г, ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» от 06.10.2003г. №131-ФЗ не исполняется должным образом обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в сфере пожарного водоснабжения в границах населенных пунктов. На территории Дуляпинского сельского поселения расположены 40 прудов, из них приспособленных для пожаротушения 15 водоемов. В ходе рассмотрения дела представители ОГПН согласились с уточнением Поселения о том, что на территории Дуляпинского сельского поселения 4 противопожарных водоема: с. Дуляпино, с. Иванцево, с. Юрьевское, с. Каликино. На территории населенных пунктов, в которых расположены указанные водоисточники, отсутствует уличное освещение, подъезды к водоисточникам не очищаются от снега и льда, у всех водоисточников отсутствуют указатели, отсутствуют пирсы соответствующие предъявляемым к ним требованиям. Порядок и сроки проведения проверки не были нарушены, проверка проводилась в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС РФ №517 от 01.10.2007г.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании Распоряжения №15 от 17.03.2008г. Отделением государственного пожарного надзора г. Фурманова и Фурмановского района на территории населённых пунктов Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района в период с 17.03.2008г. по 24.03.2008г. проведена внеплановая проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований противопожарного водоснабжения во исполнение Требования ГУ МЧС России по Ивановской области от 28.02.2008г. №630-2-1-06.
В ходе проведенных мероприятий было установлено, что на территории Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района расположены 40 прудов, из них приспособленных для пожаротушения 15 водоемов. В ходе рассмотрения дела представители ОГПН согласились с уточнением Поселения о том, что на территории Дуляпинского сельского поселения 4 противопожарных водоема: с. Дуляпино, с. Иванцево, с. Юрьевское, с. Каликино. Проверкой установлено, что Поселением не исполняются требования противопожарного водоснабжения:
- подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения не очищены для проезда пожарной техники от снега и льда, нарушены ППБ 01-03 п. 23;
- на территории населенных пунктов отсутствует освещение в темное время суток для быстрого нахождения для подъезда к пирсам пожарных водоемов, нарушены ППБ 01-03 п.27;
- отсутствуют на естественных или искусственных водоисточниках (реки, озеры, и т.п) пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, нарушены ППБ 01-03 п.94;
- у водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, нарушены ППБ 01-03 п.90;
Результаты проверки отражены а Акте №16 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 24.03.2008г.
В присутствии Главы Поселения 24.03.2008г. составлен протокол об административном правонарушении № 18 по факту административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании указанного документа и материалов проверки и.о. главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Фурманова и Фурмановского района ФИО3 27 марта 2008г. вынесено постановление о привлечении Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Считая, что данное постановление вынесено с нарушением действующего законодательства, Дуляпинское сельское поселение Фурмановского муниципального района обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и изменении в части назначения наказания.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что заявление Поселения подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 Закона Ивановской области от 25.11.2005 N 171-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения городских и сельских поселений в муниципальных районах Ивановской области" Дуляпинское сельское поселение Фурмановского муниципального района осуществляет полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, и является ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Дуляпинского сельского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-31), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, предусмотрено, что настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 90 указанных Правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В соответствии с пунктом 94 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
На территории сельских населенных пунктов, согласно пункту 27 ППБ 01-03 должно быть освещение в темное время суток для быстрого нахождения для подъезда к пирсам пожарных водоемов.
Пунктом Правил 23 установлено, что подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения должны очищаться для проезда пожарной техники от снега и льда.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и Поселением не отрицается, что требования пунктов 90, 94 ППБ 01-03 не выполняются. Как подтвердила Глава Поселения ФИО1 в судебном заседании 30.05.2008г., сделан заказ на изготовление указателей, имеется пирс в с. Дуляпино, в других селах пирсы на водоисточниках отсутствуют.
Нарушение пункта 23 Правил Глава Поселения не признала, пояснив, что подъездные пути к водоемам расчищаются. На расчистку от снега территории Поселением заключен договор: № от 19.11.2007г. с ОАО «Фурмановское ДРСУ». В ходе проверки обследовался только один водоисточник – в с. Дуляпино, подъездной путь к нему был расчищен, в другие населенные пункты инспектор с представителем Поселения не выезжал. Представитель ОГПН подтвердил расчистку подъездных путей к водоисточнику, расположенному в с. Дуляпино, на территории фабрики «Омелия-Текс».
Глава Поселения пояснила в судебном заседании, что уличное освещение имеется. Так как все водоисточники находятся в границах населенных пунктов, дополнительного освещения не требуется.
Заслушав доводы представителей сторон, оценив доказательства, представленные в материалы дела, суд считает не доказанным факт нарушения п. 23 ППБ 01-03 в отношении подъездных путей к водоисточникам, так как подъездные пути к водоисточнику в с. Дуляпино были расчищены, в другие населенные пункты инспектор ОГПН с представителем Поселения не выезжал. Также не доказан факт нарушения п. 27 ППБ 01-03 – отсутствие уличного освещения. Поселением представлен Акт №604ф от 26.03.2008г., согласно которому Поселением производится оплата ООО «Энергосетевая компания» за уличное освещение. Доказательств отсутствия уличного освещения в населенных пунктах Поселения в материалах административного дела не имеется.
Допущенные и указанные выше нарушения правил пожарной безопасности зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 24.03.2008г.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие достаточного финансирования, невключение в смету расходов необходимых средств на содержание имущества, в том числе на принятие мер противопожарного водоснабжения, не исключает вину заявителя в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности и, следовательно, Поселение, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, является виновным в совершении административного правонарушения.
Довод заявителя о нарушении сроков и порядка проведения проверки судом отклоняется, так как проверка проведена ОГПН г. Фурманова и Фурмановского района в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007г. №517. В соответствии с пунктом 38 указанного Административного регламента продолжительность мероприятий по надзору не может превышать один месяц. Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления должностным лицом органа государственного пожарного надзора, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям распоряжения либо его копии, заверенной должностной печатью государственного инспектора, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, одновременно с предъявлением служебного удостоверения (п.51). В рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться, в том числе, визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, анализ документов; иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации (п.53). По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах (п.63).
Мероприятия по надзору проведены ОГПН г. Фурманова и Фурмановского района с момента вынесения распоряжения (17.03.2008г.), закончены составлением акта (24.03.2008г.).
В то же время, суд считает, что при назначении административного наказания Отделением государственного пожарного надзора г. Фурманова и Фурмановского района не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность лица.
В соответствии с п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В силу ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признаёт смягчающим административную ответственность обстоятельством тот факт, что Поселение ранее к административной ответственности не привлекалась, данное правонарушение совершенно впервые. В материалы дела представлены документы, подтверждающие тяжелое финансовое положение Дуляпинского сельского поселения. Для устранения нарушений в сфере пожарного водоснабжения Поселением приняты следующие нормативные акты: Решением Совета Дуляпинского Сельского поселения №24 от 15.05.2007г. утверждена Программа «Пожарная безопасность на территории Дуляпинского сельского поселения». Согласно данной программы запланирована организация мест водозабора и подъездных путей к ним в с. Дуляпино, и с. Юрьевское, приобретение мотопомп, приобретение пожарной машины, обеспечение шумовой сигнализацией. Поселением утвержден проект сметы на 2008г. на оборудование подъездных путей к пожарным водоемам (подсыпка дорог, строительство эстакад). Поселением заключен договор №33 от 29.05.2008г. с ОАО «Фурмановское ДРСУ» на установку дорожных знаков-указателей.
Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает возможность наложения взыскания за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, с учетом смягчающих вину Поселения обстоятельств, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, а Постановление № 19 от 27.03.2008 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подлежащим отмене в части наложения взыскания в виде штрафа.
Руководствуясь статьями 170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1.Требования заявителя удовлетворить.
2.Постановление о назначении административного наказания от 27.03.2008 года № 19, вынесенное ОГПН г. Фурманов и Фурмановского района признать незаконным и изменить в части наложения взыскания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
3.Наложить на Дуляпинское сельское поселение Фурмановского муниципального района административное наказание в виде предупреждения, за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
4.На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 206, 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).
Судья Чеботарева И.А.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
Р Е Ш Е Н И Я
г. Иваново Дело №А-17- 1162/2008
03 июня 2008 года
Судья Арбитражного суда Ивановской области Чеботарева И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовым Д.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Панинского сельского поселения Фурмановского муниципального района
об оспаривании Постановления государственного инспектора по пожарному надзору ОГПН г. Фурманов и Фурмановского района № 15 от 27.03.2008 года о назначении административного наказания,
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1.Требования заявителя удовлетворить.
2.Постановление о назначении административного наказания от 27.03.2008 года № 15, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору ОГПН г. Фурманов и Фурмановского района признать незаконным и изменить в части наложения взыскания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
3.Наложить на Панинское сельское поселение Фурмановского муниципального района
административное наказание в виде предупреждения, за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
4.На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 206, 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).
Судья Чеботарева И.А.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
Р Е Ш Е Н И Я
г. Иваново Дело №А-17- 1164/2008
30 мая 2008 года
Судья Арбитражного суда Ивановской области Чеботарева И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовым Д.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Хромцовского сельского поселения Фурмановского муниципального района
об оспаривании Постановления и.о. главного государственного инспектора по пожарному надзору ОГПН г. Фурманов и Фурмановского района № 18 от 27.03.2008 года о назначении административного наказания,
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1.Требования заявителя удовлетворить частично.
2.Постановление о назначении административного наказания от 27.03.2008 года № 18, вынесенное и.о. главного государственного инспектора по пожарному надзору ОГПН г. Фурманов и Фурмановского района признать незаконным и изменить в части наложения взыскания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
3.Наложить на Хромцовское сельское поселение Фурмановского муниципального района
административное наказание в виде предупреждения, за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
4.На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 206, 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).
Судья Чеботарева И.А.