ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-120/17 от 31.08.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

05 сентября 2017 года

Дело №А17-120/2017

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2017 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи  Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем  Тайковой В.П.,

рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению Отдела строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании  незаконным  и отмене постановления Управления Федерального казначейства по Ивановской области № 3300-22-39/14 от 14.12.2016 о назначении административного наказания,

административный орган: Управление Федерального казначейства по Ивановской области,

при участии  в судебном заседании:

- от  заявителя  - ФИО1 на основании доверенности  от 01.02.2017;

- от Управления   Федерального казначейства по Ивановской области – ФИО2 по доверенности  от 09.01.2017,

установил:

Отдел строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (далее – заявитель, Отдел) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением  о признании незаконным Постановления Управления Федерального казначейства по Ивановской области (далее - Управление, административный орган, Казначейство)  № 3300-22-39/14 от 14.12.2016 о назначении административного наказания, которым Отдел привлечен к ответственности  по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -  КоАП РФ)  с назначением  наказания в виде штрафа в сумме 132488, 35 рублей.

Определением  Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2017 производство по делу № А17-120/2017 было приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по находящемуся в производстве арбитражного суда делу № А17-9959/2016, в рамках которого подлежало оценке  Предписание № 4 от 28.10.2016, как  ненормативный акт,  вынесенный Управлением   по факту нецелевого использования заявителем бюджетных  средств.

Определением  от 11.07.2017 производство по делу № А17-120/2017  возобновлено судом.

В обоснование заявленных требований Отдел указал, что Муниципальное образование «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» выполнило все предусмотренные Постановлением Правительства Ивановской области № 134-п от 15 апреля 2013 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013 - 2017 годы» (далее - Региональная программа) планируемые показатели в полном объеме, и достигло цели, для реализации которых выделялись бюджетные средства.  Отделом, как заказчиком по муниципальному контракту от 27.01.2014 № 1/14,   в соответствии с  Региональной и муниципальной  программами был  построен дом  с количеством квартир - 84 шт., общей площадью не менее 3564,45 кв.м.,  разница в площади 227,85 кв.м. была построена подрядчиком за счет собственных средств и к цене муниципального контракта отношения не имеет. Оплата за превышение переданных площадей квартир по муниципальному контракту не была предусмотрена, так как по условиям данного контракта Отдел приобрел квартиры определенной площадью, а не квадратные метры. Кроме того, на момент перечисления денежных средств за выполненные работы по муниципальному контракту от 27.01.2014 года № 1/14 (04.12.2015, 10.12.2015, 11.12.2015, 14.12.2015, 16.12.2015) Отдел не знал площадь многоквартирного дома и площадь квартир в данном доме. Отдел перечислял денежные средства по фактически выполненным работам в соответствии с актами выполненных работ и  на момент перечисления денежных средств действовал добросовестно, так как предполагал, что на момент передачи жилых помещений в собственность будут соблюдены все условия, предусмотренные муниципальным контрактом.  В соответствии с Актом приема-передачи по Муниципальному контракту от16 мая 2016 заказчиком дополнительно получена общая площадь квартир сверх установленной техническим заданием в размере 227,85 кв.м. Не принимать объект в эксплуатацию, не оплачивать денежные средства за фактически выполненные работы и не принимать квартиры в собственность Отдел не имел права. В случае не выполнения данных условий, не были бы достигнуты планируемые показатели, предусмотренные Региональной программой.

Казначейство считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что при использовании Отделом в 2015 году средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) допущено нецелевое использование указанных средств в сумме 2 649 767 руб., выразившееся в оплате превышения площадей, переданных застройщиком для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, над расселяемыми площадями.  Казначейство пояснило, что Региональной программой  предусмотрен объем финансирования мероприятий по переселению аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы из трех источников: средств Фонда, средств бюджета Ивановской области и средств местного бюджета с определением конкретных долей  софинансирования. Разделом 8 Региональной программы определено, что объем финансовых средств, запланированный на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию программы, рассчитан как произведение общей площади многоквартирных домов, признанных аварийными, на стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ивановской области, которая составляет 26 750 рублей. В случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется из внебюджетных/дополнительных источников финансирования, а также могут быть использованы средства областного и местных бюджетов при наличии правовых актов, предусматривающих соответствующее финансирование. Цена муниципального контракта является твердой и обоснована указанными в контракте площадями приобретаемых жилых помещений и стоимостью 1 кв. м. приобретаемого по муниципальной программе жилья. Увеличение площадей, переданных застройщиком Отделу для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, над расселяемыми площадями, влечет изменение средней стоимости 1 кв. м. по муниципальному контракту, и, соответственно, уменьшение доли средств Фонда при его оплате. Увеличение площадей, переданных застройщиком Отделу по муниципальному контракту от 27.01.2014 № 1/14 для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, над расселяемыми площадями повлекло  изменение средней стоимости 1 квадратного метра приобретенного жилья по муниципальному контракту, в связи с чем, оплата за счет средств Фонда осуществлена с превышением на 2 649 767 руб. Квартиры, приобретенные по вышеуказанному муниципальному контракту, включены в реестр объектов муниципальной собственности. Ссылки заявителя на 13 муниципальных контрактов заключенных и оплаченных  в части реализации прочих мероприятий на общую сумму 983 998, 64 рублей  Казначейство отклонило, указав,  что использование средств Фонда предусмотрено программой только в рамках муниципального контракта от 27.01.2014 № 1/14 и, соответственно, расчет средств, использованных не по целевому назначению, осуществлялся только в рамках данного муниципального контракта.

   Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле,  арбитражный суд установил следующее.

С 31.08.2016 по 08.09.2016 на основании приказа Управления от 31.08.2016 № 212 с целью проверки соблюдения условий предоставления и использования средств Фонда в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2015 году Управлением проведена выездная плановая проверка заявителя. В ходе проверки установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п на территории Ивановской области утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы».

  Региональной программой предусмотрен объем финансирования мероприятий по переселению аварийного жилищного фонда на предоставление финансовой поддержки на 2013 - 2015 годы из трех источников: средств Фонда с долей софинансирования 47,4%, средств бюджета Ивановской области с долей софинансирования 45,6% и средств местного бюджета с долей софинансирования 7%.

 Постановлением Администрации муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» от 08.04.2013 № 45 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» на 2013 - 2014 годы» (далее - Муниципальная программа).

Постановлением администрации муниципального образования «Родниковского городского поселения Родниковского муниципального района Ивановской области» от 08 апреля 2013  № 45 (в редакции постановления от 17.10.2013 № 158) общий объем средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрен в общей сумме 95349037 рублей, в том числе средства Фонда в сумме 43381441 рубля, средств бюджета Ивановской области в сумме 41680205 рублей, средств местного бюджета в сумме 6363166 рублей,  средств местного бюджета на превышающую площадь занимаемого жилого помещения в сумме 3924225 рублей (146,7 кв. метров).

Соответствующие средства предусмотрены на приобретение жилых помещений у застройщиков с площадью расселения 3417,75 кв. м., площадью помещений, предоставляемых к переселению – 3564, 45 кв. м.

  В целях реализации Региональной и Муниципальной программ на 2013-2014 годы между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и Администрацией Родниковского городского поселения Родниковского муниципального района Ивановской области заключен договор о долевом финансировании региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства от 25.03.2014 № 09/мп-2014, бюджету муниципального образования Родниковского городского поселения Родниковского муниципального района Ивановской области были предоставлены средства Фонда.

В ходе контрольных мероприятий Казначейством  установлено, что в целях реализации Региональной и Муниципальной программ Отделом проведен открытый аукцион в электронной форме № 0133300000813000002-3. По итогам проведенного открытого аукциона в электронной форме между Отделом (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Хоумтекс» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 27.01.2014 № 1/14. Согласно пункту 1.1 муниципального контракта его  предметом является строительство «под ключ» многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Родниковского городского поселения в целях реализации Региональной программы. В пунктах 1.5, 1.6 Контракта установлено, что площадь расселяемых помещений составляет 3417, 75 кв. м., превышение фактической площади жилого помещения над минимальной площадью помещений, предоставляемых к переселению, входит в цену контракта. В соответствии с пунктом 2.1 Контракта цена контракта составляет 95349037,50 рублей, является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения Контракта. В случае изменения общей площади квартиры в сторону увеличения Подрядчик может передать излишние площади Заказчику. Техническим заданием (приложение № 1 к муниципальному контракту от 27.01.2014 № 1/14) предусмотрена площадь помещений, предоставляемых к переселению -3564,45 кв. метров.

Проверкой установлено, что общая стоимость работ по объекту: «Строительство 84 квартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Родники Ивановской области, микрорайон «Южный», д.26, составила 95349037 рублей, что соответствует условиям муниципального контракта от 27.01.2014 № 1/14. За счет средств Фонда оплачено в общей сумме 43381441 рубля, за счет средств бюджета Ивановской области в общей сумме  41680205 руб., за счет средств местного бюджета   - 10 287 391 руб.

В соответствии с актами приема-передачи по муниципальному контракту от 21.03.2016, от 16.05.2016  объект строительства передан Заказчику. При этом Заказчиком дополнительно получены 227, 85 кв. м. общей площади квартир сверх установленных техническим заданием (приложение № 1 к муниципальному контракту). Согласно свидетельствам о государственной регистрации права в муниципальную собственность Родниковского городского поселения Родниковского муниципального района Ивановской области передано 84 жилых помещения, общей площадью 3792,3 кв. м.

Таким образом,  по вышеуказанному контракту расселяемая площадь составила 3417,75 кв. м., площадь фактически приобретенного жилья (по актам приема-передачи) 3792,3 кв. м. (что превысило площадь расселяемых помещений на 374,55 кв. м.).

Учитывая данные обстоятельства, Казначейство пришло к выводу, что  увеличение площади, переданной застройщиком Отделу для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, над площадью, предусмотренной муниципальным контрактом, влечет изменение средней стоимости 1 квадратного метра приобретенного жилья по  муниципальному контракту, в связи с чем оплата за счет средств Фонда осуществлена с превышением на 2649767 рублей.  Учитывая изложенное, Казначейство сделало вывод, что при использовании заявителем в 2015 году бюджетных средств, источником формирования которых, в том числе являлись средства Фонда, предоставленные бюджету муниципального образования бюджетом субъекта Ивановской области на реализацию Региональной программы, допущено нецелевое использование указанных средств, выразившееся в оплате превышения площадей, переданных застройщиком для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, над расселяемыми площадями.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 08.09.2016.

28.10.2016 Управлением в адрес Отдела выдано предписание №4 о необходимости осуществить возврат денежных средств, использованных не по целевому назначению при оплате за счет средств Фонда стоимости превышения площади жилых помещений, выделенных гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых жилых помещений.

По  вышеизложенным фактам  31.10.2016 Управлением в отношении  Отдела   составлен протокол об административном правонарушении, которым нарушение бюджетного законодательства квалифицировано по ст. 15.14. КоАП РФ

По результатам рассмотрения материалов административного дела руководителем Управления 14 декабря 2016  вынесено Постановление о назначении административного наказания  № 3300-22-39/14, которым Отдел привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ с назначением наказания  в виде административного штрафа   в размере   132488, 35 руб.   (5% от суммы средств  -  2649767  руб.,  использованных не по целевому назначению).

Не согласившись с  указанным  Постановлением, Отдел обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании его незаконным и  отмене.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации   признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность в отношении должностных и юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

На основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области по делу Арбитражного суда Ивановской области от 10.04.2017 по делу №А17-9959/2016   по заявлению Отдела о признании незаконным предписания Управления  №  от 28.10.2016 № 4  установлено, что направление и использование Отделом бюджетных средств (за счет средств Фонда), связанное с оплатой  стоимости превышения площади, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых помещений, в общей сумме     2 649 767 рублей является нецелевым использованием бюджетных средств.

Исходя из положений  части 2 ст. 69  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признает доказанным факт  наличия   в действиях Управления объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств  невозможности соблюдения требований ст. 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в  силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Отдел не мог предвидеть    и    предотвратить    при   соблюдении   той   степени   заботливости   и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено. В рассматриваемом случае у Отдела имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе в соответствии с разделом 8 Региональной программы  Отдел имел возможность  принять меры по внесению изменений в Муниципальную программу, возникших в ходе ее реализации, а именно в части разницы между предоставляемой и переселяемой площадями с указанием источника финансирования,  однако соответствующих мер принято не было. Доводы заявителя о том, что на момент перечисления денежных средств за выполненные работы по муниципальному контракту от 27.01.2014 года № 1/14 Отдел не знал площадь многоквартирного дома и площадь квартир в данном доме, суд отклоняет.  Перечисление средств  Отделом осуществлялось  на основании  актов о приемке  выполненных работ   формы КС-2. При наличии в  муниципальном контракте пункта 1.6,  предусматривающего возможность превышения фактической площади жилого помещения над минимальной площадью помещений, предоставляемых к переселению, и  пункта 2.1, предусматривающего  возможность  изменения общей площади квартиры в сторону увеличения  и передачу  Подрядчиком излишних площадей Заказчику, Отдел при должной степени заботливости и осмотрительности,  осознавая, что увеличение площадей, переданных застройщиком для переселения граждан из аварийного жилищного фонда над расселяемыми площадями, влечет изменение средней стоимости 1 кв. м. по муниципальному контракту, и, соответственно, уменьшение доли средств Фонда, должен был принять меры по установлению реальной площади  квартир  перед  окончательным перечислением средств Фонда.

Учитывая изложенное,  основания для признания незаконным Постановления Управления  № 3300-22-39/14 от 14.12.2016 у суда отсутствуют.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как согласно ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями   170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать Отделу строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район"  в удовлетворении требований  о признании  незаконным  и отмене Постановления Управления Федерального казначейства по Ивановской области № 3300-22-39/14 от 14.12.2016 о назначении административного наказания.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                 Калиничева М.С.