153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-1233/2021
г. Иваново | 07 сентября 2022 года | ||
Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
автономного государственного учреждения Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области о признании недействительным Представления от 18.12.2020 № 33-22-24/3909;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Вичугское лесничество», ОГКУ «Фурмановское лесничество», ОГКУ «Шуйское лесничество», ОГКУ «Заволжское лесничество»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель ФИО1 на основании доверенности от 14.03.2022, паспорта, диплома о высшем юридическом образовании;
от УФК по Ивановской области - представитель ФИО2 на основании доверенности от 11.05.2022, служебного удостоверения, диплома о высшем юридическом образовании;
от Комитета Ивановской области по лесному хозяйству - ФИО3 на основании доверенности от 10.01.2022 № 5/2022, служебного удостоверения и диплома о высшем юридическом образовании;
установил:
Автономное государственное учреждение Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» (далее: заявитель, АГУ ИО «Центр по охране лесов Ивановской области») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (далее: административный орган, Управление, УФК) о признании недействительным Представления от 18.12.2020 № 33-22-24/3909.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Вичугское лесничество», ОГКУ «Фурмановское лесничество», ОГКУ «Шуйское лесничество», ОГКУ «Заволжское лесничество».
ОГКУ «Вичугское лесничество», ОГКУ «Фурмановское лесничество», ОГКУ «Шуйское лесничество», ОГКУ «Заволжское лесничество» надлежащим образом извещены о начавшемся арбитражном процессе. Информация о времени и месте судебного заседания размещена в сети Интернет. На основании ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В обосновании заявленных требований АГУ ИО «Центр по охране лесов Ивановской области» указало, что замер фактически выполненных работ на территории Заволжского сельского участкового лесничества СПК «Жажлевский» (квартал 3 выдел 22) проведен с использованием навигатора GARMIN GPSMAP 64st, который не прошел обязательную поверку, также отсутствует информация о калибровке данного прибора, что дает повод сомневаться в правильности измерений и достоверности полученных результатов. Кроме того, специалистами УФК для составления Акта проверки не были приглашены представители АГУ ИО Центр как объекта проверки, а также представители Комитета Ивановской области по лесному хозяйству как учредителя объекта проверки. В связи с чем, заявитель лишен возможности реализовать свои права во время проведения замеров и составления акта.
Также заявителем указано, что согласно паспорту федерального проекта «Сохранение лесов»» национального проекта «Экология» плановый показатель отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на 2020 год составляет 77,9 %. По итогу выполнения годового плана лесовосстановительных работ на 29.10.2020 ключевой показатель федерального проекта «Сохранение лесов» - отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений составляет 80,6 %. Таким образом, нарушений бюджетного законодательства при реализации на территории Ивановской области федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» АРУ ИО Центр не допущено.
Кроме того, на момент вынесения оспариваемого Представления участок площадью 2,4 гектара, расположенный на территории Шуйского лесничества, был заявителем засажен. Следовательно, оснований для возврата денежных средств не имеется.
С пунктом 2 представления заявитель не согласился, поскольку техника не была поставлена по независящим от учреждения обстоятельствам. Предприятием проводилась работа по взысканию денежных средств с поставщика. Значения показателей приведены в соответствии с изменениями в Государственную программу Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства Российской Федерации» от 28.03.2019. Корректировка программы с целью уточнения плановых показателей 2019 года в конце 2019 года Правительством Ивановской области не проводилось.
По пункту 3 Представления заявитель указал следующее. В соответствии с Соглашением от 11.03.2019, с учетом дополнительного соглашения от 27.11.2019, заключенного с Комитетом, в январе 2020 года АГУ ИО Центр в Комитет отправлен отчет об использовании субсидии на 31.12.2019, содержащий сведения об исполнении вышеназванного Соглашения. Итоговая сумма отчета составляет 18 382 600 руб., что соответствует сумме, указанной в Соглашении. Данные отчета были включены в форму «1-субвенции» за 2019 год. При дальнейшем уточнении записей отчета в плановых показателях, исправления в форму «1-субвенции» не вносились, так как данная форма коррекции не предусматривает. Поскольку на текущую дату замечаний по данной форме не имелось, АГУ ИО Центр считает форму принятой без замечаний. Кроме того, в ходе проведения проверки, АГУ ИО Центр в адрес УФК по Ивановской области был предоставлен скорректированный отчет об использовании субсидий по состоянию на 31.12.2019 по соглашению от 11.03.2019 и дополнительному соглашению от 27.11.2019г. Таким образом, нарушение было устранено АГУ ИО Центр в ходе проведения проверки, копии отчета имеются в материалах проверки.
Управление Федерального казначейства по Ивановской области с заявленными требованиями не согласилось по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. По пункту 1 Представления административным органом указано, что в целях подтверждения достоверности отчетных данных по искусственному лесовосстановлению Управлением проведены встречные проверки в ОКГУ Заволжское лесничество и ОКГУ Шуйское лесничество. В результате встречных проверок установлено завышение площади искусственного лесовосстановления: ОКГУ Заволжское лесничество на 3,2 га (Акт осмотра от 22.09.2020); в ОГКУ «Шуйское лесничество» на 2,4 га (Акт осмотра от 25.09.2020). Таким образом, в нарушение условий Соглашений за 2019 и 2020 год Учреждением выполнено государственное задание не в полном объеме, что послужило основанием для выдачи п. 1 Представления. Замеры выполнены без нарушений, что подтверждается судебными актами суда общей юрисдикции, представленными в материалы дела.
По пункту 2 Представления УФК по Ивановской области указано, что в соответствии с Соглашением от 05.09.2019 закуплена иная дополнительная техника, что не исключает нарушение условий Соглашения от 11.03.2019. Доводы Учреждения не являются основанием для признания Представления недействительным в этой части. В связи с чем, несмотря на объективные причины, факт нарушения условий Соглашения от 11.03.2019 Управление считает установленным.
В отношении пункта 3 Представления УФК по Ивановской обалсти указано, предоставление Учреждением в последующем в Управление скорректированного отчета не исключает факта предоставления недостоверного отчета в Комитет. По данному нарушению Управление требует принять меры по устранению причин и условий его совершения, что не нарушает прав и интересов Учреждения и не влечет для него негативных последствий.
Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в письменном отзыве поддержал позицию заявителя.
ОГКУ «Заволжское лесничество» в письменном отзыве поддержало позицию заявителя, указав, что в результате контрольных мероприятий был установлен фактический выполненный объем работ на площади 5,5 га. На площади 3,2 га имеется жизнеспособный подрост хвойных пород. Управлением Федерального казначейства по Ивановской области при расчете затрат в части невыполненных работ по искусственному лесовосстановлению не учитывалось, что посадочный материал (сеянцы хвойных пород) весь высажен на площади 5,5 га (по данным АГУ ИО), а лесничеством учет посадочного материала на всей площади посаженных лесных культур не считался, так как при технической приемке учет высаженного посадочного материала определялся только на пробной площади в размере 3% от площади лесных культур в соответствии с Указаниями по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению и выращиванию посадочного материала, утвержденными Федеральной службой лесного хозяйства 01.08.1997 г. и подтвердить или опровергнуть данные АГУ ИО лесничество не может.
ОГКУ «Шуйское лесничество» в письменном отзыве указало, что 25.09.2020 г. был произведен осмотр и замер выполненных работ по искусственному лесовосстановлнию. Выявлено уменьшение объема выполненных работ на 2,4 га. В соответствии с Приказом Комитета № 86 от 26.10.2020 г. лесничеством до Центра было доверено местоположение лесного участка в Шуйском сельском участковом лесничестве площадью 2,4 га. Для устранения несоответствия площадей искусственного лесовосстановления на этом участке Центр произвел посадку лесных культур (порода - сосна) в октябре 2020 г. в установленном Правилами лесовосстановления порядке (Акт о приемке выполненных работ № 1 Иск. Шуя от 30.10.2020). Таким образом, искусственное лесовосстановление на территории Шуйского лесничества по государственному заданию выполнено АГУ ИО в полном объеме.
Иные третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора в суд письменные отзывы не представили.
Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.
Управлением Федерального казначейства по Ивановской области в соответствии с приказом от 27.07.2020 № 139 «О назначении внеплановой выездной проверки в Автономном государственном учреждении Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» в период с 30 июля 2020 г. по 15 октября 2020 г. в отношении автономного государственного учреждения Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» проведена внеплановая выездная проверка использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта «Экология» за период 2019 год – 1-е полугодие 2020 года.
В результате проведенной проверки установлено, что:
1. В нарушение п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2,3,2 Соглашения от 14.01.2019 г. и Соглашения от 16.01.2020 г. Учреждением допущено неполное выполнение государственного задания в части фактически не выполненных работ по искусственному лесовосстановлению на площади 5,6 га на сумму 213 268,49 руб., в том числе:
- по государственному заданию на 2019 год по показателю «искусственное лесовосстановление» в меньшем объеме на 3,2 га на территории ОГКУ «Заволжское лесничество» сумму 121 848,29 руб. (при установленном на 2019 год показателе 166,7 га фактически искусственное лесовосстановление выполнено на площади 163,5 га);
- по государственному заданию на 2020 год в меньшем объеме на 2,4 га на территории ОГКУ «Шуйское лесничество» на сумму 91 420,2 руб. (при установленном на 2020 год показателе 118,4 га фактически искусственное лесовосстановление выполнено на площади 116 га).
2. . В нарушение п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Соглашения от 11.03.2019 г. Учреждением в установленные сроки не обеспечено приобретение лесопожарной техники в определенных Соглашением от 11.03.2019 объемах (не приобретено шесть единиц специализированной лесопожарной техники и оборудования согласно Перечню специализированной лесопожарной техники и оборудования, являющемуся приложением № 2 к Соглашению от 11.03.2019, в частности: Установка противопожарная высокого давления Модель-УПВД Ермак – 2 шт., МЛПК на базе грузопассажирского автомобиля повышенной проходимости УАЗ-Профи модель 236324-201 – 1 шт., грузопассажирский автомобиль УАЗ-390945 – 1 шт., Трактор МТЗ-82.1 – 2 шт.) на общую сумму 5 514 780 руб.
3. . В нарушение п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.2 Соглашения от 11.03.2019 г. Учреждением представлен в Комитет Ивановской области по лесному хозяйству недостоверный (далее – Комитет) Отчет об использовании субсидии на 31 декабря 2019 г. Отчет не содержит плановые наименования лесопожарной техники по следующим наименованиям: малый лесопатрульный комплекс (МЛПК) на базе грузопассажирского автомобиля повышенной проходимости УАЗ-Профи 236324- 201 в количестве 1 шт., грузопассажирский автомобиль УАЗ-390945 в количестве 1 шт.; в отчете занижен плановый показатель по наименованию лесопожарной техники - трактор колесный МТЗ-82.1 на 2 шт. (по соглашению план – 6 шт., в отчете – 4 шт.); в графе «Наименование лесопожарной техники, оборудования» отражен аванс ООО «Экспертный центр проектно-сметных решений», в графе «Факт» данной строки - сумма аванса 5 514 780 руб. (следовало отразить фактическое количество закупленной техники на сумму, в рублях).
По данным фактам 18.12.2020 Управлением в адрес Учреждения вынесено Представление с требованием:
по нарушению № 1 - возврата средств на лицевой счет Учредителя - Комитета в общей сумме 213 268,49 руб., а также принятия мер по устранению причин и условий его совершения и корректировке отчетности;
по нарушению № 2 - принятия мер по устранению причин и условий его совершения;
по нарушению № 3 - принятия мер по устранению причин и условий его совершения и корректировке отчетности.
Не согласившись с Представлением от 18.12.2020 № 33-22-24/3909, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.
Заявление рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
По пункту 1 Представления суд приходит к следующим выводам.
В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека принят Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», предусматривающий федеральный проект «Сохранение лесов», реализация которого осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» с 2019 года.
Между руководителем Федерального проекта «Сохранение лесов» и руководителем регионального проекта «Сохранение лесов (Ивановская область)», председателем Комитета по лесному хозяйству Ивановской области (далее – Комитет), заключено Соглашение о реализации регионального проекта «Сохранение лесов (Ивановская область)» на территории Ивановской области от 08.02.2019 № 053-2019- GA0039-1.
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 448-п утверждена государственная программа Ивановской области «Развитие лесного хозяйства Ивановской области». Государственная программа включает подпрограмму «Обеспечение использования, охраны, защиты, и воспроизводства лесов». Одним из основных мероприятий подпрограммы является «Региональный проект «Сохранение лесов».
В рамках проекта за счет средств субвенций из федерального бюджета реализуется следующее мероприятие:
- увеличение площади лесовосстановления в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области лесных отношений. Мероприятие предусматривает выполнение Учреждением работ по искусственному лесовосстановлению, а также содействию естественному возобновлению в рамках государственного задания за счет субсидий из областного бюджета, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Ивановской области.
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2019 год (Приложение № 10 к Закону Ивановской области от 13.12.2018 № 76-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов») Комитету в целях предоставления субсидий автономным (бюджетным) учреждениям на 2019 год предусмотрены расходы по Региональному проекту «Сохранение лесов» в общей сумме 25 353 400 руб., в том числе на увеличение площади лесовосстановления в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области лесных отношений по КБК: 0340407141GA54290600 – 6 497 900 рублей (19-Е32).
Из материалов дела следует, что в 2019 году в целях реализации указанного мероприятия между Комитетом и Учреждением заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы автономному государственному учреждению Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» от 14.01.2019.
На основании пункта 2.3.2 данного соглашения Учреждение обязуется выполнять работы в соответствии с заданием, установленным учредителем.
При этом государственным заданием, утвержденным Комитетом 11.03.2019, установлено выполнение работ по осуществлению лесовосстановления и лесоразведения (искусственное лесовосстановление – 166,7 га; содействие естественному возобновлению – 35,4 га).
Согласно Отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником обеспечения которого является субвенция, за январь-декабрь 2019 г. формы 1-субвенции (далее – Отчет ф. 1-субвенции), Учреждением фактически выполнены установленные плановые значения по искусственному лесовосстановлению путем посадки сеянцев с открытой корневой системой на площади 166,7 га (расходы на единицу объема - 38077,4 руб.), расходы всего 6347,5 тыс. руб.; по естественному лесовосстановлению (содействие естественному лесовосстановлению) путем минерализации поверхности почвы на местах планируемых рубок спелых и перестойных насаждений и на вырубках на площади 35,4 га (расходы на единицу объема 4248,6 руб.), расходы всего 150,4 тыс. руб.
В подтверждение факта выполнения Учреждением работ по искусственному лесовосстановлению в объеме 166,7 га на сумму 6 347 500,00 руб., естественному лесовосстановлению в объеме 35,4 га на сумму 150 400,00 руб. представлены актами о приёмке выполненных работ от 31.05.2019 г. и 20.09.2019 г. на территориях лесничеств Ивановской области.
В целях подтверждения достоверности отчетных данных по искусственному лесовосстановлению за 2019 год Управлением федерального казначейства по Ивановской области проведены встречные проверки в ОКГУ Заволжское лесничество и ОКГУ Вичугское лесничество. В результате встречных проверок установлено завышение площади искусственного лесовосстановления:
- ОКГУ Вичугское лесничество на 0,6 га (Акт осмотра от 18.09.2020);
- ОКГУ Заволжское лесничество на 3,2 га (Акт осмотра от 22.09.2020).
Также в 2020 году в целях реализации указанного мероприятия между Комитетом и Учреждением заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы автономному государственному учреждению Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» от 16.01.2020.
Согласно пункту 2.3.2 данного соглашения Учреждение обязуется выполнять работы в соответствии с заданием, установленным учредителем.
Государственным заданием на 2020-2022 гг., утвержденным Комитетом 03.02.2020, установлено выполнение работ по осуществлению лесовосстановления и лесоразведения (искусственное лесовосстановление – 118,4 га; содействие естественному возобновлению – 74,8 га).
В 2020 году на выполнение государственного задания Учреждению Комитетом перечислены средства в сумме 10 336 800,00 руб.
Из отчета Отчета ф. 1-субвенции за январь-июнь 2020 года следует, что Учреждением фактически выполнены установленные государственным заданием плановые значения по искусственному лесовосстановлению путем посадки сеянцев с открытой корневой системой на площади 118,4 га (расходы на единицу объема 38092,1 руб.), расходы составили всего 4510,1 тыс. руб. (100% плановых назначений).
Факт выполнения Учреждением работ по искусственному лесовосстановлению в объеме 118,4 га/520,96 шт. (сосна) подтверждён актами о приёмке выполненных работ от 25.05.2020, от 29.05.2020, от 02.06.2020, от 08.06.2020, от 10.06.2020 на территориях лесничеств Ивановской области.
В целях осуществления контроля за деятельностью подведомственных учреждений Комитетом приказом от 17.09.2020 № 73 «О создании комиссии» в целях проверки фактического выполнения работ по искусственному лесовосстановлению за счет средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета на увеличение площади лесовосстановления, создана комиссия из числа должностных лиц Комитета и подведомственных ему учреждений.
Комиссией, работа которой осуществлялась в присутствии должностных лиц Управления Федерального казначейства по Ивановской области, установлено завышение работ по искусственному лесовосстановлению:
- в ОГКУ «Шуйское лесничество» на 2,4 га (Акт осмотра от 25.09.2020);
- в ОГКУ «Фурмановское лесничество» на 0,3 га (Акт осмотра от 13.10.2020).
Следовательно, в нарушение условий Соглашений от 14.01.2019 и 16.01.2020 Учреждением выполнено государственное задание не в полном объеме.
22.09.2020 работниками ОКГУ Вичугское лесничество дополнительно проведена геодезическая съемка при помощи буссоли и мерной ленты. Согласно акту натурного осмотра № 1 от 22.09.2020 площадь непосредственно под лесными культурами вместе с технологической площадью составляет 4,8 га, что является допустимой.
20.10.2020 работниками ОКГУ Фурмановское лесничество была проведена служебная проверка участка с искусственным лесовосстановлением. В результате проведенного обследования было установлено, что площадь выполненного искусственного лесовосстановления соответствует проекту и составляет 2,9 га. (Акт обследования территории лесного фонда от 20.10.2020).
Предоставленные ОКГУ Вичугское лесничество и ОКГУ Фурмановское лесничество документы, содержащие данные об отсутствии завышения искусственного лесовосстановления, были приняты Управлением.
В связи с чем, пункт 1 Представления выдан в отношении показателей по ОГКУ «Заволжское лесничество» и ОГКУ «Шуйское лесничество».
Доводы Учреждения о том, что при проведении контрольных замеров по ОГКУ «Заволжское лесничество» Управление использовало ненадлежащее средство измерения – навигатор GARMIN GPSMAP 64st; указанный прибор не прошел обязательную поверку, а также отсутствует информация о его калибровке, что дает повод сомневаться в правильности измерений и достоверности полученных Управлением результатов, судом отклоняется по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с целью проверки правильности измерений были проведены дополнительные обследования.
По факту расхождения площади искусственного лесовосстановления в ОКГУ Заволжское лесничество 15.10.2020 в Управление направлены данные о проведенных им замерах, в том числе методом, используемым при приемке таких работ. Согласно указанным данным лесничеством приняты результаты встречной проверки (Акт осмотра от 22 сентября 2020, объяснительная от 23 сентября 2020 № исх. 164).
В соответствии с п. 6 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
Вступившим в законную силу Решением Ивановского областного суда от 13.01.2022 года по делу № 21-1/2022 установлены следующие обстоятельства.
11 марта 2019 года руководителем Комитета по лесному хозяйству Ивановской области утверждено Государственное задание на 2019-2021 годы для АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» (с последующими изменениями), содержащее объем государственных работ, а также показатели государственного задания, характеризующие качество государственных работ.
Согласно п. 1.2 раздела 4 Государственного задания на 2019 год предусмотрено выполнение государственной работы «Осуществление лесовосстановления и лесоразведения 02.02», наименование показателя: «Искусственное лесовосстановление. Посадка стандартным посадочным материалом по меч (лопату) ФИО4 или механизированным способом лесопосадочными машинами различных марок в агрегате с трактором) в соответствии с проектом (организационно-технологической схемой) лесовосстановления», значение показателя объема государственной работы на 2019 год - 166,7 га. Допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных значений показателей в Государственном задании на 2019 год отсутствуют.
Таким образом, выполнение работ по вышеуказанному показателю Государственного задания на 2019 год необходимо было обеспечить искусственным способом, то есть без учета сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.
14 января 2019 года Комитетом по лесному хозяйству Ивановской области (Учредитель) и АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» (Учреждение) заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» от 14 января 2019 года (с дополнительными соглашениями от 18 января 2019 года и 21 февраля 2019 года) (далее - Соглашение от 14 января 2019 года).
В соответствии с Соглашением от 14 января 2019 года:
- Учреждение обязуется выполнять работы в соответствии с заданием, установленным Учредителем (п. 2.3.2);
- по решению Учредителя Учреждение обязуется возвращать субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное Учреждением задание не соответствует качеству работ, определенному заданием, или меньше по объему, чем предусмотрено заданием, за исключением случаев, когда срок окончания выполнения работ переходит на следующий год (п. 2.3.2);
- Учреждение обязуется своевременно информировать Учредителя об изменении условий выполнения государственного задания, которые могут повлиять на изменение размера субсидии (п. 2.3.5);
- Учреждение обязуется при необходимости обращаться к Учредителю с предложением об изменении размера субсидии в связи с изменением в государственном задании показателей объема выполняемых работ и показателей качества работ (п. 2.4.2).
По данным Отчета об исполнении государственного задания № 1 на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов от 30 декабря 2019 года, подписанного директором Учреждения, Учреждением в 2019 году выполнены показатели, установленные государственным заданием, в том числе по искусственному лесовосстановлению в объеме 166,7 га на сумму 6347500,00 рублей.
В ходе проверки представлен акт о приемке выполненных работ от 31 мая 2019 года, подписанный руководителем ОГКУ «Заволжское лесничество», согласно которому АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» выполнило искусственное лесовосстановление в сельском СПК «Жажлевский», квартал 3, выдел 22 (сосна) полностью в объеме 8,7 га.
Приказом УФК по Ивановской области от 02 сентября 2020 года в связи с необходимостью обследования имущества (земельные участки лесного фонда, на которых в 2019 году проводились работы по лесовосстановлению), находящего не по месту нахождения объекта контроля в соответствии с п.п. 30, 32, 57 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1092 (в действовавшей на момент начала проверки редакции от 27 декабря 2019 года) проведение внеплановой выездной проверки в АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» было приостановлено.
Приказом УФК по Ивановской области от 15 сентября 2020 года в соответствии с п. 54 Правил в рамках внеплановой выездной проверки, проводившейся в Комитете Ивановской области по лесному хозяйству, назначена встречная выездная проверка в ОГКУ «Заволжское лесничество».
При проведении встречной проверки установлено фактическое выполнение по искусственному лесовосстановлению в квартале 3, выдел 22 СПК «Жажлевский» в объеме 5,5 га, объем невыполненных работ составил 3,2 га.
Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра от 22 сентября 2020 года, проведенного с участием представителей ОГКУ «Заволжское лесничество», согласно которому работы по искусственному лесовосстановлению (сосна) выполнены на площади 5,5 га, на территории площадью 3,2 га растет жизнеспособный подрост лесных хвойных пород, возобновившийся естественным способом.
Указанные замеры, проведенные с помощью навигатора, перепроверены комиссией ОГКУ «Заволжское лесничество» с применением буссоли БГ-1 и рулетки геодезической MATRIX 31445, и также установлено, что площадь посаженных лесных культур составляет 5,5 га, о чем составлен акт от 08 октября 2020 года.
Оснований ставить под сомнение результаты указанных замеров не имеется.
Доводы жалобы о том, что замеры выполненных работ должны были осуществляться путем закладки пробных площадей в порядке, предусмотренном п. 5.3.2 Указаний по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению и выращиванию посадочного материала, утвержденных Рослесхозом 01 августа 1997 года, подлежат отклонению, поскольку посредством закладки пробных площадей или учетных отрезков по диагонали участка определяют не площадь, а густоту и размещение культивируемых растений.
В данном случае производились замеры площади выполненных работ по искусственному лесовосстановлению, что является самостоятельным показателем утвержденного для АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» Государственного задания на 2019 год.
Определение площади выполненных работ с помощью буссоли и рулетки является допустимым методом измерений в соответствии с «ОСТ 56-109-99. Стандарт отрасли Работы геодезические. Таксация и лесоустройство. Лесохозяйственное производство. Нормы точности. Методы выполнения измерений», утвержденного Приказом Рослесхоза от 22 сентября 1999 года № 186.
При этом разница между объемом подлежащих выполнению работ (8,7 га) и фактических выполненных (5,5 га) составляет 3,2 га, что не может быть признано результатом погрешности измерений, проведенных с использованием приборов, не прошедших поверку.
Из планов, приложенных к актам осмотра от 22 сентября 2020 года и 08 октября 2020 года, усматривается, что все определенные в ходе замеров точки находятся в пределах территории, подлежащей искусственному лесовосстановлению. Результаты полученных замеров совпадают.
Конфигурация участков, где отсутствуют саженцы, свидетельствует о том, что они не являются противопожарными минерализованными полосами. К тому же, устройство таких полос выступает самостоятельным показателем исполнения Государственного задания на 2019 года и не может служить основанием для снижения объема другого показателя работ - по искусственному лесовосстановлению.
Из показаний опрошенных в суде общей юрисдикции свидетелей следует, что работы по искусственному лесовосстановлению выполнены не на всей площади отведенной для этого территории, а именно на участках с жизнеспособным подростом лесных хвойных пород, возобновившимся естественным способом, высадка саженцев Центром не производилась.
Согласно письменному объяснению руководителя ОГКУ «Заволжское лесничество» приемка выполненных работ в завышенных на 3,2 га объемах обусловлена небрежностью со стороны участкового лесничего.
Таким образом, площадь искусственного лесовосстановления, отраженная в акте от 31 мая 2019 года о приемке выполненных АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» работ, завышена на 3,2 га.
При этом границы территории, на которой должна осуществляться посадка саженцев, были обозначены визирами, в связи с чем, невыполнение установленного государственным заданием объема работ для директора АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области», в случае надлежащего исполнения им своих служебных обязанностей, являлось очевидным.
Комбинированный способ лесовосстановления в данном случае не предусмотрен.
Ссылка защиты на проект лесовосстановления на весну 2019 года, в котором отсутствует указание на наличие естественного возобновления, не может служить основанием для освобождения ФИО5 от административной ответственности.
При фактическом выполнении работ в меньшем объеме, чем определено Государственным заданием на 2019 год, поскольку это влияет на размер субсидии, Центр должен был направить соответствующую информацию в Комитет по лесному хозяйству Ивановской области в соответствии с Соглашением от 14 января 2019 года, чего сделано не было. Составленный Центром отчет содержал сведения об исполнении указанного государственного задания в полном объеме.
Доводы о проведении замеров без участия представителя Центра возможности использования в качестве доказательств результатов встречной проверки не исключают.
В данном случае проведение проверки в АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» было приостановлено, и в рамках проводимой в отношении Комитета по лесному хозяйству Ивановской области проверки назначена встречная проверка в ОГКУ «Заволжское лесничество», что не противоречит требованиям Порядка осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1092 (в редакции, действовавшей на момент проверки).
Встречная проверка проводилась не на территории Центра и в отношении иного юридического лица, уполномоченного на осуществление приемки работ по лесовосстановлению.
В ходе указанной проверки достоверность сведений, отраженных в акте от 31 мая 2019 года, подтверждения не нашла. Других доказательств исполнения Центром установленного Государственным заданием на 2019 год объема работ по искусственному лесовосстановлению не представлено.
На основании приказа УФК по Ивановской области от 14 октября 2020 года № 244 проведение внеплановой, выездной проверки в отношении Центра было возобновлено с 15 октября 2020 года.
В соответствии с п. 60 Правил № 1092 Центр о возобновлении проверки был проинформирован, о чем свидетельствует представленный УФК по Ивановской области скриншот, а также акт проверки от 15 октября 2020 года.
Таким образом, ФИО5, являясь директором Центра, не обеспечил выполнение Государственного задания на 2019 год по показателю искусственного лесовосстановления, что подтверждается достаточной совокупностью относимых, допустимых и достоверных доказательств, и доводами жалобы не опровергается.
На основании ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, факт невыполнения Учреждением работ по искусственному лесовосстановлению на площади 3,2 га на сумму 121848,29 руб. суд считает установленным.
В соответствии с пунктом 2.3.3 Соглашения Учреждение обязуется возвращать субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное Учреждением задание не соответствует качеству работ, определенному заданием или меньше по объему, чем предусмотрено заданием.
Процессуальных нарушений при вынесении Представления со стороны УФК суд не усматривает. Порядок проведения замеров в рамках встречной проверки получил оценку со стороны суда общей юрисдикции, основания для иной оценки в данном случае отсутствуют. Учреждение были предоставлены гарантии на представление возражений в УФК, чем оно и воспользовалось.
Довод заявителя о том, что протоколом заседания контрольной комиссии УФК по Ивановской области от 03.12.2020 г. принято отрицательное заключение, о недействительности Представления не свидетельствует, поскольку на основании п. 9.5 Приказа Казначейства России от 01.03.2017 г. № 39 «Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия» руководитель Федерального казначейства (УФК) наделен правом по результатам проведения контрольного мероприятия на принятие решения о направлении представления.
Аргументы заявителя и ОГКУ «Заволжское лесничество» о том, что сеянцы высажены в полном объеме без учета площади, то есть на меньшей площади, судом отклоняются, поскольку исходя из содержания государственного заседания и соглашения Учреждение обязано было выполнять в том числе показатель по площади.
Доказательств проведения спорных работ на спорной площади в отношении ОГКУ «Заволжское лесничество» в материалы дела заявителем не представлено.
Следовательно, доводы Учреждения в отношении ОГКУ «Заволжское лесничество» не могут служить основаниями для признания Представления недействительным в этой части.
При этом в отношении ОКГУ «Шуйское лесничество» суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что факт наличия нарушения по данному объекту заявителем не оспаривается. При этом Учреждение не согласно с обязанностью по возврату денежных средств, поскольку работы были дополнительно выполнены к моменту вынесения Представления, что подтверждается актом технической приемки лесных культур от 26.10.2020 года, актом о приемке выполненных работ от 30.10.2020 № 1Иск. Шуя.
Данный вывод отражен также в Постановлении Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 26.04.2021 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-79/2021, где указано, что факт включения в акт о приемке выполненных работ от 29.05.2020 №1ИсхШуя в ОГКУ «Шуйское лесничество» невыполненных Учреждением работ подтверждается материалами дела. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что работы по искусственному лесовосстановлению на площади 2,4 га, принятые по акту о приемке выполненных работ от 29.05.2020 №1ИсхШуя в ОГКУ «Шуйское лесничество», впоследствии выполнены Учреждением и приняты по акту выполненных работ от 30.10.2020 № 1ИсхШуя. При указанных обстоятельствах, факт невыполнения директором Учреждения ФИО5 Государственного задания на 2020 год, в части выполнения работ по искусственному лесовосстановлению на площади 2,4 га, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела в арбитражном суде, суд протокольным определением от 29.06.2022 г. обязал лиц, участвующих в деле осуществить совместный выход на спорный участок площадью 2,4 га. По итогам выхода представить в суд в срок до 21.07.2022 подписанный совместно документ по вопросу фактического выполнения работ по акту от 30.10.2020.
Во исполнение данного определения в материалы дела представлен акт выездной проверки по фактическому выполнению, осмотру и замеру объемов работ по искусственному лесовосстановлению, выполненных АГУ ИО «Центр по охране лесов Ивановской области» на территории Шуйского сельского участкового лесничества СПК КХЛ «Милюковский» квартал 3, выдел 13, в объеме 2,4 гектара, согласно которому в результате замеров установлено 100% выполнение заявителем спорных работ по искусственному лесовосстановлению в размере 2,4 га и соответствие принятым работам по акту о приемке выполненных работ № 1Иск. Шуя от 30.10.2020 г. с приложением фотоматериалов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что к моменту выдачи представления нарушение по ОГКУ «Шуйское лесничество» было устранено посредством дополнительной высадки саженцев, в связи с чем, основания для возврата денежных средств в данной части отсутствуют.
Доводы УФК по Ивановской области о том, что проверка проводилась за период 2019 год – 1 полугодие 2020 года не свидетельствует об обоснованном возложении на заявителя обязанности по возврату денежных средств в отношении ОГКУ «Шуйское лесничество», поскольку рассматриваемое государственное задание за 2020 год предусматривало возможность выполнения спорных работ до конца 2020 года.
Из материалов дела следует, что Учреждение с нарушением по данному лесничеству согласилось и произвело дополнительную высадку сеянцев на спорной площади 2,4 га на территории ОГКУ «Шуйское лесничество», что подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств. Обратное из материалов дела не усматривается.
Спорные работы осуществлены до вынесения оспариваемого Представления от 18.12.2020. Сведения о проведении данных работ были доведены до комиссии УФК по Ивановской области 03.12.2020 в письменных пояснениях. Однако УФК по Ивановской области данные сведения не проверялись, обосновывающие документы не запрашивались.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что п. 1 резолютивной части Представления Управления Федерального казначейства по Ивановской области от 18.12.2020 № 33-22-24/3909 в части возврата средств на лицевой счет Учредителя – Комитета Ивановской области по лесному хозяйству в сумме 91420,20 руб. по ОГКУ «Шуйское лесничество» был вынесен преждевременно без установления всех фактических обстоятельств, влияющих на необходимость возврата денежных средств.
Таким образом, п. 1 резолютивной части Представления в указанной части подлежит признанию недействительным.
При этом нарушение суд считает установленным и возложение обязанности по его устранению путем принятия мер по устранению причин и условий нарушения и по корректировке отчетности с учетом сроков выполнения работ суд считает обоснованным.
По пункту 2 Представления суд приходит к следующим выводам.
В рамках «Регионального проекта «Сохранение лесов», утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 г. № 448-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Развитие лесного хозяйства Ивановской области» за счет средств субвенций из федерального бюджета так же реализуются следующие мероприятия:
- оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области лесных отношений (п. 4.2);
- оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области лесных отношений (п. 4.3).
Мероприятия предусматривают предоставление Учреждению субсидий на приобретение специализированной лесохозяйственной техники, лесопожарной техники и оборудования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 № 299-п «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели».
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2019 год (Приложение № 10 к Закону № 76-ОЗ) Комитету в целях предоставления субсидий автономным (бюджетным) учреждениям на 2019 год предусмотрены расходы по Региональному проекту «Сохранение лесов» на:
– оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области лесных отношений (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) по КБК 0340407141GA54300600 – 472 900 руб. (19-E33);
– оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области лесных отношений (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) по КБК 0340407141GA54320600 – 18 382 600 руб. (19-Е35).
Из материалов дела следует, что в 2019 году в целях реализации вышеперечисленных мероприятий между Комитетом (Учредителем) и Учреждением заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели от 11.03.2019.
В соответствии с разделом 3 Соглашения от 11.03.2019 (с учетом доп. Соглашения от 27.11.2019) Учреждение обязуется приобрести лесохозяйственную, лесопожарную технику и оборудование согласно приложениям № 2 и № 3 к Соглашению.
22 мая 2019 года путём закупки у единственного поставщика заключен договор б/н с ООО «Эксперный центр ПСР» на сумму 18 382 600,00 руб.
Согласно п. 2.4 Договора Учреждением был осуществлен авансовый платеж в размере 30 % от цены договора в сумме 5 514 780,00 руб. (платежное поручение от 24.05.2019 № 395534).
В ходе исполнения договора от 22.05.2019 поставщиком нарушены договорные обязательства по поставке 6 единиц лесопожарной техники: Установка противопожарная высокого давления Модель-УПВД Ермак – 2 шт., МЛПК на базе грузопассажирского автомобиля повышенной проходимости УАЗ-Профи модель 236324-201 – 1 шт., УАЗ-390945 – 1 шт., Трактор МТЗ-82.1 – 2 шт. на общую сумму 5 514 780,00 руб.
В соответствии со статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 8.7 договора поставки от 22.05.2019 б/н Учреждением принято решение об одностороннем отказе от договора.
За счет неиспользованного остатка средств субсидий в сумме 12 867 820,00 руб. (18 382 600,00 руб. - 5 514 780,00 руб.), предоставленной по Соглашению от 11.03.2019, Учреждением проведены три закупочные процедуры по трём позициям:
- закупка № 31908327851 на поставку автоцистерны пожарной 1 шт., договор от 22.10.2019 на сумму 6 809 333,33 руб. с ООО «ФСК». Товар поставлен 20.12.2019 (товарная накладная № 8).
- закупка № 31908406106 на поставку трактора с дополнительным оборудованием, 4 шт. (1 147 174,79 руб./шт.), договор от 15.11.2019 на сумму 5 846 439,66 руб. с ООО «МТЗ Центр Владимир». Товар поставлен 05.12.2019 (товарная накладная № 496);
- закупка у единственного поставщика на поставку установки противопожарной высокого давления 1 шт. на сумму 212 047,01 руб., договор от 09.12.2019 № 375 с ООО «Лесхозснаб». Товар поставлен 06.12.2019 (товарная накладная № 2568).
Таким образом, в нарушение условий Соглашения от 11.03.2019 Учреждением в установленные сроки не приобретено шесть единиц специализированной лесопожарной техники и оборудования согласно приложению 3 к Соглашению от 11.03.2019 на общую сумму 5 514 780,00 руб.
В обосновании заявленных требований Учреждение указывает, что были выделены дополнительные средства для приобретения лесопожарной техники.
Сводной бюджетной росписью бюджета Ивановской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Комитету предусмотрены расходы на 2019 год по Региональному проекту «Сохранение лесов» по КБК 0340407141GA54320600 в сумме 14 392 900 руб. (19-Е35).
В целях реализации мероприятия между Комитетом (Учредителем) и Учреждением заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели от 05.09.2019.
По Соглашению от 05.09.2019: по коду Субсидии 0343002 Учреждением получено средств субсидии 14 392 900,00 руб., израсходовано полностью, путем проведения следующих закупочных процедур:
- закупка № 31908327721, договор от 22.10.2019 б/н с ООО «Лесхозснаб» на сумму 7 894 000,00 руб., предмет закупки - малый лесопатрульный комплекс на базе автомобиля УАЗ-390945 с комплектом дополнительного оборудования, 5 шт., по стоимости 1 578 800,00 руб./шт. Поставка осуществлена 12.11.2019 (товарная накладная № 2319);
- закупка № 31908327714, договор от 22.10.2019 б/н с ООО «ФСК» на сумму 6 498 900,00 руб., предмет закупки - автоцистерна пожарная (модель - АЦ 4,0-40 на базе УРАЛ NEXT 43206), 1 шт. Срок поставки – в течение 60 календарных дней.
Следовательно, в соответствии с Соглашением от 05.09.2019 закуплена иная дополнительная техника, что не исключает нарушение условий Соглашения от 11.03.2019. При этом, несмотря на объективные причины, факт нарушения условий Соглашения от 11.03.2019 является установленным.
Доводы Учреждения не являются основанием для признания Представления недействительным в этой части. По данному нарушению Управление требует принять меры по устранению причин и условий его совершения, принятию мер по предотвращению подобных нарушений в будущем, что не нарушает прав и интересов Учреждения и не влечет для него негативных последствий. Следовательно, правовые основания для отмены Представления в данной части отсутствуют.
По пункту 3 Представления суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 12 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 № 299-п, Учреждение обязано представлять учредителю отчет об использовании субсидии по форме, утверждаемой учредителем. Порядок и периодичность представления отчета об использовании субсидии устанавливается учредителем в соглашении.
На основании п. 2.3.2 Соглашения от 11.03.2019 Учреждение обязуется предоставлять Учредителю отчет об использовании субсидии по форме, согласно приложению № 1 к Соглашению, ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно установленной форме в Отчете об использовании субсидии на 31.12.2019 Учреждению необходимо отразить плановые показатели техники в соответствии с Соглашением от 11.03.2019 (с учетом дополнительного соглашения от 27.11.2019) и фактическое количество закупленной техники на сумму в рублях.
При этом в нарушение условий Соглашения от 11.03.2019 г. Учреждением в Комитет представлен недостоверный Отчет об использовании субсидии по состоянию на 31.12.2019:
- отчет не содержит плановые наименования лесопожарной техники в соответствии с Соглашением от 11.03.2019 (с учетом дополнительного соглашения от 27.11.2019), в частности: малый лесопатрульный комплекс (МЛПК) на базе грузопассажирского автомобиля повышенной проходимости УАЗ-Профи 236324- 201 в количестве 1 шт.; грузопассажирский автомобиль УАЗ-390945 в количестве 1 шт.
- в отчете занижен плановый показатель по наименованию лесопожарной техники – трактор колесный МТЗ-82.1 на 2 шт. (в соответствии с Соглашением от 11.03.2019 (с учетом дополнительного соглашения от 27.11.2019) план – 6 шт., в отчете – 4 шт.);
- в графе «Наименование лесопожарной техники, оборудования» отражен аванс ООО «Экспертный центр проектно-сметных решений», в графе «Факт» данной строки сумма аванса 5 514 780,00 руб.
Доводы Учреждения о том, что итоговая сумма в отчете соответствует сумме, указанной в Соглашении, а также, что при предоставлении отчета в Комитет замечаний по данной форме не имелось, не могут служить основанием для признания Представления недействительным в данной части.
Предоставление Учреждением в последующем в Управление Федерального казначейства по Ивановской области скорректированного отчета не исключает факта предоставления недостоверного отчета в Комитет. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства представления скорректированного отчета Учредителю по Соглашению, который является в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства лицом, которому предоставляется отчет.
Таким образом, доводы Учреждения не являются основанием для признания Представления недействительным в этой части.
По данному нарушению Управление требует принять меры по устранению причин и условий его совершения и корректировке отчетности представленной Учредителю по Соглашению от 11.03.2019, что не нарушает прав и интересов Учреждения, не возлагает на Учреждение обязанностей, не предусмотренных законодательством, не является для заявителя неисполнимым, не нарушает его прав и интересов в сфере экономической деятельности и не влечет для него негативных последствий. Следовательно, основания для отмены данного пункта Представления отсутствуют.
На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
На основании части 5 статьи 96 АПК РФ Определение Арбитражного суда Ивановской области от 19.02.2021 года о приостановлении действия оспариваемого акта подлежит признанию утратившим силу после вступления решения суда в законную силу.
Поскольку государственные и муниципальные органы государственной власти осуществляют свои функции как непосредственно, так и через подчиненные учреждения они имеют право на предоставление налоговой льготы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
В связи с чем, государственная пошлина в сумме 3000 рублей, излишне уплаченная заявителем при подаче заявления по платежному поручению № 270322 от 11.02.2021 на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возвращению заявителю.
Вопрос о взыскании государственной пошлины в бюджет по делу судом не рассматривается, поскольку УФК по Ивановской области освобождено от ее оплаты на основании ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Требования Автономного государственного учреждения Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) удовлетворить частично.
2. Признать недействительным п. 1 резолютивной части Представления Управления Федерального казначейства по Ивановской области от 18.12.2020 № 33-22-24/3909 в части возврата средств на лицевой счет Учредителя – Комитета Ивановской области по лесному хозяйству в сумме 91420,20 руб.
3. В остальной части требования заявителя оставить без удовлетворения.
4. Признать утратившим силу Определение Арбитражного суда Ивановской области от 19.02.2021 года о приостановлении действия оспариваемого акта с момента вступления решения суда в законную силу.
5. Возвратить Автономному государственно учреждению Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) 3000 руб. государственной пошлины, оплаченной по платежному поручению от 11.02.2021 № 270322.
6. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Савельева