ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-1259/20 от 15.06.2020 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

18 июня 2020 года

Дело №А17-1259/2020

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2020 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайковой В.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.о. Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Пульс» (ОГРН:1143703001034; ИНН: 3703048964)

о взыскании суммы финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в общей сумме 5500 руб.,

при участии в заседании:

- от заявителя – Ларина А.В. на основании доверенности от 25.07.2019, диплома о высшем юридическом образовании, паспорта,

установил:

        Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.о. Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области (далее – Фонд, УПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Пульс» (далее – ООО «Пульс», Общество) о взыскании суммы финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год  в общей сумме 5500 руб.

        Определением суда от 19.02.2020 года заявление принято в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Пунктом 3 Определения от 19.02.2020 суд предложил сторонам в срок до 10.04.2020 представить  дополнительные  документы в обоснование своей позиции.

        В установленный определением суда срок от ООО «Пульс» поступил письменный мотивированный отзыв на заявление. От Фонда поступили возражения на отзыв Общества.

        Ознакомившись с материалами дела и представленными сторонами документами, суд пришел к выводу о наличии необходимости  выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства по делу. Определением от 20 апреля 2020 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам  административного судопроизводства. 

            В судебном заседании УПФР поддержало заявленные требования, указав, что Общество, являясь страхователем, представило 15.03.2019  исходные формы сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года,  январь 2019  года  на 1 застрахованное лицо  с нарушением установленного  ст. 11  Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) срока (позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем).Кроме того, сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год  при установленном сроке  не позднее 1 марта 2018 года  ООО «Пульс»  представило  на 1 застрахованное лицо 15.03.2019.  Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к ответственности по  части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ  в виде штрафов, общая  сумма которых  по фактам нарушения сроков представления форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ  составила 5500 руб. Суммы штрафа по требованиям УПФР Обществом добровольно не уплачены.   В соответствии с требованиями п.2 ст. 88 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)   акты о выявлении правонарушения составлены в течении трех месяцев  с момента предоставления страхователем  документов  контролирующему органу. Срок   обращения в суд за взысканием санкций, предусмотренный  п.3 ст. 46 НК РФ,  Фондом соблюден.     

Общество считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указав, что сумма штрафных санкций за правонарушения несопоставима с тяжестью содеянного и должна быть снижена, исходя из конституционных принципов справедливости и соразмерности,  и обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, а именно:  нарушение срока представления cведений о застрахованных лицах ООО «Пульс» было допущено впервые;   совершение правонарушения было не умышленным;  застрахованное лицо (учредитель), сведения на которое должны входить в СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, пенсионером не является;  ущерба бюджету ПФ РФ, вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей не причинено; правонарушение носит формальный характер;  задолженность перед Фондом по страховым взносам отсутствует; ошибка была выявлена самостоятельно и исправлена. Заявитель также указал, что, исходя из разъяснений Письма ПФР от 29.03.2018 № ЛЧ-08-24/572, УПФР обязано было уведомить страхователей, у которых отсутствуют наемные работники, и руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, о необходимости предоставления сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М, однако уведомления ООО «Пульс» получено не было. Общество также указало на пропуск заявителем срока обращения в суд, пояснив, что срок составления акта камеральной проверки Законом № 27-ФЗ не установлен, однако, отсутствие в названном законе указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у Фонда  неограниченного во времени полномочия по проведению проверок. При составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций, а также при подаче заявления о взыскании начисленных штрафных санкций Фонд должен был руководствоваться нормами НК РФ. Исходя из характера правонарушения, состоящего в не представлении индивидуальных сведений о застрахованном лице, моментом, когда Фонд должен был узнать о совершении правонарушения, является дата нарушенного установленного законодательством  срока предоставления таких сведений, поэтому не может являться основанием, для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке дата, зафиксированная актом УПФР о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в  системе обязательного пенсионного страхования.

ООО «Пульс» в судебное заседание  не явилось, заявив  ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Общества.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя Фонда, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Пульс»,  являясь  страхователем,  представило 15.03.2019  в Фонд  исходные формы сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)  за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь ноябрь, декабрь 2018 года и январь 2019 года.

По фактам несвоевременного предоставления  Обществом   сведений по форме СЗВ-М Фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.04.2019  № 047S18190003275 (апрель), № 047S18190003276 (май), от 10.04.2019 № 047S18190003676 (июнь), № 047S18190003677 (июль), от 15.05.2019 № 047S18190004992 (август), от 06.06.2019 № 047S1819000624 (сентябрь), № 047S18190006244 (октябрь), № 047S18190006245 (ноябрь), № 047S18190006246 (декабрь), № 047S18190006247 (январь) в отношении ООО «Пульс».

 Страхователем представлены возражения к актам по существу нарушения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Рассмотрение актов состоялось 08.05.2019, приняты Решения № 047S19190001960 (апрель), № 047S19190001961 (май), 20.05.2019 № 047S19190002353 (июнь), № 047S19190002356 (июль), 18.06.2019 № 047S19190003024 (август), 10.07.2019 № 047S19190003723 (сентябрь), № 047S19190003724 (октябрь), № 047S19190003725 (ноябрь), № 047S19190003726 (декабрь), № 047S19190003727 (январь) о применении финансовых санкций по ч.3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ  за несвоевременное представление сведений  в размере  500 руб. по каждому решению.

 Управлением в адрес страхователя направлены требования 31.05.2019 № 047S0U90003005 (апрель), № 047S01190003006 (май), 10.06.2019 № 047S01190003274 (июнь), № 047S01190003275 (июль), 09.07.2019 № 047S01190003858 (август), 31.07.2019 № 047S01190004718 (сентябрь), № 047S01190004719 (октябрь), № 047S01190004720 (ноябрь), № 047S01190004721 (декабрь), № 047S01190004722 (январь) об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, ООО «Пульс» 15.03.2019 представило исходную форму сведений о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) за 2018 год на 1 застрахованное лицо при установленном сроке предоставления не позднее 1 марта 2018 года.

По данному факту 11.06.2019 Фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 047S18190006446 в отношении ООО «Пульс». Страхователем представлены возражения к акту по существу нарушения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Рассмотрение акта состоялось 15.07.2019, принято решение № 047S19190003742 о применении финансовых санкций в размере 500 рублей. На основании данного решения 06.08.2019 Управлением вынесено требование № 047S01190004750 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Сумма штрафа по требованию добровольно не уплачена..

Неисполнение вышеназванных требований послужило основанием для обращения Фонда 03.12.2019 в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание сумм финансовых санкций в размере 5500 руб. за несвоевременное представление (позднее: 15.05.2018, 15.06.2018, 16.07.2018, 15.08.2018, 17.09.2018, 15.10.2018, 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019, 15.02.2019, а именно: 15.03.2019) формы СЗВ-М за апрель 2018г., май 2018г., июнь 2018 г., июль 2018 г., август 2018 г., сентябрь 2018 г., октябрь 2018 г., ноябрь 2018 г., декабрь 2018 г., январь 2019 г. в отношении 1 застрахованного лица в размере 5000 руб. и суммы финансовой санкции за несвоевременное представление (а именно: 15.03.2019) формы СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица в размере 500 руб.

 В рамках дела N А17-10511/2019  приказ от 16.12.2019  был выдан судом, но впоследствии, по заявлению Общества, определением суда от 09.01.2020  отменен.

Фонд 14.02.2020 в связи с отменой судебного приказа, вновь обратился в суд с требованием о взыскании с общества  вышеназванных сумм финансовых санкций

          Суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ  страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пунктом 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.

Указанные сведения подаются по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п, «Сведения о застрахованных лицах».

В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

   В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда, установившим правонарушение, составляется акт. В части  7 статьи 17 Закона № 27-ФЗ указано, что акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма. Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность возражений (часть 8 статьи 17 Закона № 27-ФЗ). Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).  Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день с даты отправления заказного письма. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю). В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящейстатьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (части 12-17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

Срок камеральной проверки,  срок на составления акта проверки и срок обращения в суд за взысканием начисленных санкций в случае совершения страхователем правонарушения, ответственность за которое установлено ст. 17 Закона № 27-ФЗ,  вышеназванным  Законом не урегулированы, в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения камеральной проверки – 3 месяца (статья 88 НК РФ),  срок составления акта проверки  - 10 дней после окончания проверки (абз.2 п.1 ст. 100 НК РФ), сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок – 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 46 НК РФ).

Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем страхователей при предоставлении ими индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом № 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Информационного письма от 17.03.2003 № 71, применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения указанных выше действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, предельный срок взыскания финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 27-ФЗ,  со страхователя  с учётом норм Налогового кодекса Российской Федерации и Закона № 27-ФЗ включает в себя: 3 месяца на проведение проверки (применительно к пункту 2 статьи 88 НК РФ)  + 10 дней на составление акта (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ) + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц в случае отложения) + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Указанные сроки (за исключением срока исполнения требования)  подлежат исчислению с учетом положений п. 6 ст. 6.1 НК РФ, согласно которым  срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М должны быть представлены:    за апрель 2018 года не позднее 15 мая 2018 года;    за май 2018 года не позднее 15 июня 2018 года;    за июнь 2018 года не позднее 16 июля 2018 года;    за июль 2018 года не позднее 15 августа 2018 года;     за август 2018 года не позднее 17 сентября 2018 года;     за сентябрь 2018 года не позднее 15 октября 2018 года;     за октябрь 2018 года не позднее 15 ноября 2018 года;     за ноябрь 2018 года не позднее 17 декабря 2018 года; -    за декабрь 2018 года не позднее 15 января 2019 года;     за январь 2019 года не позднее 15 февраля 2019 года. Сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год должны были быть представлены не позднее 1 марта 2018 года.

Правонарушение, связанное с  непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, считается совершенным со следующего дня после наступления указанных сроков.

По мнению суда, именно с этого момента заявитель обнаружил совершенное страхователем правонарушение, поскольку, с момента непредставления сведений заявитель, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение страхователем установленного срока для предоставления сведений. Данный правовой подход поддержан в Определении Верховного Суда РФ от 13.01.2020 N 309-ЭС19-24792 по делу N А34-2099/2019

То обстоятельство, что правонарушения зафиксированы актами о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования от 01.04.2019  № 047S18190003275 (апрель), № 047S18190003276 (май), от 10.04.2019 № 047S18190003676 (июнь), № 047S18190003677 (июль), от 15.05.2019г. № 047S18190004992 (август), от 06.06.2019 № 047S1819000624 (сентябрь), № 047S18190006244 (октябрь), № 047S18190006245 (ноябрь), № 047S18190006246 (декабрь), № 047S18190006247 (январь),  не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического  составления акта, так как пропуск срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание.

Факт обращения УПФР в суд с заявлением  о выдаче судебного приказа имеет правовое значение при исчислении срока, так как  в силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

 В то же время, факт  обращения за взысканием финансовых санкций, в отношении которых обращение с  заявлением о выдаче судебного приказа  изначально было  осуществлено  за пределами установленных сроков, не может служить основанием для последующего  взыскания соответствующих сумм штрафов.  Данный правовой подход подтвержден Определением Верховного Суда РФ от 23.08.2019 N 310-ЭС19-2259 по делу N А36-7949/2018.

В рассматриваемом случае с заявлением о выдаче судебного приказа  УПФР обратилось  03.12.2019.

Исходя из вышеназванной совокупности сроков,   исчисленных с учетом положений  п.6 ст. 6.1 НК РФ,  фактического срока, установленного в требованиях (20 календарных дней)  и без учета 1 месяца на отложение при вынесении решения (которого фактически не было),    срок взыскания санкции за нарушение срока предоставления сведений СЗВ-М  за сентябрь 2018 истекал    10.12.2019, то есть  находится в  пределах срока обращения в суд с  заявлением о выдаче судебного приказа. Соответственно, за последующие месяцы (октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года), которые хронологически наступили позже, срок обращения в суд Фондом  также не нарушен.

        На момент   обращения с заявлением о выдаче судебного приказа – 03.12.2019   истекли сроки обращения в суд  для взыскания финансовых санкций  СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август 2018, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 в общей сумме 3000 руб.

Таким образом, с Общества в пользу Фонда подлежат взысканию финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за   сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018, январь 2019 в сумме 2500.

При этом ссылки    Общества на не извещение его о необходимости предоставления сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, судом отклоняются, так как соответствующая обязанность страхователя  существует в силу закона и не носит уведомительный характер. При этом разъяснения о том, что страхователь, у которого отсутствуют наемные работники, и руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, обязан предоставлять такие сведения, появились в марте 2018 года (письмо Минтруда от 16.03.2018 №17-4/10/В-1846 и письмо Пенсионного фонда РФ от 29.03.2018 № ЛЧ-08-24/5721), то есть применительно   к периодам, за которые взыскиваются финансовые санкции, действовали более полугода. Указанное письмо не содержит указания на необходимость письменного индивидуального уведомления каждого страхователя.

Вместе с тем, оценив представленные доказательства, характер совершенного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что штраф в размере 2500 руб. не отвечает требованиям  вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов соразмерности и справедливости наказания, дифференцированности ответственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания, поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Информационным письмом от 11.08.2004 № 79 Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации разъяснил, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ).

 В силу п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При этом положения указанной статьи не содержат исчерпывающего перечня таких обстоятельств. Отнесение тех или иных обстоятельств к смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельствам с учетом общественной опасности совершенного налогового правонарушения, наступивших последствий, входит в правомочия суда.

Согласно п.3 ст.114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения. При этом кратность снижения санкций не поставлена законодателем в зависимость от количества выявленных смягчающих обстоятельств по делу.

        В соответствии с п.4 ст.112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. В силу положений ст. 114 НК РФ орган, принимающий решение о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности, не ограничен в праве на применение положений ст. 112 НК РФ и без заявления об этом со стороны налогоплательщика.

Суд  принимает во внимание, что правонарушение, совершенное Обществом, носит формальный характер;  количество застрахованных, в отношении которых несвоевременно предоставлены сведения, незначительно  - 1 чел.,    правонарушение было исправлено страхователем самостоятельно, без вмешательства Фонда.  По информации Общества, не опровергнутой заявителем,  задолженность страхователя  перед Фондом по страховым взносам отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд, исходя из  принципов соразмерности и справедливости наказания, дифференцированности ответственности, с учетом установленных смягчающих обстоятельств полагает, что  с Общества подлежат взысканию финансовые санкции в размере 1 000 руб.

 Государственная пошлина по делу в соответствии со статьей 333.21 НК РФ, пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.17, пунктом 4 части 1 статьи 333.22 НК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований подлежит отнесению на Общество в сумме 364 руб. Вопрос по государственной пошлине  в отношении  Управления судом не рассматривался, так как Пенсионный фонд  Российской Федерации в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

              1. Заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.о. Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области  о взыскании c общества с ограниченной ответственностью «Пульс» финансовых  санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018, январь 2019, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 в общей сумме 5500 руб. удовлетворить частично.

             2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пульс»:

- в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.о. Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области  финансовые санкции за  несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М сведений по форме СЗВ-М за   сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018, январь 2019 в сумме 1000  руб.;

 - в доход федерального бюджета через Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области  364 рублей государственной пошлины.

3.    В удовлетворении остальной части требований отказать.

4. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
5. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

6. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судья                                                                                                          Калиничева М.С.