ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-1418/15 от 16.06.2015 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

17 июня 2015 года

Дело №А17-1418/2015

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2015 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи  Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Шлемановой О.С., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Текстиль-Лайт" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о б оспаривании постановления  по делу об административном правонарушении    от 06.02.2015 г. №24-15/3, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области по части 6.3  статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

при участии в заседании:

- от административного органа – ФИО1 по доверенности    от 12.01.2015 года,   

установил:

          В Арбитражный суд Ивановской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Текстиль-Лайт"  (далее заявитель,  ООО,  Общество) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее Управление, административный орган) об оспаривании Постановления от 06.02.2015 г. №24-15/3 по делу об административном правонарушении,  которым  Общество  привлечено к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

          В обоснование заявленных требований Общество указало, что  по факту ввоза товара на территорию России на сумму 21672,29 Евро, оформленного по Декларации на товары № 10130182/220714/0007010 с датой регистрации  22.07.2014 года,  ООО  должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 21 августа 2014 года,  однако справка была представлена только 01.10.2014 года, то есть с нарушением установленного срока на 29 рабочих дней.  Принимая Постановление от 06.02.2015 г. №24-15/3, Управление исчислило просрочку исполнения обязанности по предоставлению необходимых документов в количестве 41 календарных дней и пришло к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. Заявитель не согласен с использованным административным органом механизмом исчисления сроков  по статье 15.25 КоАП РФ, пояснив,  что части 6.1, 6.2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ являются бланкетными и отсылают к положениям Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) и Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И), согласно которым сроки для предоставления справки исчисляются в рабочих днях,  в связи с чем и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять рабочими днями. Ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней установлена ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ. Оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, что в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием   для признания незаконным оспариваемого постановления и о его отмены.

          В судебное заседание Общество представителя не направило, заявив ходатайство о рассмотрении дела без его участия. 

  Управление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что указанный Обществом порядок  определения количества дней просрочки не соответствует положениям ст. 4.8 КоАП РФ  КоАП РФ, согласно которым период просрочки начинает исчисляться со следующего дня, установленного для представления соответствующих документов, и заканчивается на дату фактического представления этих документов. Согласно примечанию к статье 4.8 КоАП РФ, ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а так же при исчислении сроков административных наказаний. Просрочка предоставления документов, ответственность за которую предусмотрена ч.ч. 6.1, 6.2, 6.3 КоАП РФ, исчисляется в соответствии с КоАП РФ в днях. Оговорки, что эти дни необходимо исчислять в рабочих днях, КоАП РФ не содержит. Учитывая изложенное,  Управление считает, что количество дней просрочки предоставления ООО «Текстиль - Лайт» в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах исчисляется в календарных днях и составляет 41 день, в связи с чем деяние Общества подлежит квалификации по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителя административного органа,   арбитражный суд  установил следующее.

Управлением проведена проверка информации, полученной Федеральной службой финансово-бюджетного надзора от Центрального Банка России в соответствии с Соглашением «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля» от 15.08.2007 года в отношении ООО «Текстиль-Лайт».

В ходе проверки установлено, что 14 мая 2014 года компания «ШЕЛЛЕР ГМБХ и КО. КГ» Австрия (продавец, нерезидент) и ООО «Текстиль - Лайт» г. Иваново, Российская Федерация (покупатель, резидент) заключили контракт № 2 (далее - контракт), согласно которого продавец обязуется продать, а покупатель покупать пряжу на условиях, описанных в статьях и приложениях контракта, и счете-проформе (раздел I «Предмет контракта», п. 1 контракта).

22 мая 2014 года Обществом представлены в АКБ  «КРАНБАНК» (ЗАО) (далее - уполномоченный банк) заполненная форма паспорта сделки и документы по контракту, на основании которых заполнен паспорт сделки. Уполномоченным   банком   после   проверки   представленных   документов паспорту сделки присвоен регистрационный номер 14050005/2271/0000/2/1. В графе 6 «Дата завершения исполнения обязательств по контракту» раздела 3 «Общие сведения о контракте» паспорта сделки резидентом указана дата - 13.05.2017 года.

В рамках контракта, резидент осуществил ввоз товара на территорию Российской    Федерации    на   сумму    21672,29   Евро,    оформленного   по декларации на товары (ДТ) № 10130182/220714/0007010. Дата регистрации декларации на товары № 10130182/220714/0007010 - 22.07.2014 года.                                                                                                                        

Административный орган пришел к выводу, что в соответствии с требованиями, предусмотренными валютным   законодательством   Российской   Федерации   и   актом   органа валютного регулирования, резидентом должна быть представлена в банк паспорта сделки справка о подтверждающих документах по вышеуказанной поставке в срок, не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрирована декларация на товары, т.е. не позднее 21 августа 2014 года.

В нарушение ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ и п. 9.8 Инструкции № 138-И справка о подтверждающих документах, оформленная на основании ДТ      №      10130182/220714/0007010, представлена      резидентом      в уполномоченный банк    01  октября    2014 года. Уполномоченным банком указанная справка принята   01 октября 2014 года.

Административный орган установил, что просрочка представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк в соответствии с требованием Инструкции   № 138-И составила 41 день.

На основании указанных обстоятельств административным  органом 22 января 2015 года в соответствии с порядком, установленным статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ,  в отношении  ООО «Текстиль-Лайт» составлен протокол об административном правонарушении № 24-15/3 по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

На основании протокола об административном правонарушении № 24-15/3 от 22 января 2015 года и иных материалов административного дела Управлением 3 февраля   2015 (в полном объеме 6 февраля 2015 года) вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 24 - 15/3, которым  Общество  привлечено к административной ответственности по части 6.3. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области  с заявлением об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении № 24-15/3 от 06.02.2015 года.

Суд считает требования заявителя  подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

  Частью 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ установлена обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Согласно п. 9.8 Инструкции № 138-И в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары резидент представляет в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары (далее - отчетный месяц), только справку о подтверждающих документах, заполненную с учетом особенностей в соответствии с приложением 5 к Инструкции, без представления декларации на товары.

В указанную справку о подтверждающих документах включаются сведения о декларациях на товары (за исключением сведений о временной декларации на товары, транзитной декларации на товары, итоговой декларации на товары (в графе 7 которой указывается буквенный код "ЗПК"), которые зарегистрированы таможенными органами в течение отчетного месяца, только при наличии следующих условий:

вывоз товара с территории Российской Федерации в соответствии с контрактом осуществляется на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты;

ввоз товара на территорию Российской Федерации в соответствии с контрактом осуществляется на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа).

Согласно условиям контракта, платежи за товар осуществляются в Евро посредством перечисления покупателем предоплаты в размере 100 % от стоимости отгружаемой партии товара за вычетом 2 %-ной скидки за предоплату (сконто) за 5 дней до момента отгрузки, указанного в счете-проформе, которая является неотъемлемой частью контракта.

           Таким образом, в соответствии с требованиями, предусмотренными валютным   законодательством   Российской   Федерации   и   актом   органа валютного регулирования, резидентом должна быть представлена в банк паспорта сделки справка о подтверждающих документах по вышеуказанной поставке в срок, не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрирована декларация на товары, т.е. не позднее 21 августа 2014 года.

В нарушение ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ и п. 9.8 Инструкции № 138-И
справка о подтверждающих документах, оформленная на основании
ДТ      №      10130182/220714/0007010,представлена      резидентом     и принята уполномоченным банком 01  октября    2014 года.

В отношении нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций в частях 6.1, 6.2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ выделены три самостоятельных состава административных правонарушений с градацией административного наказания в зависимости от длительности просрочки (не более чем на 10 дней; более чем на 10 дней, но не свыше 30 дней; более чем на 30 дней).

Механизм исчисления сроков статьей 15.25 КоАП РФ не предусмотрен.

Между тем представление форм учета и отчетности по валютным операциям регламентировано специальным нормативным актом - Инструкцией N 138-И. Части 6.1, 6.2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ являются бланкетными и отсылают к положениям Закона N 173-ФЗ и Инструкции N 138-И, согласно которым сроки для представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов исчисляются в рабочих днях.

С учетом системного толкования пункта 9.2.1 Инструкции N 138-И, части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ и частей 6.1, 6.2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ суд приходит к выводу о том, что количество дней нарушения установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций должно исчисляться исходя из правил, определенных в Инструкции N 138-И, то есть в рабочих днях, как и сам срок представления соответствующих документов.

Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 22.09.2014 по делу N 301-АД14-273,  в котором указано, что согласно Инструкции N 138-И срок исполнения обязанности по представлению документов исчисляется рабочими днями, в связи с этим и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять рабочими днями.

В рассматриваемом случае  справка о подтверждающих документах представлена Обществом    с нарушением установленного срока на 29 рабочих дней.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 10 дней, но не более 30 дней является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, следовательно, постановление по делу об административном правонарушении    от 06.02.2015 г. №24-15/3 содержит неправильную квалификацию вмененного заявителю административным органом правонарушения.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования Общества о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области   по делу об административном правонарушении    от 06.02.2015 г. №24-15/3.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями  170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

            1. Требования Общества с ограниченной ответственностью "Текстиль-Лайт"  удовлетворить.

            2. Признать незаконным и  отменить полностью  Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области   по делу об административном правонарушении    от 06.02.2015 г. №24-15/3.

 3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

                Судья                                                                            Калиничева М.С.