ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-159/2012 от 11.04.2012 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153002, г. Иваново, ул.Б.Хмельницкого, 59 «б»

http://ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново Дело №А17-159/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации Богородского сельского поселения (ОГРН <***>)

об оспаривании Постановления Департамента государственного надзора (контроля) Ивановской области (ОГРН <***>) по делу о назначении административного наказания от 11.01.2012г. № А-1/12,

при участии в заседании:

- от заявителя – ФИО1 по доверенности от 18.01.2012 года;

- от административного органа - ФИО2 по доверенности от 28.02.2012 года, ФИО3 по доверенности от 28.02.2012 года,

установил:

Администрация Богородского сельского поселения (далее заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Департамента государственного надзора (контроля) Ивановской области (далее Департамент) по делу о назначении административного наказания от 11.01.2012г. № А-1/12, которым Администрация привлечена к административной ответственности ч.3 по ст. 6.1 Закона Ивановской об­ласти №11-03 от 24.04.2008 года «Об административных правонарушениях в Ивановской области» (далее Закон № 11-ОЗ).

В обоснование заявленных требований Администрация указала, что оспариваемое Постановление вынесено по факту создания навалов (свалки) мусора вследствие самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования мусора, а также непринятия мер по их своевременной ликвидации. Заявитель пояснил, что из плана-схемы и фотоматериалов, являющихся приложением к акту административно-технической проверки № 47-М от 15.11.2011, видно, что навалы мусора обнаружены в непосредственной близости от автомобильной дороги Богородское-Бяково Ивановского района. По мнению заявителя, не зависимо от наличия технической документации, в силу положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ) дорога с. Богородское - д. Бяково является автомобильной дорогой, которая в силу положений ст. 3 названного закона включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги. Заявитель пояснил, что исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" границы полосы отвода автомобильной дороги с. Богородское-д. Бяково, определенные расчетным путем, составляют 20 метров. Ширина дороги от границы земельного участка № 37:05:020613:103 (принадлежащего МУП Комбинат «Ритуал») до границ земель сельскохозяйственного назначения составляет в самом узком месте 20 метров. Соответственно, территория вдоль спорного участка автомобильной дороги является полосой отвода дороги с. Богородское - д. Бяково. В перечень автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Ивановского муниципального района № 1965 от 30.12.2011, включена дорога общего пользования с. Богородское - д. Бяково с идентификационным номером 24 207 ОП MP Н-056 протяженностью 3750 км, класс дороги 3, категория дороги V. Администрация Ивановского муниципального района является балансодержателем указанной дороги и несет бремя по ее содержанию. Управлением земельно-имущественных отношений администрации Ивановского муниципального района в декабре 2011 года самостоятельно ликвидированы очаги навала мусора вдоль автомобильной дороги. На основании Соглашения от 30.12.2011 года Администрация Ивановского муниципального района с 2012 года передала Администрации Богородского сельского поселения полномочия по содержанию автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения. Ранее Администрации полномочия по содержанию автомобильных дорог вне границ населенных пунктов не передавались. Довод административного органа о том, что Решением Совета Ивановского муниципального района от 05.05.2011 № 165 подтверждаются соответствующие полномочия Администрации, заявитель считает несостоятельным, поскольку указанным Решением утвержден Порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений на осуществление переданных полномочий по содержанию автомобильных дорог. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют, что Администрация в качестве субъекта правонарушения определена Департаментом неверно.

Департамент считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что Актом административно-технической проверки от 15.11.2011 г., а также приложенными к нему планом-схемой и фотоматериалами зафиксировано, что на придорожной полосе участка дороги Богородское-Бяково протяженностью около 1000 метров от поворотов в сторону ул. 5-я Клинцевская с. Богородское, д. Подталицы до лесного массива в сторону д. Бяково, Никольское, Скалозубка по обе стороны дороги имеются многочисленные навалы бытовых и промышленных отходов (мусора), чем нарушены требования ч.1 ст. 6 Закона Ивановской области от 18.07.2006 № 75-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области» (далее Закон № 75-ОЗ). Материалами административного дела установлено, что автомобильная дорога Богородское-Никольское-Скалозубка (в непосредственной близости от которой обнаружены навалы мусора), находится в собственности муниципального образования Ивановский муниципальный район и является дорогой общего пользования местного значения муниципального района. Нормативных правовых актов, устанавливающих ширину полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги Богородское-Никольское-Скалозубка, администрацией Ивановского муниципального района не принималось, земельные участки под полосу отвода и придорожную полосу в соответствии с действующим законодательством не оформлялись, то есть их границы не вынесены на местность. Территория вдоль участка автомобильной дороги Богородское-Никольское-Скалозубка Ивановского района от поворотов в сторону ул. 5-я Клинцевская с. Богородское, д. Подталицы до лесного массива в сторону д. Бяково, Никольское, Скалозубка, граничащая с земельным участком с кадастровым номером 37:05:020613:103 (принадлежащим МУП Комбинат «Ритуал»), во владение либо пользование третьих лиц не передана, и является территорией Богородского сельского поселения (часть 1 статьи 4 Устава Богородского сельского поселения). В силу прямого указания пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) обязанность по ликвидации навалов мусора и ответственность за неисполнение данной обязанности возлагается на администрацию поселения. Административный орган также указал, что полномочия по содержанию автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах Ивановского муниципального района переданы сельским поселениям, что подтверждается Решением Совета Ивановского муниципального района от 05.05.2011 № 165 «Об утверждении Порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений на осуществление переданных полномочий по содержанию автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения». В материалах дела имеется письмо администрации Богородского сельского поселения от 24.10.2011 № 335, в котором сообщается, что в 2010 году администрация Богородского сельского поселения обращалась в администрацию Ивановского района с просьбой о ремонте вышеуказанной автодороги, на что были выделены денежные средства в размере 2 миллионов рублей.

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось.

Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

15 ноября 2011 года, в соответствии с ч.ч. 1, 3 ст.4 Закона Ивановской об­ласти № 55-03 от 02.05.2007 г. «О государственном административно-техническом надзоре», п. 3.3 Плана основных и организационных мероприя­тий Департамента государственного контроля на 2011 год, государственными инспекторами Департамента проведена проверка по обращению Ивановской межрайонной прокуратуры (вх. № 1-17/124 от 31.10.2011 года) об организации несанкционированной свалки вдоль проезжей части дороги Богородское-Никольское-Скалозубка Ивановского района.

В ходе проверки обнаружено нарушение ч.2 ст.3, ч.1 ст.6 Закона № 75-03, выразившееся в создании навалов мусора, бытовых и промышленных отходов, образовании несанкционированной свалки на придорожной полосе вдоль проезжей части ав­тодороги Богородское-Бяково Ивановского района (на участке дороги протяженностью около 1000 метров от поворотов в сторону ул. 5-я Клиицевская с. Богородское, д. Подталицы до лесного массива в сторону д. Бяково) и непринятии мер по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов на соответствующих территориях, о чем составлен акт административно-технической проверки от 15.11.2011 года №47-М.

15.11.2011 года государственным инспектором Департамента админист­ративно-технического и экологического контроля Ивановской области ФИО2 по данному факту было вынесено определение № 47/45 о возбужде­нии дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 6.1 Закона № 11-ОЗ и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования Департаментом в целях выявления субъекта правонарушения запрашивалась информация в Администрации Ивановского муниципального района, Администрации Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района, Департаменте дорожного хозяйства Ивановской области.

На основании полученной от Департамента дорожного хозяйства Ивановской области информации административный орган установил, что подвергнутый проверке участок дороги Богородское-Бяково является участком автомобильной дороги Богородское-Никольское-Скалозубка идентификационный номер автомобильной дороги 24 207 ОПМР Н-021), которая находится в собственности муниципального образования Ивановский муниципальный район, в лице Управления земельно-имущественных отношений и является дорогой общего пользования местного значения муниципального района, техническая категория - V, класс 3 (информационная карта автомобильной дороги).

На основании поступившей от Администрации Ивановского муниципального района информации установлено, что нормативных актов, устанавливающих ширину полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги Богородское-Никольское-Скалозубка Администрацией Ивановского муниципального района не принималось.

Административный орган истребовал от ФБУ «Кадастровая палата по Ивановской области» информацию о собственниках земельных участков, прилегающих к автомобильной дороге Богородское-Никольское-Скалозубка на участке дороги от поворотов в сторону ул. 5-ая Клинцевская с. Богородское, д. Подталицы до лесного массива в сторону д. Бяково, Никольское, Скалозубка.

ФБУ «Кадастровая палата по Ивановской области» представило информацию, согласно которой вдоль указанного Департаментом участка дороги земельные участки располагаются в кадастровом квартале 37:05:020613. В пределах указанной на схеме территории расположены земельные участки с кадастровыми номерами 37:05:000000:259 и 37:05:000000:120. По данным земельным участкам в государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения о вещных правах: по земельному участку с кадастровым номером 37:05:000000:259: вид права - собственность, правообладатель - Российская Федерация; вид права - постоянное бессрочное пользование, правообладатель - Ивановский НИИ сельского хозяйства на основании Свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №14882 от 10.01.1994г; по земельному участку с кадастровым номером 37:05:000000:120: вид права - собственность, правообладатель - Городской округ Иваново (для организации муниципального кладбища).

Административным органом произведен осмотр земельного участка с номером в кадастровом квартале 37:05:020613:103 (кадастровый номер 37:05:000000:120), расположенного в районе кладбища «Богородское» со стороны автомобильной дороги Богородское-Никольское-Скалозубка Ивановского района, и прилегающей к нему территории. Административным органом установлено, что по договору аренды земельного участка от 20.02.2008 года № 00-5332 арендатором участка является МУП «Комбинат «Ритуал» Администрации г. Иваново. При осмотре установлено, что границы участка со стороны автомобильной дороги Богородское-Никольское-Скалозубка Ивановского района на местности обозначены искусственной траншеей шириной около 80 см, выполненной силами администрации МУП Комбинат «Ритуал» г. Иваново. При осмотре территории вдоль автомобильной дороги Богородское-Никольское-Скалозубка Ивановского района установлено, что имеющиеся навалы мусора сгрейдированы от дороги и созданы вдоль автомобильной дороги на расстоянии до 5 метров от края дороги, до границы земельного участка 37:05:020613:103, выделенного МУП Комбинат «Ритуал». Результаты осмотра земельного участка оформлены актом от 21.12.2011 года

На основании произведенных замеров административный орган, установив, что навалы мусора находятся за пределами территории земельного участка МУП «Ритуал», пришел к выводу, что участки, на которых образованы навалы мусора, не переданы во владение или поль­зование третьих лиц и в соответствии с ч.1ст.4 Устава Администрации являются территорией Богородского сельского поселения Ивановского района.

На основании п. 18 ч.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, п. 19 ч.1  ст.6 Устава Богородского сельского поселения, части 1 статьи 8 Федерального За­кона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 2 статьи 3, части 1 статьи 6 Закона № 75-03 административный орган пришел к выводу, что администрация Богородского сельского поселения Ива­новского района, являясь собственником, владельцем, пользователем террито­рии вдоль участка автомобильной дороги Богородское-Никольское-Скалозубка Ивановского района от поворотов в сторону ул. 5-я Клинцевская с. Богород­ское, д. Подталицы до лесного массива в сторону д. Бяково, Никольское, Скалозубка, со стороны земельного участка 37:05:0206.13:103, обязана организовать и осуществлять сбор, вывоз мусора, бытовых и промышленных отходов на соответствующих территориях. По причине своего бездействия Администрация не приняла меры по своевременной ликвидации навалов мусора, очагового навала мусора, свалки мусора, образованного вследствие самовольного (несанкционированно­го) сброса (размещения) или складирования мусора на территории Богородско­го сельского поселения, тем самым совершив административное правонару­шение, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.6.1 Закона № 11-03.

28 декабря 2011 в отношении Администрации Богородского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении №45/35 по части 3 статьи 6.1 Закона № 11-ОЗ.

Постановлением Департамента от 11 января 2012 № А-1/12 Администрация привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 6.1 Закона № 11-03 с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.

Указанное Постановление оспорено Администрацией в Арбитражный суд Ивановской области.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 3 ст. 6.1 Закона № 11-ОЗ установлена административная ответственность за создание навала мусора, очагового навала или свалки мусора вследствие самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования мусора на территории муниципальных образований Ивановской области, на территориях хозяйствующих субъектов и юридических лиц, а также непринятие мер по их своевременной ликвидации в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

Анализ положений ч.3 ст. 6.1 Закона № 11-ОЗ свидетельствует, что субъектом предусмотренного ею правонарушения является лицо, совершившее действия по созданию навала мусора, очагового навала или свалки мусора вследствие самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования мусора, либо лицо, на которое возложена обязанность по своевременной ликвидации навала мусора, очагового навала или свалки мусора

Из текста оспариваемого Постановления следует, что Администрации вменяется в вину непринятие мер по своевременной ликвидации навалов мусора, свалки мусора, образованных вследствие самовольного (несанкционированно­го) сброса (размещения) или складирования мусора на территории Богородско­го сельского поселения.

Согласно ч. 11 ст. 5 Закона № 75-ОЗ ликвидация навала, очагового навала мусора, образованных вследствие самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования мусора на территории муниципальных образований, хозяйствующих субъектов и юридических лиц Ивановской области, производится лицами, на которых обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию данных территорий и иных объектов возложены статьей 3 настоящего Закона, в течение суток с момента обнаружения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 75-03, предусмотренные названным законом обязанности, в случае возло­жения их, в соответствии с частью 1 настоящей статьи на собственников, вла­дельцев, пользователей территорий и иных объектов (далее - объекты), а также в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, возлагаются: по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на владельцев и/или пользователей этих объектов: граждан и юридических лиц; по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, эксплуатационные организации; по объектам, находящимся в частной собственности, - на собственников объектов: граждан и юридических лиц

Таким образом, для установления субъекта правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.1 Закона № 11-ОЗ, необходимо установить соотношение места нахождения соответствующих навалов (свалки) мусора с территориями (объектами) конкретных собственников, вла­дельцев, пользователей.

Из материалов дела следует, что Администрация определена в качестве субъекта, ответственного за принятие своевременных мер по ликвидации навалов мусора (несанкционированной свалки), исходя из установленного административным органом факта нахождения соответствующих навалов на территории Богородского сельского поселения, не переданной во владение или поль­зование третьих лиц (за пределами земельного участка, находящегося в пользовании МУП «Ритуал»).

Данное обстоятельство, являющееся основополагающим для определения субъекта административного правонарушения, установлено административным органом по результатам осмотра земельного участка.

Осмотр земельного участка проводился административным органом 21.12.2011 года, в рамках производства по делу об административном правонарушении, возбужденного определением № 47/45 от 15.11.2011 года.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Порядок проведения процессуальных действий, производящихся в рамках выявления административных правонарушений, регламентирован в главе 27 "Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.. Копия протокола вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (п. п. 4, 6 статьи 27.8 КоАП РФ).

В рассматриваемом случае, протокол осмотра в порядке ст. 27.8 КоАП РФ административным органом не составлялся. Акт осмотра земельного участка от 21.12.2011 года составлен в отсутствие представителя Администрации, без участия понятых. О результатах осмотра земельного участка от 21.12.2011 года Администрация осведомлена не была. Возможность ознакомиться с содержанием данного документа была предоставлена административным органом заявителю лишь в ходе судебного разбирательства. Ознакомившись с актом от 21.12.2011 года, представитель Администрации поставил под сомнение достоверность изложенных в нем выводов.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В данном случае допущенные административным органом в ходе осмотра земельного участка процессуальные нарушения являются существенными. Допущенные нарушения не позволяют признать достоверно установленными обстоятельства, необходимые для определения субъекта правонарушения, в связи с чем Постановление Департамента государственного надзора (контроля) Ивановской области по делу о назначении административного наказания от 11.01.2012г. № А-1/12 подлежит отмене.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Требования Управления благоустройства Администрации города Иваново

удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление Департамента государственного контроля Ивановской области о назначении административного наказания № 63 от 6 августа 2010 года.

3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации

Судья М.С. Калиничева