ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
24 апреля 2017 года | Дело №А17-169/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2017 года
Судья Арбитражного суда Ивановской области Калиничева М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шуваловой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) о признании незаконным Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29.12.2016 по делу № 02-10/2016-005,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (ИНН: <***>,ОГРН: <***>),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (АО «ГУ ЖКХ»),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.12.2016 года, ФИО2 по доверенности от 13.03.2016;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области –ФИО3 по доверенности от 13.02.2017,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее УФАС, Управление, административный орган) от 29.12.2016 по делу № 02-10/2016-005.
В обоснование заявленных требований предприятие указало, что в силу положений пунктов 2, 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г №644 (далее - Правила № 644), в случае, если сети, которыми владеет организация, имеют присоединение только к её собственным объектам и не имеют присоединения к другим абонентам, транспортировка воды (сточных вод) отсутствует. В рассматриваемом случае между государственным заказчиком — Министерством обороны РФ и исполнителем услуг — АО «ГУ ЖКХ» был заключён Государственный контракт №4-ВКХ от 21.09.2015 на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Минобороны РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций на период 2015-2016. На основании договора от 09.10.2015г №37/ВКХ объекты водопроводно-канализационного хозяйства были переданы Министерством обороны РФ во временное пользование АО «ГУ ЖКХ». К переданным в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ» сетям водопроводно-канализационного хозяйства подключены объекты, собственником которых также является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ. МУП «Водоканал» не согласно с выводом УФАС о том, что Министерство обороны РФ фактически осуществило выделение сетей водоснабжения и водоотведения из прочего имущества, закреплённого за ним, и передачу его во временное пользование третьему лицу. По мнению заявителя, несмотря на совершение данных действий, собственником водопроводных и канализационных сетей, а также объектов, подключённых к этим сетям, является Министерство обороны РФ. Перемещение воды (сточных вод) по водопроводным (канализационным) сетям абонента, осуществляемое для этого же абонента, не является транспортировкой воды (сточных вод), а пользователь данных сетей (АО «ГУ ЖКХ») не является транзитной организацией, поскольку не осуществляет транспортировку воды и сточных вод по этим сетям. Затраты по транспортировке холодной воды и сточных вод по военному городку №77 по ул. Советской, д.29 и военному городку №1 по ул. Котовского, д.2 в тарифы на холодную воду и водоотведение, установленные Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области для МУП «Водоканал» на 2016 год, не включались.
УФАС считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что из совокупного анализа положений ч. 5 ст. 12, ч. 3 ст. 16, пп. «а» п. 1 ч.1, пп.3 п. 2, пп. 2 ч. 7 и 8 ст. 31 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) следует, что собственники и иные законные владельцы водопроводных и канализационных сетей приобретают статус транзитной (транспортирующей) организации при наличии водопроводных и канализационных сетей, находящихся в эксплуатации организации, посредством которых обеспечивается перемещение воды (сточных вод) для абонентов гарантирующей организации, и установленного тарифа на транспортировку холодной воды (сточных вод). В рассматриваемом случае собственником водопроводных и канализационных сетей по ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77 и ул. Котовского, д. 2, в/г 1 г. Кинешмы является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Министерство обороны РФ, заключив с АО «ГУ ЖКХ» договор № 37/ВКХ о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное пользование от 09.10.2015 (с дополнительным соглашением №1 от 15.03.2016), фактически осуществило выделение сетей водоснабжения и водоотведения из прочего имущества, закрепленного за Минобороны РФ и передачу его во временное безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ». Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.06.2015 № 28-к/1 для АО «ГУ ЖКХ» с 01.07.2015 по городскому округу Кинешма установлены тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод. Учитывая изложенное, УФАС считает, что АО «ГУ ЖКХ» является транзитной организацией. Поскольку МУП «Водоканал» является гарантирующей организацией, а АО «ГУ ЖКХ» выступает в качестве организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, которые технологически присоединены к сетям МУП «Водоканал» и с использованием которых осуществляется водоснабжение объектов Минобороны России (потребителей - ФКУ «ОСК ФКО» и ФКУ «Военный комиссариат по Ивановской области»), а также при наличии установленного тарифа на транспортировку сточных вод и холодной воды, МУП «Водоканал» обязано заключить с АО «ГУ ЖКХ» договоры транспортировки холодной воды и сточной воды в силу прямого указания Правил № 644. Факт не включения затрат по транспортировке холодной воды и сточных вод по военному городку № 77 по ул. Советской, д. 29 и
военному городку №1 по ул. Котовского, д. 2 в тарифы на холодную воду и
водоотведение, установленные Департаментом энергетики и тарифов Ивановской
области для МУП «Водоканал» на 2016 год, по мнению УФАС, не является обстоятельством, препятствующим заключению рассматриваемых договоров. Расходы, понесенные МУП «Водоканал» на оплату услуг по транспортировке сточных вод (холодной воды) по сетям АО «ГУ ЖКХ» ОП «Верхневолжское», подлежат возмещению в порядке, регламентированном п. 15 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N406.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, отзыв не представило.
Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
02.09.2016 на рассмотрение Управления поступила жалоба обособленного подразделения «Верхневолжское» АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»на действия МУП «Водоканал» г. Кинешмы, выразившиеся в уклонении от заключения договоров транспортировки сточных вод и холодной воды по сетям, эксплуатируемым Обществом.
По результатам рассмотрения жалобы ОП «Верхневолжское» АО «ГУ ЖКХ» антимонопольным органом» в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) МУП «Водоканал» выдано предупреждение от 28.09.2016 о принятии мер к урегулированию договорных отношений с ОП «Верхневолжское» АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» по транспортировке холодной воды и сточных вод по эксплуатируемым транзитной организацией канализационным сетям и сетям холодного водоснабжения.
Письмом от 17.10.2016 № 01-4/4064 МУП «Водоканал» г. Кинешмы сообщило, что не видит правовых оснований для заключения договоров на оказание услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод с ОП «Верхневолжское» АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», поскольку данная организация не является транспортирующей (транзитной) организацией.
Приказом Ивановского УФАС России от 01.11.2016 №077 возбуждено дело № 02-10/2016-005 по признакам нарушения МУП «Водоканал» пункта 5 части 1
статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В рамках дела №02-10/2016-005 антимонопольным органом определены продуктовые границы товарных рынков: услуга холодного водоснабжения (включая транспортировку воды) с использованием централизованных cистем, систем коммунальной инфраструктуры; услуга водоотведения (включая транспортировку сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
На основании Постановления Администрации городского округа Кинешма от 05.112014 №2727п «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоотведения на территории городского округа Кинешма», которым МУП «Водоканал» г. Кинешмы наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Кинешма и для него установлена зона деятельности в пределах территории г.о. Кинешма (за исключением территории указанной в Приложениях №1, №2, №3 Постановления №2727п от 05.11.2014), антимонопольным органом определены географические границы товарных рынков: границы технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенные на территории г.о. Кинешма.
Антимонопольным органом установлено, что МУП «Водоканал» г. Кинешмы Приказом от 01.04.2015 №589-э включено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры» под номером 37.В.17.
Учитывая изложенное, исходя из положений статьи 3, статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган пришел к выводу о доминирующем положении МУП «Водоканал» на товарных рынках: услуги холодного водоснабжения (включая транспортировку воды) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; услуги водоотведения (включая транспортировку сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма.
В рамках дела №02-10/2016-005 антимонопольным органом также установлено, что на основании распоряжения Правительства РФ № 1089-р от 11.06.2015, которым АО «ГУ ЖКХ» определено единственным поставщиком для нужд Минобороны РФ и подведомственных Минобороны России организаций, 21.09.2015 Министерством обороны РФ и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт № 4-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Минобороны РФ, а также договор № 37/ВКХ о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное пользование от 09.10.2015 (с дополнительным соглашением № 1 от 15.03.2016), которым фактически осуществлено выделение сетей водоснабжения и водоотведения из прочего имущества, закрепленного за Минобороны РФ, с передачей его во временное безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ».
Антимонопольный орган установил, что сети водоотведения и водоснабжения по ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77 и ул. Котовского, д. 2, в/г 1 г. Кинешмы имеют технологическое присоединение к централизованным сетям МУП «Водоканал», посредством указанных сетей обеспечивается водоснабжение и водоотведение объектов Минобороны РФ (потребителей - ФКУ «ОСК ФКО» и ФКУ «Военный комиссариат по Ивановской области»).
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.06.2015 № 28-к/1 для АО «ГУ ЖКХ» с 01.07.2015 по городскому округу Кинешма установлены тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод.
На основании изложенного, Управление пришло к выводу о наличии у АО «ГУ ЖКХ» в лице ОП «Верхневолжское» статуса транзитной организации.
Исходя из содержания переписки АО «ГУ ЖКХ» и МУП «Водоканал (письмо АО «ГУ ЖКХ» от 16.03.2016 № 677/исх/25 о направлении в адрес МУП «Водоканал» г. Кинешмы проектов договоров по транспортировке холодной воды № 37/ТрХВ/02 от 01.01.2016 и сточных вод № 37/ТРСВ/02 от 01.01.2016, письма МУП «Водоканал» от 20.04.2016, от 08.07.2016 № 01-04/2693), Управление признало подтвержденным факт обращения АО «ГУ ЖКХ» ОП «Верхневолжское» в адрес МУП «Водоканал» по вопросу заключения договоров на транспортировку холодной воды и сточных вод.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что поскольку со стороны АО «ГУ ЖКХ» в адрес организации водопроводно-канализационного хозяйства направлялись документы, подтверждающие право владения (пользования) канализационными и водопроводными сетями, а также сведения об уставленных тарифах на транспортировку сточных вод и холодной воды, МУП «Водоканал» обязано было осуществить действия, направленные на заключение рассматриваемых договоров путем подписания направленных в его адрес оферт, либо согласовать на иных условиях. По мнению УФАС, указание МУП «Водоканал» на преждевременное заключение договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод, в связи с наделением АО «ГУ ЖКХ» статусом единственного абонента (письма от 20.04.2016 № 01-4/1677 и от 08.07.2016 № 01-4/2693), свидетельствует об уклонении МУП «Водоканал» от их заключения.
Решением от 29.12.2016 по делу № 02-10/2016-005 Управление признало действия МУП «Водоканал», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарных рынках услуг холодного водоснабжения и водоотведения (включая транспортировку воды и сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма, путем необоснованного уклонения от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», осуществляющей эксплуатацию канализационных сетей и сетей холодного водоснабжения по адресам: <...>, в/г 1 и ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77, посредством которых обеспечивается холодное водоснабжение и водоотведение потребителей МУП «Водоканал» г. Кинешма, что влечет ущемление интересов АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обособленное подразделение «Верхневолжское», нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения 29.12.2016 антимонопольным органом выдано Предписание № 02-10/2016-005 с указанием МУП «Водоканал» на необходимость в срок до «23» января 2017 прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарных рынках: услуг холодного водоснабжения и водоотведения (включая транспортировку воды и сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма, путем необоснованного уклонения от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», осуществляющей эксплуатацию канализационных сетей и сетей холодного водоснабжения по адресам: <...>, в/г 1 и ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77, посредством которых обеспечивается холодное водоснабжение и водоотведение потребителей МУП «Водоканал» г. Кинешма, что влечет ущемление интересов АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обособленное подразделение «Верхневолжское», а именно: предпринять меры к урегулированию с АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обособленное подразделение «Верхневолжское» вопроса по заключению договоров транспортировки холодной воды и сточных вод путем рассмотрения направленных письмом от 16.03.2016 № 677/исх/25 проектов договоров транспортировки холодной воды и сточных вод № 37ТрХВ и №37Тр/СВ/02 от 01.01.2016.
Решение и Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29.12.2016 по делу № 02-10/2016-005 оспорены предприятием в судебном порядке.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3 Закона о естественных монополиях следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Абзацем 5 частью 1 статьи 4 названного Закона услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по централизованным системам, системам коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
МУП «Водоканал» г. Кинешмы Приказом от 01.04.2015 №589-э включено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры», под номером 37.В.17.
На основании изложенного, исходя из положений статьи 3, статьи 4 Закона о естественных монополиях, части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о доминирующем положении МУП «Водоканал» на товарных рынках: услуги холодного водоснабжения (включая транспортировку воды) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; услуги водоотведения (включая транспортировку сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП «Водоканал» г. Кинешмы, расположенных на территории г.о. Кинешма.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон №416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 26 статьи 2 Закона N 416-ФЗ транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Закона № 416-ФЗ в целях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод и иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Закона.
Частью 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 45 Правил №644 установлено, что договоры по транспортировке холодной воды, договоры по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 46 Правил №644 предусмотрено, что заключение организацией
водопроводно-канализационногохозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
Понятие "транзитная организация" изложено в пункте 2 Правил № 644, под которой понимается организация, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Услуга по транспортировке воды (сточных вод) относится к регулируемому виду деятельности и оказывается на основании утвержденного тарифа (ч. 5 ст. 12, ч. 3 ст. 16, пп. «а» п. 1 ч.1, пп.3 п. 2, пп. 2 ч. 7 и 8 ст. 31 Закона №416-ФЗ).
Следовательно, собственники и иные законные владельцы водопроводных и канализационных сетей приобретают статус транзитной (транспортирующей) организации при наличии водопроводных и канализационных сетей, находящихся в эксплуатации организации, посредством которых обеспечивается перемещение воды (сточных вод) для абонентов гарантирующей организации, и установленного тарифа на транспортировку холодной воды (сточных вод).
В рассматриваемом случае собственником водопроводных и канализационных сетей по ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77 и ул. Котовского, д. 2, в/г 1 г. Кинешмы является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что порядок регулирования водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ № 1089-р от 11.06.2015 АО «ГУ ЖКХ» определено единственным поставщиком для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций, во исполнение которого 21.09.2015 Министерством обороны РФ и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт № 4-ВКХ.
Между Министерством обороны и АО «ГУ ЖКХ» в лице обособленного подразделения «Верхневолжское» заключен договор № 37/ВКХ от 09.10.2015 (с дополнительным соглашением № 1 от 15.03.2016) о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование. Согласно Акту приема-передачи от 09.10.2015 № 1, являющемуся приложением № 1 к договору от 09.10.2015 № 37/ВКХ, в безвозмездное пользование ОП «Верхневолжское» АО «ГУ ЖКХ» переданы канализационные и водопроводные сети по адресам: <...>, в/г 1 и ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.06.2015 № 28-к/1 для АО «ГУ ЖКХ» с 01.07.2015 по городскому округу
Кинешма установлены тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у АО «ГУ ЖКХ» в лице ОП «Верхневолжское» статуса транзитной организации
Из материалов дела следует и МУП «Водоканал» не отрицается, что сети водоотведения и водоснабжения по ул. Советская, д. 29, ОВК, в/г 77 и ул. Котовского, д. 2, в/г 1 г. Кинешмы имеют технологическое присоединение к централизованным сетям МУП «Водоканал».
Доводы МУП «Водоканал» о том, что перемещение воды (сточных вод) по водопроводным (канализационным) сетям абонента – Минобороны РФ, осуществляемое для этого же абонента, не является транспортировкой воды (сточных вод), а пользователь данных сетей (ОП «Верхневолжское») не является транзитной организацией, суд считает несостоятельными
Распоряжением № 1089-р Правительство Российской Федерации установило договорно-правовую схему регулирования отношений водоснабжения и водоотведения по объектам, принадлежащим Министерству обороны РФ, определив единственной организацией, оказывающей соответствующие услуги Министерству обороны РФ, АО «ГУ ЖКХ», которому переданы объекты водоснабжения и водоотведения и соответствующие сети. При заключении договора безвозмездного пользования фактически состоялось выделение сетей водоснабжения из прочего имущества Министерства обороны РФ и передача его в пользование акционерному обществу.
В материалы дела представлены государственный контракт № 770 на холодное водоснабжение и водоотведение по военному городку № 1, в/ч 03333, <...>, скрепленный подписями и печатями МУП «Водоканал» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», а также акты и счета, выставленные в адрес последнего (счет-фактура № 0007312 от 21.10.201, № 00008046 от 31.10.2016, № 00008813 от 30.11.2016). В отношении объекта по адресу <...>, между МУП «Водоканал» и ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» заключены государственный контракт № 91 холодного водоснабжения и водоотведения от 30.03.2016, и с 01.09.2016 государственный контракт № 91/1 от 16.09.2016, выставлялись счета–фактуры и акты выполненных работ за период с января по ноябрь 2016.
Исходя из положений пункта 2.3 Государственного контракта № 4-ВКХ, дополнительного соглашение № 3 к государственному контракту от 21.09.2015 № 4-ВКХ и приложений № 2 и 4 к нему, из точек поставки услуг водоснабжения и водоотведения ВГ № 77, ОВК, <...> Котовского, д. 2, исключены.
Таким образом, АО «ГУ ЖКХ» не является конечным потребителем услуг холодного водоснабжения и водоотведения, равно как и Минобороны России не является лицом, эксплуатирующим водопроводную сеть, что следует из договора безвозмездного пользования.
Ведомственное подчинение собственнику имущества – Министерству обороны РФ хозяйствующих субъектов, владеющих объектами, имеющими водопотребляющие установки (ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», ФКУ «Военный комиссариат»), и хозяйствующего субъекта, владеющего сетями (АО «ГУ ЖКХ»), не исключает отношения по транспортировке между акционерным обществом и гарантирующей организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Поскольку МУП «Водоканал» является гарантирующей организацией, а АО «ГУ ЖКХ», выступало в качестве организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на основании договора № 37/ВКХ о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное пользование от 09.10.2015, которые технологически присоединены к сетям МУП «Водоканал» и с использованием которых осуществляется водоснабжение объектов Минобороны России (потребителей - ФКУ «ОСК ФКО» и ФКУ «Военный комиссариат по Ивановской области»), а также при наличии установленного тарифа на транспортировку сточных вод и холодной воды, АО «ГУ ЖКХ» правомерно направило в адрес МУП «Водоканал» г. Кинешмы проекты договоров по транспортировке холодной воды № 37/ТрХВ/02 от 01.01.2016 и сточных вод № 37/ТРСВ/02 от 01.01.2016.
МУП «Водоканал» было обязано заключить договор с АО «ГУ ЖКХ» как организацией, эксплуатирующей данные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в силу прямого указания Правил № 644. Письма МУП «Водоканал» от 20.04.2016 № 01-4/1677 и от 08.07.2016 № 01-4/2693 свидетельствуют об уклонении предприятия от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с АО «ГУ ЖКХ», что противоречит положениям норм в сфере водоснабжения и водоотведения.
Факт не включения затрат по транспортировке холодной воды и сточных вод по военному городку № 77 по ул. Советской, д. 29 и военному городку №1 по ул. Котовского, д. 2 в тарифы на холодную воду и водоотведение, установленные Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области для МУП «Водоканал» на 2016 год, не препятствовал заключению рассматриваемых договоров.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Таким образом, для гарантирующей организации предусмотрена возможность компенсации расходов при установлении тарифа на следующий период регулирования при предоставлении подтверждающих документов.
Приведенные в судебном заседании доводы заявителя о принятии Министерством обороны РФ решение о создании федерального государственного учреждения Минобороны России и передаче ему с 01.04.2017 функций АО «ГУ ЖКХ» в отношении объектов Министерства обороны РФ суд отклоняет, так как на момент совершения предприятием действий по необоснованному уклонению от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», равно как и на дату принятия УФАС оспариваемых Решения и Предписания, соответствующие обстоятельства отсутствовали.
Поскольку при принятии заявления к производству предприятию была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, она подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета в сумме 3000 руб.
Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
1. Отказать Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» в удовлетворении требований о признании незаконными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29.12.2016 по делу № 02-10/2016-005.
2. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» в пользу федерального бюджета 3000 руб. государственно пошлины.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Калиничева М.С.