АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново
15 июля 2014 года
Дело №А17-1703/2011
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-Лидер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Ивановской области (далее – заявитель, УГАДН по Ивановской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общество с ограниченной ответственностью «Экспресс-Лидер» (далее – ООО «Экспресс-Лидер», Общество) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований УГАДН по Ивановской области указало на выявленный по результатам проверки факт нарушения ООО «Экспресс-Лидер», осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, лицензионных требований и условий. На основании Протокола об административном правонарушении от 14.05.2014 года № 003680 и приложенных к нему материалов административного дела заявитель просит привлечь Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В отзыве, представленном в материалы дела, Общество указало, что с вменяемыми нарушениями условий лицензирования согласно.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.
ООО «Экспресс-Лидер» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, свидетельство серия 37 № 001293477. Для осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом Обществом оформлена лицензия вида АСС-37 № 414711.
УГАДН по Ивановской области в период с 12 мая 2014 года по 14 мая 2014 года на основании Распоряжения (приказа) от 30.04.2014 года № ВН-ТК/211, была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО «Экспресс-Лидер» лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров. По результатам проверки было выявлены следующие нарушения лицензионных требований:
- в нарушение подп. «з» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года N 280 (далее Положение № 280), ч.1 ст.20, ст. 23 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ), Обществом допущен к работе водитель, не прошедший своевременно медицинское освидетельствование;
- в нарушение подп. «з» пункта 4 Положения № 280, ст.20 Закона № 196-ФЗ, пункта 4,7 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 года № 15 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Обществом не соблюдается режим труда и отдыха водителей;
- в нарушение подп. «з» пункта 4 Положения № 280, ст.20 Закона № 196-ФЗ, пунктов 3.2, 3.3., 3.4, 3.6 «Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденное Минавтотрансом РСФСР от 20.01.1986 года РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, Общество не организовало проведение стажировки водителей при приеме на работу.
По данному факту инспектором составлен акт проверки № 215 от 14.05.2014 года.
На основании акта проверки и иных имеющихся у лицензирующего органа документов, должностным лицом УГАДН по Ивановской области в присутствии директора Общества ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2014 года № 003680.
На основании протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела Управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании.
В силу подп. «б» пункта 4 Положения № 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.
В соответствии с подп. «з» пункта 4 Положения № 280 к лицензионным требованиям относится, в том числе соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Часть 1 статьи 20 Федерального Закона № 196-ФЗ устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров.
В силу ч.ч. 1, 2 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно пункту 12 Приказа Минтранса России № 7 от 15.01.2014 года «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н "О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970).
В нарушение указанных требований ООО «Экспресс-Лидер» не обеспечено своевременное прохождение водителем, состоящего с Обществом в трудовых отношениях и допущенного к перевозке пассажиров, медицинского освидетельствования.
Из представленных в материалы дела путевых листов следует, что 27,28 апреля 2014 года водителем Общества ФИО2 осуществлялась перевозка пассажиров, в то время как срок действия медицинской справки указанного водителя о прохождении медицинского освидетельствования 010479 истек 03.03.2014 года. Действующая медицинская справка на момент проверки у водителя отсутствовала.
Согласно части 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В силу пункта 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 года № 15 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно пункту 7 данного Приказа нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Как установлено в ходе проверки, в период с 28.04.2014 года по 04.05.2014 года водитель ФИО3 отработал на линии по перевозке пассажиров по маршруту № 8 за неделю более 60 часов. При этом еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42-х часов водителю ФИО3 предоставлен не был. Указанные факты свидетельствуют о нарушении со стороны Общества установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны также создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
В силу пунктов 3.2, 3.3., 3.4, 3.6 «Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденный Минавтотрансом РСФСР от 20.01.1986 года РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен. Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать. Стажирование должно осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования.
В нарушение вышеназванных норм, 07.05.2014 года к самостоятельной перевозке пассажиров на автобусе Богдан А 09204 г.н. МС 190 37 по городскому маршруту № 7 был допущен водитель ФИО4, принятый на работу 07.05.2014 года ООО «Экспресс-Лидер», без стажировки.
Факты выявленных нарушений подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 003680 от 14.05.2014 г., актом проверки от 14.05.2014 года № 215 и иными материалами дела.
Директор ООО «Экспресс-Лидер» ФИО1 при проведении проверки, факты, изложенные в акте проверки № 215 от 14.05.2014 года, а также в протоколе об административном правонарушении № 003680 от 14.05.2014 года не отрицал, подписав их без возражений. В отзыве, представленном в материалы дела, совершение вменяемых нарушений условий лицензирования Обществом не отрицается.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанные нарушения условий осуществления лицензируемой деятельности образуют объективную сторону предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение данного административного правонарушения, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.
Таким образом, действия (бездействие) Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что является основанием для привлечения его к административной ответственности.
Оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.
Назначая наказание, суд принимает во внимание тяжесть допущенного нарушения и его последствия, степень вины привлекаемого к ответственности лица, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем считает возможным определить размер административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - 30 000 руб.
Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Требование Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области удовлетворить.
2. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Экспресс-Лидер» (юридический адрес: <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 03.02.2011 года МИФНС России № 6 по Ивановской области, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., который должен быть перечислен по следующим реквизитам:
УФК по Ивановской обл. (УГАДН по Ивановской области)
ИНН <***> КПП: 370201001
Код ОКТМО: 24701000
Счет получателя: 40101810700000010001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской обл. г. Иваново
БИК банка: 042406001
Код бюджетной классификации: 10611690040046000140
Наименование платежа: штраф по решению суда.
3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Калиничева М.С.