АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
153002, г. Иваново, ул.Б.Хмельницкого, 59 «б»
http://ivanovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново Дело №А-17-2195/2009
02 июня 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2009 года. Полный текст решения изготовлен 02 июня 2009 года.
Судья Арбитражного суда Ивановской области Тимошкин К.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Меньшиковой Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества «Верхне-Волжская Инвестиционно-строительная компания»
к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области
об оспаривании Постановления о назначении административного наказания № 2-2-П/09 от 22.04.2009 года,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности № 03/404 от 10.04.2009 г.,
от административного органа – ФИО2 по доверенности от 25.05.2009 г.,
установил:
Закрытое акционерное общество «Верхне-Волжская Инвестиционно-строительная компания» (далее ЗАО «Верхне-Волжская ИСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (далее Департамент, административный орган) о назначении административного наказания № 2-2-П/09 от 22.04.2009 года, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
ЗАО «Верхне-Волжская ИСК» считает оспариваемое Постановление незаконным по следующим основаниям. Не оспаривая факт правонарушения, заявитель полагает, что административный орган допустил процессуальные нарушения в части сроков составления и отправки протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, чем нарушены п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, статьи 28.5, 28.7 КоАП РФ. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указаны недостоверные сведения относительно адреса местонахождения лица привлекаемого к административной ответственности. Заявитель в судебном заседании пояснил, что Департаментом пропущен 2-х месячный срок для привлечения лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ. Также Общество считает, что административный орган необоснованно не применил ст. 2.9 КоАП РФ и не освободил Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.
Представитель Департамента с требованиями Общества не согласился по основаниям изложенным в отзыве и пояснениях к заявлению. По мнению Департамента, требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку материалами дела об административном правонарушении доказан факт неисполнения предписания Департамента строительства и архитектуры ивановской области № 12-ПК/08 от 27.11.2008 года. Возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ, по мнению административного органа отсутствует.
В судебном заседании, в порядке ст. 163 АПК РФ, дважды был объявлен перерыв.
Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
27.11.2008 года Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области проведена камеральная проверка, поступившей отчетности застройщиков за 3 квартал 2008 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. По итогам проверки в отношении Общества вынесено предписание № 12-ПК/08 от 27.11.2008 года об устранении в срок до 22.12.2008 года выявленных нарушений законодательства РФ об участии в долевом строительстве.
Согласно предписания, ЗАО «Верхне-Волжская ИСК» предписывалось представить исправленную и дополненную отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2008 года, содержащую:
- бухгалтерскую отчетность застройщика за 3 квартал 2008 года составленную в соответствии с действующим законодательством РФ (бухгалтерский баланс на 30.09.2008 года – форма № 1 по ОКУД, отчет о прибылях и убытках за период с 01.01 по 30.09.2008 года – форма № 2 по ОКУД);
- справку о прочих расходах ЗАО «Верхне-Волжская ИСК» при использовании привлеченных денежных средств участников долевого строительства, с указанием направления расходования указанных денежных средств и ссылкой на проектную документацию, предусматривающую это направление расходования.
Непредставление указанных выше документов является нарушением требований пунктов 2, 9 правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ 27.10.2005 года № 645.
Данное предписание, с информацией о необходимости прибытия в Департамент, в случае неисполнения предписания, для составления протокола по делу об административном правонарушении 23.12.2008 года в 11.00 часов по ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ было направлено по юридическому адресу Общества <...>.
В связи с неявкой лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола 23.12.2008 года Департаментом был составлен протокол об административном правонарушении № 6П-08 от 23.12.2008 года.
На основании протокола об административном правонарушении № 6П-08 от 23.12.2008 г. и других материалов административного дела, Департамент вынес в отношении ЗАО «Верхне-Волжская ИСК» Постановление о назначении административного наказания № 2-2-П/09 от 22.04.2009 г. Указанным Постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
В соответствии с ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте строительства и архитектуры Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 06.04.2006 года № 58-п установлено, что Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным в проведении единой государственной политики в сферах строительства, градостроительства, архитектуры, архитектурно-строительного проектирования, государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на территории Ивановской области и осуществляющим межотраслевое управление и координацию взаимодействия центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Ивановской области, государственных органов Ивановской области, государственных учреждений Ивановской области, государственных унитарных предприятий Ивановской области в указанных сферах, функциональное регулирование в указанных сферах. В соответствии с п. 2.7. Положения задачами департамента являются в том числе и осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ивановской области.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 23 Закона застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренную Правилами, в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе направлять застройщикам предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Согласно п. 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, установленных Постановлением Правительства РФ № 645 от 27.10.2005 года, установлено, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» указано, что бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.
В соответствии с пунктом 9 Правил, форма, предусмотренная приложением № 3 к настоящим Правилам, содержит обобщенную информацию по всем объектам недвижимости.
При наличии прочих расходов представляется справка с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию, предусматривающую это направление расходования денежных средств.
Таким образом, непредставление указанных выше документов вместе с отчетностью за 3 квартал 2008 года, свидетельствует о законности вынесенного Департаментом предписания № 12-ПК/08. Невыполнение данного предписания в срок до 22.12.2008 года, свидетельствует о нарушении законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а следовательно влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4. ст. 19.5 КоАП РФ. Факт нарушения сроков исполнения вынесенного предписания № 12-ПК/08 от 27.11.2008 года подтверждается штампом Департамента строительства и архитектуры Ивановской области от 26.12.2009 года проставленным на представленной Обществом отчетности, протоколом по делу об административном правонарушении, другими материалами административного дела и не оспаривается Обществом.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При таком рассмотрении вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов, характеризующихся дезорганизацией деятельности юридического лица, непринятием мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП о совершении административного правонарушения составляется протокол. Перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрен в части 2 названной статьи. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 данной статьи). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 названной статьи).
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Исходя из положений КоАП РФ следует, что само по себе нарушение срока составления протокола и направления его лицу привлекаемого к административной ответственности не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и протокол составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Учитывая то обстоятельство, что вынесенное предписание принято в связи с полномочиями Департамента предоставленными ему в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и связаны с нарушением Обществом пунктов 2,9 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, т.е. нарушение законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В связи с чем, довод Общества, о нарушении 2-х месячного срока для привлечения к административной ответственности является необоснованным.
Согласно материалов административного дела, а именно выписки из ЕГРЮЛ, судом установлено, что до 15.12.2008 года юридическим адресом ЗАО «Верхне-Волжская ИСК» являлся <...>. С 15.12.2008 года юридическим адресом является <...>. Департамент строительства и архитектуры Ивановской области письмом от 27.11.2008 года, полученным Обществом 09.12.2008 года, направило в адрес Общества копию предписания № 12-ПК/08 в котором в том, числе уведомило Общество по действующему в тот периоду адресу о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В связи с чем, суд считает обоснованным составление протокола по делу об административном правонарушении без участия представителя Общества. Указание в протоколе об административном правонарушении адреса лица который был на дату совершения правонарушения и дату уведомления о времени и месте составления протокола не влечет его недействительность и не нарушает прав лица привлекаемого к административной ответственности.
24.12.2008 года Департамент направил в адрес Общества копию протокола об административном правонарушении, а также известил о дате и времени рассмотрения дела на 10.02.2009 года.
03.02.2009 года Департаментом на имя начальника ОСП Ивановский Почтамт УФПС Ивановской области направлено письмо (исх. № 8/3928) о предоставлении информации о дате и лице, получившем заказное письмо от 10.02.2009 года, которые предоставлены только 09.04.2009 года.
26.02.2009 года, в связи с подачей Обществом дополнительных документов к отчетности за 3 квартал 2008 года (вход. № 2295) Департаменту стало известно, о смене юридического адреса Общества, в связи с чем по новому адресу Общества было направлено письмо с указанием даты, времени и места рассмотрения дела, а также направлены копия протокола по делу об административном правонарушении.
Определением 9-ОП/09 от 15.04.2009 года рассмотрение дела было отложено на 22.04.2009 года. Данное определение было получено представителем Общества 15.04.2009 года, о чем имеется в материалах дела соответствующая расписка. Таким образом, нарушение сроков рассмотрения дела, связанного с объективными причинами, в частности для извещения лица о времени и месте рассмотрения дела не свидетельствует о незаконности принятого постановления.
Однако, суд рассмотрев в совокупности все обстоятельства совершения данного правонарушения, изучив материалы административного дела, считает деяние совершенноеЗАО «Верхне-Волжская ИСК»малозначительным по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как установлено материалами административного дела ЗАО «Верхне-Волжская ИСК» в период вынесения предписания 27.11.2008 года и установления срока для его исполнения находилось в стадии изменения юридического адреса Общества с <...>, на <...>. Смена местонахождения Общества произошла 15.12.2008 года, что подтверждается свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации. Также судом принимается во внимание тот факт, что на дату рассмотрения дела 22.04.2009 года Обществом были предоставлены в Департамент все необходимые документы, подтверждающие исполнение Обществом предписания Департамента строительства и архитектуры Ивановской области. Кроме того, данное правонарушение совершенно Обществом впервые.
На основании вышеизложенного, суд оценив представленные в дело доказательства в совокупности и принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, учитывая степень вины Общества в совершенном деянии пришел к выводу, что правонарушение, совершенное Обществом, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем считает данное деяние малозначительным.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В связи с изложенными обстоятельствами данного конкретного дела, суд считает, что совершенное деяние малозначительным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями, 167-170, 208, 210, 211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования Закрытого акционерного общества «Верхне-Волжская Инвестиционно-строительная компания» удовлетворить.
2. Признать Постановление Департамента строительства и архитектуры Ивановской области о назначении административного наказания № 2-2-П/09 от 22.04.2009 года незаконным и отменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, в связи с признанием деяния совершенного «Верхне-Волжская Инвестиционно-строительная компания» малозначительным.
3. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного деяния, объявить Закрытому акционерному обществу «Верхне-Волжская Инвестиционно-строительная компания» устное замечание.
4. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 211 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).
Судья К.А. Тимошкин