ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2237/16 от 03.06.2016 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

08 июня 2016 года

Дело №А17-2237/2016

Резолютивная часть решения объявлена  03 июня 2016 года, полный текст решения изготовлен 08 июня 2016 года.

  Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М., при ведении протокола судебного заседания  секретарем Татешвили В.З., рассмотрев в судебном заседании  заявления

           Общества с ограниченной ответственностью ООО «Управление активами» (ИНН 3702115791, ОГРН 1153702017457) о признании незаконными решения Инспекции ФНС России по г. Иваново от 19.02.2016г. № 4818 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств,   решения Инспекции ФНС России по г. Иваново от 15.02.2016г. № 4605 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, решения Инспекции ФНС России по г. Иваново от 19.02.2016г. № 4816 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств  при участии в судебном заседании:

 от заявителя:    Гришин  по доверенности от 09.03.2016 года,  

от ИФНС:  Егорычева по доверенности от 11.01.2016 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управление активами» (далее по тексту – Общество, заявитель, ООО «Управление активами») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области  с заявлением   о признании  незаконным решения Инспекции ФНС России по г. Иваново (далее по тексту-налоговый орган, ИФНС) от 19.02.2016г. № 4818 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств. Заявление мотивировано тем, что заявитель в силу действующего законодательства является универсальным  правопреемником в результате реорганизации АО «Управление активами». До реорганизации АО «Управление активами» применяло упрощенную систему налогообложения(далее по тексту –УСН),   после реорганизации ООО «Управление активами» продолжило применение УСН, что подтверждается, в том числе уплатой авансового платежа по налогу, применяемому при УСН (согласно платежного поручения № 128 от 27.10.2015 г.). Налоговую отчетность по НДС и налогу на прибыль ООО «Управление активами» не сдавало.

Налоговый орган, посчитав, что ООО «Управление активами» не имело права на применение УСН и было обязано исполнять обязанности налогоплательщика, находящегося на общей системе налогообложения, в связи с непредоставлением ООО «Управление активами» налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 года, вынес решение № 4818 от 19.02.2016 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее - решение, обжалуемое решение), которым были ограничены права налогоплательщика по распоряжению денежными средствами.

Указывая на незаконность оспариваемого решения, заявитель ссылается на следующее.  Вопрос о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организации в случае ее создания в результате реорганизации, а не учреждения вновь, путем преобразования Налоговым кодексом Российской Федерации( далее по тексту НК РФ, Кодекс) не регламентирован. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствие с п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее, ГК РФ) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

В соответствие с п. 2 и п. 9 ст. 50  НК РФ правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ для налогоплательщиков-правопредшественников.

К вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения .

При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. В связи с чем, у правопреемника организации, применяемой УСН, не возникает обязанности по подаче деклараций по налогам, применяемым на общей системе налогообложения.  

          Указывает, что  налоговый орган, располагая сведениями о намерении общества продолжать применять упрощенную систему налогообложения, учитывая поступивший от общества авансовый платеж в счет уплаты единого налога по упрощенной системы налогообложения, не уведомил налогоплательщика о наличии у него переплаты по единому налогу, а также иным образом не воспрепятствовал обществу в применении им упрощенной системы налогообложения и не известил его о предполагаемой неправомерности действий. Таким образом, инспекция, как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, будучи осведомленной о реорганизации предприятия, о намерении общества и фактическом применении им УСН по сути одобрила названые действия общества. При указанных обстоятельствах, неподача обществом после его регистрации письменного заявления о намерении уплачивать единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в данном случае не может служить основанием для запрета применения упрощенной системы налогообложения. Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении.

           Определением арбитражного суда заявление общества принято к производству, возбуждено производство по делу А17-2237/2016.

           Общество с ограниченной ответственностью «Управление активами»   обратилось в Арбитражный суд Ивановской области   с заявлением   о признании  незаконными решения Инспекции ФНС России по г.Иваново от 19.02.2016г. № 4816 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств. Мотивами для обращения в суд послужили обстоятельства указанные выше. Оспаривается решения налогового органа принятое в связи с не предоставлением ООО «Управление активами» налоговой декларации по НДС  за 4 квартал 2015 года.

           Определением арбитражного суда заявление общества принято к производству, возбуждено производство по делу А17-2233/2016.

           Общество с ограниченной ответственностью «Управление активами»   обратилось в Арбитражный суд Ивановской области   с заявлением   о признании  незаконными решения Инспекции ФНС России по г.Иваново от 15.02.2016г. № 4605 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств. Мотивами для обращения в суд послужили обстоятельства указанные выше. Оспаривается решения налогового органа принятое в связи с непредоставлением ООО «Управление активами» налоговой декларации по  налогу на прибыль  за 9 месяцев 2015 года.

          Определением арбитражного суда заявление общества принято к производству, возбуждено производство по делу А17-2231/2016.

          Определением арбитражного суда от 30.05.2016 года дела №№ А17-2237/2016, А17-2231/2016, А17-2233/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, присвоен объединенному делу №А17-2237/2016(л.д.90-91 т.1).

   В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам заявления, а также дополнения к заявлению. Дополнительно указав, что имеет место  неопределенность в законе понятий «создание», «реорганизация», «преобразование» юридических лиц.

 В ряде случаев в законе специально применяется категория «вновь созданная организация» (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). При этом по тексту и смыслу указанного положения закона понятие «вновь созданная организация» синонимично указанному в том же п. 2 ст. 346.13 НК РФ понятию «вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель», что предполагает их первичную регистрацию, а не реорганизацию, поскольку реорганизация (в том числе в форме преобразования) для индивидуальных предпринимателей не предусмотрена. Схожесть указанных формулировок с использованием в них категории «вновь» подчеркивает волеизъявление законодателя на определение в п. 2 ст. 346.13 НК РФ критерия первичной регистрации хозяйствующих субъектов.

Указанная инспекцией категория «новое юридическое лицо» не идентична понятию «вновь созданное юридическое лицо», указанному в п. 2 ст. 346.13 НК РФ, доказательств иного инспекцией не представлено. Новое юридическое лицо может быть создано как в результате учреждения, так и в результате реорганизации. Применение в п. 2 ст. 346.13 НК РФ специальной формулировки обусловлено интенцией законодателя определить субъектный состав регулируемых отношений исключительно организациями, созданными (учрежденными) согласно ст. 50.1 ГКРФ.

      Указанный вывод подтверждается следующими обстоятельствами: системное толкование термина «создание» юридического лица предполагает два вида указанной процедуры: создание путем учреждения,   создание путем реорганизации. Таким образом, термин «создание юридического лица» может быть использован в двух значениях. Для разграничения видов создания юридического лица законодатель использует приемы юридической техники. В частности в п. 2 ст. 346.13 НК РФ указанный термин модернизируется добавлением наречия «вновь», которое применяется для определения субъектного состава лиц, указанных в п. 2 ст. 346.13 НК РФ, исключительно юридическими лицами, созданными (учрежденными) согласно ст. 50.1 ГК РФ. Использования уточняющего наречия «вновь» не применимо к организациям, создаваемым путем реорганизации, являющимся правопреемниками организаций, ранее осуществляющих предпринимательскую деятельность. В подтверждение данного обстоятельства свидетельствует также аналогичное по смыслу использование термина «вновь» в ст. 8 ФЗ «Об акционерных обществах»: «Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица...».

Таким образом, субъектный состав, определенный в п. 2ст. 246.13 НК РФ не включает в себя организации, созданные в результате реорганизации, следовательно, на такие организации не возлагаются обязанности по подаче уведомления о переходе на УСН в порядке и сроки, установленные п. 2 ст. 346.13 НК РФ и на указанные организации не распространяется действие пп. 19. п. 3 ст. 346.12 НК РФ.(л.д.80-81,87т.1).

          Представитель налогового органа в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по мотивам представленного отзыва.(л.д.60-62 т.1).

Пояснил, что в нарушение п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ ООО «Управление активами»  не соблюло порядок обжалования указанного решения Инспекции, не обжаловав оспариваемые решения в Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области, направило заявления в суд.

 Указал, что согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ  переход на упрощенную систему налогообложения (УСН) или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26. 2 НК РФ.В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса вновь созданная организаций вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае, организация признается налогоплательщиком, применяющим УСН, с даты постановки ее на учет в налоговом органе.

 Со ссылками на положения  Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной реорганизации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»   указал, что организация, реорганизованная путем преобразования акционерного общества (АО «Управление активами») в общество с ограниченной ответственностью (ООО «Управление активами») и до реорганизации применявшая упрощенную систему налогообложения (УСН), должна осуществить переход с общего режима на специальный режим налогообложения (УСН) - в порядке, установленном пунктом 2 ст. 346.13 Кодекса (и согласно письма Министерств финансов РФ от 24.02.2014г. № 03-11-06/2/7608) - как для вновь созданной организации, при условии соблюдения пункта 3 ст. 246.12 Кодекса - направить в 30-ти дневный срок с даты постановки на учет -уведомление о переходе на УСН.

Решением Инспекции от 18.08.2015г. № 8760А (на основании решения акционера АО «Управление активами» о реорганизации в форме преобразования в «ООО») произведена государственная регистрация ООО «Управление активами» и Общество 18.08.2015г. постановлено на учет. Кроме того, изменилось ИНН вновь созданной организации. Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 18.08.2015г. - ИНН реорганизованного АО «Управление активами»: 3702567283, тогда как ИНН вновь созданной организации - ООО «Управление активами» - иное : 3702115791.

Таким образом, ООО «Управление активами» обязано было в срок до 18 сентября 2015г. направить в Инспекцию уведомление о переходе на УСН. Однако уведомление не было направлено.

Следовательно, ООО «Управление активами» должно применять общую систему налогообложения, в связи с чем  непредоставление  в срок налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль в соответствии с  пунктом 3 ст. 76 НК РФ повлекло   за собой решения  налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Более подробно позиция изложена в отзыве(л.д.60-63 т.1).

           Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

         Как следует из материалов дела ЗАО «РОСКО - управление недвижимостью» на основании решения единственного акционера от 03 марта 2014 г. переименовано в ЗАО «Управление активами» (лист записи ЕГРЮЛ от 19.03.2014 г.л.д.20-21 т.1)

          На основании решения единственного акционера от 03 февраля 2015 г. было изменено фирменное наименование общества с ЗАО «Управление активами» на АО «Управление активами», что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ от 16 февраля 2015 г.(л.д.22-23.1).

На основании решения единственного акционера АО «Управление активами» от 06 августа 2015 г. общество было реорганизовано путем преобразования в ООО «Управление активами» (лист записи ЕГРЮЛ от 18 августа 2015 г., свидетельство о государственной регистрации от  18.08.2015г., устав л.д.24-38 т.1). 

 Правопредшественник ООО «Управление активами» - ЗАО «РОСКО-управление недвижимостью» применял упрощенную систему налогообложения, что подтверждается, уведомлением от 21.10.2008 года №13964(л.д. 19 т.1).

 После реорганизации ООО «Управление активами», полагая себя универсальным правопреемником, продолжило применение УСН, что подтверждается, уплатой авансового платежа по налогу, применяемому при УСН (согласно платежного поручения № 128 от 27.10.2015 г.)(л.д.44т.1), представило налоговую отчетность по УСН( л.д.92-98 т.1). Налоговую отчетность по НДС и налогу на прибыль ООО «Управление активами» не сдавало.

           Решением от 15.02.2016 г. №4605 налоговый орган приостановил  операции общества по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств связи с не предоставлением ООО «Управление активами» налоговой декларации по НДС  за 4 квартал 2015 года сроком представления 25.01.2016 года (л.д.114 т.1).

           Решением от 19.02.2016 г. №4818 налоговый орган приостановил  операции общества по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств связи с не предоставлением ООО «Управление активами» налоговой декларации по НДС  за 3 квартал 2015 года сроком представления 26.10.2015 года (л.д.18 т.1).

  Решением от 19.02.2016 г. №4816 налоговый орган приостановил  операции общества по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в связи с не предоставлением ООО «Управление активами» налоговой декларации по налогу на прибыль   за 9 месяцев 2015 года сроком представления 28.10.2015 года (л.д.34 т.2).

          Указанные решения были обжалованы в Управление ФНС России по Ивановской области, оставлены в силе(л.д.82-86 т.1,9-13 т.2,94-98 т.2), таким образом досудебный порядок на момент вынесения решения соблюден .

           Полагая указанные выше решения налогового органа незаконными, Общество оспорило их в суде.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ (далее, АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57  ГК РФ  реорганизация юридического лица возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

           Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации  (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

          В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

           Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме  преобразования возникает новое юридическое лицо.

 Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.01.2015 № 200-О, с учетом положений статьи 57 Конституции Российской Федерации разъяснил, что в пункте 1 статьи 50 НК РФ федеральный законодатель предусмотрел, что при реорганизации юридического лица обязанность по уплате налогов исполняется его правопреемником (правопреемниками). Такое правовое регулирование установлено с учетом возникающего в процессе реорганизации перехода обособленного имущества организации-правопредшественника, которым она должна отвечать по своим обязательствам, к организации-правопреемнику, что позволяет эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога. Иные вопросы, связанные с осуществлением отдельных мероприятий налогового контроля, указанное законоположение не регулирует.

Таким образом, согласно пункту 9 статьи 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица признается вновь возникшее юридическое лицо лишь в части исполнения обязанностей по уплате налогов прекратившего свою деятельность юридического лица.

   В соответствии со ст. 346.11  НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 названного Кодекса.

   Исходя из п. 1 ст. 346.12 НК РФ  налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.

  Пунктом 2 ст. 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.

  В этом случае указанная система применяется в текущем календарном году с момента создания организации.

         С учетом вышеизложенного, доводы Общества о применении  пунктов 2 и 9 статьи 50 НК РФ в части универсального правопреемства, в том числе и в отношении прав реорганизованного юридического лица на использование УСН, представляются суду ошибочными.

          Выбор режима налогообложения является правом вновь созданного юридического лица.  В связи с чем, вновь созданная организация – ООО «Управление активами» вправе применять УСН только при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, то есть путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

           Подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ установлено, что организации, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять указанный режим налогообложения.

          По мнению суда, уплата Обществом налога по УСН за 2015 год и представление соответствующей декларации в 2016 года  не свидетельствует о том, что заявитель имеет право на применение УСН.

          Таким образом, поскольку заявление о переходе на УСН Общество при его создании в 2015 году не подавало, Инспекцией верно сделан вывод  об отсутствии у общества права применять указанный режим налогообложения в 2015 году и соответствующий вывод о наличие обязанности применять общеустановленную систему налогообложения, представлять соответствующую отчетность.

           В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

           В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такойдекларации в течение трех лет со дня истечения срока, установленного данным подпунктом.

            В рассматриваемом случае решения о приостановлении операций по счетам были приняты в связи с непредставлением налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2015 года, за 9 месяцев 2015 года по налогу на прибыль.

            Факт не предоставления деклараций за указанные выше периоды по НДС, прибыли Обществом не отрицался.

           То обстоятельство, что Обществом 20.02.2016 года направлено в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, по мнению суда, не влияют на оценку законности принятых ранее налоговым органом решений(л.д.99-100 т.1).

           В этой связи у суда не имеется оснований для признания оспариваемых решений налогового органа незаконными.

Руководствуясь статьями   167, 168, 169, 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Управление активами»   отказать.  

           2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
           3. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

    4.Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

  Судья                                                     Никифорова Г.М.