ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2355/11 от 06.07.2011 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б.Хмельницкого, 59 «б»

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело №А17-2355/2011

08 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2011 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савельевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «Жемчужина»

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в заседании:

от заявителя – Соловьева И.Г. по доверенности от 11.01.2011 г., Заботлина В.Г. по доверенности от 27.06.2011 г.;

от Общества – Федотов В.В. – руководитель, паспорт 2410 №548706, выдан ОУФМС России по Ивановской области во Фрунзенском районе г. Иваново 12.03.2011 г.;

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее административный орган, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Жемчужина» (далее Общество, ООО «Жемчужина») к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В обоснование данного требования заявителем представлен Протокол об административном правонарушении №19-2 от 24.05.2011 года и материалы административного дела, составленные по факту осуществления ООО «Жемчужина» геодезической деятельности с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Представитель ООО «Жемчужина» в судебном заседании пояснил, что с заявленными требованиями не согласен. Все необходимые сведения о пунктах полигонометрии Общество получало законным путем в территориальных отделах Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области в виде технических условий, выписок из каталога координат и архивной выписки безвозмездно. ООО «Жемчужина» неоднократно проверялось Московским окружным Управлением геодезии и картографии на предмет соблюдения земельного законодательства и законодательства в области геодезии и картографии, но нарушений выявлено не было.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

ООО «Жемчужина» зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой Администрации г. Иваново 25.04.2001 г., ОГРН 1023700535363. Общество имеет лицензию на осуществление геодезической деятельности №МОГ-04154Г от 25.01.2007 г.

18.05.2011 г. из ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области в Управление Росреестра поступила копия межевого плана земельного участка, кадастровый номер 37:24:010147:41 (регистрационный номер 3724/101/11-862), расположенного по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. 10 Августа, д. 113. Согласно представленного межевого плана исполнителем кадастровых работ является ООО «Жемчужина». В состав кадастровых работ по данному межевому плану входят геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельного участка. При подготовке межевого плана в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. Названия и класс геодезической сети указаны на листе 3 пункт 2 межевого плана (исходные геодезические данные). Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений (лист 9) и определения координат точек границ земельного участка (листы 5,7).

18.05.2011 г. из ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской
 области в Управление Росреестра поступила копия межевого плана земельного участка кадастровый номер 37:24:020127:104 (регистрационный номер 3724/101/11-943),
 расположенного по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Громобоя, д. 1. Согласно представленного межевого плана исполнителем кадастровых работ является ООО «Жемчужина». В состав кадастровых работ по данному межевому плану входят геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельного участка. При подготовке межевого плана в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. Названия и класс геодезической сети указаны на листе 3 пункт 2 межевого плана (исходные геодезические данные). Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений (лист 7) и определения координат точек границ земельного участка (листы 5; 5,2; 5,3; 5,4).

Координаты государственных геодезических пунктов, использованные при составлении межевых планов, получены в нарушение требований нормативно-технических документов в области геодезической деятельности, а именно п. 10.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ГКИНП 17-002-93 (утв. Роскартографией 15.10.1993 г.), устанавливающей, что обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора из каталогов координат и высот государственных геодезических пунктов, которые составляют федеральный картографо-геодезический фонд (Положение о федеральном картографо-геодезическом фонде, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2000 г. №669).

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем Общества, ООО «Жемчужина» за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной приказом Федеральной службы геодезии и картографии от 05.08.2002 г. №114-пр не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О геодезии и картографии», приказом Федерального агентства геодезии и картографии от 30.08.2007 г. №104-пр «Об утверждении размеров платы за пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда» не производило.

Кроме того, вышеуказанные геодезические работы при межевании земель не были зарегистрированы в органе госгеонадзора в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О геодезии и картографии» и п.п. 3 п. 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 г. №273. Порядок регистрации геодезических работ установлен п. 3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ГКИНП 17-002-93 (утв. Роскартографией 15.10.1993). Регистрация производится до начала работ.

Таким образом, незаконное использование координат государственных геодезических пунктов при подготовке межевых планов земельных участков, а также отсутствие обязательной регистрации геодезических работ является нарушением требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.

 Полагая, что обнаруженные нарушения являются достаточными данными, указывающими на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, начальником отдела землеустройства, мониторинга земель, геодезии и картографии - заместителем главного государственного инспектора по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью на территории Ивановской области Заботлиной В.Г. генеральному директору ООО «Жемчужина» В.В. Федотову было вручено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 12.05.2011 №2.

По результатам проверки материалов и данных начальником отдела землеустройства, мониторинга земель, геодезии и картографии - заместителем главного государственного инспектора по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью на территории Ивановской области Заботлиной В.Г., являющейся должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 №178 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях», был составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2011 г. №19-2.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995 г. №209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Закона N 209-ФЗ), пунктами 42, 43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных.

К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (статья 3 Закона N 209-ФЗ).

В силу части 2 статьи 13 Закона о геодезии и картографии, подпункта 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 г. №273, основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются, в том числе регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ, проведенных в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение №2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412).

Таким образом, деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2006 г. №705 "О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии" являются соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии".

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) геодезической основой государственного кадастра недвижимости (далее - геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (далее - опорные межевые сети).

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6 Закон №221-ФЗ).

Согласно пункту 10.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93", утвержденной Роскартографией 15.10.1993, обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора.

Из пункта 2.5 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной Приказом Роскартографии от 05.08.2002 г. №114-пр следует, что предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.

Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора, помимо прочих документов, заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда, составляемая по форме приложения N 1 (пункт 2.6 рассматриваемой Инструкции)

В силу пункта 3.1 указанной Инструкции, топографо-геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.

Исходя из вышеуказанных норм права, следует, что получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться в установленном указанными правовыми актами порядке на основании разрешения уполномоченного органа и проведение геодезической деятельности подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о нарушении ООО «Жемчужина» лицензионных требований при осуществлении геодезической деятельности.

Давая оценку доводам ООО «Жемчужина» о том, что координаты пунктов государственной геодезической сети получены законным путем в виде технических условий, утвержденных в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области, суд считает необходимым отметить, что данные технические условия были выданы для производства геодезических работ при межевании земельных участков, не имеющих отношения к геодезическим работам, выполненным при производстве кадастровых работ при подготовке межевых планов земельных участков с кадастровым номером 37:24:010147:41 и кадастровым номером 37:24:020127:104.

Как пояснил представитель заявителя, Технические условия были составлены в 2005 году для межевания земельного участка кадастровый номер 37:24:020127:0014, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Шестернина, д. 39а, и те же самые координаты пунктов государственной геодезической сети используются в 2011 году для определения координат точек границ земельного участка кадастровый номер 37:24:020127:104, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Громобоя, д. 1. Другие технические условия были составлены в 2003 году для межевания земельного участка, занимаемого теплосетью, расположенной по адресу: г. Иваново, ул. 10 Августа, и пункты государственной геодезической сети используются в 2011 году для определения координат земельного участка кадастровый номер 37:24:010147:41, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. 10 Августа, д. 113. Поскольку, в соответствии с п. 3.5. Приказа Роскартографии от 05.08.2002 г. №114-пр, использование полученных материалов и данных фонда в других (не указанных в разрешении) целях возможно только при оформлении дополнительной заявки на их использование и получении соответствующего разрешения, а в соответствии п. 3.6 указанного Приказа, после завершения использования материалов и данных фонда они подлежат возврату в организацию-фондодержатель, то ООО «Жемчужина» обязана была оформить дополнительную заявку на пользование материалами ФКГФ. Также данные технические условия на время их составления предусматривали требования, которые должны соблюдаться и обеспечиваться при проведении межевания земельного участка, в соответствии с п. 8.6. Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., но не являлись документом, подтверждающим получение координат пунктов государственной геодезической сети.

Как следует из статьи 50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). В соответствии со статьёй 2 ГК РФ, ООО «Жемчужина» является субъектом предпринимательской деятельности. С целью извлечения прибыли, Общество осуществляет геодезическую деятельность на основании лицензии №МОГ-04154Г от 25.01.2007 г.

Юридическое лицо обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или несовершения им юридически значимых действий, в том числе последствия несоблюдения лицензионных требований. Соответствующие требования Обществом соблюдены не были, что в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о наличии вины Общества в совершенном административном правонарушении.

Учитывая, неоднократность совершения подобных нарушений, суд приходит к выводу о том, что данное правонарушение является длящимся. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

При назначении административного наказания, принимая во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно совершение правонарушения впервые, отсутствие вредных последствий его совершения, суд считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области удовлетворить.

2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Жемчужина» (расположено по адресу г. Иваново, ул. Суворова, д. 3; ОГРН 1023700535363) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

3. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3).

Судья Тимошкин К.А.