ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | Дело № А17-2496/2019 |
15 мая 2019 года |
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2019 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство «Легион-Центр» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
- от Управления Росгвардии по Ивановской области – ФИО2 на основании доверенности от 10.01.2019, служебного удостоверения;
- от общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство «Легион-Центр» - директор ФИО3 на основании приказа № 3/к от 15.02.2019, документа, удостоверяющего личность, ФИО4 на основании доверенности от 08.05.2019, удостоверения адвоката,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области (далее - заявитель, административный орган, Управление Росгвардии, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство «Легион-Центр» (далее – ООО Охранное агентство «Легион-Центр», Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований административный орган указал на выявленный факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности по охране объекта и или (имущества), а так же обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, при отсутствии лицензии на соответствующий вид услуг. На основании протокола об административном правонарушении № 37ЛРР2070422031900085 от 22.03.2019 и иных материалов административного дела Управление просит привлечь Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
ООО Охранное агентство «Легион-Центр» относительно удовлетворения заявленных требований возражает, указав, что самостоятельно охрану объекта - газонаполнительной станции, расположенной по адресу: <...>, а так же обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на указанном объекте не осуществляло. Согласно заключенного с ООО «Иваново СГ-Сервис» договора № 01-19-Ц об охране производственных объектов от 01.02.2019,Обществодействовало с целью усиления работы поста ведомственной охраны на газонаполнительной станции ООО «Иваново-СГ-Сервис». Оказываемые ООО Охранное агентство «Легион-Центр» услуги носили вспомогательный характер. Общество считает, что в силу указанных обстоятельств в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствует, и просит производство по настоящему делу прекратить. Вместе с тем, в случае непринятия судом данных доводов и привлечения ООО Охранное агентство «Легион-Центр» к административной ответственности, Общество на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, просит заменить административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на предупреждение.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
ООО Охранное агентство «Легион-Центр» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.06.2004 за основным государственным регистрационным номером <***>. Для осуществления частной охранной деятельности Обществом оформлена лицензия ЧО № 035815 от 31.10.2011 со сроком действия до 31.10.2021, в которой в числе разрешенных видов услуг указаны:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
22.03.2019 в ходе проведения административным органом плановой проверки ООО Охранное агентство «Легион-Центр» (распоряжение № 9/17дв от 26.02.2019) установлен факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно: в нарушение части 1 статьи 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1), на основании договора № 01-19-Ц об охране производственных объектов от 01.02.2019, заключенного с ООО «Иваново СГ-Сервис», Общество осуществляет охрану объекта и (или) имущества, расположенного по адресу: <...>, а также обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемом объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, при этом в лицензии на осуществление частной охранной деятельности ООО Охранное агентство «Легион-Центр» соответствующий вид охранных услуг (пп. 7 ч. 3 ст. 3 Закона № 2487-1) не указан.
22.03.2019 по факту выявленного нарушения должностным лицом отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии, в присутствии законного представителя Общества, в отношении ООО Охранное агентство «Легион-Центр» составлен протокол об административном правонарушении № 37ЛРР2070422031900085, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании указанного Протокола и иных материалов административного дела, административный орган обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении ООО Охранное агентство «Легион-Центр» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) и статьи 11 Закона № 2487-1 частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В силу статьи 1 Закона № 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Согласно статье 11 Закона № 2487-1 оказание охранных и сыскных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
При этом под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат (абзац первый статьи 11.2 Закона № 2487-1).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам
правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона № 2487-1, а также перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг установлен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 (Положение о лицензировании № 498).
Как следует из материалов дела, ООО Охранное агентство «Легион-Центр» (Исполнитель) на основании договора № 01-19-Ц об охране производственных объектов от 01.02.2019, заключенного с ООО «Иваново СГ-Сервис» (Заказчик), приняло на себя обязательства по охране объекта и (или) имущества - ООО «Иваново СГ-Сервис» газонаполнительной станции, расположенной по адресу: <...>, а также обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемом объекте.
Соответствующая деятельность осуществлялась Обществом до 19.03.2019.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ).
В силу статьи 5 Закона N 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч.4 ст. 5 Закона № 256-ФЗ).
Согласно распоряжения Губернатора Ивановской области от 28.09.2012 № 226-р «Об утверждении перечная объектов топливно-энергетического комплекса Ивановской области», объект ООО «Иваново СГ-Сервис» - газонаполнительная станция, расположенная по адресу: <...>, входит в перечень топливно-энергетического комплекса Ивановской области, подлежащих категорированию (пункт 35).
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458ДСП «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования»для объектов топливно-энергетического комплекса установлены организационные, инженерно-технические правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности.
Таким образом, в отношении указанного объекта – газонаполнительной станции ООО «Иваново СГ-Сервис», расположенного по адресу: <...>, установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, а осуществление охраны данного объекта, а также обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на данном объекте возможно только при наличии в лицензии на осуществление частной охранной деятельности вида охранных услуг, указанного в пп. 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1.
Вместе с тем, на момент проведения проверки имеющейся у Общества лицензией ЧО № 035815 от 31.10.2011 соответствующий вид охранных услуг - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, не предусмотрен.
Довод Общества о том, что им в соответствии с условиями договора не осуществлялась охрана объекта - газонаполнительной станции ООО «Иваново СГ-Сервис», а так же обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на охраняемом объекте, подлежит отклонению.
Согласно договора № 01-19-Ц об охране производственных объектов, заключенного Обществом (Исполнитель) с ООО «Иваново СГ-Сервис» (Заказчик) 01.02.2019, ООО Охранное агентство «Легион-Центр» приняло на себя обязательства по ежедневному выставлению одного сотрудника Исполнителя с целью усиления работы поста вневедомственной охраны газонаполнительной станции ООО «Иваново СГ-Сервис» (объект), расположенной по адресу: <...> и обеспечения на этой основе действенных мер по обеспечению на нем правопорядка и защите имущественных интересов Заказчика. Оказание Исполнителем услуг осуществляется ежедневно с 20.00 до 08.00 часов на основании должностной инструкции охранника, утвержденной и согласуемой Сторонами (п.п. 1.1, 1.2 договора). Согласно договора № 01-19-Ц, Исполнитель обязан, в том числе: обеспечить во взаимодействии с персоналом ведомственной охраны объекта охрану правопорядка (внутриобъектового режима) на патрулируемой территории объекта в установленное Договором время; осуществлять совместный обход территории с периодичностью не реже одного раза в час; пресекать правонарушения, связанные с посягательством на жизнь, здоровье персонала, а так же имущества Заказчика от повреждения, уничтожения и расхищения и т.д.
Должностной инструкцией охранника ООО Охранное агентство «Легион-Центр», занятого в охране объекта ООО «Иваново СГ-Сервис» предусмотрено, что охранник объекта обязан: бдительно нести службу по охране вверенного объекта, находящегося в нем имущества, проявлять разумную инициативу и профессиональные навыки решения поставленных перед ним служебных задач, непримиримость к любым нарушениям пропускного и внутриобъектового режимы, обеспечить действенную защиту объекта от противоправных посягательств (пункт 2 инструкции); имеет право:требовать от работников, должностных лиц охраняемого объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов; проверять на охраняемом объекте у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, внос (вынос) имущества на охраняемый объект и с охраняемого объекта; производить задержание с последующей немедленной передачей сотрудниками полиции лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемом объекте, а также изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения; применять физическую силу в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО Охранное агентство «Легион-Центр», осуществляло охрану объекта - газонаполнительной станции ООО «Иваново СГ-Сервис», расположенной по адресу: <...>, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на данном объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, в отсутствие разрешения (лицензии) на соответствующий вид охранных услуг.
Ссылки Общества на вспомогательный характер соответствующих услуг, оказываемых с целью усиления поста ведомственной охраны ООО «Иваново СГ-Сервис», суд отклоняет. Соответствующие услуги оказывались Обществом от собственного имени, на возмездной договорной основе, были направлены на защиту законных прав и интересов клиента, что соответствует понятию частных охранных услуг, предусмотренному статьей 1 Закона № 2487-1.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение данного административного правонарушения, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.
При отсутствии в лицензии ООО Охранное агентство «Легион-Центр» на осуществление частной охранной деятельности соответствующего вида охранных услуг (пп. 7 части 3 статьи 3 Закон № 2487-1), Общество имело возможность отказаться от заключения договора на право оказания услуг по охране и поддержанию пропускного и внутриобъектового режима соответствующего объекта.
Таким образом, действия (бездействие) ООО Охранное агентство «Легион-Центр» носят виновный характер и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что является основанием для привлечения его к административной ответственности.
Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.
Относительно довода Общества о возможности замены административного штрафа предупреждением, суд установил следующее.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Совершенное Обществом административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не относится к исключениям, установленным частью 2 статьи 4.1.1 Кодекса. Предупреждение не входит в число наказаний, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ об административных правонарушениях.
Согласно данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО Охранное агентство «Легион-Центр» включено в указанный реестр.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности.
Судом не выявлено обстоятельств, безусловно свидетельствующих, о том, что в результате действий Общества причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинен имущественный ущерб.
С учетом изложенных выше обстоятельств и норм статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 указанного Кодекса, с заменой административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Требование Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью Охранное агентство «Легион-Центр» (адрес: 153012, <...>, литер А, помещение 1005, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.06.2004, ОГРН: <***>; ИНН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Калиничева