ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2507/19 от 02.07.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

09 июля 2019 года

Дело №А17-2507/2019

 Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2019 года.

          Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания  Тайковой В.П.,

рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению   Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании недействительным предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 10.09.2018 № 01-20/1-15,

при участии в судебном заседании:

от Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области ФИО1 по доверенности от 16.05.2018 №17;

от Службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО2 по доверенности от 17.06.2019 №41, ФИО3 по доверенности от 01.07.2019 №7

установил:

          Администрация  Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее по тексту,  Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской  с заявлением   о признании недействительным   предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее по тексту, Контрольный орган, Служба, орган финансового контроля)  № 01-20/1-15 от 10.09.2018.

Заявленные требования мотивированы следующим. 

В соответствии с условиями заключенного между Администрацией Юрьевецкого муниципального района и ООО «Аква-город» договора от 10.09.2014   о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьеевцком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы   в 2014 году ООО «Аква-город» была предоставлена субсидия в общей сумме 5 405, 35 тыс. рублей на приобретение материальных ресурсов, необходимых для реализации мероприятий по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения и ремонту систем водоотведения в г. Юрьевце.

Действительно, программа в установленные сроки не была исполнена, но  со стороны Администрации условия целевого характера представления субсидии выполнены в полном объеме.  ООО «Аква-город», как ресурсоснабжающей организацией,  материальные ресурсы в установленные к исполнению госпрограммой сроки израсходованы не в полном объеме, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств, но целевого характера мероприятий не изменило. С целью побуждения ООО «Аква-город» выполнить свои обязательства, проводится претензионная работа.

Таким образом, Администрация считает, что отсутствует сам факт вменяемого правонарушения, соответственно, оспариваемым предписанием незаконно возложена на Администрацию обязанность по возмещению ущерба.

Совместно с подачей заявления Администрацией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование № 01-20/1-15 от 10.09.2018, полученного 13.09.2018. В Арбитражный суд Ивановской области Администрация обратилась 05.04.2019. В качестве  уважительных причин для восстановления нарушенного срока заявитель указывает на то обстоятельство, что сотрудники Администрации, не обладают специальными познаниями в юридической области, соответственно не сочли поступившее предписание Службы как часть служебной переписки, в связи с чем, срок для обжалования был пропущен. Просит суд восстановить срок для обжалования  предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 10.09.2018 № 01-20/1-15.

Более подробно позиция изложена в заявлении. 

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 30.04.2019г. дело было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 17.06.2019, дело назначено к судебному разбирательству.

В судебном заседании представитель заявителя  поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Службы с заявленными требованиями не согласился по мотивам представленного письменного отзыва.(т.1 л.д.67-78).

Полагает, что заявителем допущен пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, АПК РФ) срока на обращение в суд с соответствующим заявлением. А также отсутствуют уважительные причины для его восстановления, что в совокупности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. 

Служба считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен в рамках установленных полномочий, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно не возлагает какие-либо обязанности и не создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности.

В ходе контрольного мероприятия установлены факты нарушений бюджетного законодательства.

В нарушение пункта 3 статьи 139, подпунктов 10, 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 1, 2, 22, 23 Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области для реализации мероприятий в рамках подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения» (приложение к подпрограмме «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п (в редакции от 31.07.2014) (далее -Порядок № 458-п), постановления Правительства Ивановской области от 03.07.2014 № 266-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения на 2014 год» Администрацией, являющейся главным распорядителем бюджетных средств, в 2014 году не обеспечен контроль за соблюдением обществом с ограниченной ответственность «Аква-город» (далее - ООО «Аква-город») целей предоставления субсидии на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения, установленных пунктами 1, 2 Порядка № 458-п, ввиду невыполнения ООО «Аква-город» в полном объеме мероприятий по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец в 2014 году собственными производственными и человеческими ресурсами, что свидетельствует о наличии нецелевого расходования средств областного бюджета в размере 4 071 451,06 рублей (факт выполнения работ по мероприятиям составил 24 % от суммы предоставленной субсидии из областного бюджета, мероприятия по состоянию на 01.01.2015 выполнены на общую сумму 1329839,35 рублей, вместо 5411730,00 рублей (1329839,35/5411730,00*100));

в нарушение подпунктов 10, 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 27 Порядка № 458-п Администрацией в 2015 году не осуществлен возврат в доход областного бюджета средств в сумме 4 071 451,06 рублей в сроки, установленные пунктом 27 Порядка № 458-п, в связи с неиспользованием денежных средств по целевому назначению.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, установил следующие обстоятельства.

  Службой в соответствии с требованиями статей 269.2, 270.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пунктов 5.1, 5.3 Порядка осуществления контроля № 567-п Службой проведена проверка Администрации как главного распорядителя (получателя) средств бюджета по вопросу расходования бюджетных средств, выделенных в 2014  на проведение работ по замене ветхих сетей холодного водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, которые до июня 2018 года были не осуществлены (в полном объеме).

Установлено, что  в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 03.07.2014 № 266-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения на 2014 год»   Юрьевецкому муниципальному району в рамках реализации Подпрограммы  «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п выделена субсидия в сумме 4702,89 тысяч рублей на реализацию в 2014 году мероприятия «Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец», в сумме 708,84 тысяч рублей на реализацию в 2014 году мероприятия «Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец», а также перечень материальных ресурсов, необходимых для реализации указанных мероприятий.

Постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района от 14.10.2013 № 525 утверждена муниципальная программа Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы», приложением 6 которой утверждена подпрограмма «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» (в редакции от 04.07.2014) (далее - подпрограмма № 525), согласно разделу «Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы» которой на 2014 год предусмотрено мероприятие «Предоставление субсидии организации, осуществляющей эксплуатацию систем жизнеобеспечения, либо ресурсоснабжающей организации, осуществляющей свою деятельность на территории Юрьевецкого муниципального района на приобретение материальных ресурсов, необходимых для проведения текущего и капитального ремонта сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения населенных пунктов Юрьевецкого муниципального района» за счет средств областного бюджета в сумме 5411,73 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета в сумме 5,4166 тыс. рублей.

Приложением № 1 к подпрограмме № 525 утвержден порядок предоставления субсидий на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы» (далее - Порядок № 525), согласно которому:

целью предоставления субсидии организациям коммунального комплекса является компенсация расходов связанных с приобретением материальных ресурсов для проведения работ, в том числе, по замене ветхих сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (пункт 2);

условием предоставления субсидии является, в том числе, направление субсидии на оплату материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения собственными    производственными    и    человеческим    ресурсами    организаций, эксплуатирующей соответствующие  системы жизнеобеспечения  (подпункты 4.4, 4.6); Администрация осуществляет проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 8);в случае нарушения условий предоставления субсидии, организация возвращает ее в бюджет Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (пункт 10).

 В рамках реализации мероприятий Администрацией с ООО «Аква-город» заключены договоры от 10.09.2014 и 16.10.2014 о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы» (далее - Договоры о перечислении субсидии).

Как следует из условий указанных выше договоров о перечислении субсидии ООО «Аква-город» обязано обеспечить направление субсидий на оплату материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих сетей холодного водоснабжения и водоотведения ; ООО «Аква-город» обязано организовать проведение работ в рамках мероприятий подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы» собственными производственными и человеческими ресурсами, без включения затрат, понесенных в результате проведенных работ, в тарифные решения на соответствующие услуги или в выставляемые потребителям счетам за предоставленные коммунальные услуги (пункт 2.3.5); объем средств по Договорам о перечислении субсидии составляет 5 417 146,44 рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 5 411 730,00 рублей, средства местного бюджета в сумме 5 416,44 рублей (пункт 3.1); в случае нецелевого использования субсидии средства возвращаются на лицевой счет Администрации, открытый в УФК по Ивановской области (пункт 4.6); срок действия Договоров о перечислении субсидии с 10.09.2014 по 31.12.2014 (пункт 7.1).

Материалами дела подтверждается, что денежные  средства субсидии перечислены Администрацией ООО «Аква-город» в общей сумме 5 417 146,44 рублей.

В ходе проведения встречной проверки в ООО «Аква—город»    установлено, что    выполнение ООО «Аква-город» в 2014 году мероприятий по программе «Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец», «Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец» с использованием материальных ресурсов,  приобретенных за счет средств  предоставленной субсидии,     осуществлено в сумме 1 329 839,35 рублей вместо 5 411 730,00 рублей, т.е. не в полном объеме, процент выполнения мероприятия (закупка материалов и выполнение работ собственными производственными и человеческими ресурсами) составил - 24 % .

 Материальные ресурсы на сумму 4 071 451,06 рублей в 2014 году не были направлены на выполнение работ по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, по ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец для достижения целей государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п (стались в собственности ООО «Аква-город»).

Указанные факты нашли отражение в акте проверки, послужили основанием для выводов проверяющих о наличии нецелевого использования средств в
сумме 4 081 890,65 рублей (полученных из областного бюджета бюджетом
Юрьевецкого муниципального района на реализацию вышеуказанных
мероприятий), ввиду направления средств, на цели, не соответствующие установленным.

Результаты проверки нашли свое отражение в акте проверки от 23.08.2018, по итогам которой выдано предписание (т.1 л.д.105-121).

Указанным предписанием Администрации необходимо произвести возврат в бюджет Ивановской области 4 081 890,65 рублей.

Не согласившись с указанным предписанием, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения заявленных требований  исходя из следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления (части 1, 2 статьи 117 АПК РФ).

При этом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Поскольку нормы АПК РФ не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, предусмотренный в части 4 статьи 198 АПК РФ, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции, который удовлетворяет либо не удовлетворяет ходатайство исходя из имеющихся в материалах дела доказательств и фактических обстоятельств, основываясь на внутреннем убеждении.

 Администрацией заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование  предписания Службы.

Пропуск трехмесячного срока на обжалование, как указывает Администрация, обусловлен   некомпетентностью сотрудников Управления ЖКХ Администрации.  

Оценив изложенные в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления доводы, суд приходит к  выводу о том, что  Администрацией пропущен срок в отсутствие уважительных причин.

 Администрация получила оспариваемое предписание  13.09.2018 (т.3 л.д.8)   (срок для обжалования в судебном порядке 14.12.2018, заявление подано в арбитражный суд 05.04.2019) и имела достаточный промежуток времени для подготовки и подачи соответствующего заявления в суд в предусмотренный законодательством срок.

 Заявителем не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих ему обратиться с требованием в арбитражный суд в установленный законом срок, и доказательств, подтверждающих, что обращение в арбитражный суд за пределами установленного законом срока произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.

Пропуск срока для обращения в суд при отсутствии уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

             руководствуясь статьями 170 - 176, 198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

              1. В удовлетворении требований Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании недействительным предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 10.09.2018 № 01-20/1-15 отказать.

             2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
             3. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

     4.  Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

                            Судья                                         Никифорова Г.М.