ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2602/19 от 11.12.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

18 декабря 2019 года

Дело №А17-2602/2019

Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления строительства и архитектуры Администрации Пучежского муниципального района (ОГРН: 1083720000363; ИНН: 3720004043)

к Службе государственного финансового контроля Ивановской области

о признании незаконным Предписания  №05-01/10-18-2 от 15.02.2019 г.;

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства и архитектуры Ивановской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Белов С.Н. руководитель на основании выписки из ЕГРЮЛ и Распоряжения Пучежского муниципального района Ивановской области, Чижикова Т.Е. по доверенности от 01.06.2019 (на 1 год) и паспорту;

от службы государственного финансового контроля Ивановской области - Коробейникова О.В. по доверенности от 16.07.2019 (по 31.12.2019) и паспорту; Полякова Ж.О. представитель по доверенности № 34 от 20.05.2019 и паспорту.

установил:

Управление строительства и архитектуры Администрации Пучежского муниципального района (далее: заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области о признании незаконным Предписания  №05-01/10-18-2 от 15.02.2019 г., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее: Департамент).

В обосновании заявленных требований Управление указало, что оно для предоставления субсидии направило в Департамент все необходимые документы. В связи с отсутствием претензий от Департамента Управление считает, что требования соглашения выполнены в полном объеме. 22.12.2017 г. строительство газовой блочно-модульной котельной было завершено в полном объеме, что подтверждается актами выполненных работ, техническая готовность объекта обеспечена на 100 %. Строительная (техническая) готовность Объекта в целом определяется: полным окончанием всех строительно-монтажных работ; возведением объекта капитального строительства в проектное положение в соответствии с утвержденной проектной документацией. Следовательно, график выполнения мероприятий по соглашению от 12.04.2017 г. № 7 выполнен в полном объеме. Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 г. № 458-п не содержит точной формулировки, на основании каких сведений определяется выполнение показателя результативности, поэтому позиция Департамента строительства и архитектуры, как разработчика подпрограммы должна является определяющей. Ни в нормативных актах, ни в соглашении нет слов о необходимости ввести объект в эксплуатацию или начать газоснабжение какого-то объекта. Заявитель указывает, что поскольку понятие «100% техническая готовность объекта» не содержится в каких-либо правовых актах, все неясности должны трактоваться в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Также заявителем в судебном заседании пояснено, что использование данной котельной в целях газоснабжения сразу по окончании строительства в зимний период было невозможным ввиду наличия иной котельной. Сдача объекта надзорным органам и ввод объекта в эксплуатацию осуществлены к следующему отопительному сезону.

Служба государственного финансового контроля Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Службой указано, что на основании соглашения от 12.04.2017 г. № 7 должны были быть достигнуты следующие показатели результативности использования субсидии: количество газифицированных природным газом котельных – 1 единица (пункт 4.2.4 таблицы); обеспечение технической готовности объекта не позднее 31.12.2017 – 100% (приложение к соглашению График выполнения мероприятий по строительству объекта газификации). Выдача технических условий, проверка выполнения технических условий, составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) является стадией газификации объекта. Согласно акту приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 28.04.2018 г. объект газифицирован природным газом с 01.04.2018 г. Согалсно заключению о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 22.08.2018 г. № 050-2-18, выданному Службой государственного строительного надзора, окончание строительства объекта: июнь 2018 года. Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 22.08.2018 г. № 37-520000-2-2018, выданному Администрацией, блочно-модульная котельная введена в эксплуатацию 22.08.2018 г. Следовательно, процесс газификации природным газом объекта газификации в полном объеме с обеспечением 100% технической готовности завершен 22.08.2018 г. Ввиду наличия одновременного нарушения муниципальным образованием значений показателей результативности использования субсидии и обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по строительству возврату подлежит объем средств, соответствующий 10 процентам размера субсидии (абз. 2 п. 15 Правил № 65-п). Доказательств наступления обстоятельств непреодолимой силы в материалах дела не имеется.

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области в письменном отзыве указал, что получателем субсидий график выполнения мероприятий по соглашению от 12.04.2017 г. № 7 был соблюден в полном объеме. В Подпрограмме установлено, что значение целевого индикатора (показателя – количество газифицированных природным газом котельных – 1 единица) определяется по итогам выполнения строительно-монтажных работ на объектах газификации и соответствует значению соответствующих показателей технико-экономических характеристик объекта капитального строительства, указанных в положительных заключениях государственной экспертизы на проектную документацию по строительству соответствующих объектов газификации (пояснение к Таблице «Целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы»). Также в разделе 2 «Характеристика основных мероприятий подпрограммы государственной программы Ивановской области» даны пояснения к значению слова «газификация». Под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной инфраструктуры и других объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса. Обеспечение ввода объекта в эксплуатацию в рамках Подпрограммы не предусмотрено, поскольку сдача объекта надзорным органам и ввод объекта в эксплуатацию относится к полномочиям заказчика (получателя субсидии – Пучежского муниципального района Ивановской области). Расходы на проведение данных мероприятий относятся к эксплуатационным расходам и оплачиваются за счет средств местного бюджета. Сроки проведения данных мероприятий могут длиться от 3 месяцев до 1 года, что выходит за рамки одного финансового года.

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, надлежащим образом извещенный о начавшемся арбитражном процессе, в суд своих представителей не направил. Информация о времени и месте проведения судебных заседаний в установленном порядке размещена в сети Интернет. В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

В период с 03.12.2018 по 28.12.2018 Службой государственного финансового контроля Ивановской области в соответствии с пунктами 1.3, 2.10 Порядка осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 26.12.2013 № 567-п (в редакции от 21.11.2017), на основании распоряжения начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 29.11.2018 № 100-кр «О назначении внепланового контрольного мероприятия», проведена внеплановая проверка использования межбюджетных трансфертов (выборочно), полученных из областного бюджета, в управлении строительства и архитектуры администрации Пучежского муниципального района Ивановской области.

В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета.

В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.6. Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (Приложение 7 подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п) (далее - Порядок № 458-п), пункта 4.2.4. соглашения о предоставлении в 2017 году субсидий из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» от 12.04.2017 №  7  (далее — соглашение  от   12.04.2017 №  7)  Управление  не  обеспечило до 31.12.2017 достижения значения показателя результативности использования  субсидии на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (далее - субсидия на газификацию): количество газифицированных природным газом котельных - 1 единица (согласно муниципальному контракту поставки газа от 02.04.2018 № 13-5-11243 ИВ, котельная была газифицирована природным газом с 01.04.2018, в соответствии с актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест д. Затеиха, ул. Школьная, д.8, Пучежского района Ивановской области» от 28.04.2018, объект принят 28.04.2018).

В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.6. Порядка № 458-п, пункта 4.2.13. соглашения от 12.04.2017 № 7 Управлением не обеспечено соблюдение графика выполнения мероприятий по строительству объекта газификации «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест д. Затеиха, ул. Школьная, д. 8 Пучежского района Ивановской области» (приложение 1 к соглашению от 12.04.2017 № 7), в части: обеспечения 100% технической готовности объекта — не позднее 31.12.2017 строительство газовой блочно-модульной котельной — 1 ед. (согласно заключению о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 22.08.2018 № 050-2-18, выданному службой государственного строительного надзора Ивановской области, начало строительства: 13.10.2017 окончание: июнь 2018 года; согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 22.08.2018, выданному администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области, блочно-модульная котельная школы на 245 мест д. Затеиха, ул. Школьная, д. 8 Пучежского района Ивановской области в ведена в эксплуатацию 22.08.2018).

В нарушение пункта 15 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п (далее - Правила № 65-п), пункта 4.1. Порядка № 458-п, пунктов 4.2.16., 4.2.17. соглашения от 12.04.2017 № 7 Управлением до 15.04.2018 не осуществлен возврат средств в областной бюджет в сумме 1 075 208,06 рублей, в связи с недостижением Управлением по состоянию на 31.12.2017 значения показателя результативности использования субсидии на газификацию, установленного пунктом 4.2.4. соглашения от 12.04.2017 № 7, - количество газифицированных природным газом котельных - 1 ед., несоблюдением Управлением графика выполнения мероприятий по строительству объекта газификации «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест д. Затеиха, ул. Школьная, д. 8 Пучежского района Ивановской области», установленного приложением 1 к соглашению от 12.04.2017 № 7.

По результатам проведенного контрольного мероприятия Службой государственного финансового контроля Ивановской области Управлению строительства и архитектуры Администрации Пучежского муниципального района выдано Предписание № 05-01/01-18-2 от 15.02.2019 года, в котором Служба предписывает исправить нарушения пункта 15 Правил № 65-п, пункта 4.1. Порядка № 458-п, пунктов 4.2.16., 4.2.17. соглашения от 12.04.2017 № 7 путем возмещения в областной бюджет средств в размере 1 075 208,06 рублей, в срок до 01.08.2019. О результатах исполнения настоящего Предписания следует проинформировать службу государственного финансового контроля Ивановской области (с приложением подтверждающих документов (копий документов)) до 01.08.2019 (или не позднее 3 дней с даты исполнения Предписания).

Не согласившись с Предписанием  №05-01/10-18-2 от 15.02.2019 г., Управление строительства и архитектуры Администрации Пучежского муниципального района обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.

Заявление Администрации рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Служба государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений (пункт 3 статьи 265 Кодекса, Положение о Службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п, Указа Губернатора Ивановской области от 04.12.2013 г. № 190-уг).

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного Кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (пункт 1); финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами (пункт 2).

Следовательно, Управление строительства и архитектуры Администрации Пучежского муниципального района является объектом контроля Службы государственного финансового контроля Ивановской области.

В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Под предписанием в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию (п. 3 ст. 270.2 БК РФ).

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствие с Приложением 10 к Закону Ивановской области от 07.12.2016 № 112-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области (далее — Департамент) предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы государственной программы по разделу, подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство», целевой статье 0490180320 «Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области», виду расходов 500 «Межбюджетные трансферты» в сумме 88 993 728,98 рублей.

Постановлением Правительства Ивановской области от 22.03.2017 № 74-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» в 2017 - 2019 годах» бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области предусмотрены средства субсидии бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» в 2017 - 2019 годах» на строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест д. Затеиха, ул. Школьная, д. 8 Пучежского района Ивановской области в сумме 12 469 053,00 рублей.

В соответствии с постановлением Администрации от 10.04.2017 № 187-п «Об установлении и исполнении расходного обязательства по реализации вопроса местного значения Пучежского муниципального района по организации в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в 2017 году» Управление строительства определено уполномоченным органом по исполнению расходного обязательства по реализации вопроса местного значения Пучежского муниципального района по организации в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпрограмме «Развитие газификации Пучежского муниципального района Ивановской области» муниципальной программы Пучежского муниципального района «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Пучежского муниципального района», утвержденной постановлением Администрации от 13.11.2013 № 627-п, в 2017 году исполнителю мероприятий указанной программы Управлению строительства утверждены средства на строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест в д. Затеиха, ул. Школьная, д. 8 Пучежского района Ивановской области на общую сумму 13 125,318 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 12 469,053 тыс. рублей, средства местного бюджета в сумме 656,265 тыс. рублей.

Управление строительства является главным распорядителем и получателем средств местного бюджета согласно решения Совета Пучежского муниципального района от 26.12.2016 № 132 «О бюджете Пучежского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (лицевой счет получателя бюджетных средств № 03333013780).

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами (статья 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

В силу статьи 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой статьи 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903.

В соответствии с пунктами 2, 3 Правил региональные программы газификации включают мероприятия, направленные на повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций субъектов Российской Федерации. Разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4, 5 Правил программы газификации содержат: а) паспорт программы газификации, в котором указаны: цели и задачи программы газификации; ответственный исполнитель и соисполнители программы газификации; участники программы газификации; следующие целевые показатели программы газификации: объем (прирост) потребления природного газа в год, протяженность (строительство) объектов магистрального транспорта, протяженность (строительство) газопроводов-отводов, количество (строительство) газораспределительных станций, реконструкция объектов транспорта природного газа (газораспределительных станций), газоснабжение населенных пунктов природным газом, протяженность (строительство) межпоселковых газопроводов, газификация квартир (домовладений) природным газом, протяженность (строительство) внутрипоселковых газопроводов, уровень газификации природным газом, газификация потребителей сжиженным природным газом (количество населенных пунктов), количество (строительство) комплексов производства сжиженного природного газа, перевод на природный газ автотранспортной техники, количество (строительство) автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций; этапы и сроки реализации программы газификации; объемы и источники финансирования программы газификации; ожидаемые результаты от реализации программы газификации; б) план мероприятий программы газификации с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, в том числе на территориях опережающего социально-экономического развития. К программам газификации прилагаются следующие материалы, содержащие: сведения о порядке расчета показателей программы газификации.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ивановской области утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 № 358-п «О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области» (далее - Порядок № 358-п).

В силу подпункта 3) пункта 2.4. Порядка № 358-п подпрограмма должна включать в себя, в том числе целевые индикаторы (показатели) подпрограммы, характеризующие основные мероприятия, мероприятия подпрограммы с расшифровкой значений по годам реализации подпрограммы.

Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п утверждена государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» (далее — государственная программа), приложением 7 к которой утверждена подпрограмма «Развитие газификации Ивановской области» (далее Подпрограмма), ответственным исполнителем и исполнителем основных мероприятий является Департамент.

Разделом 3 указанной подпрограммы установлены целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы: 1. Основное мероприятие "Газификация населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры Ивановской области"; 1.1 Мероприятие "Предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области"; 1.1.1 Показатель "Протяженность построенных распределительных, межпоселковых газопроводов"; 1.1.2 Показатель "Газификация природным газом жилищного фонда (домовладения и квартиры)"; 1.1.3 Показатель "Количество газифицированных природным газом котельных"; 1.1.4 Показатель "Количество реконструированных газораспределительных станций (ГРС)"; 1.1.5 Показатель "Разработка (корректировка) проектной документации".

Пояснения к таблице: отчетные значения целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области.

Отчетные значения целевых показателей 1.1.1 и 1.1.2 определяются по итогам выполнения строительно-монтажных работ на объектах газификации и соответствуют значениям соответствующих показателей технико-экономических характеристик объекта капитального строительства, указанным в положительных заключениях государственной экспертизы на проектную документацию по строительству соответствующих объектов газификации.

Под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной инфраструктуры и других объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Подпрограммы мероприятием подпрограммы является предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (субсидия на газификацию).

В разделе 2 Подпрограммы также установлено, что Подпрограмма «Развитие газификации Ивановской области» предусматривает реализацию основного мероприятия «Газификация населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры Ивановской области».

В рамках основного мероприятия реализуются следующие мероприятия:

1. Взаимодействие с организациями ПАО "Газпром" в рамках реализации Программы развития газоснабжения и газификации Ивановской области (далее - Программа) на период с 2016 по 2020 годы (исполнитель - Департамент строительства и архитектуры Ивановской области).

Реализация мероприятия предусматривает:

- получение согласования на пуск газа по завершенным строительством объектам. Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области подготавливается запрос с необходимым пакетом документов в ООО «Газпром межрегионгаз» о согласовании подачи газа по объектам газификации, строительство которых выполнено в рамках Программы;

- выдачу разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов газификации. Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области в соответствии со своими полномочиями и в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осуществляется выдача разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов газификации.

2. Предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (исполнитель - Департамент строительства и архитектуры Ивановской области).

Согласно пункту 4.6. Порядка № 458-п оценка эффективности использования субсидий осуществляется Департаментом на основании сравнения планируемых и достигнутых значений показателей результативности использования субсидии с учетом соблюдения сроков выполнения муниципальными образованиями Ивановской области обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе показателя результативности использования субсидии — «количество газифицированных природным газом котельных, ед.».

Таким образом, получение согласования на пуск газа по завершенным строительством объектам, выдача разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов газификации в соответствии с Подпрограммой «Развитие газификации Ивановской области» находится за рамками целевого показателя «Количество газифицированных природным газом котельных», поскольку данные мероприятия осуществляются Департаментом, а не получателем субсидии из областного бюджета. 

Довод Службы со ссылкой на определение газификации, содержащееся в статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» о том, что выдача технических условий, проверка выполнения технических условий, составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) является стадией процесса газификации объекта, судом отклоняется, поскольку содержание целевого показателя количество газифицированных природным газом котельных в бюджетных правоотношениях определяется положениями Подпрограммы, в которой определено, что под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ.

Следовательно, строительная (техническая) готовность объекта в целом определяется полным окончанием всех строительно-монтажных работ, возведением объекта капитального строительства в проектное положение, в соответствии с утвержденной проектной документацией.

Срок получения всех разрешительных документов по окончании строительства невозможно заранее предусмотреть при заключении соглашения.

Значение целевого индикатора (показателя – количество газифицированных природным газом котельных – 1 единица) определяется по итогам выполнения строительно-монтажных работ на объектах газификации и соответствует значению соответствующих показателей технико-экономических характеристик объекта капитального строительства, указанных в положительных заключениях государственной экспертизы на проектную документацию по строительству соответствующих объектов газификации (пояснение к Таблице «Целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы»).

Из материалов дела следует, что 12.04.2017 Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области заключено соглашение о предоставлении в 2017 году субсидий бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области на софинансирование расходных обязательств администрации Пучежского муниципального района Ивановской области (далее — Администрация), возникающих в связи с реализацией инвестиционного проекта «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест д. Затеиха, ул. Школьная, д. 8 Пучежского района Ивановской области» в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» от 12.04.2017 № 7 (далее - Соглашение от 12.04.2017 № 7).

Соглашением от 12.04.2017 № 7 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2017 № 1, дополнительного соглашения № 2 от 29.12.2017 г.) определен размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области в 2017 году, в сумме 10752080,60 рублей (пункт 2.2); Администрация обязуется обеспечить достижение в срок до 31 декабря 2017 года следующего значения показателя результативности использования субсидии: количество газифицированных природным газом котельных - 1 единица (пункт 4.2.4); обеспечение технической готовности объекта (ожидаемые результаты строительство газовой блочно-модульной котельной – 1 ед.) не позднее 31.12.2017 — 100% (приложение к соглашению от 12.04.2017 № 7 «График выполнения мероприятий по строительству объекта газификации»).

Таким образом, ожидаемым результатом по обеспечению технической готовности объекта — 100% является именно строительство газовой блочно-модульной котельной – 1 ед., а не ввод объекта в эксплуатацию.

Указанные показатели результативности согласуются с целевым индикатором Подпрограммы «Количество газифицированных природным газом котельных» - 1 единица (пункт 1.1.3 таблицы Раздела 3 Подпрограммы).

Как установлено в ходе проверки, Управлением строительства и ООО «ЭНЕРГОКОМПЛЕКТСЕРВИС» заключен муниципальный контракт от 13.10.2017 № 5 на выполнение работ по строительству блочно-модульной котельной школы на 245 мест д. Затеиха, ул. Школьная, д. 8 Пучежского района Ивановской области (далее — муниципальный контракт 13.10.2017 № 5). Порядок сдачи-приемки выполненных работ определен раздело 5 данного контракта. После завершения строительства котельной стороны подписывают акт сдачи-приемки работ по форме КС-2, КС-3.

Согласно п. 1 ст. 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

Работы приняты на основании актов о приемке выполненных работ формы КС-2 от 17.11.2017 №№ 1-2, от 28.11.2017 №№ 3-5, от 05.12.2017 №№ 6-13, от 07.12.2017 №№ 14-21, от 22.12.2017 № 22, № 121-11-2017 от 30.11.2017 г., 136-12-2017 от 30.12.2017 г., № 147-12-2017 от 22.12.2017 г., № 040171 от 22.12.2017 г. и оплачены согласно 11 платежным поручениям указанную в соглашении № 7 с учетом редакций дополнительных соглашений сумму.

Акты КС-2 подписаны генеральным директором ООО «Энергокомплектсервис», начальником Управления строительства и архитектуры Администрации Пучежского муниципального района и представителем ОГКУ «Агентство капитального строительства по Ивановской области», которое осуществляло строительный контроль за ведением работ на объекте, за соответствием выполненных работ по проекту, СНиП, применяемых материалов, изделий и конструкций государственным стандартам и техническим условиям и другим нормативным документам, проверяло качество работ, проверку КС-2. Следовательно, данные акты подтверждают, что работы по строительству котельной были выполнены в полном объеме до 31.12.2017 г.

Согласно отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии на 01.01.2018 в Пучежском муниципальном районе Ивановской области по инвестиционному проекту «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест д. Затеиха, ул. Школьная, д. 8 Пучежского района Ивановской области» от 10.01.2018, отчету об исполнении графика выполнения мероприятий по состоянию на 01.01.2018 «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест д. Затеиха, ул. Школьная, д. 8 Пучежского района Ивановской области» от 10.01.2018 количество газифицированных в 2017 году природным газом котельных составило — 1 единица; обеспечение технической готовности объекта на основании акта приемки законченного строительством объекта от 29.12.2017 составило 100%.

Корректировка проектной документации от 22.12.2017 г. в связи с выявленной в процессе строительства необходимостью изменения размещения котельной, повлекшая необходимость дополнительного устройства тепловой камеры и дренажного колодца, о невыполнении Управлением целевого показателя и графика выполнения работ не свидетельствует, поскольку согласно п.п. «г» п. 3.2 соглашения № 7 субсидия выделялась на ранее утвержденную проектную документацию, имеющую положительное заключение государственной экспертизы № 37-1-4-0133-13 от 26.11.2013 г.

Выявление 28.03.2018 г. Службой строительного надзора Ивановской области отдельных нарушений обязательных требований по недостаточной герметизации футляров выходов из земли газопровода высокого давления и труб теплотрассы, по отсутствию подливки бетоном опорной пластины молниетвода, по выполнению крепления консоли опорной площадки ГРПШ с отклонением от проекта, по отсутствию демонтажа опалубки, частичного разрушения отмостки вокруг здания ввиду замерзания бетона при бетонировании, по наличию проседания щебеночного покрытия огражденной территории и подъездной дороги, не свидетельствует о том, что до 31.12.2017 не было осуществлено строительство котельной.

В соответствии с п. 2 ст. 755 ГК РФ подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.

Ссылка Службы осуществление поставки газа с 01.04.2018 по муниципальному контракту № 13-5-11243, судом также отклоняется, поскольку данные мероприятия осуществлены к 01.04.2018 (срок, установленный п. 4.1.4 соглашения), что в соответствии с п. 4.10 Подпрограммы дополнительно свидетельствует об отсутствии оснований для возврата субсидии.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушений графика выполнения мероприятий по строительству котельной и недостижения значения показателя результативности использования  субсидии не имеется.

На основании вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины в бюджет по делу судом не рассматривается, поскольку Служба освобождена от ее оплаты на основании ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,  суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования Управления строительства и архитектуры Администрации Пучежского муниципального района (ОГРН: 1083720000363; ИНН: 3720004043) удовлетворить.

2. Признать незаконным Предписание Службы государственного финансового контроля Ивановской области №05-01/10-18-2 от 15.02.2019 г.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                           М.С. Савельева