ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2790/17 от 08.08.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

09 августа 2017 года

Дело № А17-2790/2017

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2017 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседаниясекретарем судебного заседания Храмовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
к Союзу саморегулируемая организация "Кадастровые инженеры Золотого кольца" (ИНН <***>, ОГРН <***>) об исключении сведений о Союзе саморегулируемая организация «Кадастровые инженеры Золотого кольца» из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью,

при участии в заседании:

- от Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии - ФИО1 по доверенности от 08.06.2017,

установил:

Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (далее – Росреестр, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об исключении сведений о Союзе саморегулируемая организация «Кадастровые инженеры Золотого кольца» (далее - Союз) из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

В обоснование заявленных требований Росреестр указал, что сведения о Союзе внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций 10.06.2014 за регистрационным № 0410, предметом саморегулирования для Союза была принята кадастровая деятельность его членов. На момент включения соответствующих сведений в реестр саморегулируемых организаций членство кадастровых инженеров было добровольным и необязательным, орган по контролю и надзору за саморегулируемыми организациями определен не был. После введения частью 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) с 01.07.2016 обязательного членства кадастровыхинженеров в саморегулируемых организациях кадастровыхинженеров, во исполнение положений пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее - Закон № 452-ФЗ) по состоянию на 01.12.2016 заявление Союза о включении сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров в Росреестр не поступало. Таким образом, Союз не вправе осуществлять деятельность как саморегулируемая организация кадастровых инженеров, и, исходя из предмета саморегулирования, сведения о нем не могут содержаться в государственном реестре саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

Союз, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, отзыв не представил.

Рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, заслушав заявителя, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что сведения о Союзе внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций 10.06.2014 за регистрационным № 0410, предметом саморегулирования для Союза является кадастровая деятельность его членов.

Основанием для внесения в государственный реестрсаморегулируемых организаций сведений о Союзе послужило его соответствие требованиям Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закона № 315-ФЗ) и предоставление всех документов, предусмотренных названным законом. На момент внесения сведений о Союзе в государственный реестрсаморегулируемых организаций, членство кадастровыхинженеров в саморегулируемых организациях кадастровыхинженеров было добровольным и необязательным, орган по контролю и надзору за саморегулируемыми организациями кадастровыхинженеров определен не был.

Законом № 452-ФЗ установлены новые требования к саморегулируемым организациям кадастровыхинженеров, а также определен порядок подтверждения соответствия указанным требованиям некоммерческих организаций, основанных на членстве кадастровыхинженеров, сведения о которых по состоянию на 30.06.2016 содержались в государственном реестресаморегулируемых организаций.

В связи с не предоставлением некоммерческой организацией, основанной на членстве кадастровыхинженеров, до 01.12.2016 документов, установленных частью 2 статьи 30.4 Закона № 221-ФЗ в орган государственного надзора, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд считает требования Росреестра подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Положение о Росреестре), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестрасаморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

Частью 1 статьи 20 Закона № 315-ФЗ установлено, что ведение государственного реестрасаморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.

Основания и порядок внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестрсаморегулируемых организаций, перечень необходимых документов и требования к ним установлены статьями 3 и 20 Закона № 315-ФЗ и Правилами ведения государственного реестрасаморегулируемых организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 724 от 29.09.2008.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (часть 1 статьи 3 Закона № 315-ФЗ).

В силу частей 1 и 2 статьи 5 Закона № 315-ФЗ, членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Частью 1 статьи 29 Закона № 221-ФЗ с 01.07.2016 установлено обязательное членство кадастровыхинженеров в саморегулируемых организациях кадастровыхинженеров.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 315-ФЗ с 01.07.2016 саморегулируемые организации кадастровыхинженеров создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровыхинженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровыхинженеров, разработки и утверждения для членов таких саморегулируемых организаций стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровыхинженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением кадастровымиинженерами требований Федерального закона о кадастровой деятельности, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений и установленных саморегулируемой организацией кадастровыхинженеров стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровыхинженеров.

Статус саморегулируемой организации кадастровыхинженеров приобретается ассоциацией (союзом) с даты включения сведений о такой ассоциации (союзе) в государственный реестрсаморегулируемых организаций кадастровыхинженеров (часть 2 статьи 30 Закона № 315-ФЗ).

Ведение государственного реестрасаморегулируемых организаций кадастровыхинженеров и осуществление надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровыхинженеров возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (статья 3.2 Федерального закона «О кадастровой деятельности», пункт 1, подпункты 5.1.5(1), 5.1.5(2) пункта 5 Положения о Росрсестре).

Законом № 452-ФЗ установлены новые требования к саморегулируемым организациям кадастровыхинженеров, а также определен порядок подтверждения соответствия указанным требованиям некоммерческих организаций, основанных на членстве кадастровыхинженеров, сведения о которых по состоянию на 30.06.2016 содержались в государственном реестресаморегулируемых организаций. В силу пункта 7 статьи 4 Закона № 452-ФЗ, некоммерческие организации, основанные на членстве кадастровыхинженеров, сведения о которых по состоянию на 30.06.2016 содержались в государственном реестресаморегулируемых организаций, были обязаны до 01.12.2016г. представить в орган государственного надзора документы о включении их в государственный реестрсаморегулируемых организаций кадастровыхинженеров в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.4 Федерального закона «О кадастровой деятельности». В случае непредставления некоммерческой организацией, основанной на членстве кадастровыхинженеров, до 01.12.2016г. документов, установленных частью 2 статьи 30.4 Федерального закона «О кадастровой деятельности», в орган государственного надзора, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного реестрасаморегулируемых организаций, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении из указанного государственного реестрасаморегулируемых организаций сведений о такой некоммерческой организации.

По состоянию на 01.12.2016 заявление Союза о включении сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров в Росреестр не поступало.

Союз обращался в Росреестр в заявлением от 03.11.2016 № 12 об исключении сведений о нем из государственного реестра саморегулируемых организаций, однако к письму не была приложена копия решения общего собрания членов Союза, что послужило основанием для принятия 14.11.2016 Росреестром решения об отказе в исключении сведений о Союзе из государственного реестра саморегулируемых организаций. 06.02.2017 в Росреестр по электронной почте поступил скан-образ протокола общего собрания членов Союза от 29.07.2016 б/н, на котором принято решение о добровольном исключении сведений о Союзе из государственного реестра саморегулируемых организаций, однако представленный скан-образ протокола не заверен электронной подписью, поэтому не был принят Росреестром в качестве документа, имеющего юридическую силу.

Таким образом, надлежащим образом оформленное заявление об исключении сведений о Союзе из государственного реестра саморегулируемых организаций в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью, Союзом в Росреестр подано не было.

В силу пункта 1 части 1 статьи 21 Закона № 315-ФЗ, с учетом положения пункта 7 статьи 4 Закона № 452-ФЗ, основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 или 2 статьи 20 Закона № 315-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям Закона № 315-ФЗ, других федеральных законов.

Учитывая, что по состоянию на 01.12.2016 заявление Союза о включении сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров в Росреестр не поступало, а также принимая во внимание, что исходя из предмета саморегулирования сведения о нем не могут содержаться в государственном реестре саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью, суд на основании пункта 1 части 1 статьи 21 Закона № 315-ФЗ, пункта 7 статьи 4 Закона № 452-ФЗ считает, что требование Росреестра подлежит удовлетворению

В соответствии со статьей 101 и частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включающие государственную пошлину и судебные издержки, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с тем, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пп. 2 п. 2 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, с Союза подлежит взысканию в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины (ст. 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исключить сведения о Союзе саморегулируемая организация «Кадастровые инженеры Золотого кольца» (место нахождения: 153038, <...>, ОГРН - <***>, ИНН - <***>, регистрационный № 0410 от 10.06.2014) из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

2. Взыскать с Союза саморегулируемая организация «Кадастровые инженеры Золотого кольца» в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья Калиничева М.С.