ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2832/15 от 28.01.2016 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г. Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

01 февраля 2016 года

Дело № А17-2832/2015

Резолютивная часть решения оглашена 28 января 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Граждан В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

о признании незаконным решения Лицензионной комиссии Ивановской области об отказе в выдаче ООО Управляющая компания «Дома» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно: признании незаконным протокола Лицензионной комиссии Ивановской области от 14.04.2015 г. № 19 в части принятия решения по вопросу 27,

о признании незаконным принятого Службой государственной жилищной инспекцией Ивановской области Решения № 64 от 17.04.2015 г. об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом;

Заинтересованные лица:

Лицензионная комиссия Ивановской области;

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области;

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области;

при участии в судебном заседании:

от ООО «УК «Дома» - ФИО1 по доверенности от 12.01.2015 года и паспорту;

от Лицензионной комиссии Ивановской области – ФИО2 на основании Указа Губернатора Ивановской области от 16.12.2014 года № 253-уг «О лицензионной комиссии Ивановской области» и служебного удостоверения;

от Ивгосжилинспекции: ФИО3 по доверенности № 48 от 10.11.2015 года и на основании паспорта;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» (далее: заявитель, ООО «УК «Дома», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным принятого Службой государственной жилищной инспекцией Ивановской области Решения № 64 от 17.04.2015 г. об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом и обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «УК «ДОМА» путем отмены принятого Решения № 64 от 17.04.2015 г. об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления ООО «УК «ДОМА» указанной лицензии.

В ходе рассмотрения дела ООО «УК «ДОМА» в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дважды уточняло предмет заявленных требований. Уточнения приняты судом. Таким образом, предметом заявленных требований является признание незаконным решения Лицензионной комиссии Ивановской области об отказе в выдаче ООО Управляющая компания «Дома» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно: признании незаконным протокола Лицензионной комиссии Ивановской области от 14.04.2015 г. № 19 в части принятия решения по вопросу 27, а также признание незаконным принятого Службой государственной жилищной инспекцией Ивановской области Решения № 64 от 17.04.2015 г. об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

ООО «УК «ДОМА» с заявленными требованиями не согласилось по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. По мнению Общества, Ивгосжилинспекцией при проведении внеплановых документарных проверок были допущены грубые нарушения законодательства, регулирующего порядок проведения проверок юридических лиц. С приказами от 17.03.2015 г. № 9 и № 10 о проведении проверок заявитель был ознакомлен только 14.04.2015 г. Акты проверок от 02.04.2015 г. № 34 Кр и от 08.04.2015 г. № 35 Кр были вручены руководителю ООО «УК «ДОМА» также 14.04.2015 г., то есть после проведения всех проверок и после принятия решения Лицензионной комиссией Ивановской области. Уведомление либо мотивированный запрос в порядке, определенном п. 55 Административного регламента, утвержденного Приказом от 30.12.2014 г., ч. 4, 8 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, в адрес Общества не направлялись. Также в нарушении п.п. «к» п. 2.2, п. 6.5 Положения о лицензионной комиссии Ивановской области, утвержденного Приказом от 16.12.2014 г. № 253-УГ, заявитель не был извещен о заседании лицензионной комиссии. Данные нарушения лишили Общество права непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также лишили заявителя возможности дачи пояснений по вопросу о выдаче лицензии, что могло повлиять на результаты рассмотрения заявления. Неверное указание ИНН в заявлении являлось технической ошибкой. Кроме того, на момент составления акта от 08.04.2015 г. информация в соответствии с п.п. «з» п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2013 г. № 731, была раскрыта на официальном сайте в сети интернет www.reformagkh.ru в соответствии с рекомендациям, размещенными на официальном сайте Правительства Ивановской области. А именно, 06.04.2015 г. размещена по каждому многоквартирному дому в одном текстовом документе, размещенном путем прикрепления в строке «Дополнительная информация» вкладки «Общая информация об организации» раздела «Текущая анкета». Следовательно, на момент принятия решения об отказе в предоставлении лицензии у Общества отсутствовало несоблюдение требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Заявителем указано, что оспариваемые решения нарушают законные права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку после 1 мая 2015 года Общество было лишено возможности оказывать услуги по управлению многоквартирными домами. Данное нарушение не было устранено фактом предоставления Обществу лицензии, поскольку многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «УК «ДОМА» до 01.05.2015 г., перешли в управление иных управляющих организаций.

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Приказы и акты проверок были вручены руководителю управляющей организации. Следовательно, по мнению административного органа, нарушения, выразившегося в не ознакомлении и невручении вышеуказанных документов, со стороны Ивгосжилинспекции не имелось. Довод Общества о нарушении его прав в рамках статьи 21 Федерального закона № 294-ФЗ административный орган отклонил со ссылкой на ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ и п. 8 Постановления № 1110. Уведомление об устранении выявленных нарушений в адрес Общества не направлялось, поскольку ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ касается проверки правильности оформления заявления, а не проверки достоверности указанной в нем информации. Нормы статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ не подлежали применению, ввиду наличия норм специального законодательства по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (Федеральный закон № 99-ФЗ, Постановление № 1110). Грубых нарушений, указанных в закрытом перечне ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ, допущено не было. Возражения от 15.04.2015 г. не могли повлиять на принятое решение, поскольку окончательно решение об отказе в выдаче лицензии соискателю было принято лицензионной комиссией Ивановской области 14.04.2015 г., а не Службой. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ). Следовательно, довод заявителя о том, что документ был загружен 06.04.2015 г., тогда как заявление было подано 12.03.2015 г., свидетельствует о несоблюдении ООО «УК «Дома» требований Федерального закона № 255-ФЗ и несоответствии лицензионному требованию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

Лицензионная комиссия Ивановской области с требованиями заявителя не согласилась, указав, что решение об отказе в выдаче указанному юридическому лицу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами было принято 14.04.2015 года по итогам рассмотрения мотивированного предложения (рекомендации) Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области и результатов проверок соискателя лицензии ООО «УК «Дома». В ходе судебного заседания представитель данного административного органа пояснил, что Лицензионная комиссия Ивановской области не извещала управляющую организацию о времени и месте рассмотрения вопроса о предоставлении ООО «УК «Дома» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. При этом Лицензионная комиссия Ивановской области считает, что норма об уведомлении соискателей лицензии на регулярной основе о времени и месте рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии не носит обязательный характер.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в письменном отзыве на заявленные требования указал, что считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Заседания лицензионной комиссии проходят на базе Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области согласно графику проведения заседаний лицензионной комиссии. 14.04.2015 года на заседании лицензионной комиссии было принято решение об отказе рассматриваемой управляющей компании в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с имеющимися нарушениями по полноте и достоверности предоставленных сведений.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил, заявлений, дополнений, ходатайств не представил.

Заявление ООО «УК «Дома» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке статей 156, 170, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

12.03.2015 г. Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» обратилось в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с приложением списка многоквартирных домов, в отношении которых Общество осуществляет деятельность по управлению на дату обращения с заявлением и квалификационного аттестата № 037000018.

17.03.2015 г. Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области было вынесено уведомление № 1862-ис о принятии к рассмотрению данного заявления о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и прилагаемых к нему документов.

Также на основании поданного заявления Ивгосжилинспекцией были вынесены Приказ о проведении внеплановой документарной проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах от 17.03.2015 г. № 9 и Приказ о проведении внеплановой документарной проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, от 17.03.2015 г. № 10.

Результаты внеплановой документарной проверки, проведенной на основании приказа № 9 от 17.03.2015 г., были зафиксированы в акте проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах № 34 Кр от 02.04.2015 г. Согласно тексту данного документа административным органом было выявлено следующее нарушение обязательных требований: информация о данных ОГРН, указанных в заявлении соискателем лицензии, не соответствует данным, указанным в выписке из ЕГРЮЛ.

Результаты внеплановой документарной проверки, проведенной на основании приказа № 10 от 17.03.2015 г., были зафиксированы в акте проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации № 35 Кр от 08.04.2015 г. Из содержания данного документа следует, что административным органом было выявлено нарушение п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, а именно: установлены нарушения в части соблюдения лицензиатом требований к раскрытию информации, установленные частью 10 статьи 161 ЖК РФ. А именно: на официальном сайте www.reformagkh.ru отсутствовала информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний, предусмотренная п.п. «з» п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2013 г. № 731, в отношении МКД, расположенных по следующим адресам: <...> <...>, <...>, <...>, <...>.

Уведомлением от 13.04.2015 г. № 689 законный представитель ООО «УК «Дома» был извещен о необходимости явки 14.04.2015 г. в 15.00 по адресу: <...>, для подписания документов, составленных по итогам проведения внеплановой документарной проверки. 14.04.2015 г. руководителю ООО «УК «Дома» были вручены приказы от 17.03.2015 г. № 9 и 10 о проведении проверок, а также акты проверок от 02.04.2015 г. № 34 Кр и от 08.04.2015 г. № 35 Кр.

13.04.2015 г. в порядке статьи 194 ЖК РФ Ивгосжилинспекцией было подготовлено мотивированное предложение (рекомендация) № 3217-ис в Лицензионную комиссию Ивановской области, согласно которому Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области на основании результатов внеплановых документарных проверок рекомендовала (предложила) Лицензионной комиссии Ивановской области принять решение об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дома» (ИНН: <***>).

14.04.2015 года состоялось заседание Лицензионной комиссии Ивановской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами. Из содержания протокола данного заседания следует, что по вопросу № 27 по результатам рассмотрения мотивированного предложения (рекомендации) Ивгосжилинспекции № 3217-ис от 13.04.2015 года Лицензионной комиссией Ивановской области на основании пунктов 1, 2 ч. 2 ст. 194 ЖК РФ было принято решение об отказе в предоставлении лицензии на основании результатов проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, ввиду несоответствия по результатам проведенных внеплановых документарных проверок ООО «УК «Дома» (ИНН: <***>) лицензионным требованиям, установленным ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

17.04.2015 г. на основании решения Лицензионной комиссии Ивановской области (п. 27.2 протокола от 14.04.2015 № 19) Службой государственной жилищной инспекцией Ивановской области был издан Приказ № 64 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

Не согласившись с решением Лицензионной комиссии Ивановской области, изложенным в п. 27.2 протокола от 14.04.2015 № 19 и Приказом Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 17.04.2015 г. № 64 ООО «УК «Дома» обжаловало их в Арбитражный суд Ивановской области.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как видно из материалов дела и пояснено заявителем, оспариваемыми решением Лицензионной комиссии Ивановской области, изложенным в п. 27.2 протокола от 14.04.2015 № 19 и Приказом Службой государственной жилищной инспекцией Ивановской области от 17.04.2015 г. № 64 нарушены права и законные интересы ООО «УК «Дома» в сфере экономической деятельности, поскольку управление эксплуатацией жилого фонда является одним из видов деятельности Общества согласно сведениям из ЕГРЮЛ.

Оспариваемые решения оцениваются арбитражным судом на предмет соответствия нормативным правовым актам, действовавшим на момент их вынесения.

Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен разделом Х Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 255-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В силу части 1 статьи 193 ЖК РФ, п. 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, части 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» юридические лица, до 1 мая 2015 года осуществлявшие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать следующим лицензионным требованиям:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

Частью 10 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «з» п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731, управляющая организация обязана раскрыть информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний.

Пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 124 определен следующий адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.

На основании п. 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, п. 2.1.20 Положения о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 18.09.2013 г. № 374-п, п. 2 Административного регламента по исполнению государственной функции по лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Приказом Ивгосжилинспекции Ивановской области от 31.12.2014 г. № 75, Ивгосжилинспекция наделена полномочиями по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе по лицензионному контролю в сфере осуществления такой деятельности.

Согласно части 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

В силу части 2 статьи 194 ЖК РФ основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Из материалов дела следует, что 12.03.2015 г. Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» обратилось в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. По результатам внеплановых документарных проверок 13.04.2015 г. в порядке статьи 194 ЖК РФ Ивгосжилинспекцией было подготовлено мотивированное предложение (рекомендация) № 3217-ис в Лицензионную комиссию Ивановской области, согласно которому Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области рекомендовала (предложила) Лицензионной комиссии Ивановской области принять решение об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дома» (ИНН: <***>).

Согласно п.п. 1 ч. 4 ст. 201 ЖК РФ принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии относится к полномочиям лицензионной комиссии.

Частями 5 и 7 статьи 201 ЖК РФ установлено, что решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора. Решение лицензионной комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Кодекса, может быть оспорено в суде или признано недействительным по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. Решением о создании лицензионной комиссии определяются состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии.

Положение о лицензионной комиссии Ивановской области утверждено Указом Губернатора Ивановской области от 16.12.2014 г. № 253-уг.

Согласно п.п. «к» п. 2.2 указанного Положения Лицензионная комиссия Ивановской области приглашает к участию в заседаниях Комиссии с правом совещательного голоса соискателя Лицензии, лицензиата, экспертов, представителей лицензирующего органа и других органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.

В рассматриваемом случае ООО «УК «Дома» как соискатель лицензии являлось лицом, заинтересованным в получении лицензии.

Пунктом 6.5 Положения о лицензионной комиссии Ивановской области установлено, что члены комиссии и иные заинтересованные лица уведомляются о месте, дате и времени проведения заседания не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до даты проведения заседания. Уведомление направляется любым способом, позволяющим достоверно установить получение уведомления лицом, которому оно направлено, в том числе путем факсимильного сообщения, телефонограммой или электронной почтой.

Указанные положения направлены на необходимость защиты прав и интересов заинтересованного лица, в том числе при рассмотрении вопросов, касающихся выдачи лицензии, а также на обеспечение принципов открытости деятельности и всестороннего исследования уполномоченным коллегиальным органом соответствующих материалов, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или об отказе в ее выдаче.

В рассматриваемом случае доказательств извещения ООО «УК «Дома» о месте и времени рассмотрения его заявления Лицензионной комиссией Ивановской области в материалы дела не представлено. Не извещение ООО «УК «Дома» о месте и времени рассмотрения его заявления лишило Общество возможности дать соответствующие пояснения по вопросу о выдаче лицензии, что могло повлиять на результаты рассмотрения заявления. В частности, как указывает Общество в представленном заявлении выявленные нарушения, послужившие основанием для отказа в выдаче лицензии, частично отсутствовали либо возникли ввиду технической ошибки.

Довод Лицензионной комиссии Ивановской области о том, что норма об уведомлении соискателей лицензии о времени и месте рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии не носит обязательный характер, судом отклоняется как противоречащий необходимости создания в порядке ч. 1 ст. 201 ЖК РФ коллегиального органа для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о признании незаконным решения Лицензионной комиссии Ивановской области об отказе в выдаче ООО Управляющая компания «Дома» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выраженного в протоколе Лицензионной комиссии Ивановской области от 14.04.2015 г. № 19 по вопросу 27 подлежат удовлетворению.

Принятый в порядке ч. 5 ст. 201 Жилищного кодекса РФ во исполнение решения Лицензионной комиссии Ивановской области от 14.04.2015 г. № 19 приказ Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области № 64 от 17.04.2015 г. также подлежит признанию незаконным.

Оспариваемые решения привели к нарушению прав ООО «УК «Дома», поскольку не предоставление Обществу лицензии в срок до 01.05.2015 г. привело к тому, что для него наступили последствия, предусмотренные ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ для лиц, не получивших в указанный срок лицензии. При этом данные последствия не устранены фактом предоставления Обществу лицензии после 01.05.2015 г., поскольку частично многоквартирные дома перешли в управление иных управляющих организаций.

Выявленные судом нарушения порядка работы Лицензионной комиссии при принятии решения об отказе в выдаче лицензии являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемых решений, в связи с чем, остальные доводы заявителя судом не рассматриваются.

На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

При подаче заявления ООО «УК «Дома» согласно платежному поручению № 333 от 24.04.2015 года уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей.

Судебные расходы по делу в виде государственной пошлины в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 946 «О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах» в размере по 3 000 руб. подлежат отнесению на Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области.

При увеличении в порядке ст. 49 АПК РФ заявленных требований государственная пошлина Обществом дополнительно не оплачивалась. В связи с чем, на основании п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» государственная пошлина в сумме 3000 рублей взыскивается с Лицензионной комиссии Ивановской области непосредственно в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить Решение Лицензионной комиссии Ивановской области об отказе в выдаче ООО Управляющая компания «Дома» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выраженное в протоколе Лицензионной комиссии Ивановской области от 14.04.2015 г. № 19 по вопросу 27.

3. Признать незаконным Приказ Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области № 64 от 17.04.2015 г. об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

4. Взыскать со Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (адрес: 153000, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 21.04.2006 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Иваново, ОГРН: <***>; ИНН: <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» (адрес: 153013, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 14.03.2003 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Иваново, ОГРН: <***>; ИНН: <***>) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по делу. На взыскание выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

5. Взыскать с Лицензионной комиссии Ивановской области (<...>) в доход федерального бюджета через Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Иваново (адрес: 153000, <...>; зарегистрирована в качестве юридического лица 31.12.2004 г., ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 3000 рублей расходов по государственной пошлине. Исполнительный лист выдать в случае неуплаты заинтересованным лицом суммы государственной пошлины в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

6. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья К.А. Тимошкин