ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2870/11 от 18.08.2011 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б.Хмельницкого, 59 «б»

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело №А17-2870/2011

19 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 19 августа 2011 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савельевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Геомир»

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 53 от 27.06.2011 г.;

от ООО «Геомир» – ФИО2 – генеральный директор, паспорт <...>, выдан Кохомским ГОМ Ивановского района Ивановской области 30.01.2002 г.;

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее административный орган, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Геомир» (далее Общество, ООО «Геомир») к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В обоснование данного требования заявителем представлен Протокол об административном правонарушении № 19-5 от 20.06.2011 года и материалы административного дела, составленные по факту осуществления ООО «Геомир» геодезической деятельности с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Представитель ООО «Геомир» в судебном заседании пояснил, что факт совершения вменяемого правонарушения признает. Несоблюдение указанных заявителем процедур было связано с отсутствием у Общества сведений о порядке выдачи координат государственных геодезических пунктов.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

ООО «Геомир» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС РФ по г. Иваново 20.03.2006 г., ОГРН <***>. Общество имеет лицензию на осуществление геодезической деятельности №МОГ-03983Г от 23.11.2006 г.

06.06.2011 из ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области поступила копия межевого плана земельного участка кадастровый номер 37:24:020619:53 (регистрационный номер 3724/101/11-1015), расположенного по адресу: <...>. Согласно представленного межевого плана исполнителем кадастровых работ является ООО «Геомир». В состав кадастровых работ по данному межевому плану входят геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельного участка. При подготовке межевого плана в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. На листе 3 пункт 2 межевого плана (исходные геодезические данные) указано, что в качестве геодезической основы при подготовке межевого плана использовались пункты ОМЗ (опорный межевой знак) 180 и 952. Но координаты пункта ОМС 180 в Техническом отчете о геодезических работах по созданию опорной межевой сети (ОМС 1) на территории городского округа Иваново, выполненном ФГУП «Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие» экспедиция № 133 в 2007 году не соответствуют указанным в межевом плане значениям, а соответствуют значениям из Каталога координат и высот пунктов трилатерации, триангуляции, полигонометрии и высот пунктов нивелирования гор. Иваново, выполненном Федеральной службой геодезии и картографии России Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие в 1997 году - ст. п.п. 180. Всего на территории городского округа Иваново установлено 250 знаков ОМС с номерами от 001 до 250, знака опорной межевой сети № 952 не существует, но под таким номером и с такими же координатами имеется стенной пункт полигонометрии, что так же подтверждается каталогом. Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений (лист 6) и определения координат точек границ земельного участка (лист 5).

15.06.2011 из ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области поступила копия межевого плана земельного участка кадастровый номер 37:24:010305:2 (регистрационный номер 3724/101/11-1121), расположенного по адресу: <...>. Согласно представленного межевого плана исполнителем кадастровых работ является ООО «Геомир». В состав кадастровых работ по данному межевому плану входят геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельного участка. При подготовке межевого плана в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. Названия и класс геодезической сети указаны на листе 3 пункт 2 межевого плана (исходные геодезические данные). Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений (лист 6) и определения координат точек границ земельного участка (лист 5).

Координаты государственных геодезических пунктов, использованные при составлении межевого плана, получены в нарушение требований нормативно-технических документов в области геодезической деятельности, а именно п. 10.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ГКИНП 17-002-93 (утв. Роскартографией 15.10.1993) устанавливающей, что обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора из каталогов координат и высот государственных геодезических пунктов, которые составляют федеральный картографо-геодезический фонд (Положение о федеральном картографо-геодезическом фонде, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2000 №669).

ООО «Геомир» за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора, в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной приказом Федеральной службы геодезии и картографии от 05.08.2002 № 114-пр, не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату в соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона «О геодезии и картографии», приказом Федерального агентства геодезии и картографии от 30.08.2007 № 104-пр «Об утверждении размеров платы за пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда» не производило.

Кроме того, вышеуказанные геодезические работы при межевании земель не были зарегистрированы в органе госгеонадзора в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О геодезии и картографии» и п.п. 3 п. 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 г. № 273. Порядок регистрации геодезических работ установлен п. 3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ГКИНП 17-002-93 (утв. Роскартографией 15.10.1993). Регистрация производится до начала работ.

Таким образом, незаконное использование координат государственных геодезических пунктов при подготовке межевых планов земельных участков, а также отсутствие обязательной регистрации геодезических работ является нарушением требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.

Полагая, что обнаруженные нарушения являются достаточными данными, указывающими на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, главным специалистом-экспертом отдела землеустройства, мониторинга земель, геодезии и картографии - государственным инспектором по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью на территории Ивановской области ФИО3 генеральному директору ООО «Геомир» ФИО2 заказным письмом с уведомлением о вручении было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 30.05.2011 № 6.

По результатам проверки материалов и данных начальником отдела землеустройства, мониторинга земель, геодезии и картографии - заместителем главного государственного инспектора по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью на территории Ивановской области ФИО1, являющейся должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 №178 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях», был составлен протокол об административном правонарушении от 20.06.2011 г. №19-5.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995 г. №209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Закона N 209-ФЗ), пунктами 42, 43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных.

К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (статья 3 Закона N 209-ФЗ).

В силу части 2 статьи 13 Закона о геодезии и картографии, подпункта 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 г. №273, основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются, в том числе регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ, проведенных в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение №2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412).

Таким образом, деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2006 г. №705 "О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии" являются соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии".

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) геодезической основой государственного кадастра недвижимости (далее - геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (далее - опорные межевые сети).

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6 Закон №221-ФЗ).

Согласно пункту 10.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93", утвержденной Роскартографией 15.10.1993, обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора.

Из пункта 2.5 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной Приказом Роскартографии от 05.08.2002 г. №114-пр следует, что предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.

Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора, помимо прочих документов, заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда, составляемая по форме приложения N 1 (пункт 2.6 рассматриваемой Инструкции)

В силу пункта 3.1 указанной Инструкции, топографо-геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.

Исходя из вышеуказанных норм права, следует, что получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться в установленном указанными правовыми актами порядке на основании разрешения уполномоченного органа и проведение геодезической деятельности подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о нарушении ООО «Геомир» лицензионных требований при осуществлении геодезической деятельности.

Как следует из статьи 50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). В соответствии со статьёй 2 ГК РФ, ООО «Геомир» является субъектом предпринимательской деятельности. С целью извлечения прибыли, Общество осуществляет геодезическую деятельность на основании лицензии № МОГ-03983Г от 23.11.2006 г.

Юридическое лицо обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или несовершения им юридически значимых действий, в том числе последствия несоблюдения лицензионных требований. Соответствующие требования Обществом соблюдены не были, что в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о наличии вины Общества в совершенном административном правонарушении.

Учитывая, неоднократность совершения подобных нарушений, суд приходит к выводу о том, что данное правонарушение является длящимся. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

При назначении административного наказания, принимая во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно совершение правонарушения впервые, отсутствие вредных последствий его совершения, суд считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области удовлетворить.

2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Геомир» (адрес: <...>; ИНН: <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

3. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>).

Судья Тимошкин К.А.