ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2893/2021 от 28.06.2021 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-2893/2021

г. Иваново

28 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2021 года. Полный текст решения изготовлен 28 июня 2021 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе

судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «АРДИСИЯ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области

о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в неустановлении тарифов на холодную воду и водоотведение на участке с. Китово Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района на 2020 и 2021 год для ООО «АРДИСИЯ»; обязать Департамент утвердить тарифы на холодную воду и водоотведение на участке с. Китово Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района на 2021 год,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 21.06.2021, диплома о высшем юридическом образовании, паспорта;

от департамента – ведущий консультант-юрист Карика О.Н. на основании доверенности от 09.07.2020, диплома о высшем юридическом образовании, паспорта.

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «АРДИСИЯ» (далее ООО «Ардисия, Общество) к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в неустановлении тарифов на холодную воду и водоотведение на участке с. Китово Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района на 2020 и 2021 год для ООО «АРДИСИЯ», а также обязать Департамент утвердить тарифы на холодную воду и водоотведение на участке с. Китово Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района на 2021 год.

Согласно данного заявления следует. Постановлением Главы администрации Шуйского муниципального района № 157-п от 04.03.2020 года ООО «Ардисия» было определено гарантирующим поставщиком на территории с. Китово Шуйского муниципального района.

27.12.2019 года ООО «Ардисия» обратилась в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение на участке с. Китово Шуйского района на 2020 и 2021 год. Для ООО «Ардисия» тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения ранее не утверждались.

Письмом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 84-018/8-20 от 21.01.2020 года (получено 13.02.2020 года) Департаментом были запрошены дополнительные документы, которые представлены Обществом письмом № 10 от 30.03.2020 года. Данное письмо было направлено в Департамент с электронной почты akva-balans@mail.ru.

Извещение об открытии дела об установлении тарифов (цен) в адрес ООО «Ардисия» не поступало. Письмо Департамента № 653-018/8-20 от 17.04.2021 года, которым запрашивались дополнительные документы получено Обществом от ООО «Аква-Баланс» только в феврале 2021 года (письмо № 31 от 11.02.2021 года).

Согласно данного письма Департамента, направленном в нарушении п. 20 Правил содержится перечень документов, который не предусмотрен пунктами 17 и 17.1 Правил. По мнению Общества, обращаясь в Департамент с заявлением от 27.12.2019 года об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2020 и 2021 годы, предприятие представило пакет документов в соответствии с пунктами 17, 17.1 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

При наличии представленных Обществом документов у Департамента отсутствовали основания для отказа в утверждении тарифа на водоснабжение и водоотведение на 2020 и 2021 годы.

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему по следующим основаниям. По мнению Департамента Обществом пропущен 3-х месячный срок установленный ч.3 ст. 198 АПК РФ на обжалование бездействия Департамента. Спорные правоотношения возникли в конце 2019 года, а последнее письмо в адрес Общества было от 17.04.2020 года которое направлено по электронной почте akva-balans@mail.ru, с которого были получены дополнительные документы от ООО «Ардисия» представленные для установления тарифа. Более подробно доводы Департамента изложены в отзыве на заявление и дополнении к нему.

На основании изложенного Департамент считает, что заявленные Обществом требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Заявление Общества, рассмотрено арбитражным судом  первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 115-117, 152-170, 197-201 АПК РФ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, арбитражный суд установил следующее.

Постановлением Главы администрации Шуйского муниципального района № 157-п от 04.03.2020 года ООО «Ардисия» было определено гарантирующим поставщиком на территории с. Китово Шуйского муниципального района.

27.12.2019 года ООО «Ардисия» обратилась в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение на участке с. Китово Шуйского района на 2020 и 2021 год. Для ООО «Ардисия» тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения ранее не утверждались.

Письмом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 84-018/8-20 от 21.01.2020 года (получено 13.02.2020 года) Департаментом были запрошены дополнительные документы, которые представлены Обществом письмом № 10 от 30.03.2020 года. Данное письмо было направлено в Департамент с электронной почты akva-balans@mail.ru.

Департамент письмом № 653-018/8-20 от 17.04.2021 года, дополнительно запросил документы и направил данное письмо на электронный адрес с которого были получены дополнительные документы Общества от 30.03.2020 года. Тариф не установлен. Согласно пояснений Общества, письмо Департамента № 653-018/8-20 от 17.04.2021 года, которым запрашивались дополнительные документы получено Обществом от ООО «Аква-Баланс» в феврале 2021 года (письмо № 31 от 11.02.2021 года).

Считая бездействие Департамента по не установлению тарифов на холодную воду и водоотведению на участке с. Китово Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области на 2020 2021 годы для ООО «Ардисия», Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Порядок установления тарифов утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета», «Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения»).

Согласно пунктов 12-22 Правил установлено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется:

а) по предложению регулируемой организации;

б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами. Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов. К заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы. Предложение об установлении тарифов представляется в орган регулирования тарифов лично руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом, либо направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме. Решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 настоящих Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов. Представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, уполномоченные руководителем такой организации, вправе на основании письменного ходатайства знакомиться со всеми материалами дела об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода со дня его открытия до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов. Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.

Согласно п. 23 Правил, установлено, что порядок регистрации поступивших в орган регулирования тарифов предложений об установлении тарифов определяется регламентом.

Приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э Утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Согласно пункта 11 и 13 Регламента следует, что открытие дела или отказ в открытии дела с возвратом представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифов. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.

Таким образом, представив в Департамент 30.03.2020 года посредством электронной почты и 03.04.2020 года непосредственно в Департамент дополнительные документы, с учетом Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 и Приказа ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э, Департамент должен был открыть дело об установлении тарифов или уведомить о необходимости представления указанных в пункте 17 настоящих Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов. Поскольку для ООО «Ардисия» государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме.

В связи с чем, учитывая предмет заявленных требований, ООО «Ардисия» при надлежащем отношении к осуществлению своих полномочий гарантирующего поставщика должно было узнать о бездействии Департамента по истечении 30 дней с момента представления дополнительных документов, т.е. 04.05.2020 года. Таким образом, 3-х месячный срок для оспаривания бездействия Департамента должен исчисляться с 04.05.2020 года и он окончен 04.08.2020 года.

В данном случае заявлением о признании незаконным бездействия Департамента  ООО «Ардисия» обратилось только 30.03.2021 года (согласно штампа Почты России имеющегося на почтовом конверте), т.е. после истечения 3-х месячного срока установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ. В связи с чем, суд приходит к выводу о пропуске данного срока для обращения в суд. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока для обжалования Обществом не заявлено. Получение письма Департамента исх. № 653-018/8-20 от 17.04.2020 от ООО «Аква-Баланс» 12.02.2021 года в данном случае не имеет правового значения для разрешения вопроса о пропуске срока для обращения в Арбитражный суд, поскольку в данном случае предметом является признание незаконным бездействия Департамента, выразившегося в неустановлении тарифов на холодную воду и водоотведение на участке с. Китово Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района на 2020 и 2021 год для ООО «АРДИСИЯ», а не оспаривание ненормативного правового акта.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 № 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Субъективное право на защиту - это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.

Следовательно, решение вопроса об обжаловании ненормативного акта, решения, действий (бездействия) предполагает определенную инициативу лица, чьи права, по его мнению, нарушают оспариваемые им ненормативные акты, действия (бездействии), решения, а срок на их обжалование исчисляется с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, то есть когда заявитель узнал об издании оспариваемого ненормативного акта, решения, о совершении действий (бездействия) и пришел к субъективному мнению о том, что его права и законные интересы нарушены такими актами, действиями (бездействием).

Таким образом, заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта (действий) в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока - ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока. При этом пропуск трехмесячного срока на обжалование решения государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 № 271-О-О, положение части 4 статьи 198 АПК РФ направлено на защиту конституционных прав граждан и не предполагает произвольного ее применения судами при решении вопросов о порядке исчисления установленного в ней срока, а также восстановления пропущенного срока подачи заявления.

Учитывая вышеизложенное, пропуск срока на обжалование бездействия Департамента и отсутствие ходатайства на его восстановление, ООО «Ардисия» оставить без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 3000 рублей.

При подаче данного заявления в суд заявителем оплачена государственная пошлина в сумме 6000 рублей по п/п № 234 от 30.03.2021 года.

Учитывая признание заявленных требований не обоснованными, 3000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины, подлежат оставлению за ООО «Ардисия», а 3000 рублей излишне оплаченной государственной пошлины подлежат возврату Обществу.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 199, 200, 201 АПК РФ,  суд

Р Е Ш И Л :

   1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «АРДИСИЯ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в неустановлении тарифов на холодную воду и водоотведение на участке с. Китово Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района на 2020 и 2021 год для ООО «АРДИСИЯ» и обязании Департамент энергетики и тарифов Ивановской области утвердить тарифы на холодную воду и водоотведение на участке с. Китово Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района на 2021 год оставить без удовлетворения.

2. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «АРДИСИЯ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 3000 рублей излишне оплаченной по п/п № 234 от 30.03.2021 года государственной пошлины по делу.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                       Тимошкин К.А.