ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2935/14 от 18.06.2014 АС Ивановской области

22/2014-23385(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

18 июня 2014 года

Дело №А17-2935/2014

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2014 года

Судья Арбитражного суда Ивановской области Калиничева М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации г. Иваново в лице Управления муниципального заказа (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ивановской области от 06.05.2014 года,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью «АРС-СТРОЙГРУПП», Управление благоустройства Администрации г. Иваново,

при участии в судебном заседании:

- от заявителя - ФИО1 по доверенности от 22.01.2014 года, ФИО2 по доверенности от 22.01.2014, ФИО3 по доверенности от 22.01.2014 года,

- от УФАС по Ивановской области – ФИО4 по доверенности от 23.01.2014 года,

установил:

Администрация г. Иваново в лице Управления муниципального заказа (далее заявитель, Администрация, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ивановской области (далее УФАС, антимонопольный орган) от 06.05.2014 года.

В обоснование заявленных требований Администрация указала, что, исходя из положений ст. 4, части 1 статьи 5, частей 2, 4 статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), при таких способах закупки, как открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, возможность подачи заявки в электронной форме не может быть реализована до ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До указанного момента вся обязательная информация размещается на официальном сайте - zakupki.gov.ru (часть 5 статьи 112 Закона № 44-ФЗ), функционал которого не предоставляет возможности подать заявку в электронной форме. Данная позиция подтверждается письмами Минэкономразвития России от 27.02.2014 № Д28и-208, от 03.04.2014 года № Д28и-607, от 6 мая 2014 года № 10070-ЕЕ/Д28и. Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность обмена электронными документами (в том числе подача заявок) через электронную почту


заказчика. Заявки, поданные таким образом, не должны быть приняты заказчиком. Законодатель устанавливает в статье 77 Закона № 44-ФЗ требование о принятии заявок на участие в запросе котировок только в запечатанных конвертах, не позволяющих рассматривать содержание таких заявок до вскрытия конвертов, или в форме электронного документа с использованием единой информационной системы, в целях обеспечения конфиденциальности и исключения коррупционных факторов. Функционалом единой информационной системы будет предусмотрено как хранение заявок, поданных в форме электронных документов, так и открытие доступа к таким заявкам в срок, установленный в извещении о закупке, что позволит всем заказчикам обеспечить соблюдение норм Закона № 44-ФЗ о защищенности, неприкосновенности и конфиденциальности таких заявок. Законом № 44-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика по обеспечению возможности подачи заявок в электронном виде, данная возможность должна быть обеспечена функционалом единой информационной системы. Уполномоченный орган не имеет информационной системы, сопряженной с официальной электронной почтой, позволяющей обеспечить соблюдение требований законодательства о защищенности, неприкосновенности и конфиденциальности заявок , поданных в форме электронного документа на официальный электронный адрес Администрации, также отсутствует возможность открывать доступ к поданным котировочным заявкам в форме электронного документа в строго определенное время. Кроме того, Закон № 44-ФЗ не позволяет заказчикам устанавливать свои порядки подачи документов в электронной форме, так как в силу прямого указания части 1 статьи 5 Закона № 44-ФЗ между участниками контрактной системы в сфере закупок допускается обмен электронными документами с использованием единой информационной системы. Заявитель пояснил, что оспариваемые Решение и Предписание УФАС нарушают права и законные интересы Администрации, так как ведут к невозможности выполнения задач по обеспечению муниципальных нужд в рамках утвержденного муниципального задания и своевременного освоения бюджетных средств, а также ведут к расходованию значительных бюджетных средств в целях закупки отдельного сервера, дополнительного программного обеспечения, специальных средств защиты информации, в то время как с момента введения в эксплуатацию единой информационной системы может отпасть необходимость в закупленном оборудовании и других понесенных расходах.

УФАС считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что, учитывая право участников контрактной системы в сфере закупок, предусмотренное ч. 2 ст. 77 Закона № 44-ФЗ, заказчик (в данном случае - уполномоченный орган) должен был обеспечить возможность подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронного документа, вне зависимости от функционирования единой информационной системы. Частью 1 ст. 74 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик обязан разместить извещение о проведении запроса котировок не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В рассматриваемом случае большинство участников из других регионов Российской Федерации не смогут подавать свои заявки на участие в запросах котировок в письменной форме, т.к. не смогут обеспечить


получение заказчиками своих заявок до окончания срока подачи заявок. Учитывая изложенное, установленное в извещении № 0133300001714000241 о проведении запроса котировок на кронирование деревьев требование о подаче заявок на участие в запросе котировок исключительно в письменной форме влечет за собой ограничение количества участников закупки по территориальному признаку. Довод заявителя о том, что он не сможет обеспечить неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок УФАС отклонило, указав, что доказательств отсутствия у уполномоченного органа возможности указанного обеспечения, а также приема заявок в форме электронных документов представлено не было. Ссылку заявителя на письма Министерства экономического развития РФ антимонопольный орган считает несостоятельной, указав, что соответствующие письма не были опубликованы в установленном порядке, следовательно, не соответствуют ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 8-10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 и носят рекомендательный характер.

Общество с ограниченной ответственностью «АРС-СТРОЙГРУПП», Управление благоустройства Администрации г. Иваново, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили, отзывы не представили.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей заявителя и антимонопольного орган, суд установил следующее.

08.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 0133300001714000241 о проведении запроса котировок на кронирование деревьев.

Согласно указанному извещению заявка на участие в запросе котировок подается в письменной форме в запечатанном конверте (с указанием наименования закупки и номера извещения), не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта.

Заявка ООО «АРС-СТРОЙГРУПП», поданная в форме электронного документа на электронный адрес mz-kot@ivgoradm.ru, не была зарегистрирована котировочной комиссией Администрации, уполномоченной на регистрацию заявок, поданных участниками закупки.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «АРС-СТРОЙГРУПП» на действия котировочной комиссии Администрации при проведении запроса котировок на кронирование деревьев (извещение № 0133300001714000241).

Антимонопольным органом на основании ст. ст. 99, 106 Закона № 44-ФЗ была проведена внеплановая проверка по факту обращения ООО «АРС-СТРОЙГРУПП» и рассмотрение указанной жалобы.

В рамках рассмотрения дела антимонопольный орган сделал вывод, что в силу ч. 4 ст. 77 Закона № 44-ФЗ заказчик (в рассматриваемом случае уполномоченный орган) обязан обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок. Доказательств отсутствия у уполномоченного органа возможности указанного обеспечения, а также приема заявок в форме электронных документов, представлено не было.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «АРС-СТРОЙГРУПП» Комиссия УФАС по контролю в сфере закупок вынесла решение 29.04.2014 (изготовлено в полном объеме 06.05.2014 года) о признании жалобы ООО «АРС-СТРОЙГРУПП» на действия котировочной комиссии Администрации г. Иваново при проведении запроса


котировок на кронирование деревьев (извещение № 0133300001714000241) обоснованной.

Антимонопольным органом выдано предписание от 29.04.2014 (изготовлено в полном объеме 06.05.2014 года) с требованием к Администрации г. Иваново вернуть все поданные на участие в рассматриваемом запросе котировок заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи котировочных заявок вновь; Управлению благоустройства Администрации г. Иваново устранить нарушения требований ч. 2 ст. 77 Закона № 44-ФЗ, для чего внести изменения в извещение о проведении запроса котировок, с учетом норм Закона № 44-ФЗ и решения Ивановского УФАС России, а именно включить в извещение о проведении запроса котировок возможность подачи котировочных заявок в форме электронного документа, в срок до 19 мая 2014 года; продлить срок подачи заявок на участие в рассматриваемом запросе котировок с учетом требований, предусмотренных ст. 74 Закона № 44-ФЗ, и осуществить дальнейшие действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ; Администрации г. Иваново разместить измененное извещение о проведении запроса котировок на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru в срок до 23 мая 2014 года.

Администрация оспорила Решение и Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ивановской области от 06.05.2014 года в Арбитражный суд Ивановской области.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация, в том числе о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

В силу части 2 статьи 77 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч.4 ст. 77 Закона № 44-ФЗ)

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона 44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи


обеспечивает, в том числе, подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 44-ФЗ в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.

Анализ названных норм свидетельствует, что ч.1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ предусмотрен специальный порядок подачи заявок в форме электронного документа. Данный порядок предусматривает подачу заявки в форме электронного документа с использованием единой информационной системы. Иные способы подачи котировочных заявок в форме электронного документа, в том числе направление заявки на электронную почту заказчика, Законом № 44-ФЗ не предусмотрены. Положения ст. 77 Закона № 44-ФЗ и предусмотренные данной нормы обязанности заказчика не могут применяться в отрыве и без учета ст. 5 Закона № 44-ФЗ. Подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям части 4 статьи 77 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно письмам Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2014 № Д28и-208, от 03.04.2014 года № Д28и-607, от 6 мая 2014 года № 10070-ЕЕ/Д28и в настоящее время единая информационная система не ведена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заяви форме электронного документа.

При данных обстоятельствах вывод антимонопольного органа о нарушении действиями котировочной комиссией Администрации, выразившимися в отказе регистрации заявки ООО «АРС-СТРОЙГРУПП», поданной посредством электронной почты, требований ст. 77 Закона № 44-ФЗ является неправомерным. Основания для признания жалобы ООО «АРС-СТРОЙГРУПП» на действия котировочной комиссии Администрации при проведении запроса котировок на кронирование деревьев


(извещение № 0133300001714000241 обоснованной и выдачи предписания от 06.05.2014 у антимонопольного органа отсутствовали.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, так как заявитель и антимонопольный орган освобождены от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 110, 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

1. Требования Администрации г. Иваново в лице Управления муниципального заказа Администрации г. Иваново удовлетворить.

2. Признать незаконными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ивановской области от 06.05.2014 года.

3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья

М.С. Калиничева



2 А17-2935/2014

3 А17-2935/2014

4 А17-2935/2014

5 А17-2935/2014

6 А17-2935/2014