ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2983/16 от 20.05.2016 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

23 мая 2016 года

Дело № А17-2983/2016

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2016 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Александровой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Военного прокурора Ивановского гарнизона

о привлечении Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ОГРН <***>; ИНН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по служебному удостоверению,

установил:

Военный прокурор Ивановского гарнизона (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее ФКП «УЗКС МО РФ», предприятие) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В обоснование заявленного требования Прокурор указал, что ФКП «УЗКС МО РФ» на территории строительной площадки объекта капитального строительства шифр Т-57/15-20 «Два жилых дома на 328 квартир в г. Иваново», расположенной по адресу: <...> у дома № 5, допустило строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство. По данному факту Прокурором в отношении ФКП «УЗКС МО РФ» Постановлением от 11.04.2016 возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ. На основании Постановления от 11.04.2016 и иных материалов административного дела заявитель просит привлечь предприятие к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

ФКП «УЗКС МО РФ», извещенное судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, в котором отклонило требования Прокурора, указав, что заявленные требования не подлежат рассмотрению арбитражным судом. Заявитель пояснил, что статья 9.5 КоАП РФ поименована одновременно и в части 2 и в части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и в силу разъяснений, изложенных в пункте 9.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», дело о привлечении к административной ответственности по статье 9.5 КоАП РФ может быть рассмотрено судом только в случае, если оно передано суду на рассмотрение административным органом, уполномоченным на рассмотрение соответствующего дела, к которым в соответствии с ч. 1 ст. 23.56 КоАП относятся органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора. ФКП «УЗКС МО РФ» считает, что на основании ст. 54 Градостроительного Кодекса (ГрК РФ), подп. 69.1 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16.08.2004 г., п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 54 от 01.02.2006 г. «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и п. 3 Административного регламента, утвержденного приказом МО РФ № 2300 от 02.12.2011, осуществлять государственный строительный надзор, проводить проверки и возбуждать дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, в отношении ФКП «УЗКС МО РФ» по указанному объекту строительства имеют право органы государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России. Заявитель также указал, что в нарушение п. 2 ст. 1 и п. 1, 2 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) Постановление от 11.04.2016 вынесено Прокурором в отношении юридического лица - ФКП «УЗКС МО РФ», а не в отношении генерального директора, при этом ФКП «УЗКС МО РФ» не является организацией, в отношении которой согласно требованиям пункта 6 приказа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации № 84 от 07.05.2008 военная прокуратура имеет полномочия осуществлять надзор и возбуждать дела об административных правонарушениях.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

30 марта -11 апреля 2016 военной прокуратурой Ивановского гарнизона в связи с поступившей информацией проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства при строительстве объекта шифр Т-57/15-20, расположенного по адресу: <...> у дома № 5.

Установлено, что 13.05.2015 г. между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и АО «ГУОВ» (Генподрядчик) заключен государственный контракт № ДС-Т-57/15-20 (в настоящее время № 1515187380172090942000000/ДС-Т-57/15-20), предметом которого является выполнение комплекса работ по обследованию, инженерным изысканиям, разработке проектной и рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства шифр Т-57/15-20 «Два жилых дома на 328 квартир в г. Иваново». В силу п. 2.5. Контракта государственный заказчик (Минобороны России) в целях обеспечения выполнения работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 Контракта, ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России».

По результатам анализа государственного контракта № 1515187380172090942000000/ДС-Т-57/15-20 и обстоятельств его исполнения Прокурор пришел к выводу, что ФКП «УЗКС МО РФ» фактически исполняет требования государственного контракта и приняло на себя все возложенные обязательства.

Проведенной военной прокуратурой Ивановского гарнизона 30.03.2016 года на территории строительной площадки объекта капитального строительства шифр Т-57/15-20 «Два жилых дома на 328 квартир в г. Иваново», расположенной по адресу: <...> у дома № 5, проверкой установлено, что в период с 12 часов 00 минут по 12 часов 40 минут 30.03.2016 привлеченной АО «ГУОВ» подрядной организацией ООО «СК Антром» в отсутствие разрешения на строительство велись строительно-монтажные работы, а именно: на сооружении литер 1 осуществлялось устройство монолитного цокольного этажа, на сооружении литер 2 - бетонные арматурные работы, устройство монолитного каркаса.

11.04.2016 Прокурор, с учетом вышеприведенных обстоятельств, установив, что ФКП «УЗКС МО РФ»» на территории строительной площадки объекта капитального строительства шифр Т-57/15-20 «Два жилых дома на 328 квартир в г. Иваново», расположенной по адресу: <...> у дома № 5, допустило строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство, Постановлением от 11.04.2016 возбудил в отношении ФКП «УЗКС МО РФ» дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.

На основании статей 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), статьи 23.1 КоАП РФ Прокурор направил в Арбитражный суд Ивановской области заявление о привлечении ФКП «УЗКС МО РФ» к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 13 статьи 1 ГрК РФ строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Частью 1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно требованиям части 4 статьи 52 ГрК РФ, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Согласно требованиям статьи 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут являться застройщик, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Из материалов дела следует, что 13.05.2015 между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и АО «ГУОВ» (Генподрядчик) заключен государственный контракт № ДС-Т-57/15-20 (в настоящее время № 1515187380172090942000000/ДС-Т-57/15-20), предметом которого является выполнение комплекса работ по обследованию, инженерным изысканиям, разработке проектной и рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства шифр Т-57/15-20 «Два жилых дома на 328 квартир в г. Иваново».

В силу п. 2.5. Контракта государственный заказчик (Минобороны России) в целях обеспечения выполнения Работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 Контракта, ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России» (Заказчик).

В соответствии с пунктом 7.1.11 раздела 7 Контракта Заказчик до начала производства строительно-монтажных работ передает генподрядчику в установленном порядке на период строительства объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадки, один экземпляр которого направляет Государственному заказчику в течение 3 дней со дня подписания, а также всю необходимую для строительства Объекта документацию (Проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, Рабочую документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости), технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство).

Согласно п. 10 Устава ФКП «УЗКС МО РФ» целью деятельности предприятия является оказание услуг Минобороны России в сфере организации строительства объектов.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 ФКП «УЗКС МО РФ» учреждено в ведении Минобороны России в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и государства, с осуществлением в т.ч. и обеспечения проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении капитального строительства и реконструкции объектов Минобороны России.

Таким образом, ФКП «УЗКС МО РФ» фактически исполняет требования государственного контракта от 13.05.2015 № 1515187380172090942000000/ДС-Т-57/15-20 в качестве заказчика - застройщика и приняло на себя обязательства заказчика-застройщика, предусмотренные разделом 7 Контракта, в том числе по получению разрешения на строительство. Выполняя полномочия заказчика-застройщика и оказывая на основании п. 10 Устава услуги в сфере организации строительства объектов, ФКП «УЗКС МО РФ» должно принять меры, исключающие возможность строительства без получения на то соответствующего разрешения на подведомственных ему объектах.

В соответствии с договором безвозмездного пользования земельным участком от 12.11.2015 № С-3/03-1824 (соглашение о внесении изменений от 29.01.2016) Администрацией г. Иваново земельный участок с кадастровым номером 37:05:030574:297 площадью 65902 кв. м передан в безвозмездное пользование ФКП «УЗКС МО РФ» для строительства многоквартирных жилых домов.

Согласно акту приема-передачи строительной площадки от 21.01.2016 ФКП «УЗКС МО РФ» передало, а АО «ГУОВ» приняло строительную площадку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 37:05:030574:297 площадью 65902 кв. м. с местоположением: Ивановская область, мкрн ДСК, у дома № 5 для выполнения Генподрядчиком (АО «ГУОВ») проектно-изыскательских работ и работ по строительству, предусмотренных Контрактом.

Проектная документация 17.03.2016 ТУ ФКП «УЗКС МО РФ» передана для производства государственной экспертизы Минобороны России.

Проведенной военной прокуратурой Ивановского гарнизона 30.03.2016 на территории строительной площадки объекта капитального строительства шифр Т-57/15-20 «Два жилых дома на 328 квартир в г. Иваново», расположенной по адресу: <...> у дома № 5, проверкой установлено, что в период с 12 часов 00 минут по 12 часов 40 минут 30.03.2016 привлеченной АО «ГУОВ» подрядной организацией ООО «СК Антром» в отсутствие разрешения на строительство велись строительно-монтажные работы, а именно: на сооружении литер 1 осуществлялось устройство монолитного цокольного этажа, на сооружении литер 2 - бетонные арматурные работы, устройство монолитного каркаса. допустило строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства зафиксированы актом осмотра территории строительной площадки от 30.03.2016 г., объяснениями ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5

Таким образом, ФКП «УЗКС МО РФ» фактически допустило строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

У ФКП «УЗСК МО РФ» возможность соблюдения вышеназванных требований градостроительного законодательства имелась, однако предприятие достаточных мер для их соблюдения не приняло.

При данных обстоятельствах суд считает установленным факт наличия в действиях (бездействии) ФКП «УЗСК МО РФ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Суд считает несостоятельными доводы ФКП «УЗСК МО РФ» о превышении Прокурором полномочий при возбуждении дела по ч. 1 ст. 9.5 КОАП РФ и при последующей передаче материалов административного дела непосредственно в арбитражный суд.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о прокуратуре в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Статьей 28.4 КоАП РФ установлен перечень правонарушений, по которым прокурор вправе возбуждать дела об административных правонарушениях. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Статья 28.8 КоАП РФ, устанавливая порядок направления протокола (постановления прокурора) по делу об административном правонарушении на рассмотрение уполномоченным судье, в орган, должностному лицу, не исключает возможность его передачи любому из указанных лиц.

Таким образом, прокурор в рамках своих полномочий, при наличии достаточных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении вправе вынести соответствующее постановление и в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 202, 203 АПК РФ обратится в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

В рассматриваемом случае при проведении Прокурором проверки установлены нарушения требований градостроительного законодательства, что послужило поводом для возбуждения в отношении ФКП «УЗСК МО РФ» дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ и передаче материалов дела для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности в соответствии со статьями 202, 203 АПК РФ в Арбитражный суд Ивановской области.

Ссылка ответчика на пункт 9.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несостоятельна, поскольку разъяснения в названном пункте касаются определения подведомственности, а не порядка передачи протокола (постановления прокурора) по делу об административном правонарушении в суд.

Арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, если дело об административном правонарушении не отнесено частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ к его подведомственности. Суд полагает, что исходя из части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, относящей к подведомственности арбитражных судов дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, основания для прекращения производства по делу не имеются.

Назначая наказание, суд принимает во внимание тяжесть допущенного нарушения и его последствия, степень вины привлекаемого к ответственности юридического лица, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем считает возможным определить размер административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ для юридических лиц - 500 000 руб.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица которые в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ могут являться основанием для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, судом на основании материалов дела не выявлено. На наличие соответствующих обстоятельств Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» в письменном отзыве не указало, доказательств их наличия не представило.

Исключительных обстоятельств совершения правонарушения, необходимых для применения ст. 2.9 КОАП РФ, судом также не установлено.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а также Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины по делам данной категории, в связи с чем вопрос о ее взыскании судом не рассматривался.

Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требование Военного прокурора Ивановского гарнизона удовлетворить.

2. Привлечь Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ОГРН <***>; ИНН <***>, адрес: <...> Б, д. 8, корп. 3, зарегистрировано в качестве юридического лица 03.04.2008 Межрайонной инспекцией ФНС № 46 по г. Москве, а) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб., который должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по г. Москве (филиал №1 ФКУ «УФО МО РФ по г. Москве и Московской области, л/с <***>); Р/с <***>; Банк получателя: Отделение 1 Москва г. Москва 705; БИК 044583001; ИНН <***>; КПП 771443001; ОКТМО 45348000; КБК (после 104) 18711690020027000140; Назначение платежа: административный штраф по ч. 1 ст. 9.5. КоАП Российской Федерации.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить суду сведения об оплате наложенного штрафа (копию платежного документа) не позднее 60-ти дней со дня вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья Калиничева М.С.