ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3024/15 от 22.09.2015 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Иваново

29 сентября 2015 года

Дело №А17-3024/2015

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Петрол Систем Иваново» к Территориальному  управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области  о признании незаконным постановления от 17.04.2015 г. №24-15/85 о привлечении общества к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25   Кодекса РФ об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от ТУ Росфиннадзора в Ивановской области – ФИО1 (доверенность от 22.06.2015г. № 17),

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области о признании незаконным постановления № 24-15/83 от 17.04.2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о привлечении ООО «Петрол Систем Иваново» к административной ответственности обратилось ООО «Петрол Систем Иваново».

В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, общество уточнило заявленные требования в части номера оспариваемого постановления, указав № 24-15/85.

Необходимость удовлетворения заявления мотивирована следующими обстоятельствами.

17.04.2015г. ТУ Росфиннадзора в Ивановской области в отношении ООО «Петрол Систем Иваново» составлен протокол № 24-15/85 об административном правонарушении по факту нарушения обществом части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и пункта 8.4 Инструкции от 04.06.2012г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

17.04.2015г. заместителем руководителя ТУ Росфиннадзора в Ивановской области ФИО2 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 24-15/85, в соответствии с которым ООО «Петрол Систем Иваново» было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Общество полагает, что указанное постановление является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

ООО «Петрол Систем Иваново» было лишено возможности представить свои объяснения и замечания на протокол и постановление по делу об административном правонарушении, поскольку не было надлежащим образом уведомлено о рассмотрении протокола, дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол по делу был составлен без участия представителя общества. Доверенностей на представление интересов ООО «Петрол Систем Иваново» в административных органах по данному конкретному административному делу общество не выдавало.

Кроме того, общество полагает, что оно было неоднократно привлечено административным органом к ответственности за одно и то же административное правонарушение, поскольку 17.04.2015г. ТУ Росфиннадзора в Ивановской области вынесено несколько постановлений по делам об административных правонарушениях (№№ 24-15/83, 24-15/84, 24-15/86, 24-15/87). При этом однократное непредставление в установленный срок документов, предусмотренных федеральным законом, рассматривается как ряд правонарушений, за каждое из которых общество привлечено административным органом к самостоятельной ответственности, что нарушает принципы, установленные частью 5 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТУ Росфиннадзора в Ивановской области с требованиями ООО «Петрол Систем Иваново» не согласилось, указав, что общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела по существу. Кроме того, административные правонарушения, в связи с совершениями которых Управлением были вынесены постановления от 17.04.2015г. №№ 24-15/83, 24-15/84, 24-15/85, 24-15/86, 24-15/87, совершены в разные даты, имеют различную квалификацию, образуют различные, не связанные между собой одним действием (бездействием), составы административных правонарушений.

Надлежащим образом извещенное ООО «Петрол Систем Иваново» своего представителя в судебное заседание не направило.

В порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебное заседание откладывалось.

Заявление ООО «Петрол Систем Иваново» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке, предусмотренном статьями 153-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие заявителя.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителя ТУ Росфиннадзора в Ивановской области, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующих обстоятельств.

Из материалов дела следует, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области в соответствии с Соглашением «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля» от 15.08.2007г. проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в отношении  ООО «Петрол Систем Иваново».

В ходе проверки административным органом установлено, что 25 марта 2014г. ООО «Петрол Систем Иваново» (резидент) и Открытое Акционерное Общество «Российский Инвестиционный банк» (нерезидент) заключили рамочное соглашение № 130000506/KKL (далее - соглашение) согласно которому банк открывает заемщику возобновляемую кредитную линию в сумме 139 000 000,00 Сом (кыргызкий), сроком на 36 месяцев, с установлением срока доступности 30 месяцев до 25.09.2016г. на пополнение оборотных средств (п.п. 1.1 соглашения). При возобновляемой кредитной линии в период доступности по мере погашения обязательств по кредиту заемщик имеет право оформить очередной кредит по индивидуальному договору на высвободившуюся сумму (п.п. 1.4 соглашения).

Согласно п.1.5 соглашения кредиты по индивидуальным договорам в соответствии с соглашением выдаются банком при условии соблюдения обязательств по соглашению и иным, связанным с соглашением договоров и соглашений, с учетом действующих нормативов Национального Банка Кыргызкой Республики и внутренних правил и нормативов Банка, путем перечисления денег на банковский счет заемщика на основании подписываемых между сторонами индивидуальных кредитных договоров к соглашению (далее - «Индивидуальный договор»), являющихся неотъемлемой частью соглашения.

Заемщик получает кредит по каждому индивидуальному договору на условиях обеспеченности, срочности, платности и возвратности (п.п. 1.6 соглашения). Отсчет срока каждого кредита по индивидуальному договору начинается со дня перечисления банком кредитных средств по индивидуальному договору на банковский счет заемщика в ОАО «Росинбанк». Начисление процентов по кредиту начинается со дня, следующего за днем выдачи кредита, и заканчивается днем полного погашения задолженности перед Банком (п.п. 2.2 соглашения). Размеры сумм и сроки погашения основного долга по кредитам определяются Индивидуальными договорами (п.2.4 Соглашения)

Пунктом  4.1 соглашения установлены обязательства банка. Согласно пункту 4.1.1 соглашения банк обязан предоставлять кредит по каждому Индивидуальному договору в сумме, в сроки и на условиях, оговоренных соглашением и каждым Индивидуальным договором. Соглашение может быть изменено или дополнено по соглашению сторон. Все изменения и дополнения оформляются письменно и являются неотъемлемой частью соглашения (п.п. 9.1 соглашения).

Индивидуальные договоры с Приложениями «Графика/Графиков погашения кредита и процентов заемщика», заключаемые в рамках соглашения, являются его неотъемлемой частью (п.п. 9.2 соглашения).                          

30 мая 2014г. обществом представлены в Акционерный коммерческий банк «Инвестторгбанк» (ОАО) (далее - уполномоченный банк, банк паспорта сделки) заполненная форма паспорта сделки и документы по контракту, на основании которых заполнен паспорт сделки. Уполномоченным банком после проверки   представленных  документов паспорту сделки присвоен регистрационный номер 14050003/2763/0000/6/1.

26 марта 2014г. между сторонами соглашения № 130000506/К-КL от 25 марта 2014г. заключен индивидуальный договор № 002-00509/L_TR1 (далее – индивидуальный договор), согласно которому банк предоставляет заемщику кредит в сумме 139 000 000,00 Сом (кыргызский) сроком на 36 месяцев на пополнение оборотных средств (п.1 индивидуального договора).

Управлением в ходе проведения проверки установлены следующие обстоятельства. Оплату начисленных процентов, погашение основного долга и пени в случае образования просроченной задолженности заемщику необходимо перечислять на счет ОАО «Росинбанк» (Кыргызская Республика). ООО «Петрол Систем Иваново» является клиентом филиала ОАО «Росинбанк – Центр». Часть процентов и основного долга погашена с расчетного счета резидента, открытого в ФОАО «Российский Инвестиционный Банк» - «Российский Инвестиционный Банк-Центр», а оставшиеся платежи по перечислению в ФОАО «Российский Инвестиционный Банк» - «Российский Инвестиционный Банк-Центр» по кредитной линии будут производиться с расчетного счета резидента, открытого в АКБ «ИНВЕСТТОРГБАНК» (ОАО) г.Москвы.

Управлением установлено, что 26 марта 2014г. нерезидентом осуществлена валютная операция по зачислению денежных средств в сумме 139 000 000,00 Сом (код вида валютной операции 41030: расчеты нерезидента в пользу резидента при предоставлении денежных средств по кредитному договору, договору займа).

Исходя из вышеназванных обстоятельств, административный орган пришел к выводу, что в соответствии с требованиями, предусмотренными валютным законодательством Российской Федерации, общество обязано было представить справку о совершенной валютной операции в банк паспорта сделки не позднее 15 мая 2014г. Указанная справка, датированная 23 июня 2014г., представлена ООО «Петрол Систем Иваново» в уполномоченный банк и принята банком 25 июня 2014г., то есть за пределами установленного срока, что является нарушением части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и валютном контроле) и пункта 8.4 Инструкции от 04.06.2012г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция № 138-И).

По данному факту 01.04.2015г. Управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 24-15/85 по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

17.04.2015г. Управлением в отношении ООО «Петрол Систем Иваново» вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 24-15/85 (изготовлено в полном объеме 20.04.2015г.), в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Петрол Систем Иваново» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании его незаконным.

В силу статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Согласно части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина РФ от 11.07.2005г. № 89н, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле и пунктом 11.10 Инструкции № 138-И, являвшимся действующим на момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, в случае осуществления валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору) через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, когда в соответствии с пунктом 11.2 настоящей Инструкции банком ПС является уполномоченный банк, резидент в срок не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором были осуществлены такие валютные операции, представляет в банк ПС справку о валютных операциях с приложением к ней копий выписок из счета, подтверждающих осуществление указанных в ней валютных операций по контракту (кредитному договору).

Согласно пункту 11.2 указанной Инструкции, являвшимся действующим на момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, в случае осуществления части валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору) через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, резидент оформляет ПС в уполномоченном банке, через расчетные счета в котором осуществляется другая часть валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору).

В рассматриваемом случае справка о валютных операциях должна была быть представлена резидентом в банк паспорта сделки не позднее 15 мая 2014г. Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что справка о валютных операциях, датированная 23 июня 2014г., была представлена ООО «Петрол Систем Иваново» в АКБ «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК» (ОАО) 25 июня 2014г., то есть с нарушением установленного тридцатидневного срока.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства  наличия уважительных причин, по которым обществом не была исполнена обязанность по своевременному предоставлению справки о валютных операциях в уполномоченный банк, заявителем в материалы дела не представлены.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о доказанности факта совершения ООО «Петрол Систем Иваново» административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод общества о вынесении постановления от 17 апреля 2015 года № 24-15/85 с нарушением  части 5 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях со ссылкой на наличие постановлений №№ 24-15/83, 24-15/84, 24-15/86, 24-15/87 суд отклоняет в силу следующего.

Постановлениями от 17 апреля 2015 года №№ 24-15/83, 24-15/84, 24-15/85, 24-15/86, 24-15/87 общество привлечено к административной ответственности  по частям 6.1, 6.3, и 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях по фактам  нарушения порядка оформления паспорта сделки (№ 24-15/87), порядка переоформления паспорта сделки на основании заключенных впоследствии отдельных  индивидуальных договоров (№№ 24-15/83, 24-15/84),   а также по фактам нарушения сроков предоставления справок о валютных операциях, осуществленных в различных отчетных месяцах (№№ 24-15/85, 24-15/86).

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 указанного Кодекса).

Несвоевременное представление резидентом справок о валютных  операциях, имевших место в различных отчетных месяцах, равно как и нарушение правил оформления (переоформления) паспорта сделки не являются результатом одного действия (бездействия). Соответствующие правонарушения  имеют разные даты совершения,  выражены в различных  (самостоятельных) действиях (бездействиях), и образуют самостоятельные составы административных правонарушений, а поэтому в соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Судом также не установлено нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности.

11 марта 2015г. ТУ Росфиннадзора в Ивановской области было подготовлено уведомление № 24-04-05/530 о необходимости явки законного представителя ООО «Петрол Систем Иваново» генерального директора общества ФИО3 в Управление с указанием даты, времени и места для дачи объяснений и участия в составлении протоколов об административных правонарушениях по фактам нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Указанное уведомление было получено обществом 16 марта 2015г., о чем свидетельствует почтовое уведомление. 24 марта 2015г. в адрес Управления поступило ходатайство генерального директора ООО «Петрол Систем Иваново» ФИО3 о переносе встречи для дачи объяснений в связи с получением уведомления на руки 20 марта 2015г. и невозможностью предоставления истребуемых документов за столь короткое время. 24 марта 2015г. Управлением в адрес ООО «Петрол Систем Иваново» подготовлено уведомление № 24-04-05/635 о необходимости явки генерального директора общества ФИО3 в Управление с указанием даты, времени и места для дачи объяснений и участия в составлении протоколов об административных правонарушениях по фактам нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Указанное уведомление получено лично ФИО3 25 марта 2015 г., о чем свидетельствует штамп и подпись на указанном документе. Указанная информация была повторно направлена в адрес общества почтовым отправлением 26 марта 2015г. в форме уведомления от 26 марта 2015г. № 24-04-05/644, которое было получено обществом 30 марта 2015г., о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Кроме того, в составлении протокола об административном правонарушении № 24-15/85 от 01 апреля 2015г. принимала участие законный представитель общества ФИО4 по доверенности от 30 марта 2015г., в тексте которой имеется указание на наличие у ФИО4 права дачи пояснений и участия в составлении протоколов об административных правонарушениях по уведомлению Территориального управления № 24-04-05/635 от 24 марта 2015г.

Иных оснований для отмены оспариваемого постановления судом не выявлено.

Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о законности вынесения уполномоченным органом – Территориальным управлением Росфиннадзора в Ивановской области в отношении ООО «Петрол Систем Иваново» постановления по делу об административном правонарушении от 17 апреля 2015г. № 24-15/85.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 153-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд

                                                      РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления  Общества с ограниченной ответственностью «Петрол Систем Иваново» к Территориальному  Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области  о  признании незаконным постановления № 24-15/85 от 17.04.2015 г.  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                    Герасимов В.Д.