ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3047/2011 от 22.08.2012 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153002, г. Иваново, ул.Б.Хмельницкого, 59 «б»

http://ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново Дело № А17-3047/2012

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 24 августа 2012 года.

Судья Арбитражного суда Ивановской области Калиничева М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Любимовой Ю.И.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»

о признании незаконным Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области № 27 от 03.06.2011 года,

при участии в заседании:

- от заявителя – ФИО1 по доверенности от 30.07.2012 года;

- от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области – ФИО2 по доверенности от 14.01.2011 г.,

установил:

В Арбитражный суд Ивановской области обратилось Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» (далее ИвГУ, Университет) с заявлением о признании незаконным и отмене Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее – ТУ ФСФБН, Управление) № 27 от 03.06.2011 года о ненадлежащем исполнении бюджета (далее – Представление).

В обоснование заявленных требований Университет указал на несогласие с изложенными в Представлении выводами ТУ ФСФБН о неэффективном использовании федерального имущества, неправомерном использовании земельных участков, а также с выводами о наличии излишек материальных ценностей и непринятии мер по взысканию дебиторской задолженности. Заявитель пояснил, что федеральным законодательством не установлен порядок оценки эффективности использования федерального имущества. При оценке соответствующего нарушения ТУ ФСФБН использовало сведения о балансовой стоимости имущества, не учло остаточную стоимость и не привело доказательств выбытия соответствующего имущества из владения Университета. Изложенные в Представлении выводы о неэффективном использовании имущества, по мнению заявителя, основаны на недостоверной (неточной информации) о принадлежности Университету ряда объектов недвижимого имущества, и содержат неверную оценку порядка использования соответствующего имущества в качестве неэффективного. Вывод о неправомерном использовании земельных участков не обоснован надлежащими доказательствами. В части задолженности арендаторов с истекшим сроком давности Университет пояснил, что меры по ее взысканию предпринимались, есть решения судов, возбуждены исполнительные производства. Инструкцией по бюджетному учету порядок списания задолженности, нереальной ко взысканию, не установлен. Излишки материальных ценностей отсутствуют, так как объект «Веранда» на территории спортивно-оздоровительного лагеря «Рубское озеро» поставлен на учет в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Управление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что в ходе проведенной в 2011 году в отношении заявителя проверки были выявлены факты неэффективного использования федерального имущества, неправомерного использования земельных участков, наличие неучтенных материальных ценностей, просроченной дебиторской задолженности. По результатам проверки Университету выдано Представление с предложением принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений, т.е. соблюдать действующие нормативно-правовые акты, а именно Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете», действующую Инструкцию по бюджетному учету, что само по себе не может нарушать права и законные интересы заявителя. Управление не обязывало заявителя совершать какие либо конкретные действия в отношении объектов, указанных в акте проверки, нарушающие права законные интересы ИвГУ. Фактов нецелевого использования бюджетных средств в ходе проверки выявлено не было, в связи с чем Представлением на заявителя не возлагались обязанности по принятию мер к возмещению бюджетных средств. Обстоятельства, выявленные в ходе проверки, не относятся к числу бюджетных нарушений, за которые установлена административная ответственность для должностных и юридических лиц. Иных мер административного воздействия на основании рассматриваемого Представления к заявителю не применялось.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Управлением в 2011 году в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора была проведена проверка в отношении деятельности заявителя по вопросам правомерности и эффективности использования федерального имущества и земельных участков, находящихся в оперативном управлении и  (или) пользовании в высших учебных заведениях, а также денежных средств, полученных в результате сдачи в аренду имущества с 01.01.2010г. по 01.05.2011г.

По результатам проверки Управлением составлен акт от 20.05.2011 г., которым зафиксированы обстоятельства, связанные с неэффективным использованием федерального имущества, неправомерным использованием земельных участков, наличием неучтенных материальных ценностей, просроченной дебиторской задолженности.

По результатам проверки Университету выдано Представление от 03.06.2012 года № 27, в котором Управление констатировало нарушения, зафиксированные актом проверки, и предложило заявителю рассмотреть данное представление и принять меры к устранению и недопущению в дальнейшем совершения указанных в Представлении нарушений, а именно:

- не допускать нарушений Бюджетного кодекса Российской Федерации и неэффективного использования федерального имущества, земельных участков, находящихся в оперативном управлении или пользовании;

- осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и действующей Инструкцией по бюджетному учету;

- не допускать наличия просроченной дебиторской задолженности;

- не допускать наличия неучтенных материальных ценностей;

- о результатах рассмотрения Представления проинформировать Управление до 04.07.2011 г.

Указанное Представление оспорено Университетом в Арбитражный суд Ивановской области

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Статья 268 БК РФ предусматривает, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Исходя из статьи 284 БК РФ, вынесенное руководителями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства, которые могут быть обжалованы в установленном порядке.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, применительно к выносимым Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами представлениям подлежат применению общие принципы оценки соответствующего ненормативного акта, в том числе на предмет нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Нарушение прав и законных интересов Представлением службы финансово бюджетного надзора возможно в случае, если изложенные в Представлении выводы могут служить основанием для привлечения к административной ответственности, либо повлечь иные неблагоприятные последствия в рамках бюджетных правоотношений, а также в случае привлечения заявителя к административной ответственности по факту невыполнения данного Представления.
  Анализ бюджетного законодательства свидетельствует, что нарушение прав и законных интересов получателя бюджетных средств возможно в случае, если представление вынесено по факту таких нарушений бюджетного законодательства как нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; нарушение сроков возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе; нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.

Признание нарушения нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ) влечет возбуждение дела об административном правонарушении согласно ст. 15.14 КоАП РФ, наложение штрафов на должностное лицо и на организацию (получателя бюджетных средств) в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Такое нарушение бюджетного законодательства, как невозврат, либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК РФ), влечет наложение штрафов на должностных и юридических
 лиц в соответствии со ст. 15.15 КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в не перечислении либо несвоевременном перечислении процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291 БК РФ), карается наложением штрафов на должностных и юридических лиц в соответствии со ст. 15.16 КоАП РФ, а также изъятием в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взысканием пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Как установлено выше, оспариваемое Представление вынесено по фактам, связанным с использованием Университетом федерального имущества, земельных участков, учетом материальных ценностей, списанием дебиторской задолженности. Представление содержит оценку Управления данных обстоятельств. Сама по себе оценка службой финансово-бюджетного надзора тех или иных обстоятельств, связанных с использованием имущества и земельных участков, учетом материальных ценностей, списанием дебиторской задолженности, не влечет нарушения прав и законных интересов получателя бюджетных средств, в случае если отсутствует необходимость совершения конкретных действий для устранения обстоятельств, расцениваемых контролирующим органом в качестве нарушений.

Из текста оспариваемого Представления следует, что данным документом заявителю предложено в качестве мер по устранению и недопущению в дальнейшем совершения указанных в Представлении нарушений не допускать нарушений Бюджетного кодекса РФ и неэффективного
 использования федерального имущества, земельных участков, находящихся в оперативном управлении или пользовании, осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и действующей Инструкцией по бюджетному учету; не допускать наличия просроченной дебиторской задолженности; не допускать наличия неучтенных материальных ценностей. Данные обязанности подлежат выполнению Университетом не зависимо от наличия либо отсутствия указаний контролирующего органа. Императивных указаний об изменении порядка использования федерального имущества, земельных участков, учета материальных ценностей и списания дебиторской задолженности Представление не содержит.

Выводы заявителя о том, что наличие указания на нарушения на сумму 1 126 788 руб. может повлечь предъявление требований о возврате данной суммы в бюджет, ошибочны. Оспариваемое Представление не содержит выводов о нецелевом использование Университетом бюджетных средств, в связи с чем, Представлением на Университет не возлагались обязанности по принятию мер к возмещению бюджетных средств. По результатам проверки Управлением производство по делу об административном правонарушении в отношении Университета не возбуждалось, иные меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства не применялись.

Изложенное в Представлении предложение сообщить Управлению о результатах рассмотрения Представления до 04.07.2011 г. не повлекло негативных последствий для заявителя, так как мер административного воздействия по факту не выполнения соответствующей обязанности к заявителю не применялось.

В нарушение пункта 3 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Университетом в заявлении не указаны конкретные права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым Представлением. Сам по себе факт несогласия Университета с выводами Управления, изложенными в Представлении, в отсутствие доказательств наступления (возможности наступления) неблагоприятных последствий в результате самого факта вынесения Представления, не может служить основанием для вывода о нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемым ненормативным актом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания оспариваемого Представления незаконным.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» в удовлетворении требований о признании незаконным Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области от 03.06.2011 года № 27.

2. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

Судья М.С. Калиничева