ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3180/16 от 20.09.2016 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

21 сентября 2016 года

Дело № А17-3180/2016

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2016 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шуваловой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» (ОГРН <***>; ИНН <***>) об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении № 2 от 20.04.2016 года, вынесенного Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области,

при участии в заседании:

- от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.01.2015;

- от административного органа - ФИО2 по доверенности от 07.07.2016,

установил:

В Арбитражный суд Ивановской области обратилось общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» (далее заявитель, Общество, ООО УК «ДОМА») с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении № 2 от 20.04.2016 года, вынесенного Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, административный орган), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что оспариваемым Постановлением Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выразившегося в начислении платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома в нарушение пункта 54 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354). Заявитель пояснил, что в материалах дела отсутствуют доказательства применения ООО УК «ДОМА» тарифов, отличных от тарифов, установленных для акционерного общества «Ивгортеплоэнерго» (АО «ИвГТЭ»). Департамент не учел доводы ООО УК «ДОМА» о том, что все расчеты, производимые Обществом, в том числе и для выставления платы за горячую воду, осуществляются в соответствии с установленными тарифами на соответствующие используемые ресурсы. Общество при расчете платы за коммунальную услугу применяло правильные тарифы, однако неправильно начисляло плату в связи с нарушением требований пункта 54 Правил № 354. Заявитель считает, что с учетом анализа положений статьи 14.6 КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил № 354 Департаментом неправильно квалифицированы действия Общества по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, так как диспозиция данной нормы состоит в нарушении установленного государством порядка ценообразования, а не в неправильном начислении платы за коммунальные услуги вследствие начисления платы в нарушение правил предоставления коммунальных услуг.

Административный орган считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указав, что ООО УК «ДОМА» должно было выставить плату за горячую воду с использованием тарифов именно на те ресурсы (тепловая энергия и холодная вода), которые потребило для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Действующим законодательством не предусмотрено выполнение самостоятельного расчета исполнителем коммунальных услуг однокомпонентного тарифа на горячую воду. ООО УК «ДОМА» имело возможность правомерно начислять и выставлять жителям многоквартирного дома плату за горячую воду с применением установленных тарифов на тепловую энергию и холодную воду, однако в квитанциях по оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению, выставленных собственникам квартир в многоквартирном доме № 1Б по пр. Текстильщиков, г. Иваново за январь, февраль, март 2015 года, указан тариф на горячую воду, утвержденный для потребителей иной теплоснабжающей организации - ОАО «ИГТСК», деятельность которой не имеет отношения к поставке коммунальных ресурсов в данный многоквартирный дом.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле? арбитражный суд установил следующее.

Правительством Ивановской области в Департамент направлено для рассмотрения обращение жителя дома по адресу: <...>, по вопросу осуществления расчетов с ООО Управляющая компания «ДОМА» за предоставленные коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение».

По результатам рассмотрения обращения Департаментом установлено, что управление указанным многоквартирным домом с 01.08.2012 по 30.04.2015 осуществляло ООО Управляющая компания «ДОМА». Теплоснабжение многоквартирного дома № 1-Б по пр. Текстильщиков, г. Иваново с марта 2013 по настоящее время осуществляет АО «ИвГТЭ». Договор на поставку горячей воды между указанными организациями не был заключен, так как горячее водоснабжение в многоквартирном доме по адресу: <...> обеспечивается путем самостоятельного приготовления коммунального ресурса «горячая вода» с использованием внутридомового имущества.

Исходя из положений Правил № 354, административный орган пришел к выводу, что плата за горячее водоснабжение должна определяться с применением установленных тарифов на тепловую энергию и на холодную воду, которые на 2015 год утверждены соответственно Постановлением РСТ Ивановской области от 19.12.2014 № 649-т/7 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ОАО «ИвГТЭ» и Постановлением РСТ Ивановской области от 19.12.2014 № 649-к/4 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Иваново, городского округа Кохма и Ивановского муниципального района».

Административным органом установлено, что в квитанциях на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, выставленных ООО УК «ДОМА» жителям с января до марта 2015 года, применялся тариф на горячую воду, установленный для иной теплоснабжающей организации - ОАО «ИГТСК» Постановлением РСТ Ивановской области 19.12.2014 N 649-т/37 «О тарифах на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями Ивановской области с использованием закрытых систем горячего водоснабжения».

Учитывая изложенное, административный орган сделал вывод о нарушении ООО УК «ДОМА» установленного порядка ценообразования, что свидетельствует о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

По данному факту 08.04.2016 должностным лицом Департамента с соблюдением порядка, установленного ст. 28.2 КоАП РФ, в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 2 по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ

Постановлением Департамента по делу об административном правонарушении от 20.04.2016 № 2 Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Департамента по делу об административном правонарушении от 20.04.2016 № 2.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Часть 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

В соответствии с п. 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем коммунальных услуг исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на использованный при производстве коммунальный ресурс.

В соответствии с п. 38 Правил № 354 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исполнителем коммунальных услуг по тарифам на коммунальные ресурсы для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации.

Как установлено административным органом и не отрицается заявителем, ООО УК «ДОМА» являлось исполнителем коммунальных услуг и осуществляло управление многоквартирным домом № 1-Б по пр. Текстильщиков, г. Иваново с 01.08.2012 года по 30.04.2015 года.

В целях приобретения коммунальных ресурсов между ООО УК «ДОМА» и акционерным обществом «Ивгортеплоэнерго» был заключен договор теплоснабжения от 20.03.2013 № 1708, предметом которого являлась поставка тепловой энергии и теплоносителя. Договор на поставку горячей воды между указанными организациями заключен не был.

ООО УК «ДОМА» осуществляло самостоятельное производство горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Тариф на тепловую энергию для поставщика ресурса, использованного для производства горячей воды, АО «ИвГТЭ» утвержден Постановлением РСТ Ивановской области от 19.12.2014 № 649-т/7 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ОАО «ИвГТЭ» в размере 1730,20 руб./Гкал (с учетом НДС) на первое полугодие 2015 года. Тариф на холодную воду для поставщика ресурса, использованного для производства горячей воды, АО «Водоканал» утвержден Постановлением РСТ Ивановской области от 19.12.2014 № 649-к/4 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Иваново, городского округа Кохма и Ивановского муниципального района» в размере 15,26 руб/куб.м (с учетом НДС) на первое полугодие 2015 года.

Таким образом, ООО УК «ДОМА» должно было выставить плату за горячую воду с использованием тарифов на те ресурсы (тепловая энергия и холодная вода), которые потребило для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В представленных в материалы дела копиях квитанций по оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению, выставленных собственникам квартир №№ 20, 23, 25 Д.1-Б по пр. Текстильщиков, г. Иваново за январь, февраль, март 2015 года, указан тариф на горячую воду в размере 158,32 руб/куб.м, утвержденный Постановлением РСТ Ивановской области от 19.12.2014 № 649-т/37 «О тарифах на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями Ивановской области с использованием закрытых систем горячего водоснабжения» для потребителей иной теплоснабжающей организации - ОАО «ИГТСК», деятельность которой не имеет отношения к поставке коммунальных ресурсов в данный многоквартирный дом.

Письмом от 09.03.2016 №194/16 ООО УК «ДОМА» подтверждает, что начисление платы за горячее водоснабжение за январь-апрель 2015 года жителям указанного многоквартирного дома осуществлялось с использованием тарифа на горячую воду, утвержденного Постановлением РСТ Ивановской области для потребителей ОАО «ИГТСК».

При данных обстоятельствах, суд считает доказанным факт нарушения Обществом установленного порядка ценообразования, выразившегося в начислении платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома в нарушение пункта 54 Правил № 354.

Ссылки заявителя на применение им тарифов, установленных для АО «ИвГТЭ», опровергаются Письмом от 09.03.2016 №194/16, квитанциями по оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению, выставленными собственникам квартир дома №1-Б по пр. Текстильщиков, г. Иваново за январь, февраль, март 2015 года.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Общество, как профессиональный участник деятельности по управлению многоквартирными домами, должно было знать о порядке начислении платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение», и имело возможность правомерно начислять и выставлять жителям многоквартирного дома плату за горячую воду с применением установленных тарифов на тепловую энергию и холодную воду.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности не установлено. При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

При данных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания незаконным Постановления по делу об административном правонарушении № 2 от 20.04.2016 года, вынесенного Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области.

В то же время суд учитывает следующее.

Согласно частям 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения, в том числе, в статью 3.4 и статью 4.1.1 КоАП РФ, согласно которым в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Совершенное Обществом административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, не относится к исключениям, установленным частью 2 статьи 4.1.1 Кодекса. Предупреждение не входит в число наказаний, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Согласно данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО УК «ДОМА» включено в указанный реестр.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Совершенное Обществом правонарушение не причинило и не создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также перечисленным выше объектам. Реальный имущественный ущерб отсутствует, так как согласно расчетам Общества, изложенным в дополнительных пояснениях, нарушение установленного порядка ценообразования привело к занижению размера платы за горячее водоснабжение. Доказательств обратного административным органом не представлено.

Доказательства того, что на момент совершения вменяемого правонарушения Общество было привлечено к административной ответственности и рассматриваемое правонарушение являлось повторным, в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенных выше обстоятельств и норм статьи 4.1.1 КоАП РФ суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения назначенного Обществу Постановлением по делу об административном правонарушении № 2 от 20.04.2016 наказания по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, путем замены административного штрафа на предупреждение.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 170 - 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» в удовлетворении требований о признании незаконным Постановления по делу об административном правонарушении № 2 от 20.04.2016 года, вынесенного Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области.

2. Изменить назначенное обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ДОМА» Постановлением по делу об административном правонарушении № 2 от 20.04.2016 года, вынесенным Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, наказание по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья М.С. Калиничева