АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново Дело № А17-3308 /2013
29 августа 2013 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., рассмотрев дело, возбужденное по заявлению ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.05.2013г. № 05-13/1205-1-ю и о прекращении производства по делу ввиду малозначительности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее – Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управление) об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 05-13/1205-1-ю от 21.05.2013 г. и о прекращении производства по делу ввиду малозначительности обратилось ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж».
В обоснование необходимости удовлетворения заявленных требований обществом приведены следующие доводы.
11.06.2013г. ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» было получено постановление по делу об административном правонарушении № 05-13/1205-1-ю от 21.05.2013г., в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
По мнению заявителя, Управлением не были приняты во внимание пояснения представителя ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» ФИО1, данные в ходе составления протокола об административном правонарушении, о том, что задержка подачи декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции произошла впервые из-за технической неисправности компьютера, в котором хранились декларации. Декларации были отправлены на следующий день. В связи с указанными обстоятельствами ФИО1 просила признать совершенное правонарушение малозначительным.
Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по ЦФО считает заявленные требования не подлежащим удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.
Факт совершения ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ подтверждено представленными в материала дела доказательствами..
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, носит формальный характер и не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательно составляющего объективной стороны правонарушения и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий. К указанным правоотношениям не могут быть применены положения о малозначительности.
Заявление ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке упрощенного производства, предусмотренного статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, исходя из следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 11.04.2013г. ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» представил декларацию об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2013 года.
15.05.2013г. должностным лицом Отдела государственного контроля и лицензирования Департамента экономического развития и торговли Ивановской области составлен протокол об административном правонарушении № 102/Д в отношении ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и.о. директора ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» ФИО1 даны пояснения, из которых следует, что на персональном компьютере главного бухгалтера общества, отвечающего за формирование и передачу отчетных деклараций, проводилась работа по переустановке операционной системы, затем восстановление сертификатов для системы безопасности Крипто АРМ. Следствием задержки в проводимой работе явилась несвоевременная передача декларации.
Аналогичные пояснения изложены в объяснительной системного администратора ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» от 11.04.2013г.
По результатам рассмотрения указанного протокола и иных материалов дела об административном правонарушении 21.05.2013г. должностным лицом Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по ЦФО вынесено постановление № 05-13/1205-1-ю о привлечении ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об отмене данного постановления и применении малозначительности.
В силу статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 15.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 4 указанной статьи порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012г. № 815 утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей. Согласно пункту 15 названных Правил указанные декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях (пункт 16).
Как следует из материалов дела, постановление от 21.05.2013 г. № 05-13/1205-1-ю о привлечении ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ было принято должностным лицом Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по ЦФО на основании протокола об административном правонарушении № 102/Д от 15.05.2013г., составленного сотрудником Отдела государственного контроля и лицензирования Департамента экономического развития и торговли Ивановской области.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье.
Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.23 Кодекса, являются должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Применительно к КоАП РФ статьей 23.50 Кодекса к таким лицам отнесены должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кодекс об административных правонарушениях не наделяет должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по составлению протоколов по административным правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.23 КоАП РФ.
Кроме того правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Законом N 171-ФЗ.
Статьей 5 Закона N 171-ФЗ организация и проведение государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким органом на основании Положения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
В соответствии со статьей 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено только осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции. Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Департаменте экономического развития и торговли Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 04.04.2013 N 118-п.
На территории Ивановской области действия, связанные с осуществлением лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции осуществляет Департамент экономического развития и торговли (Пункт 3.8.9 Положения о Департаменте экономического развития и торговли Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 04.04.2013 N 118-п). Действующее законодательство не наделяет Департамент экономического развития и торговли Ивановской области полномочиями по составлению протокола за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.23 КоАП РФ .
Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом является существенным нарушением процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях. Незаконное составление протокола по делу об административном правонарушении, влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.
Руководствуясь статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявление ООО «Культурно-развлекательный центр Пассаж» к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 05-13/1205-1-ю удовлетворить.
2. Признать недействительным постановление по делу об административном правонарушении № 05-13/1205-1-ю от 21.05.2013 г. Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу.
3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Судья Герасимов В.Д.