ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3394/2021 от 05.04.2022 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-3394/2021

г. Иваново

12 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Ивановский комбинат детского питания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново

о признании недействительным Решения от 19.10.2020 г. № 16-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в размере 5 737 526 руб., пени в размере 1 834 614,48 руб. и штрафа в размере 286 877 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности № 60/2021 от 30.03.2021, паспорту и документу об образовании;

от Инспекции – представитель ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, удостоверению и документу об образовании; представитель ФИО3 по доверенности от 08.11.2021, удостоверению; инспектор ФИО4 по доверенности от 21.05.2021, удостоверению.

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Ивановский комбинат детского питания» (далее - ООО «Ивановский комбинат детского питания», Общество, заявитель) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново (далее: ИФНС Росси по г. Иваново, налоговый орган) о признании недействительным Решения от 19.10.2020 г. № 16-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в размере 5 737 526 руб., пени в размере 1 834 614,48 руб. и штрафа в размере 286 877 руб.

ООО «Ивановский комбинат детского питания» в обосновании заявленных требований указало следующее. У Общества   имелись   необходимые   правовые   и   фактические основания для отнесения оборудования блока очистки производственных стоков (далее: БОПС) и оборудования вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения (далее: ВКХ) к движимому имуществу. У оборудования БОПС и ВКХ отсутствует прочная связь с землёй. Новое оборудование БОПС и ВКХ может быть свободно демонтировано и перемещено, как и старое оборудование, без причинения значительного ущерба себе и зданию БОПС или производственного корпуса, что повлечёт за собой несущественные по отношению к стоимости этого оборудования затраты. Новое оборудование БОПС предназначено для выполнения самостоятельной работы по очистке сточных вод, а в случае ВКХ - для поддержания температурного режим и уровня воздухообмена, необходимого для нормальной работы прочего оборудования БОПС и производственного оборудования. Здание БОПС и производственный корпус сами по себе в этом оборудовании не нуждаются, оборудование необходимо исключительно в рамках производственного процесса Общества. Соответственно, новое оборудование не имеет прочной связи со зданиями, не обслуживает их и не составляет с ними единые объекты. Здания БОПС и производственного корпуса являются лишь вместилищем для оборудования, а в случае с аэробным реактором и вторичным осветлителем и отдельными установками ВКХ - даже не связаны с ними. Тот факт, что оборудование расположено в здании БОПС и производственном корпусе, не делает это оборудование их частью. Точно так же любое другое средство производства, например, мебель или компьютеры, не становится частью здания только лишь в силу того, что оно там размещено. Правильность подхода Общества к квалификации оборудования БОПС подтвердил Верховный Суд РФ (см. Определения от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241, от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222 и от 28.09.2021 № 308-ЭС21-6663).

Оборудование БОПС, за исключением вентиляционного оборудования, относится к коду ОКОФ 330.28.29.12.114 «Установки для очистки питьевых, сточных вод и улучшения качества питьевых вод» и виду основных фондов 300 «Машины и оборудование». Квалификация Общества в полной мере соответствует комментарию во введении к ОКОФ. Кроме того, СПИ оборудования БОПС несопоставим с СПИ здания БОПС - СПИ оборудования БОПС составляет 180 месяцев (6 амортизационная группа) против 600 месяцев у здания БОПС (10 амортизационная группа). Ворота БОПС, которые были отнесены Обществом к коду ОКОФ 12 2811696 «Ворота шторные», подраздел «Сооружения» по старой редакции ОКОФ, то по предложенному Верховным Судом РФ подходу они также должны учитываться как отдельный инвентарный объект и не должны признаваться недвижимым имуществом. Оборудование ВКХ, включая вентиляционное оборудование БОПС, относится к коду ОКОФ 330.28.25 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное» и виду основных фондов 300 «Машины и оборудование». Заключения  привлечённых Инспекцией специалистов не  подтверждают квалификацию оборудования в качестве недвижимого имущества. Вместе с тем в материалах дела имеется также Заключение специалиста судебно-экспертной лаборатории АНО «Независимая экспертно-консультационная служба» от 02.06.2020 № 748/05/20Э, который пришёл к противоположным выводам на основании фактических обстоятельств монтажа оборудования БОПС и его классификации по ОКОФ.

ИФНС по г. Иваново в письменном отзыве и дополнениях к нему с заявленными требованиями не согласилось по следующим основаниям.

В отношении признания БОПС недвижимым имуществом приведены следующие аргументы. Новое оборудование для БОПС было приобретено Обществом в ноябре 2016г. в соответствии с заключенным 29.03.2016г. контрактом № 22940/01. Техническое  задание   (приложение  № 1   к   контракту   22940/01   от  29.03.2016г.) предусматривает: вид строительства: реконструкция, расположение  очистных  сооружений:  очистные  сооружения   и их  компоненты располагаются на единой площадке. Кроме этого, согласно Договору № ИВ22942-1 от 01.07.2016г. были произведены работы по монтажу системы кондиционирования и вентиляции в здании БОПС. При этом система трубопроводов очистных сооружений отнесена ООО «ИКДП» к недвижимому имуществу, а остальные объекты - к движимому, которые, по мнению Общества, основанному на его трактовании положений п. 25 ст. 381 Кодекса, подлежат исключению из объектов налогообложения налогом на имущество.

Однако БОПС является совокупностью различных объектов (здания, оборудования, емкостей) соединенных между собой по общему функциональному назначению и с учетом положений статьи 134 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) является сложной вещью, что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО5 от 25.12.2019г. Из анализа рабочей документации следует, что проведено новое строительство шламонакопителя внутри здания БОПС и двух емкостей (аэробного реактора и вторичного осветлителя) рядом со зданием, что привело к реконструкции здания БОПС, в котором разбита конструкция бетонного пола, углублен фундамент, забетонированы приямки, аэробный реактор и вторичный осветлитель также установлены на фундаменты. Все емкости (шламонакопитель, аэробный реактор, вторичный осветлитель) соединены между собой подземными трубопроводами, размещенные в каналах из кирпича, железобетона т.е. имеют прочную связь с землей. БОПС представляет из себя единый конструктивный объект, объединяющий в своем составе здание, подземные, а так же надземные емкости, специальное оборудование, спроектированное по индивидуальным проектам (№№1561/2016, 1565/2016), инженерные коммуникации. Все эти элементы функционируют в едином процессе с целью получения единого результата. БОПС, так же, неразрывно связан со всем комплексом комбината детского питания в целом, т.к. производственные стоки образуются в процессе общего производства. Общий производственный технологический процесс комбината детского питания невозможен без наличия в его комплексе очистных сооружений, БОПС. Проведенные строительно-монтажные работы на объекте БОПС являются реконструкцией, в связи с тем, что вносились изменения в конструкцию фундамента здания. Произведена реконструкция (модернизация) БОПС, а именно, разрушен пол в здании БОПС, для усиления конструкции пола БОПС установлена дополнительно бетонная плита, шламонакопитель является самонесущей конструкцией, к шламонакопителю в рамках нового строительства под землей подведены трубопроводы, которые соединяют шламонакопитель с двумя емкостями (вторичный осветлитель, аэробный реактор) рядом со зданием БОПС.

В ходе проведения проверки было установлено, что процесс очистки производственных стоков является неотъемлемой частью всего технологического процесса комбината детского питания. Очистка производственных стоков является многоступенчатой. БОПС представляет из себя единый комплекс, объединяющий в своем составе здание, подземные, а также надземные емкости, специальное оборудование, инженерные коммуникации. Одной из составляющих БОПС являются подземные емкости, являющиеся неотъемлемой частью процесса многоступенчатой очистки производственных стоков. Также в составе БОПС имеются емкости, расположенные снаружи здания. Данные объекты располагаются на железобетонном основании (фотоматериалы к протоколу осмотра территории № 630 от 18.12.2019г.). При строительстве «Блока очистки производственных стоков» выполнена подводка всех необходимых инженерных коммуникаций. Блоки - модули установлены на монолитные железобетонные фундаменты. Объект является объектом капитального строительства. Объект прочно связан с землей, перемещение данного объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Следовательно, БОПС представляет из себя единый конструктивный объект, объединяющий в своем составе здание, подземные, а так же надземные емкости, специальное оборудование, инженерные коммуникации. Все эти элементы функционируют в едином процессе с целью получения единого результата. БОПС, также, неразрывно связан со всем комплексом Комбината детского питания в целом, т.к. производственные стоки образуются в процессе общего производства. Общий производственный технологический процесс Комбината детского питания невозможен без наличия в его комплексе очистных сооружений, то есть БОПС. В случае исключения отдельных частей оборудования, либо объектов (емкостей, трубопроводов и др.), из состава БОПС последует нарушение процесса очистки производственных стоков».

Таким образом, БОПС является совокупностью здания, оборудования, емкостей, соединенных между собой по общему функциональному назначению и с учетом положений ст. 134 ГК РФ является сложной вещью. Система трубопровода объединяет и «спорные» сооружения. Составляющие БОПС могут выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Кроме того, сооружению, отнесенному Обществом к движимому имуществу, присвоен в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов код 330.28.29.12.114 (установки для очистки питьевых, сточных вод и улучшения качества питьевых вод), что позволяет отнести данное оборудование к составляющей локальных очистных сооружений (к устройству канализации) и признать данное оборудование, в соответствии с классификатором, неотъемлемой частью здания, необходимой для его эксплуатации.

В отношении системы вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения ИФНС указала следующее. Вентиляционное оборудование, система кондиционирования и холодоснабжения являются составными частями одного сложного неделимого объекта - здания производственного цеха, а именно комбината детского питания. Из заключения специалиста от 13.02.2020г. следует, что производственное здание производственного цеха без системы инженерно-технического обеспечения не может выполнять свои производственные функции. Также и система инженерно-технического обеспечения без производственного здания не может выполнять своих функций. То есть они являются сложным неделимым объектом, способными выполнять свои функции только при совместном существовании. Согласно выводам специалиста, вентиляционное оборудование, система кондиционирования и холодоснабжения являются составными частями одного сложного неделимого объекта - здания производственного цеха. То есть применительно к системе инженерно-технического обеспечения (вентиляционное оборудование, система кондиционирования и холодоснабжения) необходимо принимать то, что в ее состав входят все оборудование и необходимые для ее функционирования трубопроводы и коммуникации, находящиеся как внутри, так и снаружи здания. Таким образом, при размещении системы инженерно-технического обеспечения вне объекта недвижимости полностью теряется ее смысл, в связи с отсутствием технических возможностей по выполнению системой своих прямых функций. Вентиляционное оборудование, система кондиционирования и холодоснабжения не могут использоваться вне конкретного объекта недвижимости, так как они спроектированы для использования именно в качестве обеспечивающего. В состав системы инженерно-технического обеспечения (вентиляционное оборудование, система кондиционирования и холодоснабжения) входят все оборудование и все необходимые для ее функционирования трубопроводы и коммуникации. В связи с этим при демонтаже и перемещении всех объектов системы инженерно-технического обеспечения, включая оборудование, трубопроводы и прочие коммуникации потребуется значительный ремонт производственного здания для восстановления его строительной части, а также для восстановления ранее установленной системы вентиляции и кондиционирования, частично демонтированной при проведении работ по реконструкции здания производственного цеха. Демонтаж, перемещение вентиляционного оборудования, систем кондиционирования и холодоснабжения без причинения ущерба объекту недвижимости не возможен. Таким образом, вентиляционное оборудование, система кондиционирования и холодоснабжения являются составными частями одного сложного неделимого объекта - здания производственного цеха.

В перечень операционных стандартов компании включены, в том числе, и эксплуатация зданий и сооружений (о чем свидетельствует письмо Общества от 02.05.2017 и представленные требования по эксплуатации зданий). В соответствии с установленными требованиями по эксплуатации зданий, система кондиционирования и вентиляции входят в состав строительной конструкции здания. Следовательно, система кондиционирования и вентиляции установлена в соответствии с обязательными стандартами компании и относится к системе инженерно-технического обеспечения здания, что свидетельствует о ее прямом назначении по обслуживанию самого производственного здания комбината. В состав системы инженерно-технического обеспечения (вентиляционное оборудование, система кондиционирования и холодоснабжения) входит все оборудование и необходимые для ее функционирования трубопроводы и коммуникации, находящиеся как внутри, так и снаружи здания.

Таким образом, совокупность доказательств, собранных Инспекцией в рамках выездной налоговой проверки, подтверждают правильность вывода налогового органа, что спорное имущество является единым комплексом конструктивно сочлененных предметов, представляющим собой единое целое и предназначенным для выполнения определенной работы и, соответственно, является недвижимым имуществом, признаваемым в соответствии с п.1 ст. 374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В период с 22.07.2019 г. по 07.02.2020 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Иваново проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью «Ивановский комбинат детского питания» по вопросу правильности исчисления и уплаты налогов и страховых взносов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 года.

В ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что по состоянию на начало проверяемого периода (01.01.2016г.) на балансе ООО «ИКДП» числились основные средства БОПС, признаваемые объектом налогообложения налогом на имущество (табл.13 на стр.15 Решения).

В связи с физическим износом (подтверждается Актом от 21.09.2016, Приказом от 05.12.2016 №05.12.2016/6, Дефектной ведомостью от 21.09.2016) ранее действующее на территории Общества оборудование блока очистки производственных стоков (БОПС) не обеспечивало очистку сточных вод в должном объёме, в связи с чем Общество было вынуждено перечислять в пользу АО «Водоканал» плату за недостаточный объем очистки производственных стоков и негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.

В связи с этим Обществом было принято решение о замене оборудования БОПС. Ранее действующее оборудование было списано Обществом (Акт о списании объекта основных средств от 05.12.2016 № 0110000215).

Как следует из протокола допроса от 24.04.2017 руководителя ООО «ИКДП» ФИО6 демонтаж действующих ранее очистных сооружений осуществляло ООО «ПТМ», демонтированные очистные сооружения были сданы в ООО «Вторчермет» на металлолом (составлены акты на списание).

Обществом в ходе проведения проверки был представлен Акт от 30.09.2016г. о списании объекта основных средств (оборудование БОПС, принятого к бухгалтерскому учету в 2008г.) инвентарный номер 0000039 в связи с 100% износом, установлением комиссией дефектов, устранение которых нерентабельно.

Новое оборудование для БОПС было приобретено Обществом в ноябре 2016г. в соответствии с заключенным 29.03.2016г. контрактом № 22940/01 с фирмой «ЭнвироХеми ГмбХ (Германия), которая приняла  на себя обязательства спроектировать по индивидуальному заказу, произвести, поставить и передать в собственность Обществу оборудование типа BIOMAR для биологической очистки производственных сточных вод на условиях DAP Иваново, а также произвести работы по шеф-монтажу и пуско-наладке поставленного оборудования.

Строительно-монтажные и ремонтные работы комбината детского питания производились  силами  ООО «ПромТрубМонтаж», с которым ООО «ИКДП» был заключен договор № 22943/01 от 04.04.2016г.

По Контракту от 29.03.2016 № 22940/01, заключённому с ЭнвироХеми ГмбХ было приобретено и установлено в здании БОПС, в том числе с помощью ООО «ПромТрубМонтаж» (Договор от 04.04.2016 № 22943/01), следующее оборудование типа BIOMAR для биологической очистки производственных сточных вод (далее - «оборудование BIOMAR»):

1. Система трубопроводов очистных сооружений инв. № 191000037 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000192 о приёме-передаче объекта ОС);

2. Ворота БОПС инв. № 192000330.1 (Акт ОС-1 от 30.11.2016 №0110000107 о приёме-передаче объекта ОС);

3. Оборудование   песколовки/жировки   инв.   № 192000365   (Акт   ОС-1    от   30.06.2017 № 0110000182 о приёме-передаче объекта ОС);

4. Барабанная решётка инв. № 192000366 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000183 о приёме-передаче объекта ОС);

5. Оборудование смесителя-усреднителя с насосной станцией инв. № 192000367 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000184 о приёме-передаче объекта ОС);

6. Флотационная установка с насосной станцией и сбором инв. № 192000368 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000185 о приёме-передаче объекта ОС);

7. Аэробный реактор V=350 м3 D=8 м Н=6,8 м инв. № 192000369 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000186 о приёме-передаче объекта ОС);

8. Шламонакопитель V=39 м3 D=3,4 м Н=4,3 м инв. № 192000370 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000187 о приёме-передаче объекта ОС);

9. Шнек-пресс для обезвоживания инв. № 192000371 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000188 о приёме-передаче объекта ОС);

10. Станция дозирования реагентов с защ. оборуд. инв. № 192000372 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000189 о приёме-передаче объекта ОС);

11. Подающая насосная станция инв. № 192000373 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000190 о приёме-передаче объекта ОС);

12. Шкаф управления ОС с кабельной сетью инв. № 192000374 (Акт ОС-1 от 30.06.2017 № 0110000191 о приёме-передаче объекта ОС);

13. Вторичный осветлитель V=340 мЗ D=9 м Н=4,3 м инв. № 192000381;

14. Установка приточно-вытяжная ПВ 5.1, 18000 куб. м/час инв. № 192000382 (Акт ОС-1 от 28.07.2017 № 0110000224 о приёме-передаче объекта ОС);

15. Установка приточно-вытяжная ПВ 5.2, 1000 куб. м/час инв. № 192000383 (Акт ОС-1 от 28.07.2017 № 0110000225 о приёме-передаче объекта ОС);

16. Вытяжное оборудование очистных В5  инв. № 192000384 (Акт ОС-1 от 28.07.2017 № 0110000226 о приёме-передаче объекта ОС).

Кроме этого, согласно Договору № ИВ2294-1 от 01.07.2016г., заключенному Обществом с ООО «Хорсъ», актам выполненных работ по форме КС-2 № 1 от 27.10.2017г., №11 от 06.03.2017г., №13 от 06.04.2017г., №14 от 10.05.2017г., были произведены работы по монтажу системы кондиционирования и вентиляции, установлено следующее оборудование:

1. Калорифер для вентоборудования, соки № 1 инв. № 192000392 (Акт ОС-1 от 04.09.2017 № 0110000272 о приёме-передаче объекта ОС);

2. Система кондиционирования инв. № 192000399 (Акт ОС-1 от 06.11.2017 № 0110000311 о приёме-передаче объекта ОС);

3. Установка приточно-вытяжная ПВ1.1 цех каш ПВ1.23000 м3 инв. № 192000400 (Акт ОС- 1 от 15.12.2017 № 0110000313 о приёме-передаче объекта ОС);

4. Установка приточно-вытяжная цех каш ПВ1.3 3500м3/ч инв. № 192000401 (Акт ОС-1 от 14.12.2017 № 0110000315 о приёме-передаче объекта ОС);

5. Установка приточно-вытяжная ПВ2.2, соки инв. № 192000402 (Акт ОС-1 от 14.12.2017 № 0110000360 о приёме-передаче объекта ОС);

6. Установка приточно-вытяжная ПВ2.3, соки, 15000м3/ч инв. № 192000403 (Акт ОС-1 от 14.12.2017 № 0110000319 о приёме-передаче объекта ОС);

7. Установка приточно-вытяжная ПВ3.1, молоко 30000м3/ч инв. № 192000404 (Акт ОС-1 от 14.12.2017 № 0110000321 о приёме-передаче объекта ОС);

8. Установка приточно-вытяжная ПВ3.2, молоко 10000 мЗ/ч инв. № 192000405 (Акт ОС-1 от 14.12.2017 № 0110000323 о приёме-передаче объекта ОС);

9. Вентустановка помещения CIP П4  инв.  №  192000406 (Акт ОС-1   от  14.12.2017 № 0110000325 о приёме-передаче объекта ОС);

10. Вытяжное оборудование производственного КОРПУСА инв. № 192000407 (Акт ОС-1 от 14.12.2017 № 0110000326 о приёме-передаче объекта ОС);

11. Система теплоснабжения вентустановок Т1 инв. № 192000408 (Акт ОС-1 от 14.12.2017№ 0110000328 о приёме-передаче объекта ОС);

12. Система хладоснабжения вентустановок инв. № 192000409 (Акт ОС-1 от 14.12.2017 № 0110000330 о приёме-передаче объекта ОС);

13. Холодильная машина ХМ1 молоко, +2...+4, 198 кВт инв. № 192000410 (Акт ОС-1 от 14.12.2017 № 0110000332 о приёме-передаче объекта ОС);

14. Установка приточно-вытяжная цех каш ПВ 1.2 18000 м3 инв. № 192000414 (Акт ОС-1 от 15.12.2017 № 0110000341 о приёме-передаче объекта ОС);

15. Холодильная машина ХМ2 соки, +6, 220 кВт инв. № 192000415 (Акт ОС-1 от 25.12.2017 № 0110000343 о приёме-передаче объекта ОС).

Приказами ООО «ИКДП» от 30.11.2016г., 30.06.2017г., 28.07.2017г. введены в эксплуатацию основные средства стоимостью 93572074 руб. Заявитель указанные основные средства (система трубопроводов очистных сооружений, оборудование песколовки/жировки, аэробный реактор и т.д.) принял к бухгалтерскому учету отдельными объектами, присвоив каждому свой инвентарный номер.

При этом система трубопроводов очистных сооружений на сумму 9618372 руб. отнесена ООО «ИКДП» к недвижимому имуществу, а остальные объекты - к движимому. С данным выводом ИФНС по г. Иваново не согласилась, посчитав, что все вышеуказанное имущество подлежит обложению налогом на имущество.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ООО «ИКДП», Инспекцией вынесено Решение от 19.10.2020 г. № 16-17, которым Заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату налога на имущество, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, в общей сумме 287249руб. Заявителю предложено уплатить налог на имущество в общей сумме 5744972руб., пени - 1854475,73руб.

Кроме того, Заявителю предложено увеличить сумму убытка за 2017г. на 1669701руб., уменьшить налог на прибыль за 2018г. в общей сумме 283057руб., уменьшить остаток не перенесенного на конец 2018г. убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах на 10678031руб.

Не согласившись с данным Решением, ИФНС Общество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 11.02.2021 г. № 12-20/01491 решение ИФНС России по г. Иваново от 19.10.2020г. №16-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения частично отменено, на ИФНС России по г. Иваново возложена обязанность произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на прибыль (в т.ч. скорректировать сумму убытка) и доначислений по налогу на имущество, соответствующих сумм штрафа и пени, с учетом выводов настоящего Решения Управления по неправомерному определению Инспекцией сумм амортизации холодильного оборудования (п. 3 Решения Управления); результаты перерасчета направить Обществу и в копии в Управление ФН.С России по Ивановской области в течение 5 дней с момента получения настоящего решения. В оставшейся части решение ИФНС России по г. Иваново о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.10.2020г. №16-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения УФНС по Ивановской области утверждено.

Не согласившись с Решением от 19.10.2020 г. № 16-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в размере 5 737 526 руб., пени в размере 1 834 614,48 руб. и штрафа в размере 286 877 руб., Общество с ограниченной ответственностью «Ивановский комбинат детского питания» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав позиции представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.

На основании 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.

Заявителем оспариваются доначисления налога на имущество, соответствующих сумм пени и штрафа в отношении следующих объектов:

- оборудования блока очистки производственных стоков (БОПС):

1. Ворота БОПС инв. № 192000330.1;

2. Оборудование   песколовки/жировки   инв.   № 192000365;

3. Барабанная решётка инв. № 192000366;

4. Оборудование смесителя-усреднителя с насосной станцией инв. № 192000367;

5. Флотационная установка с насосной станцией и сбором инв. № 192000368;

6. Аэробный реактор V=350 м3 D=8 м Н=6,8 м инв. № 192000369;

7. Шламонакопитель V=39 м3 D=3,4 м Н=4,3 м инв. № 192000370;

8. Шнек-пресс для обезвоживания инв. № 192000371;

9. Станция дозирования реагентов с защ. оборуд. инв. № 192000372;

10. Подающая насосная станция инв. № 192000373;

11. Шкаф управления ОС с кабельной сетью инв. № 192000374;

12. Вторичный осветлитель V=340 мЗ D=9 м Н=4,3 м инв. № 192000381;

13. Установка приточно-вытяжная ПВ 5.1, 18000 куб. м/час инв. № 192000382;

14. Установка приточно-вытяжная ПВ 5.2, 1000 куб. м/час инв. № 192000383;

15. Вытяжное оборудование очистных В5  инв. № 192000384;

- оборудования вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения (ВКХ) производственного здания:

1. Калорифер для вентоборудования, соки № 1 инв. № 192000392;

2. Система кондиционирования инв. № 192000399;

3. Установка приточно-вытяжная ПВ1.1 цех каш ПВ1.23000 м3 инв. № 192000400;

4. Установка приточно-вытяжная цех каш ПВ1.3 3500м3/ч инв. № 192000401;

5. Установка приточно-вытяжная ПВ2.2, соки инв. № 192000402;

6. Установка приточно-вытяжная ПВ2.3, соки, 15000м3/ч инв. № 192000403;

7. Установка приточно-вытяжная ПВ3.1, молоко 30000м3/ч инв. № 192000404;

8. Установка приточно-вытяжная ПВ3.2, молоко 10000 мЗ/ч инв. № 192000405;

9. Вентустановка помещения CIP П4  инв.  №  192000406;

10. Вытяжное оборудование производственного КОРПУСА инв. № 192000407;

11. Система теплоснабжения вентустановок Т1 инв. № 192000408;

12. Система хладоснабжения вентустановок инв. № 192000409;

13. Холодильная машина ХМ1 молоко, +2...+4, 198 кВт инв. № 192000410;

14. Установка приточно-вытяжная цех каш ПВ 1.2 18000 м3 инв. № 192000414;

15. Холодильная машина ХМ2 соки, +6, 220 кВт инв. № 192000415.

Общество в своем заявлении указывает, что спорные объекты БОПС и ВКХ неправомерно отнесены Инспекцией к недвижимому имуществу, поскольку указанные объекты: могут быть демонтированы и использованы в иных целях, при этом демонтаж системы приведёт к прекращению использования только оборудования, а не самого здания; являются также, в частности, промышленными вентиляционными системами, обеспечивающими функционирование оборудования, в связи с чем не подлежат включению в состав здания; в соответствии с классификатором основных фондов спорные объекты отнесены в состав оборудования.

Суд пришел к выводу о том, что вышеизложенные доводы являются обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период)  освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве объектов основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией спорные объекты исключены из состава льготируемого имущества, руководствуясь положениями статей 130-134 Гражданского кодекса Российской Федерации налоговый орган исходил из того, что к подлежащим налогообложению объектам недвижимости могут быть отнесены, в том числе, составные части объектов недвижимости - объекты основных средств, которые по совокупности признаков являются составной частью неделимой недвижимой вещи.

Налоговый орган, ссылаясь на положения общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-Ф3), пришел к выводу, что указанные выше основные средства не являются движимым имуществом. Следовательно, применение льготы в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ неправомерно.

Суд не может согласиться с выводами налогового органа в части доначисления налога на имущество организаций в отношении спорных объектов на основании следующего.

Как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы.

Именно соблюдение конституционных предписаний относительно формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства при формировании структуры налога и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога обеспечивают эффективность налогообложения и реальность его целей и позволяют налогоплательщикам своевременно уплатить налог, а налоговым органам - осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет (постановления от 06.06.2019 №22-П, от 21.12.2018 № 47-П, от 23.05.2013 № 11-П, от 01.07.2015 № 19-П). Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение.

Поэтому Налоговый кодекс предписывает, что необходимые элементы налогообложения должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 и пунктом 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2013-2016 гг.) возникновение обязанности по уплате налога на имущество организаций связывается с наличием у налогоплательщика движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств.

При этом в отношении объектов основных средств, принятых на учет с 01.01.2013 в качестве движимого имущества, установлено исключение из вышеуказанной обязанности по уплате налога (подпункт 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, введенный Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ, и пункт 25 статьи 381 НК РФ, введенный Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ).

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01), в соответствии с пунктом 5 которого рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений.

Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013- 2014 (СНС 2008), введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359. В соответствии названными классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).

Из содержания классификаторов также вытекает, что оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, в том числе, установленное на фундаменте, по общему правилу не классифицируется в качестве сооружений (не отвечают определению понятия «сооружение»), а подлежит классификации в соответствующих группировках машин и оборудования.

Учитывая изложенное, если иное не вытекает из содержания ПБУ 6/01 и классификаторов основных фондов (основных средств), машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются в бухгалтерском учете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов, и согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве.

Соответственно, по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавших движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимы исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 и пунктом 25 статьи 381 НК РФ.

Из аналогичного подхода исходит Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, издавшее письмо от 23.03.2018 № ОВ17590/12 «По вопросу квалификации объектов основных средств промышленного производства» (доведено до сведения налоговых инспекций письмом Федеральной налоговой службы от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@), в котором содержится разъяснение об отсутствии оснований для отнесения к облагаемому налогом недвижимому имуществу машин и оборудования, поименованных в соответствующем разделе классификатора основных фондов, поскольку эти объекты основных средств (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, будучи предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции, либо обслуживания производственного процесса. В случае установления в ходе налоговой проверки обстоятельств, указывающих на искусственное разделение в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (зданием или сооружением), налоговые органы не лишены права обосновывать необходимость взимания налога на имущество в подобных ситуациях. Однако необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов и не приводило бы к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов.

В соответствии с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222 по делу № А32-56709/2019 и Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2021 N 308-ЭС21-6663 по делу № А18-1531/2019, сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению в сложную вещь, используемые гражданским законодательством (пункт 1 статьи 130, пункт 1 статьи 133, статья 134 Гражданского кодекса), не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на применение рассматриваемой льготы, поскольку эти критерии не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости - зданий и капитальных сооружений. В обоих случаях приобретаемые налогоплательщиком активы до окончания монтажа не имеют прочной связи с землей, а после начала эксплуатации - могут образовывать сложную вещь с объектом недвижимости, разделение которой без разрушения или повреждения становится невозможным или экономически нецелесообразным.

Наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса имеет доказательное значение для целей применения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 и пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы. Это объясняется тем, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса). Государственная регистрация права на вещь устанавливается в целях обеспечения стабильности гражданского оборота и не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости, о чем указано в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Из приведенных правовых норм и разъяснений к ним следует, что сама по себе технологическая и функциональная взаимосвязь, участие в едином технологическом процессе не имеет правового значения для отнесения объектов к движимому либо недвижимому имуществу, поскольку не является критерием квалификации имущества как неотъемлемой части зданий или сооружений, образующей с ним неделимый объект, не исключает классификации имущества как оборудования, подлежащего самостоятельному учету.

Обстоятельством, подлежащим установлению по данной категории споров, с учетом приведенных выше разъяснений, является наличие у имущества статуса самостоятельного объекта недвижимости либо включение имущества в состав зданий, сооружений в качестве их неотъемлемой части, без которой существование и использование основного объекта невозможно, либо назначение имущества (для обслуживания зданий, сооружений).

При установлении данного обстоятельства подлежат исследованию такие обстоятельства как основания приобретения имущества и постановки его на учет на основании анализа документов о приобретении оборудования и документов учета.

Согласно материалам дела Ворота БОПС приняты к учёту 30.11.2016 под инв. номером 192000330 со сроком полезного использования 120 месяцев. Ворота установлены с помощью болтов и состоят из шести секций, которые поднимаются и опускаются с помощью подъёмника. Ворота были произведены компанией «Алютех» (паспорт и руководство на ворота приведены в Приложениях 12 и 13) и сменили ранее установленные в здании БОПС распашные ворота. Соответственно, указанные ворота также можно будет демонтировать и вывезти для ремонта или замены, как это произошло с предыдущими воротами, без ущерба им самим или зданию БОПС.

Таким образом, выводы инспекции о том, что ворота БОПС являются недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что песколовка представляет собой расположенную под землёй бетонную ёмкость, в которую по трубам поступают сточные воды с производства. Песколовка учтена на балансе Общества как отдельный объект «Резервуар жиросодержащих стоков № 1» под инв. номером 00000033 с первоначальной стоимостью 72 668 руб. Данный резервуар был принят к учёту Обществом 01.07.2008. К числу спорных объектов относится установленное в песколовке оборудование, а именно: защитная решётка; уровнемер; насосы. Перечень данного оборудования приведён в Контракте (Приложение № 2 «Спецификация поставки» к Контракту). Данное оборудование было принято к учёту 30.06.2017 как инвентарный объект «Оборудование песколовки» под инв. номером 192000365 по первоначальной стоимости 1518 967 руб. со сроком полезного использования (далее - «СПИ») 180 месяцев.

Входящие в состав объекта «Оборудование песколовки» приспособления и приборы Общество приняло к учёту отдельно от резервуара и рассматривало их как движимое имущество, поскольку они изначально не были связаны с резервуаром (резервуар сооружён в 2008 году, оборудование установлено в 2017 году). Ранее резервуар использовался для прежней системы канализации, впоследствии был использован для размещения в нем новой системы очистки. Приспособления и приборы в любой момент могут быть извлечены из резервуара без причинения значительного ущерба им самим и этому резервуару. Кроме того, они имеют значительно меньший срок полезного использования по сравнению с резервуаром, что также не позволяет объединять их с ним в единый объект.

Барабанная решётка (инв. номер 192000366, принята к учёту 30.06.2017 по первоначальной стоимости 3 080 235 руб. со СПИ 180 месяцев) представляет собой прибор, в котором установлена одноимённая вращающаяся барабанная решётка. На эту решётку насосами подаётся вода из песколовки, и если в ней имеются частицы, диаметр которых превышает 1 мм, то данные частицы задерживаются решёткой и собираются в специальный контейнер, в то время как свободная от них вода следует далее по процессу очистки. Барабанная решетка установлена внутри здания БОПС и прикреплена к полу болтами. Соответственно, при необходимости данный прибор может быть демонтирован и вывезен из здания БОПС без существенного ущерба как самому прибору, так и зданию БОПС.

Таким образом, выводы инспекции о том, что песколовка в части объектов оборудования (защитная решетка, уровнемер, наносы) является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Усреднитель представляет собой расположенную под землёй бетонную ёмкость, которая примыкает к аналогичной ёмкости песколовки. В данной ёмкости происходит нормализация уровня кислотности воды (рН), то есть доведение воды до такого уровня кислотности, при котором по принятым стандартам её допустимо сбрасывать в канализацию.

Разногласия в квалификации возникли по поводу оборудования усреднителя, которое включает: погружную мешалку; подъемный механизм; уровнемер; рН-метр; датчик температуры; насосы. Перечень данного оборудования приведён в Контракте (Приложение № 2 «Спецификация поставки» к Контракту). Данное оборудование было принято к учёту 30.06.2017 как инвентарный объект «Оборудование смесителя-усреднителя с насосн. станц.» под инв. номером 192000367 по первоначальной стоимости 5 942 695 руб. Все указанные приспособления и приборы не являются и не являлись частью резервуара, имеют отличный от него СПИ и могут быть перемещены без существенного вреда им самим и резервуару.

Таким образом, выводы инспекции о том, что усреднитель в части объектов оборудования (погружная мешалка; подъемный механизм; уровнемер; рН-метр; датчик температуры; насосы) является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Флотатор (флотационная установка с насосной станцией, инв. номер 192000368, принята к учёту 30.06.2017 по первоначальной стоимости 8 127 989 руб. со сроком полезного использования 180 месяцев) в целом представляет собой ёмкость, в которой вода со стоков с помощью насоса насыщается воздухом. Далее при высвобождении воздуха из воды образуются микропузырьки, которые захватывают загрязняющие вещества, и они поднимаются на поверхность воды в виде пены. Пена счищается с поверхности воды скребками и перекачивается в шламонакопитель, а очищенная таким образом от части загрязнителей вода следует далее по процессу очистки. Флотатор установлен внутри здания БОПС и стоит на шести ножках. Соответственно, при необходимости данный прибор может быть демонтирован и вывезен из здания БОПС без существенного ущерба как самому прибору, так и зданию БОПС.

Согласно материалам дела аэробный реактор (инв. номер 192000369, принят к учёту 30.06.2017 по первоначальной стоимости 16 710 678 руб. со СПИ 180 месяцев) — установленная на улице ёмкость, в которую насосы подают воду из флотатора для дальнейшей очистки. Очистка производится с помощью бактерий, которые питаются органическими загрязняющими веществами, а также питательными веществами, поданными станцией дозирования реагентов. Для контроля и обеспечения жизнедеятельности бактерий в аэробном реакторе установлено оборудование для насыщения воды кислородом и измерительные приборы. Первоначальная стоимость аэробного реактора была сформирована на основании стоимости работ ООО «ПромТрубМонтаж» по Договору от 04.04.2016 № 22943/01 (стоимости изготовления обечайки - цилиндра из металлических листов) и стоимости оборудования, поставленного компанией ЭнвироХеми ГмбХ по Контракту, включая: воздуходувки (расположены внутри здания БОПС); съёмную систему аэрации; преобразователь частоты; рН/Т-измеритель (кислотность и температура); измеритель кислорода. Расположение элементов и конструкция аэробного реактора приведены в проектной документации на него, подготовленной ЭнвироХеми ГмбХ (Приложение 4). Аэробный реактор установлен на бетонном фундаменте, исполненном ООО «ПромТрубМонтаж» (проектная документация Приложение 5). Вместе с тем тот факт, что аэробный реактор установлен на фундаменте, не предопределяет его квалификацию в качестве движимого или недвижимого имущества. В рассматриваемой ситуации аэробный реактор размещён на улице, является отдельно стоящим объектом оборудования, выполняет самостоятельную работу по очистке производственных стоков и  не предназначен для обслуживания здания БОПС. Аэробный реактор крепится к фундаменту болтами, и при необходимости может быть демонтирован и перемещён без существенного ущерба себе и фундаменту путём снятия внутреннего оборудования, обшивки и болтов и разборки на стальные листы. Насосы, подающие воду от флотатора в аэробный реактор, учтены Обществом в качестве отдельного инвентарного объекта - насосной станции (инв. номер 192000373, принята к учёту 30.06.2017 по первоначальной стоимости 1 691 951 руб. со СПИ 180 месяцев).

Таким образом, выводы инспекции о том, что аэробный реактор является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Насосная станция представляет собой совокупность насосов, которые перекачивают воду по трубам. При необходимости насосы могут быть отсоединены от труб и вывезены без ущерба для себя и здания БОПС. Таким образом, выводы инспекции о том, что насосная станция является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Шламонакопнтель (инв. номер 192000370, принят к учёту 30.07.2017 по первоначальной стоимости 5 454 454 руб. со СПИ 180 месяцев) - металлическая ёмкость, предназначенная для сбора шлама (в данном случае — отфильтрованных на флотационном и биологическом этапах очистки загрязняющих веществ). Первоначальная стоимость шламонакопителя была сформирована на основании стоимости работ ООО «ПромТрубМонтаж» по Договору от 04.04.2016 № 22943/01, включая стоимость изготовления обечайки (цилиндра из металлических листов) и монтажа, а также стоимости оборудования, поставленного компанией ЭнвироХеми ГмбХ по Контракту, включая мешалку и уровнемер. Изготовление и монтаж шламонакопителя были проведены в соответствии с проектной документацией компании ЭнвироХеми ГмбХ (Приложение 7). Шламонакопитель установлен на бетонный пол, что видно по Фото- и видеоматериалам. Отверстий в полу под шламонакопителем не имеется — шлам поступает и откачивается по трубам, присоединённым к бокам данного объекта.  Шламонакопитель прикреплен к полу болтами. При необходимости Общество может отсоединить трубы, открутить болты и вывезти шламонакопитель в собранном или разобранном виде из здания БОПС без существенного ущерба как самому объекту, так и зданию БОПС. Оборудование для осушения шлама учтено как инвентарный объект «Шнек-пресс для обезвоживания» с номером 192000371 30.06.2017 по первоначальной стоимости 4 678 077 руб. со сроком полезного использвоания 180 месяцев. Данное оборудование либо стоит на полу, либо смонтировано на платформе. Платформа исполнена из металлических балок и других элементов соединённых между собой и с полом болтами согласно проекту компании ЭпвироХеми ГмбХ (Приложение 8). При необходимости всё оборудование может быть демонтировано и вывезено без ущерба для себя или здания ВОПС.

Таким образом, выводы инспекции о том, что шламонакопитель является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Оборудование для осушения шлама учтено как инвентарный объект «Шнек-пресс для обезвоживания» с номером 192000371 30.06.2017 по первоначальной стоимости 4 678 077 руб. с СПИ 180 месяцев. Данное оборудование либо стоит на полу, либо смонтировано на платформе. Платформа исполнена из металлических балок и других элементов соединённых между собой и с полом болтами согласно проекту компании ЭнвироХеми ГмбХ. При необходимости всё оборудование может быть демонтировано и вывезено без ущерба для себя или здания БОПС.

Станция дозирования реагентов (инв. номер 192000372, принята к учёту 30.06.2017 по первоначальной стоимости 5 438 318 руб. с СПИ 180 месяцев) объединяет ёмкости с кислотой, щёлочью и питательными веществами, которые подаются в усреднитель для нейтрализации воды и в аэробный реактор для биологической очистки воды, а также насосы, контрольно-измерительные приборы, средства автоматизации.

Часть насосов и контрольно-измерительные приборы установлены на стенде, который крепится к стене и полу болтами. Аналогичным образом установлены ёмкости с реагентами. Данное оборудование может быть демонтировано и вывезено без ущерба для себя и здания БОПС.

Управление и мониторинг оборудования БОПС осуществляются, в том числе, с помощью шкафа управления с кабельной сетью (инв. номер 192000374, принят к учёту 30.06.2017 по первоначальной стоимости 9 569 116 руб. со сроком полезного использования 180 месяцев). Шкаф управления смонтирован рядом с установкой приточно-вытяжной 5.1.  Шкаф объединяет модули для управления электропитанием и другими аспектами работы оборудования, а также содержит устройства для вывода информации.

Вторичный осветлитель (инв. номер 192000381, принят к учёту 28.07.2017 по первоначальной стоимости 16 295 801 руб. со СПИ 180 месяцев) представляет собой установленную вне здания емкость, в которую по трубе перетекает содержимое аэробного реактора. Далее происходит оседание отмирающих бактерий, а также иного, не отфильтрованного на предыдущих этапах шлама — все это откачивается в шламонакопнтель, а доведённая до необходимых параметров вода сбрасывается в канализацию. Обстоятельства установки вторичного осветлителя аналогичны обстоятельства установки аэробного реактора - он установлен ООО «ПромТрубМонтаж» на фундаменте (Приложение 5) по проекту компании ЭнвироХеми ГмбХ (Приложение 6) и имеет сходную конструкцию и технологию крепления к фундаменту. Различаются функционал, отдельные параметры и внутреннее устройство — внутри установлена поставленная компанией ЭнвироХеми ГмбХ мешалка (радиальный скребковый мост).

Таким образом, выводы инспекции о том, что указанное оборудование и вторичный осветлитель является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Система трубопроводов принята к учёту 30.06.2017 под инв. номером 191000037 по первоначальной стоимости 9 618 371 руб. Система трубопроводов признана Обществом недвижимым имуществом, и по ней Инспекция претензий не предъявляет. Причинами для признания системы трубопроводов недвижимым имуществом послужили невозможность демонтажа без причинения значительного ущерба - часть труб расположена под землёй, что предопределяет их прочную связь с ней, а также классификация по ОКОФ - трубопроводы относятся к коду 220.42.21.12, то есть к виду сооружений.

Вместе с тем правовой режим трубопроводов не влияет на статус оборудования БОПС как движимого имущества. Трубы прикреплены к оборудованию с помощью фланцевого соединения: на конце труб имеется фланец (плоская деталь), в котором проделаны отверстия для болтов, и этими болтами фланец трубы соединяется с аналогичным фланцем со стороны оборудования с использованием прокладки для обеспечения герметичности. Соответственно, оборудование в любой момент может быть отсоединено от трубопроводов путём откручивания болтов.

В нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не представлены доказательства, свидетельствующие об отнесении указанных спорных объектов с учетом положений статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 23 части 2 статьи 2 Федерального закона № 384-ФЗ, ПБУ 6/01, ОК 013-94 к объектам недвижимости, к сооружениям «капитального» характера.

Сами по себе указанные объекты по конструктивным и стоимостным признакам являются отдельными, не относятся к объектам недвижимости, как не имеющие прочной конструктивной связи с землей, так как разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию для таких сооружений не требуется. При этом, несмотря на то, что указанные объекты соприкасаются с землей, инспекцией не опровергнуто, что этот факт не делает их прочно связанными с землей, так же как не опровергнуто, что в случае необходимости без ущерба указанные объекты демонтируются, не причиняя никакого вреда ни себе, ни зданию, ни земельному участку, на котором они расположены.

Для поддержания необходимой для работы очистных устройств температуры в здании БОПС установлено вентиляционное оборудование, а именно следующие объекты: установка приточно-вытяжная ПВ 5.1, производительностью 18 000 м3/ч, принята к учёту 28.07.2017 по первоначальной стоимости 3 532 542 руб. с СПИ 120 месяцев; установка приточно-вытяжная ПВ 5.2, производительностью 1 000 м3/ч, принята к учёту 28.07.2017 по первоначальной стоимости 437 119 руб. с СПИ 120 месяцев; вытяжное оборудование В 5, принято к учёту 28.07.2017 по первоначальной стоимости 419 068 руб. с СПИ 120 месяцев. Данные объекты были приобретены по договору с ООО «Хорсъ» от 01.07.2016 № ИВ229421. Установка ПВ 5.1 обеспечивает воздухообмен в основном зале БОПС и расположена там же, установка ПВ 5.2 - в помещении операторской и других вспомогательных помещениях и располагается в венткамере на втором этаже. При отнесении данного оборудования к недвижимому налоговым органом не доказано, что данное оборудование является неотъемлемой частью здания БОПС, без которой существование и использование основного объекта невозможно, а также то, что аналогичное по назначению оборудование имелось в здании первоначально.

В отношении спорных объектов в производственных помещениях суд пришел к следующим выводам.

Калорифер для вентоборудования - прибор, который служит для нагревания воздуха, подаваемого вентиляционной установкой. До приобретения спорных объектов ВКХ Общество уже располагало вентиляционными установками, но не все из них обеспечивали поддержание необходимой температуры в производственных цехах. В частности, одна из установок («Вентиляционное оборудование № 1 соки приточное», инв. номер 192000252) не обладала таким функционалом, в связи с чем Общество приобрело и установило калорифер на воздуховод в цеху с внутренней стороны окна (принят к учёту 04.09.2017 под инв. номером 192000392 по первоначальной стоимости 347 458 руб. со СПИ 120 месяцев). Калорифер был соединён с воздуховодом и прикреплён к потолку цеха тросами. Соответственно, калорифер может быть демонтирован и снят с воздуховода без причинения ущерба приточной установке и производственному зданию.

Таким образом, выводы инспекции о том, что калорифер для вентоборудования является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Приточные и приточно-вытяжные установки обеспечивают необходимый уровень воздухообмена и температуры (вкупе с системой кондиционирования и калорифером) в помещениях производственного здания Общества. Элементы установки заключены в металлические корпуса, которые соединяются между собой. Корпуса стоят на полу венткамер. Исполнение этих установок позволяет в любой момент отсоединить их от воздуховодов, разобрать на отдельные элементы и вывезти без ущерба для этих установок и производственного здания. Вентиляционная система была установлена дополнительно, без внесения каких-либо изменений в действующую вентиляционную систему помещения. Вентиляционная система фактически является модульной. Основными частями данной системы являются: вытяжной вентилятор в шумопоглощающем корпусе; центральная фильтрующая система; вентиляционные трубы. Таким образом, с учетом особенностей места установки вентиляционная система является оборудованием, предназначенным для создания благоприятных условий труда на предприятии, поскольку предназначено для фильтрации воздуха. Данное оборудование не встроено в стены, смонтировано отдельно от несущих конструкций здания и не связано с ним.

Таким образом, выводы инспекции о том, что приточные приточно-вытяжные установки являются недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Вытяжное оборудование (инв. номер 192000407, принято к учёту 14.12.2017 по первоначальной стоимости 2 041 695 руб. со СПИ 120 месяцев) - вытяжные вентиляторы, воздуховоды, фасонные изделия (отводы, переходы, тройники и пр. элементы, используемые для прокладки вентиляционных путей), зонты вытяжные, которые обеспечивают отток воздуха из производственных помещений в дополнение к приточно-вытяжным установкам. Указанное оборудование прикреплено к стенам, потолкам здания на опоры, тросы и пр. крепления, которые не требуют внесения существенных изменений в его конструктив. Соответственно, оно может быть разобрано и демонтировано без значительного ущерба для себя и здания.

Таким образом, выводы инспекции о том, что вытяжное оборудование является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Система теплоснабжения вентустановок – объект (инв. номер 192000408, принят к учёту 14.12.2017 по первоначальной стоимости 2 041 695 руб. со СПИ 120 месяцев) обеспечивает подачу тепла в приточно-вытяжные установки для нагревания воздуха, который они подают в производственное здание. Установка теплоснабжения расположена в центральном тепловом пункте на первом этаже производственного здания. Теплообменник установлен на платформе, прикреплённой к полу болтами. Прочие элементы системы закреплены на трубах с использованием фланцевых соединений (см. объяснения по устройству таких соединений выше). Соответственно, данная система может быть демонтирована без значительного ущерба себе и производственному зданию.

Таким образом, выводы инспекции о том, что система теплоснабжения вентустановок является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Системы холодоснабжения вентустановок и кондиционирования – указанные  объекты (инв. номер 192000399, принят к учёту 06.11.2017 по первоначальной стоимости 2 833 573 руб. со СПИ 120 месяцев, и инв. номер 192000409, принят к учёту 14.12.2017 по первоначальной стоимости 22 121 420 руб. со СПИ 120 месяцев) представляют собой составные части функционально единой системы кондиционирования, которая для целей учёта была разбита на два объекта. В состав системы, прежде всего, входит конденсаторная установка (в терминах производителя — «чиллер»). Эта установка охлаждает хладагент, который затем подаётся на вентиляционные установки для охлаждения поступающего в производственные цеха и иные помещения воздуха. Объект установлен на площадке снаружи здания. Данная установка была поставлена Обществу в готовом виде, то есть в таком, в котором её отгрузил производитель «Аеппес» (руководство на изделие). Прочной связи с землёй, и тем более со зданием, она не имеет, при необходимости её можно отключить и увезти без какого-либо ущерба для неё и иных объектов.

В систему также входит гидромодуль, то есть совокупность бака, труб, насосов, контрольно-измерительных устройств и устройств автоматизации, который обеспечивает движение хладагента от компрессорной установки до точки потребления (приточные и приточно-вытяжные установки). Гидромодуль установлен на первом этаже производственного здания в помещении компрессорной (помещение на пересечении осей 1-4 и П, Р на схеме в Приложении 17). За стеной этого помещения на улице располагается компрессорная установка, в совокупности с которой выполняется работа по охлаждению. Насосы и контрольно-измерительные приборы прикреплены к трубам, в том числе фланцевыми соединениями (см. объяснения по устройству таких соединений выше), шкаф управления и трансформаторы прикреплены к опорам, соединённым с иолом болтами. Трубы гидромодуля также располагаются на металлических опорах, соединяются между собой с помощью фланцев. Таким образом, гидромодуль может быть без значительного ущерба себе и производственному зданию разобран и перемещён.

Таким образом, выводы инспекции о том, что системы холодоснабжения вентустановок и кондиционирования являются недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Холодильные машины - установки, которые функционируют по общему с системой кондиционирования принципу, но подают холод до производственного оборудования, а не в систему вентиляции. В производственном здании Общества установлено две холодильные машины: холодильная машина ХМ 1, молоко, +2-4 градуса, инв. номер L92000410, принята к учёту 14.12.2017 по первоначальной стоимости 20 085 725 руб. со СПИ 120 месяцев; холодильная машина ХМ2, соки, +6 градусов, инв. номер 192000415, принята к учёту 15.12.2017 по первоначальной стоимости 16 305 031 руб. со СПИ 120 месяцев.

Холодильная машина ХМ1 состоит из нескольких элементов (см. инструкцию в Приложении 20): компрессорная установка; гидромодули (насосы и пр. устройства для обеспечения движения воды по циклу); баки охлаждённой и обратной (отдавшей холод, т.е. подогретой) воды.

Компрессорная установка и гидромодули установлены в том же помещении, что и гидромодуль системы холодоснабжения вентустановок. Баки, в которые поступает охлаждённая компрессорной установкой вода и отдавшая свой холод вода, располагаются на улице, за стеной этого помещения. Указанное оборудование установлено на полу с прикреплением с помощью болтов, а в части баков — на площадке на улице, соединено между собой и с производственным оборудованием трубами с использованием фланцевых соединений. При необходимости всё это оборудование может быть отсоединено, разобрано и перемещено без существенного ущерба ему самому и производственному зданию. Холодильная машина ХМ2 имеет тот же принцип работы, и часть её элементов также располагается в том же помещении, что и элементы холодильной машины ХМ1. Все компоненты холодильной машины ХМ2 не имеют прочной связи с землёй и установлены таким образом, что их можно отсоединить и демонтировать без значительного ущерба им самим и производственному зданию (земельному участку) - для крепления к полу используются болты, для крепления труб — фланцевые соединения, а сухая градирня установлена на площадке на улице.

Таким образом, выводы инспекции о том, что холодильное оборудование является недвижимым имуществом противоречат представленным в дело доказательствам.

Сам по себе факт монтажа оборудования для его эксплуатации в здании, в том числе, если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Из материалов дела следует, что первоначально установленная в основном производственном здании Общества система вентиляции, непосредственно относящаяся к зданию, продолжает выполнять свои функции. Вновь установленное оборудование вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения необходимо для обеспечения производственного процесса, имеющего свою специфику в отношении температуры производства продуктов для детского питания. Налоговым органом не доказано, что вновь установленное оборудование технологически соединено с системой вентиляции здания. Обратное следует из обозренной в ходе судебного заседания видеозаписи.

Применение критерия экономической целесообразности в данном случае приводит к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования, и не позволяет обеспечить достижение тех целей дифференциации налогового бремени, из которых исходил законодатель при введении подпункта 8 пункта 4 статьи 374 и пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса, состоящих согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2018 № 47-П в стимулировании организаций к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства, а также повышению спроса на них.

Ссылка налогового органа на заключение эксперта судом отклоняется, поскольку оно сделано без учета вышеуказанных норм права. Все приобретенное оборудование имеет сокращенный срок полезного использования.

При таких обстоятельствах, налоговым органом неправомерно при определении налоговых обязательств заявителя начислен налог на имущество организаций в размере 5 522 476  руб. и соответствующих сумм пени и  штрафов.

В оспариваемую заявителем сумму налога помимо указанного оборудования включен ремонт БОПС инвентарный номер 191000016 стоимостью 5284940 руб., сумма доначисленного оспариваемым решением налога – 215050 руб.

БОПС представляет собой здание – блок очистки промышленных стоков. Согласно актам выполненных работ № 289 от 28.06.2016 г., № 338 от 18.07.2016. № 360 от 01.08.2016, № 492 от 03.10.2016, № 506 от 14.10.2016, № 535 от 28.10.2016, № 559 от 14.11.2016 на ремонт БОПС были отнесены следующие виды работ: подготовительные работы для монтажа кабелей освещения и светильников, конструкций подвеса светильников, ремонт стен (штукатурка, покраска), работы по монтажу металлоконструкций для кабелей освещения и светильников, электромонтажные работы по монтажу и подключению кабелей и светильников, ремонт потолков (штукатурка, покраска), замена розеток, выключателей и кабель каналов, замена кабельной лестницы, удаление настенной плитки и монтаж укладка новой плитки, установка сантехники, покраска металлической лестницы, регистров отопления, заделка дверного проема, монтаж приямков, подготовка поверхности пола (фрезерование, обеспыливание) поверхности пола к покрытию полимерным составом, окна, установка прожектора, монтаж фасада.

Данные работы и материалы после проведения ремонтных работ составляют неотъемлемую часть указанного здания и включаются в их состав. Следовательно, основания для удовлетворения требований заявителя в данной части у суда отсутствуют.

Соответственно, суд приходит к выводу о незаконности решения инспекции только в части доначисления налога на имущество организаций в размере 5 522 476  руб. и соответствующих сумм пени и  штрафов.

На основании изложенного требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 23 Постановления от 11.07.2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, оплаченная при подаче заявления по платежному поручению № 7301 от 12.04.2021, подлежит взысканию с налогового органа.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,  суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования общества с ограниченной ответственностью «Ивановский комбинат детского питания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) удовлетворить частично.

2. Признать незаконным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново от 19.10.2020 г. № 16-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в размере 5 522 476  руб. и соответствующих сумм пени и  штрафов.

3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ивановский комбинат детского питания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 3000 руб. государственной пошлины по делу.

4. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               М.С. Савельева