ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3447/10 от 30.09.2010 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело № А17-3447/2010

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 4 октября 2010 года.

Судья арбитражного суда Ивановской области Кочешкова М.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кутузовой К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО ХБК «Шуйские ситцы» к Департаменту государственного контроля Ивановской области об оспаривании Постановления о назначении административного наказания № 50-0410 от 30.06.10г., при участии в судебном заседании: от заявителя: ФИО1 (доверенность от 06.07.10 г.) и ФИО2 (доверенность от 16.09.10 г.), от Департамента: ФИО3 (доверенность от 16.09.10 г.),

установил:

Открытое акционерное общество Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» (далее – ОАО ХБК «Шуйские ситцы», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Департамента государственного контроля Ивановской области о назначении административного наказания № 50-0410 от 30.06.10г.

Указанным Постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В своем заявлении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» указало, что считает необоснованным привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного данной статьей. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что в соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. По мнению заявителя, предприятие не могло нарушить положения части 6 статьи 56 ВК РФ поскольку вышеуказанных нормативов не разработано в настоящий момент ни на одном из водных бассейнов Российской Федерации. Используемые Департаментом предельно допустимые концентрации (ПДК), установленные Приказом Росрыболовства № 20 от 18.01.10 г., в данном случае также не должны применяться, так как в соответствии с законодательством они измеряются в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. А в Постановлении № 50-0410 от 30.06.10г. Департамент делает выводы, основываясь на анализе сточных вод предприятия. Кроме того, по мнению представителя заявителя, вменяемое предприятию административным органом нарушение пункта 5 части 2 статьи 39 ВК РФ также не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Представитель Департамента в представленном письменном отзыве и устном выступлении в судебном заседании пояснил, что с требованиями ОАО ХБК «Шуйские ситцы» не согласен, считает, что материалами административного дела установлено, что предприятие осуществляет сброс в водный объект (река Теза) недостаточно очищенных сточных вод.

Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы суд установил.

Санитарно-промышленной лабораторией ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в ноябре 2009 года был произведен отбор проб сточных вод предприятия:

· 13.11.09 г. произведен отбор проб в водном объекте (река Теза) выше и ниже места сброса сточных вод в водный объект;

· 26.11.09 г. произведен отбор проб на выходе с очистных сооружений (на сбросе в водный объект).

По результатам отбора сточных вод составлен протокол количественного химического анализа проб воды, которым установлен сброс предприятием в водный объект сточных вод со следующими ингредиентами:

· Аммонийный азот (концентрация в сбросе составляет 8,7 мг/л при установленном ПДК 0,05 мг/л);

· Нитриты (концентрация в сбросе составляет 0,317 мг/л при установленном ПДК 0,08 мг/л);

· Сульфаты (концентрация в сбросе составляет 382 мг/л при установленном ПДК 100 мг/л);

· Нефтепродукты (концентрация в сбросе составляет 0,55 мг/л при установленном ПДК 0,05 мг/л).

Постановлением от 12.04.2010 года Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в отношении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Данное постановление направлено в Департамент Государственного контроля Ивановской области.

30 июня 2010 года Департаментом Государственного контроля Ивановской области вынесено Постановление о назначении административного наказания № 50-0410, которым ОАО ХБК «Шуйские ситцы» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде денежного штрафа на сумму 10 000 рублей.

Заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, суд считает требования ОАО ХБК «Шуйские ситцы» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19.06.2007 № 102-ФЗ) сточные воды – воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» понятие «норматив допустимого воздействия» подразумевает под собой допустимое совокупное воздействие всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть.

Согласно пункту 2 статьи 35 ВК РФ нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Разработка нормативов допустимого воздействия осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды от 12.12.2007 г. № 328.

В настоящее время нормативы допустимого воздействия не разработаны ни на один из водных бассейнов РФ.

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года, нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Вышеуказанные предельно допустимые концентрации установлены Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 г. № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

Из пункта 1 данного приказа можно сделать вывод, что речь идет о предельно допустимой концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, то есть предельно допустимая концентрация – это норматив качества для водного объекта.

В материалах административного дела, представленного органом государственного контроля в суд, указано, что Департамент, при привлечении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» к административной ответственности, исходил из анализа проб сточных вод предприятия (ссылка на это есть в Постановлении о назначении административного наказания № 50-0410 от 30.06.10г.). Доказательств отбора проб вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения и их последующего анализа Департаментом государственного контроля Ивановской области не представлено.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что состав вменяемого ОАО ХБК «Шуйские ситцы» правонарушения отсутствует.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Ссылка Департамента на нарушение предприятием вышеуказанного требования законодательства судом также не принимается, так как, по пояснениям представителя заявителя, санитарно-промышленной лабораторией ОАО ХБК «Шуйские ситцы» регулярно проводится отбор проб сточных вод предприятия, отбор проб на выходе с очистных сооружений (на сбросе в водный объект), отбор проб в водном объекте (река Теза) выше и ниже места сброса сточных вод в водный объект. Данные предоставляются в уполномоченные органы исполнительной власти согласно форме отчетности 2-ТП (водохоз). Доказательств обратного в материалах административного дела не содержится, и представителем Департамента в судебное заседание не представлено.

Таким образом, ОАО ХБК «Шуйские ситцы» не нарушило требований водного законодательства, следовательно, привлечение его к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, является незаконным.

На основании изложенного, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявленные требования открытого акционерного общества «ХБК «Шуйские ситцы» удовлетворить.

2. Постановление Департамента Государственного контроля Ивановской области о назначении административного наказания № 50-0410 от 30 июня 2010г., вынесенное в отношении открытого акционерного общества «ХБК «Шуйские ситцы» признать незаконным и отменить.

3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.

Судья Кочешкова М.В.