ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3482/14 от 15.07.2014 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г. Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

23 июля 2014 года

Дело №А17-3482/2014

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 23 июля 2014 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шлемановой О.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» (ОГРН: 1033700081910; ИНН: 3702038240)

об оспаривании Постановления № 10.2-Пс/060-0127пл-2014 о назначении административного наказания от 16.05.2014 года, вынесенного главным государственным инспектором по надзору за промышленной безопасностью по Ивановской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Сибиревым Сергеем Викторовичем,

Заинтересованное лицо: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

при участии в судебном заседании:

от ООО «Альянс»: Камусина Н.Г. по доверенности от 28.05.2014 года, Сережин В.Н. по доверенности от 15.07.2014 года;

от Центрального управления Ростехнадзора: Смирнова Е.Н. по доверенности от 10.12.2013 года № 198;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» (далее: ООО «Альянс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления № 10.2-Пс/060-0127пл-2014 о назначении административного наказания от 16.05.2014 года, вынесенного главным государственным инспектором по надзору за промышленной безопасностью по Ивановской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее: Центральное Управление Ростехнадзора, административный орган) Сибиревым Сергеем Викторовичем, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

ООО «Альянс» считает оспариваемое постановление незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Обществом указано, что оно отрицает факт совершения нарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. По пункту 1 оспариваемого Постановления Общество пояснило, что согласно проекту №190/09 для ГРПШ Заявителя показатель давления газа на входе в ГРПШ не может быть меньше 0,3 МПа и не может быть больше 5кПа на выходе из ГРПШ. Пунктом 4 Акта приемки законченного строительством объекта по расширению системы газораспределения и газопотребления приемочная комиссия подтвердила соответствие выполненных строительно-монтажных работ по ГРПШ проекту № 190\09, разработанному ООО «Энергокомплекс», в том числе по заявленному давлению. Зафиксированное Ростехнадзором на момент проверки рабочее давление на выходе из ГРПШ, составляющее 3,5 кПа соответствовало проекту, следовательно, требование пункта 5.6.1. ПБ-12-259-03 Обществом нарушено не было. Ссылка Ростехнадзора на рабочий проект по котельной, а не по ГРПШ является необоснованной. Режимная карта у Общества имелась, а Ростехнадзор не доказал обязанности у Общества изменять данные в режимных картах в ходе дальнейшей эксплуатации объекта, поскольку п. 8.4.1. Содержит указание на составление режимных карт по результатам выполнения пусконаладочных работ. Замечание Ростехнадзора, указанное в пункте 2 Постановления было тут же исполнено, а именно: на двери котельной размещена табличка «Категория помещения - Г, Зона класса помещения — П-1а).

Относительно пункта 3 оспариваемого постановления Общество указало, что паспорт на ГРПШ-04-2 Стандарт, приобщенный к исполнительно-технической документации Общества, содержит схему завода-изготовителя ГРПШ, согласно которой на импульсной линии смонтирован патрубок с шаровым краном, а не трехходовым. Более того, Руководство по эксплуатации ГПРШ в разделе 3 «Устройство и принципы работы» содержит схему ГРПШ, в соответствии с которой продувочные свечи ГРПШ подключены через краны 9(20), которые являются шаровыми. Следовательно, на момент проведения проверки схема газовых соединений ГРПШ соответствовала техническим характеристикам, заявленным заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации ГРПШ, а также условиям проекта 190\09, которые были согласованы с Ростехнадзором, посредством подписания Акта приемки законченного строительством объекта по расширению системы газораспределения и газопотребления, без каких либо замечаний. Следовательно, фактически схема соединений в ГРПШ являлась правильной. Допущенная техническая описка в схеме не может рассматриваться как нарушение эксплуатации опасного объекта, а также как отсутствие схемы газоснабжения. В настоящее время в схему внесено изменение, трехходовой кран заменен на шаровой с проглушкой.

В связи с отсутствием публикации Приказа Ростехнадзора от 06.04.2012 г. № 233 «Об утверждении области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», а также уведомления со стороны Верхне-Волжского управления Ростехнадзора ООО «Альянс» о необходимости пройти соответствующее обучение, по мнению заявителя, в рассматриваемом случае вины Общества в совершении нарушения по п. 4 Постановления не имеется. В настоящее время обучение Сережиным В.Н. пройдено.

Нарушения требования пункта 2.4.10 ПБ-12-259-03 Обществом допущено не было, поскольку два крана после выхода из ШГРП №294 на момент проведения проверки маркировку имели. Однако при проведении работ по покраске маркировка была закрашена. О данном замечании проверяющие Общество не информировали, о нем стало известно из Акта проверки. После этого, краска была сразу же удалена при помощи растворителя. На установленную арматуру имеется разрешительная документация - разрешение на эксплуатацию, сертификат соответствия, паспорт. Ростехнадзор должен был проверить инструкции по эксплуатации арматуры, которая стала предметом их осмотра при проверке.

В обоснование неправильного применения административным органом норм права по пункту 6 оспариваемого Постановления заявителем пояснено, что на техническое обслуживание системы газоснабжения со специализированной организацией ОАО «Ивановооблгаз» был заключен договор № ТО-0521-10, действовавший на момент проведения проверки. Указанный Договор сторонами исполнялся, что подтверждается актами выполненных работ, подписанными сторонами без замечаний, а также произведенной Обществом оплатой. Из актов выполненных работ и счетов-фактур следует, что текущее обслуживание внутреннего газопровода ОАО «Ивоновооблгаз» выполняло ежемесячно, то есть требование п. 5.9.3.ПБ 12-259-03 Обществом исполнялось. У Общества ведется журнал технического обслуживания газового оборудования участка «Промгаз» с даты пуска 26 мая 2010 года ОПО в эксплуатацию. Данный журнал ведется постоянно. В нем ежемесячно отражаются записи специалистов Подрядчика о проделанной работе по техническому обслуживанию газового оборудования участка «Промгаз» ООО «Альянс». Также, Общество имеет графики технического обслуживания газового оборудования участка «Промгаз» ООО «Альянс». Распоряжение № 11-127пр Ростехнадзора от 19 марта 2014года не содержит в своем перечне необходимых к предоставлению документов — такие документы как, журнал технического обслуживания газового оборудования, а также, графики технического обслуживания газового оборудования участка «Промгаз» ООО «Альянс». Данные документы у Общества не запрашивались. Об их отсутствии Обществу стало известно лишь из Акта проверки № 10.2-0127пл-А/075-2014 от 21 апреля 2014 г.

Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. По мнению административного органа, вынесенное постановление является законным и обоснованным. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Заключение договора на выполнение работ по техническому обслуживанию со специализированными организациями не освобождает ООО «Альянс» как организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, от соблюдения требований Правил и осуществления контроля за выполнением специализированной организацией работ по техническому обслуживанию в соответствии с требованиями ПБ 12-529-03. В режимной карте рабочее давление газа было установлено в соответствии с проектом. Из фотоотчета, сделанного при проведении проверки, следует, что рабочее давление природного газа на выходе из ШГРП № 294 составляет 3500 Па, а не 4000 Па. При этом настройка параметров ШГРП № 294 и предохранительных клапанов в соответствии с режимной картой ШГРП № 294 ООО «Альянс» не проводилась. Устранение нарушения по отсутствию обозначений было учтено как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Относительно нарушения, указанного в пункте 3 Постановления, Центральным управлением Ростехнадзора пояснено, что в процессе эксплуатации опасного производственного объекта ООО «Альянс» было обязано соблюдать требования промышленной безопасности, установленные ПБ 12-529-03, контролировать произошедшие при эксплуатации изменения на опасном производственном объекте. При изменении расположения оборудования и технических устройств, произошедших в процессе эксплуатации, Общество обязано было пересмотреть технологическую схему газопроводов и газового оборудования, внести соответствующие изменения в технологическую схему и переутвердить схему.

Учитывая, что Технический регламент и СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» устанавливают требования в области промышленной безопасности ООО «Альянс», являясь организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в соответствии с требованиями п. 5.2.1 ПБ 12-529-03 было обязано провести аттестацию энергетика Сережина В.Н. по СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» независимо от того, когда вступил в силу приказ Ростехнадзора от 06.04.2012 г. № 233. В соответствии с п.14 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (в редакции приказа Ростехнадзора от 15.12.2011 г. № 714, действовавшей до 05.04.2014 г.), после ввода в действие нового нормативно-технического документа «СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», устанавливающего требования по вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, энергетик Сережин В.Н. должен был пройти внеочередную проверку знаний нормативно-технического документа.

По пункту 5 Постановления Центральное Управление Ростехнадзора указало, что выполнив работы по покраске, ООО «Альянс» было обязано привести арматуру на опасном производственном объекте в соответствии с требованиями ПБ 12-529-03. ООО «Альянс» должно соблюдать требования промышленной безопасности независимо от того, было ли сделано замечание должностным лицом, проводившим проверку, об отсутствии маркировки на арматуре или нет. Факт удаления краски на маркировке кранов свидетельствует об устранении нарушения, указанного в п. 8 постановления, а не о его отсутствии.

Проанализировав представленные при рассмотрении дела документы, должностное лицо, рассматривавшее дело об административном правонарушении, пришло к выводу, что ежемесячно ООО «Альянс» проводится техническое обслуживание только газового оборудования; документы, подтверждающие проведение технического обслуживания и текущего ремонта внутренних газопроводов, представлены не были. Доказательством проведения работ по техническому обслуживанию являются записи в эксплуатационных журналах. Необходимая документация запрашивалась в п. 11 распоряжения от 19.03.2014 г. № И-127-пр, поскольку журналы технического обслуживания газопроводов являются в соответствии с п. 5.6.5 ГОСТ Р 54983-2012 эксплуатационной документацией. Следовательно, о необходимости представления журналов Общество было уведомлено до начала проведения проверки.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

В период с 18.04.2014 г. по 21.04.2014 г. в соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 19.03.2014 г. № И-127-пр, административным органом была проведена плановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – система теплоснабжения, регистрационный номер А16-04020-0001, расположенного по адресу: 153020, Ивановская область, Ивановский район, г. Иваново, Сосневский проезд, д. 1-Б, в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2014 год, обобщенным и размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В ходе проверки административным органом со стороны ООО «Альянс» были выявлены нарушения обязательных требований, зафиксированные в Акте проверки Центрального управления Ростехнадзора от 21.04.2014 № 10.2-0127пл-А/075-2014. 21.04.2014 года по данному факту государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ивановской области Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Молчановым Ю.М. в отношении ООО «Альянс» в присутствии генерального директора Общества Зубкова В.А. был составлен протокол № 10.2-0127пл-Пр/060-2014 об административном правонарушении. 16.05.2014 года состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО «Альянс», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (отметка о получении 29.04.2014 г. определения от 28.04.2014 г. об отложении рассмотрения дела), в присутствии представителя по доверенности от 15.05.2014 г. Сережина В.Н. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» было вынесено постановление № 10.2-Пс/060-0127пл-2014 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложен административный штраф в размере 200000 (двести тысяч) рублей.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 21.04.2014 г. № 10.2-0127пл-Пр/060-2014 ООО «Альянс» допущено 9 нарушений требований промышленной безопасности. При рассмотрении дела ООО «Альянс» были представлены документы, свидетельствующие об отсутствии нарушений, указанных в п.п. 2, 3, 6 протокола, а именно: копия паспорта на газогорелочное устройство и сигнализаторы загазованности, копия технического отчета от 17.05.2010 по пуско-наладочным испытаниям водогрейного котла, установленного в котельной ООО «Альянс» по Сосневскому проезду, д. 16, в г. Иваново, в связи с чем, вопрос о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности за нарушения, указанные в п.п. 2, 3, 6 протокола, административным органом не рассматривался.

Из текста Постановления № 10.2-Пс/060-0127пл-2014 от 16.05.2014 года следует, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ административным органом установлено в отношении следующих нарушений:

1. Не проводится настройка параметров ШГРП № 294 и предохранительных клапанов в соответствии с режимной картой ШГРП № 294 (Фактическое рабочее давление природного газа на выходе из ШГРП № 294 не соответствует рабочему давлению, указанному в режимной карте ШГРП № 294, согласованной с ОАО «Ивановооблгаз»). Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 5.1.1, 5.6.1, 5.6.4 ПБ 12-529-03; п. 7.1.16 Стандарта отрасли. Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. ОСТ 153-39.3-051-2003, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 259.

2. Отсутствуют обозначения категорий помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и класс взрывоопасности зоны на входных дверях котельной (система теплоснабжения регистрационный номер А16-04020-0001). Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9.4 ПБ 12-529-03.

3. Фактическое расположение оборудования и технических устройств ШГРП № 294 не соответствует технологической схеме газопроводов и оборудования ШГРП № 294, так как на импульсной линии смонтирован патрубок с шаровым краном (на схеме - патрубок с трехходовым краном). Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 3.3.43, 5.1.2 ПБ 12-529-03.

4. Энергетик Сережин Виктор Николаевич не аттестован на знание Свода правил «СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития российской федерации от 27.12.2010 №780. Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 1.2.1 ПБ 12-529-03; п. 3 раздел I, п. 20 раздел III Приказа от 29.01.2007 г. № 37 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»; Областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.04.2012 года № 233.

5. Арматура (два крана после выхода из ШГРП № 294 на опасном производственном объекте - система теплоснабжения peг. № А16-04020-0001 по адресу: Ивановская область, г. Иваново, Сосневский проезд, д. 1-Б не имеют маркировку на корпусе, в которой указывается: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; условный проход; условное или рабочее давление и температура среды; направление потока среды. Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 2.4.10, 5.1.1 ПБ 12-529-03.

6. Внутренние газопроводы на ОПО - система теплоснабжения peг. № А16-04020-0001 по адресу: Ивановская область, г. Иваново, Сосневский проезд, д. 16, не подвергаются техническому обслуживанию не реже одного раза в месяц и текущему ремонту - не реже одного раза в 12 месяцев (отсутствует журнал, график проведения работ). Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 5.9.3 ПБ 12-529-03.

Постановление № 10.2-Пс/060-0127пл-2014 о назначении административного наказания от 16.05.2014 года оспорено Обществом в Арбитражный суд Ивановской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд считает их подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в числе прочего: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.

Согласно пункту 5.1.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 г. № 9, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также:

выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил;

иметь (при необходимости) договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов;

обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в сроки, установленные настоящими Правилами.

Пунктом 5.6.1. ПБ 12-529-03 установлено, что режим работы ГРП, в том числе блочных (ГРПБ), шкафных газорегуляторных пунктов (ШРП) и газорегуляторных установок (ГРУ) должен устанавливаться в соответствии с проектом.

Колебания давления газа на выходе из ГРП допускаются в пределах 10% от рабочего давления. Неисправности регуляторов, вызывающие повышение или понижение рабочего давления, неполадки в работе предохранительных клапанов, а также утечки газа, должны устраняться в аварийном порядке (5.6.4. ПБ 12-529-03).

Как установлено административным органом в ходе проведенной проверки Обществом с ограниченной ответственностью «Альянс» не проводится настройка параметров ШГРП № 294 и предохранительных клапанов в соответствии с режимной картой ШГРП № 294. Фактическое рабочее давление природного газа на выходе из ШГРП № 294 не соответствует рабочему давлению, указанному в режимной карте ШГРП № 294, согласованной с ОАО «Ивановооблгаз».

Из материалов дела следует, что пунктом 2 рабочего проекта «Проект технического перевооружения по переводу на природный газ котельной ООО «Альянс»» установлено, что котельная использует в качестве топлива природный газ низкого давления, давление газа после регулятора ГРПШ составляет 4,0 кПа. Представленной при проведении проверки режимной карте ШГРП № 294, утвержденной генеральным директором ООО «Альянс» В.А. Зубковым, согласованной с главным инженером филиала ОАО «Ивановооблгаз» - «Ивановогоргаз», предусмотрено рабочее давление 400 даПа. Следовательно, рабочее давление газа в режимной карте было установлено в соответствии с проектом. Вместе с тем, согласно фотоотчету, сделанному при проведении проверки, рабочее давление природного газа на выходе из ШГРП № 294 составляет 3500 Па, а не 4000 Па. При этом, настройка параметров ШГРП № 294 и предохранительных клапанов в соответствии с режимной картой ШГРП № 294 ООО «Альянс» не проводилась.

Строительный паспорт шкафного ГРП, на который ссылается заявитель, не устанавливает величину рабочего давления, от которого п. 5.6.4. ПБ 12-529-03 допускаются колебания давления газа на выходе из ГРП. Следовательно, данный документ об отсутствии нарушения по данному пункту Постановления не свидетельствует.

Согласно пункту 9.4. ПБ 12-529-03 на входных дверях зданий и сооружений, а также производственных помещений должны быть нанесены обозначения категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и классы взрывоопасности зон.

Административным органом в ходе проведенной проверки установлено, что на входных дверях котельной ООО «Альянс» (система теплоснабжения регистрационный номер А16-04020-0001) обозначения категорий помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и класс взрывоопасности зоны отсутствовали. Данный факт подтверждается материалами дела и ООО «Альянс» по существу не оспаривается. Фотоматериалы, подтверждающие нанесение обозначений категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класса взрывоопасности зоны на входных дверях котельной, свидетельствуют об устранении выявленного в ходе проверки нарушения.

В соответствии с пунктом 3.3.43. ПБ 12-529-03 кроме исполнительной документации на строительство, указанной в действующих нормативных технических документах приемочной комиссии, должны быть представлены следующие материалы:

копия приказа о назначении лица, ответственного за безопасную эксплуатацию газового хозяйства;

положение о газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования;

протоколы проверки знаний настоящих Правил, нормативных документов руководителями, специалистами и инструкций рабочими;

инструкции и технологические схемы, предусмотренные настоящими Правилами;

акт проверки эффективности электрохимической защиты (для подземных стальных газопроводов);

акт о проверке технического состояния промышленных дымоотводящих и вентиляционных систем;

акт приемки под пусконаладочные работы газоиспользующего оборудования и график их выполнения (при приемке объекта в две стадии);

план локализации и ликвидации аварийных ситуаций и взаимодействия служб различного назначения, включая АДС газораспределительной организации.

В силу пункта 5.1.2. ПБ 12-529-03 для лиц, занятых эксплуатацией объектов газового хозяйства, должны быть разработаны и утверждены руководителем организации: должностные инструкции, определяющие обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов; производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение работ, с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ, методы и объемы проверки качества их выполнения.

К производственным инструкциям по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ГРП, ГРУ и котельных прилагаются технологические схемы газопроводов и газового оборудования. Технологические схемы пересматриваются и переутверждаются после реконструкции, технического перевооружения опасного производственного объекта.

Как установлено административным органом в ходе проведенной проверки фактическое расположение оборудования и технических устройств ШГРП № 294 ООО «Альянс» не соответствовало технологической схеме газопроводов и оборудования ШГРП № 294, так как на импульсной линии смонтирован патрубок с шаровым краном (на схеме - патрубок с трехходовым краном).

ООО «Альянс», зарегистрировавшее сеть теплоснабжения, в процессе эксплуатации опасного производственного объекта обязано соблюдать положения ПБ 12-529-03, контролировать изменения, произошедшие при эксплуатации на опасном производственном объекте, в том числе по расположению оборудования и технических устройств. При наличии несоответствия оборудования ШГРП № 294 технологической схеме газопроводов Общество обязано было пересмотреть технологическую схему газопроводов и газового оборудования, внести в нее соответствующие изменения. При этом документы, подтверждающие, что реконструкция или техническое перевооружение опасного производственного объекта не производились, заявителем в материалы дела не представлены.

В соответствии с пунктом 1.2.1. ПБ 12-529-03 руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по проектированию, строительству, монтажу и эксплуатации опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления, перечисленных в п. 1.1.4, ведению технического надзора за строительством, монтажом, наладкой и испытаниями оборудования (технических устройств), изготовлению газового оборудования (технических устройств), экспертизе промышленной безопасности, подготовке кадров для опасных производственных объектов, должны пройти аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, отнесенных к компетенции аттестуемых) в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции. Рабочие должны пройти обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме требований инструкций, отнесенных к их трудовым обязанностям.

Порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности установлен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37.

Пунктом 3 раздела I данного Положения подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

Согласно пункту 20 раздела III Положения в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию: руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек; руководители и специалисты экспертных организаций, выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций; специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности; иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя на основании обращения поднадзорной организации.

В силу п.п. «А», «Б» п. 4 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37, при аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний: общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах.

Административным органом в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушении вышеуказанных норм права энергетик ООО «Альянс» Сережин Виктор Николаевич не аттестован на знание Свода правил «СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития российской федерации от 27.12.2010 №780.

Свод правил. СП 62.13330.2011. «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» устанавливает нормы и правила проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, расширения и технического перевооружения сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ), предназначенных для обеспечения природным и сжиженными углеводородными газами потребителей, использующих газ в качестве топлива.

Приказами от 25.05.2012 года на энергетика Сережина В.Н. возложена ответственность за безопасную эксплуатацию газового оборудования, а также за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов системы газопотребления. В соответствии с п. 4.3 Должностной инструкции энергетика, утвержденной генеральным директором ООО «Альянс» Зубковым В.А. 02.04.2012 г., энергетик обязан в числе прочего принимать участие в рассмотрении проектов газоснабжения и в работе комиссий по приемке газифицируемых объектов в эксплуатацию; осуществлять производственный контроль за соблюдением требований безаварийной и безопасной эксплуатацией опасного производственного объекта, выполнением планов ремонта газопроводов и газового оборудования, правильностью ведения технической документации при эксплуатации и ремонте; не допускать ввода в эксплуатацию газоиспользующих установок, не отвечающих требованиям Правил; осуществлять контроль и оказание помощи ответственным лицам за эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления, разработку мероприятий и планов по замене и модернизации газового оборудования.

Таким образом, учитывая, что вопросы, касающиеся требований в области промышленной безопасности к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и связанными с ними требованиями к продукции, процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации отнесены к компетенции энергетика Сережина В.Н., он подлежал аттестации на знание положений Свода правил «СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития российской федерации от 27.12.2010 №780.

Неопубликование Приказа Ростехнадзора от 06.04.2012 г. № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» обязанности по аттестации энергетика Сережина Виктора Николаевича на знание Свода правил «СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития российской федерации от 27.12.2010 №780, установленной опубликованными надлежащим образом положениями Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), и Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37, не отменяет.

В силу пункта 2.4.10. ПБ 12-529-03 арматура должна иметь маркировку на корпусе, в которой указывается: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; условный проход; условное или рабочее давление и температура среды; направление потока среды. Арматура должна поставляться с инструкцией по эксплуатации.

В соответствии с пунктом 5.1.1. ПБ 12-529-03 организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также:

выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил;

иметь (при необходимости) договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов;

обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в сроки, установленные настоящими Правилами.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки в нарушении вышеуказанных норм права арматура (два крана после выхода из ШГРП № 294) на опасном производственном объекте ООО «Альянс» - система теплоснабжения peг. № А16-04020-0001 по адресу: Ивановская область, г. Иваново, Сосневский проезд, д. 1-Б, не имела маркировки на корпусе с указанием наименования или товарного знака предприятия-изготовителя; условного прохода; условного или рабочего давления и температуры среды; направления потока среды. Соответствующие обозначения были не видны, что заявителем не оспаривается. Учитывая, что в соответствии с положениями пункта 2.4.10. ПБ 12-529-03 маркировка должна содержаться непосредственно на арматуре, наличие разрешительной документации и удаление покрасочного слоя, об отсутствии нарушения на момент проведения проверки не свидетельствуют.

Пунктом 5.9.3. ПБ 12-529-03 установлено, что внутренние газопроводы, а также газовое оборудование (технические устройства) должны подвергаться техническому обслуживанию не реже 1 раза в мес. и текущему ремонту - не реже 1 раза в 12 мес. в случаях, если в паспорте завода-изготовителя нет ресурса эксплуатации и нет данных об его ремонте.

Как установлено административным органом в ходе проведенной проверки в нарушении данных норм права внутренние газопроводы на опасном производственном объекте ООО «Альянс» - система теплоснабжения peг. № А16-04020-0001 по адресу: Ивановская область, г. Иваново, Сосневский проезд, д. 16, не подвергаются техническому обслуживанию не реже одного раза в месяц и текущему ремонту - не реже одного раза в 12 месяцев (отсутствует журнал, график проведения работ).

Довод ООО «Альянс» о том, что журналы технического обслуживания газопроводов при проведении проверки не запрашивались, судом отклоняется как не соответствующий материалам дела. Согласно пункту 11 распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 19.03.2014 г. № И-127-пр Обществу в числе прочего следовало представить эксплуатационную документацию, сертификаты или декларации соответствия, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

В силу пункта 5.6.5 Национального стандарта РФ ГОСТ 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2012 г. № 299-ст, результаты работ по техническому осмотру газопроводов и пунктов редуцирования газа, техническому обслуживанию и текущему ремонту газопроводов, пунктов редуцирования газа, средств ЭХЗ и АСУ ТП, техническому обслуживанию приборной техники, проведению поверок средств измерений должны быть оформлены записями в эксплуатационных журналах по формам, приведенным в приложениях И, К, Л, М, в том числе в эксплуатационном журнале газопроводов, актах выполненных работ. Следовательно, журналы технического обслуживания газопроводов относятся к эксплуатационной документации, запрошенной у Общества для достижения целей и задач проверки.

Вместе с тем, рассмотрев в совокупности представленные материалы дела, учитывая, что ООО «Альянс» был заключен договор на техническое обслуживание системы газоснабжения № ТО-0521-10 от 01.01.2011 года, в приложении 1 к которому в перечне работ также определено техническое обслуживание внутренних газопроводов, а также представление актов выполненных работ, графика проведения работ, суд считает данное нарушение не повлекшим существенной общественной опасности.

Как следует из материалов дела Обществом с ограниченной ответственностью «Альянс» на момент проведения проверки эксплуатировался опасный производственный объект (система теплоснабжения), зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации ОПО № А16-04020 от 12.12.2013 г.) по признаку опасности получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Класс опасности III (опасный производственный объект средней опасности).

Факт нарушения ООО «Альянс» требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО зафиксирован следующими документами: актом проверки № 10.2-0127пл-А/075-2014 от  21.04.2014 г., Протоколом № 10.2-0127пл-Пр/060-2014 об административном правонарушении от 21.04.2014 года, фотоматериалами, свидетельством о регистрации А16-04020, лицензией № ВП-16-000760 (С) от 11.06.2010 г., картой учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов от 06.05.2010 г., сведениями, характеризующими опасный производственный объект, протоколом № 16-12-0845 от 03.05.2012 г., предписанием об устранении выявленных нарушений № 10.2-0127пл-П/075-2014 от 21.04.2014 г., режимной картой ШГРП № 294, технологической схемой ШГРП № 294, графиком проведения работ от 28.12.2013 г., журналом технического обслуживания ГРП (ШГРП), техническими отчетами, другими документами.

Таким образом, на Обществе с ограниченной ответственностью «Альянс» как на организации, эксплуатировавшей на момент проведения проверки опасный производственный объект, лежала обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.

Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях (бездействии) Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, относительно суммы административного штрафа, наложенной на заявителя оспариваемым постановлением, судом установлено следующее.

Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление от 25.02.2014 г. № 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).

Пунктом 2 вышеуказанного Постановления определено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

С учетом изложенного, по мнению суда, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, совершение действий, направленных на устранение нарушения (в соответствии с актом проверки № 10.2-0281вн-А/132-2014 нарушения устранены в полном объеме), и с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 4-П, суд считает необходимым снизить размер административного штрафа, подлежащего взысканию с Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» до 50000 рублей.

На основании вышеизложенного требования заявителя являются подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями,  167-170, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» (ОГРН: 1033700081910; ИНН: 3702038240) удовлетворить частично.

2. Признать незаконным и отменить Постановление № 10.2-Пс/060-0127пл-2014 о назначении административного наказания от 16.05.2014 года, вынесенное Главным государственным инспектором по надзору за промышленной безопасностью по Ивановской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Сибиревым Сергеем Викторовичем, в части наложения штрафа в размере 200000 рублей.

3. Уменьшить размер взыскания с Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» (ОГРН: 1033700081910; ИНН: 3702038240) по Постановлению № 10.2-Пс/060-0127пл-2014 Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору до 50000 рублей.

4. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3).

Судья                                                                               К.А. Тимошкин