ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-348/14 от 29.04.2014 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

30 апреля 2014 года

Дело №А17-348/2014

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2014 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Подворье» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным Постановления Комитета Ивановской области по природопользованию о назначении административного наказания №03-13/05-01/14 от 14.01.2014 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 24.01.2014 года;

от административного органа – ФИО2 по доверенности от 29.04.2014 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Подворье» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным Постановления Комитета Ивановской области по природопользованию (далее Комитет, административный орган) о назначении административного наказания №03-13/05-01/14 от 14.01.2014 года (далее – Постановление), которым Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в размере административного штрафа в сумме 10 000 руб.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что оспариваемое Постановление вынесено неуполномоченным лицом. Заявитель пояснил, что в силу положений ч.1 ст. 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ, вправе рассматривать государственные инспекторы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по охране природы. Дело об административном правонарушении №03-13/05-01/14 в отношении ООО «Подворье» рассмотрено заместителем председателя Комитета Ивановской области по природопользованию, начальником отдела государственного экологического надзора. Из представленных в материалы дела документов, а также из сведений, указанных в Постановлении, следует, что ФИО3 не является государственным инспектором. По мнению заявителя, административным органом не доказано событие административного правонарушения. Оспариваемым Постановлением ООО «Подворье» вменяется неосуществление сдачи отчетности в области обращения с отходами по форме 2-ТП, что следует из описательной части Постановления. При рассмотрении дела ООО «Подворье» представило документы, подтверждающие сдачу отчетности по форме 2-ТП за 2012 год с отметкой о вручении Управлению Росприроднадзора по Ивановской области 10.01.2014 года. Таким образом, на дату вынесения Постановления у Комитета имелась информация о том, что отчет по форме 2-ТП сдан, соответственно сокрытия, либо умышленного искажения информации об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления в действиях ООО «Подворье» не усматривается. Заявитель также указал на наличие достаточных признаков для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, пояснив, что правонарушение носило разовый характер и совершено без прямого умысла; отсутствуют неблагоприятные последствия и существенная угроза охраняемым общественным интересам, вред, личности, обществу или государству. В настоящее время отчетность сдана и информация об отходах, образующихся у ООО «Подворье», раскрыта.

Административный орган считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что в силу п.8 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)", государственный экологический контроль осуществляют, в том числе, должностные лица уполномоченных органов, перечни которых определяются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные должностные лица являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. Заместитель председателя Комитета, начальник отдела государственного экологического надзора является должностным лицом органа, уполномоченного на проведение государственного экологического надзора, следовательно, является должностным лицом, наделенным статусом и полномочиями государственного инспектора по охране природы. По существу вменяемого Обществу правонарушения административный орган указал, что в оспариваемом Постановлении заявителю вменялось сокрытие (не доведение) информации на момент составления протокола и несвоевременное предоставление информации (несвоевременная сдача отчетности по форме 2- ТП (отходы) за 2012 год) на момент рассмотрения административного дела, т.к. в ходе рассмотрения Обществом были представлены доказательства предоставления отчетности по форме 2-ТП (отходы) в Управление Росприроднадзора по Ивановской области 10.01.2014 (предельный срок предоставления - до 1 февраля 2013 года). Комитет возражал против квалификации совершенного Обществом деяния в качестве малозначительного, пояснив, что хозяйственная деятельность Общества является деятельностью по обращению с отходами, непосредственно связана с осуществлением транспортировки твердых бытовых отходов, имеющих 4 класс опасности (как следует из представленной отчетности по форме 2-ТГТ (отходы). Комитет полагает, что длительное неисполнение публично-правовой обязанности, выразившееся в непредставлении в срок в Управление Росприроднадзора по Ивановской области отчетности, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере экологической безопасности и посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области охраны окружающей среды и природопользования.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Управлением Росприроднадзора по Ивановской области сформирован перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих обязательному федеральному статистическому наблюдению за отходами производства и потребления по форме 2-ТП (отходы).

По итогам рассмотрения информации, направленной Управлением Росприроднадзора по Ивановской области письмом от 28.11.2013 г. №03-11/3785, Комитетом 27.12.2013 года было установлено, что ООО «Подворье» при осуществлении хозяйственной деятельности по транспортировке ТБО 01.02.2013 года допустило несоблюдение обязательных требований природоохранного законодательства, а именно не осуществило сдачу отчетности в области обращения с отходами по форме федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления 2-ТП (отходы) за 2012 год.

По данному факту составлен протокол №03-13/05-01/13 от 27.12.2013 года об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП РФ.

14.01.2014 года, рассмотрев материалы административного дела №03-13/05-01/13, заместитель председателя комитета Ивановской области по природопользованию, начальник отдела государственного экологического надзора ФИО3 вынес Постановление №03-13/05-01/14 о привлечении ООО «Подворье» к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10.000 рублей.

Указанное Постановление оспорено Обществом в Арбитражный суд Ивановской области.

В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение (часть 6).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ, в соответствии с ч.1 ст. 23.29 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль. Часть 2 вышеназванной статьи содержит перечень должностных лиц, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль. В данный перечень включены главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители, старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы.

В соответствии с пунктами 2, 4 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 53, государственный экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее - уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией.

В силу п. 8 вышеназванных Правил, государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)", и должностные лица уполномоченных органов, перечни которых определяются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные должностные лица являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Анализ положений п.8 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 53, свидетельствует, что государственными инспекторами в области охраны окружающей среды применительно к органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного экологического контроля, являются не любые должностные лица уполномоченного органа, а лишь те из них, которые включены в соответствующий перечень, определенный в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом, на дату вынесения оспариваемого Постановления соответствующий перечень должностных лиц уполномоченного органа на территории Ивановской определен не был.

Перечень должностных лиц уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ивановской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор на территории Ивановской области, утвержден Постановлением Правительства Ивановской области от 12.02.2014 года № 36-П "Об осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Ивановской области", вступившим в силу с 26.02.2014 года.
Иных оснований для вывода о наличии на дату вынесения оспариваемого Постановления у заместителя председателя Комитета, начальник отдела государственного экологического надзора ФИО3 статуса государственного инспектора по охране природы судом не выявлено.

Ссылки Управления на то, что ФИО3, как должностное лицо органа, уполномоченного на проведение государственного экологического надзора, является должностным лицом, наделенным статусом и полномочиями государственного инспектора по охране природы, ошибочны, так как противоречат прямому указанию п.8 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 Постановления Правительства № 53.

В силу положений части 2 статьи 211 Кодекса в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, так как согласно ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Подворье» удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление Комитета Ивановской области по природопользованию о назначении административного наказания №03-13/05-01/14 от 14.01.2014 года.

3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья М.С. Калиничева