ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3650/11 от 01.09.2011 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153002, г. Иваново, ул.Б.Хмельницкого, 59 «б»

http://ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново Дело №А17-3650/2011

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Л.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

предпринимателя ФИО1

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области

о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении №24-11/34 от 14 июля 2011 года,

установил:

В Арбитражный суд Ивановской области обратился предприниматель ФИО1 (далее предприниматель, заявитель) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении №24-11/34 от 14 июля 2011 года, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее КоАП РФ).

Не отрицая по существу факт несвоевременного представления в банк документов для переоформления паспорта сделки № 10050001/2271/0000/3/0 по договору аренды от 15.02.2010 года, заявитель пояснил, что, вступившим в законную силу 27.02.11г. Указанием ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У из сферы действия Инструкции Банка России от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее Инструкция № 117-И) исключены валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США, что фактически имело место в рассматриваемом случае. Заявитель считает, что Указания ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У улучшают его положение, поскольку применительно к рассматриваемому случаю устраняют необходимость оформления паспорта сделки и представления справки о поступлении валюты по валютным операциям. На момент вынесения оспариваемого Постановления допущенное деяние не признавалось административным правонарушением, производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Управление, надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие согласно положениям статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Управление в отзыве на заявление указывает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, пояснив, что материалами дела об административном правонарушении доказан факт совершения предпринимателем 16 октября 2010 года административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Управление отклонило ссылку предпринимателя на изменения Инструкции № 117-И, вступившие в силу 27.02.2011 года, пояснив, что статьей 4 Федерального закона от 10.12.03г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон № 173-ФЗ) акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу лишь в случае, если прямо предусматривают это.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав заявителя, суд установил следующее.

Административным органом проведена документальная проверка соблюдения предпринимателем ФИО1 валютного законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки Управление установило, что 15 февраля 2010 года предприниматель ФИО1 (резидент, арендодатель) и Совместное общество с ограниченной ответственностью «Белвест» (нерезидент, арендатор) Республика Беларусь заключили договор аренды нежилого помещения б/н (далее - договор).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 арендодатель обязуется передать по договору во временное владение и пользование следующее недвижимое имущество, принадлежащее резиденту на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижи­мого имущества от 04.07.2005 года и свидетельства о регистрации права серия 37-АА № 060225 от 29.07.2005 г.: часть встроенного нежилого помещения (магазин), кадастровый номер 37: 24: 02 01 33:01:001:002191760:0100:21010, находящегося на первом этаже здания, расположенного по адресу: 153002, <...>, общей площадью 94,3 кв.м., в том числе 45 кв.м. торговой площади.

Как следует из п. 3.1 договора, резидент обязуется передать арендатору помещение по акту приема-передачи в срок не позднее 12.03.2010 г., с указанием технического состояния помещения на дату передачи в аренду. По истечении срока аренды и/или в случае расторжения договора до истечения срока аренды, арендатор возвращает помещение арендодателю по акту приема-передачи, подписанному сторонами, с указанием технического состояния помещения на дату возврата (с учетом нормального износа) (п. 3.4 договора).

Пунктом 4.1 договора установлено, что Арендатор своевременно ежемесячно производит арендные платежи в размере 100000 рублей РФ за передаваемую площадь в месяц, включая НДС; оплата коммунальных услуг по объекту: отопление, канализацию, охрану, электроэнергию, водоснабжение арендатор оплачивает пропорционально занимаемой площади на основании счетов за оказанные услуги в течение 5 рабочих дней с момента выставления счетов арендодателем.

Согласно п.п. 4.2, 4.3 договора арендная плата начисляется с момента подписания договора и вносится арендатором на расчетный счет арендодателя ежемесячными авансовыми платежами до 10 числа текущего месяца; арендная плата может быть пересмотрена в течение действия договора по соглашению сторон. Платежи по договору могут производиться как СООО «Белвест» в г. Витебске, так и филиалом СООО «Белвест» в г. Смоленске (п. 4.4 договора).

Договор вступает в силу с момента подписания и действует в течение 11 месяцев (п. 5 договора).

05 мая 2010 года ИП ФИО1 и нерезидент подписали дополнительное соглашение от 05.05.10г. № 1, которым внесли изменения в реквизиты арендодателя.

05 мая 2010 года на основании договора резидент оформил в АКБ «Kpaн- банк» (ЗАО) (далее - уполномоченный банк, банк паспорта сделки) паспорт сделки № 10050001/2271/0000/3/0, о чем имеется отметка ответственного лица уполномоченного банка. В графе 5 «Сумма» раздела 3 «Общие сведения о контракте» резидентом проставлен символ б/с. В графе 6 того же раздела паспорта сделки резидентом указана дата завершения исполнения обязательств по договору - 15 января 2011 года.

06 октября 2010 года арендодатель и арендатор заключили дополнительное соглашение № 2 к договору, в котором стороны пришли к соглашению расторгнуть договор аренды.

Административный орган пришел к выводу, что в нарушение части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ и пунктов 3.15, 3.15(1), 3.16 Инструкции № 117-И, документы для переоформления паспорта сделки на основании дополнительного соглашения от 06.10.10г. № 2 к договору представлены предпринимателем в уполномоченный банк после внесения изменений в договор, но позднее очередного срока представления в уполномоченный банк справки о поступлении валюты Российской Федерации и справки о подтверждающих документах, а именно 02 ноября 2010 года, при сроке - 15 октября 2010 года.

По факту выявленных нарушений Постановлением по делу об административном правонарушении №24-11/34 от 14 июля 2011 года предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Данное Постановление оспорено предпринимателем ФИО1 в Арбитражный суд Ивановской области.

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ установлена обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с часть 1 статьи 20 Закона № 173-ФЗ полномочиями устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами наделен Центральный банк Российской Федерации.

Единые правила оформления паспортов сделок установлены в Инструкции N 117-И

Согласно пункта 3.15 Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент обязан представить в банк паспорта сделки, следующие документы: два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт; иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, необходимые для переоформления паспорта сделки; разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту через счета, открытые в банке нерезиденте.

Согласно пункта 3.15 (1) Инструкции № 117-И, резидент представляет указанные документы после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции № 117-И и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

Пунктом 3.16 Инструкции № 117-И установлено, что переоформление паспорта сделки производится с учетом особенностей заполнения отдельных граф в соответствии с пунктом 5 порядка заполнения паспорта сделки Приложения № 4 к указанной инструкции.

Как следует из пункта 5 порядка заполнения паспорта сделки (приложение 4 к Инструкции № 117-И) в графе 6 раздела 3 «Общие сведения о контракте» паспорта сделки указывается предусмотренная контрактом дата завершения исполнения всех обязательств по контракту.

Инструкция № 117-И предусматривает переоформление паспорта сделки в любом случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном паспорте сделки, либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки.

В данном случае, очередной срок предоставления в уполномоченный банк документов и информации, связанные с проведением валютных операций, согласно подпунктов 2.4, 2.7 «Положения о порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» от 01.07.2004г. № 258-П:

- по пункту 2.4 Положения № 258-П срок предоставления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк, оформленной на основании акта № 19 от 30.09.10г. на сумму 100000,00 рублей, не позднее 15 октября;

- по пункту 2.7 Положения № 258-П срок представления в банк паспорта сделки справки о поступлении валюты Российской Федерации по валютной операции 22.09.10г. (зачисление 100000,00 рублей – код валютной операции «20020» предоставление нерезидентом резиденту коммерческого кредита в виде предварительной оплаты за выполняемые резидентом работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, за исключением платежей с кодом 20010 (авансовый платеж), не позднее 15 октября 2010 года.

Документы для переоформления паспорта сделки на основании дополнительного соглашения от 06.10.10г. № 2 к договору представлены предпринимателем в уполномоченный банк после внесения изменений в договор, но позднее очередного срока представления в уполномоченный банк справки о поступлении валюты Российской Федерации и справки о подтверждающих документах, а именно 2 ноября 2010 года.

Указанием ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2557-У (вступившим в законную силу 26.02.2011) внесены изменения в Инструкцию N 117-И, согласно которым, в случае если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений, обязанность по оформлению паспорта сделки у резидента отсутствует. Кроме того, в силу п.2 Указания ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2557-У со дня вступления в силу настоящего Указания резидент вправе закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу настоящего Указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.

Таким образом, с 27.02.11г. публичная обязанность, нарушение которой вменено предпринимателю, отменена и с этой даты устранена административная ответственность за не оформление паспорта сделки (в том числе не переоформления паспорта сделки) по контракту или кредитному договору, заключенному между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.

Доказательств того, что общая сумма договора аренды от 15.02.10г. превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют ЦБ РФ суду не представлено.

В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Поскольку предприниматель совершил административное правонарушение до внесения изменений в Инструкцию N 117-И и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось из-за отмены обязанности по оформлению паспорта сделки по контракту, сумма которого не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административного правонарушение. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.02.11г. № 10708/10.

Ссылку административного органа на положения статьи 4 Закона № 173-ФЗ суд отклоняет, принимая во внимание, что в рамках административного дела применению подлежат нормы КоАП РФ, имеющие в ходе производства по делу об административном правонарушении специальный характер.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области по делу об административном правонарушении № 24-11/34 от 14.07.11г.

3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья М.С. Калиничева