ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3736/14 от 23.09.2013 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

23 сентября 2014 года

Дело №А17-3736/2014

Резолютивная часть решения  объявлена 17 сентября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2013 года.

         Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению ООО «ПРОДВАГОН» (ИНН <***>, ОГРН <***>)  к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным привлечения ООО «ПРОДВАГОН» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также об отмене постановления Центрального управления Ростехнадзора № 10.2-Пс/076-0205 вн-2014 от 03.06.2014г. о назначении административного наказания в отношении                ООО «ПРОДВАГОН».

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность № 26-юр от 04.08.2014г.), ФИО2 (доверенность № 27-юр от 04.08.2014г.) , ФИО3 (доверенность        № 09-юр от 11.03.2014г.),

от ЦУ Ростехнадзора – ФИО4 (доверенность № 198 от 10.12.2013г.),

                                                 УСТАНОВИЛ:

          в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление Ростехнадзора, Административный орган)  о признании незаконным привлечения ООО «ПРОДВАГОН» к административной ответственности за правонарушение,  предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), а также об отмене постановления Центрального управления Ростехнадзора № 10.2-Пс/076-0205вн-2014 от 03.06.2014г. о назначении административного наказания в отношении     ООО «ПРОДВАГОН» обратилось ООО «ПРОДВАГОН» .       

          ООО «ПРОДВАГОН»  считает оспариваемое постановление незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

          По мнению ООО «ПРОДВАГОН»  вывод Административного  органа о том, что осуществляя эксплуатацию сети газопотребления в г. Фурманов, т. е. по адресу, не указанному в лицензии, ООО «ПРОДВАГОН» нарушил требования статьи  9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 9 (далее Федеральный  закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) не основано на нормах действующего законодательства. В статье 9 указанного закона среди требований к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, указана лишь обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. «ПРОДВАГОН» имеет лицензию № ВП-16-000886 от 03.11.2011 г. на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, что означает наличие у ООО «ПРОДВАГОН» достаточных средств и возможностей для эксплуатации подобных объектов надлежащим образом.

           ООО «ПРОДВАГОН» считает, что у него не было возможности для соблюдения норм и правил, за нарушение которых оно привлекается к ответственности, в связи с чем в силу части  2 статьи  2.1. КоАП РФ юридическое лицо не должно признаваться виновным в совершении административного правонарушения. В связи с наступлением отопительного сезона заявитель, являясь владельцем  сети газопотребления,  был вынужден начать ее эксплуатацию, чтобы обеспечить безопасные условия для работы персонала, надлежащую эксплуатацию здания, а также безопасность самого опасного объекта.

           Общество было лишено возможности внесения в лицензию информации об адресе нового эксплуатируемого опасного объекта по причине отсутствия оформления права владения указанным объектом.

          ООО «ПРОДВАГОН» не согласно с выводами Административного органа о нарушении  положения подпунктов  «в», «е» пункта  4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее Положение о лицензировании), статьи  7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта  3.1. Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. № 263, пункта  10 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 730 плана   мероприятий  общества  по  локализации   и ликвидации последствий аварий на взрывоопасном производственном объекте

            Также заявителем указано, что в рассматриваемом случае отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.  В соответствии с Приложением 1 к Федеральному  закону от 21.07.1997 года № 116-ФЗ  (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 года № 22-ФЗ, вступившего в законную силу 15.03.2013 года), сети газопотребления с количеством горючего газа менее 1 тонны исключены из категории опасных производственных объектов. Согласно расчету сеть газопотребления ООО «ПРОДВАГОН»  содержит 0,01823 т. горючего газа, следовательно, данный объект не относится к категории опасных производственных объектов.

       ООО «ПРОДВАГОН»  заявлено ходатайство о  возможности квалификации совершенного обществом административного правонарушения как малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и применении к рассматриваемым правоотношениям правовой  позиции Конституционного Суда РФ, изложенной  в постановлении от 25.02.2014г. № 4-П, об уменьшении размера административного штрафа ниже низшего предела.

Управление Ростехнадзора считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.

 По мнению административного органа, вынесенное постановление является законным и обоснованным. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, статьи  12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,  пунктов  1, 2 Положение о лицензировании ООО «ПРОДВАГОН»,  эксплуатирует  взрывопожароопасный производственный объект - сеть газопотребления по адресу: 155050, <...> и Ванцетти, д. 7,, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за per. № А16-03632-0004, не указанный  в лицензии, с 01.11.2013.

 Управлением Ростехнадзора  так же было выявлено нарушение требований подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании,  статьи  7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, выразившихся в отсутствие  документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а  так же не соответствие  Положения о производственном контроле ООО «ПРОДВАГОН» требованиям  подпункта  «е» пункта  4 Положения о лицензировании; статьи  11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пункта  31 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на взрывоопасном производственном объекте (<...> и Ванцетти ,д.7), не соответствует п. 10 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730.

Рассмотрение заявления ООО «ПРОДВАГОН» в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ откладывалось.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей сторон суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Центрального управления Ростехнадзора от 25.04.2014 г. №И-205-пр в период с 17.05.2014 г. по 19.05.2014 г., Административным органом была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ПРОДВАГОН» с целью контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении и деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта – сети газопотребления по адресу <...> и Ванцетти, д.7.

По результатам проведенной проверки выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности:

1.   Осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта -
сеть газопотребления ООО «Продвагон» в г. Фурманов,
per. № А16-03632-0004 по
адресу: 155050, <...> и Ванцетти, д. 7, не
указанному в лицензии, с 01.11.2013.

Нарушены статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ;  статья  12 Закона о лицензировании ; пункты 1, 2 Положения о лицензировании.

2.  Отсутствуют документы, подтверждающие соответствие технических
устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям
технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной
безопасности, а именно: запорных клапанов и запорной арматуры,
установленных в котельной и в цехе по производству печенья, ШГРП, счётчика
расхода газа в котельной.

Нарушены подпункт «в» пункта 4 Положения о лицензировании; статья 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

3.  Положение о производственном контроле ООО «ПРОДВАГОН» не
содержит: порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения
требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации
отчетов об их результатах; порядок принятия и реализации решений по
обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов
производственного контроля; порядок принятия и реализации решений о
диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических
устройств, применяемых на опасных производственных объектах; порядок
обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий
аварии на опасных производственных объектах; порядок организации
расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных
производственных объектах; порядок учета результатов производственного
контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников
эксплуатирующей организации; порядок принятия и реализации решений о
проведении экспертизы промышленной безопасности; порядок подготовки и
аттестации работников в области промышленной безопасности; порядок
подготовки и представления сведений об организации производственного
контроля.

Нарушены подпунк «е» пункта  4 Положения о лицензировании; статья  11 Закона о промышленной безопасности; пункт 31 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263.

4.  План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на
взрывоопасном производственном объекте (<...> и Ванцетти, д.
7), не соответствует пункту  10 Положения о разработке планов мероприятий по
локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных
объектах, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации

от 26.08.2013 № 730, а именно План мероприятий не предусматривает: достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований; организацию взаимодействия сил и средств; состав и дислокацию сил и средств; организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте; систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте; действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций; мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения; организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

Нарушены подпункт  «з» пункта 4 Положения о лицензировании; статья  10 Закона о промышленной безопасности; пункт 10 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №730.

Результаты проверки отражены в акте Управления Ростехнадзора от 19.05.2014 г. № 10.2-0205вн-А/096-2014. На основании акта проверки 19.05.2014 г. составлен протокол об административном правонарушении № 10.2-0205вн-Пр/076-2014. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «ПРОДВАГОН» 03.06.2014г было вынесено постановление № 10.2-0939пл-Пс/112-2013 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 200000 рублей.

Считая постановление от 03.06.2014 г. № 10.2-0939пл-Пс/112-2013 неправомерным,  ООО «ПРОДВАГОН» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным.

 В силу статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

    В соответствии с частью   6 статью 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

  В силу пункта 5.3.1.5 указанного Положения Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

 Рассмотрение дел связанных с привлечением к административной ответственности за правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ  частью 1 статьи 23.31 и частью 1 статьи 23.32 указанного кодекса отнесено к компетенции органов  Ростехнадзора.

С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление принято уполномоченным органом по рассмотрению данной категории дел.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ  установлено, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

ООО «ПРОДВАГОН»  является организацией, эксплуатирующей  взрывопожароопасные производственные объекты в число которых входит  - сеть газопотребления ООО «ПРОДВАГОН» в <...> и Ванцетти, д. 7 зарегистрированная  в государственном реестре опасных производственных объектов за per. № А16-03 632-0004

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 12 ч.1 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

ООО «ПРОДВАГОН» имеет лицензию № ВП-16-000886 от 03.11.2011 г. на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Производственный объект - сеть газопотребления ООО «ПРОДВАГОН» III класса опасности расположенный по адресу : <...> и Ванцетти, д. 7, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за per. № А16-03 632-0004 в вышеназванной лицензии не указан.

Положения норм пункт 8 статьи 3, пункта 2 части статьи 15  Закона о лицензировании свидетельствуют о том, место местонахождения опасных производственных объектов является одним из обязательных атрибутов лицензии .

Осуществление лицензионной деятельности  по адресу, не указанному в лицензии месту, в  силу требований  статьи  18 Закона о лицензировании возможно после переоформления лицензии с указанием нового адреса. Указанное требование подтверждается и пунктом 8 Положения о лицензировании «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  согласно которого при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности.

   При названных обстоятельствах вывод Управления Ростехнадзора  о том, осуществляя деятельность по адресу, не указанному в лицензии, ООО «ПРОДВАГОН» допускает нарушения  лицензионные требования, определенных Законом о лицензировании  и Положением  о  лицензировании,  ответственность за которые предусмотрена частью 1  статьи 9.1 КоАП РФ основан на нормах действующего законодательства.

  По мнению ООО «ПРОДВАГОН» в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ так как в  соответствии с Приложением 1 к Федеральному  закону от 21.07.1997 года № 116-ФЗ  (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 года № 22-ФЗ, вступившего в законную силу 15.03.2013 года), сети газопотребления с количеством горючего газа менее 1 тонны исключены из категории опасных производственных объектов. Согласно расчету сеть газопотребления ООО «ПРОДВАГОН»  содержит 0,01823 т. горючего газа, следовательно, данный объект не относится к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Подпунктами «а» и «в» пункта 1 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ (в редакции, действовавшей до 14.03.2013 года) к категории опасных производственных объектов были отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

   Федеральным законом от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в числе прочего были внесены в приложения 1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

 Согласно подпунктам «а»  и «в» пункта 1 Приложения 1 Опасные производственные объекты Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

   Пунктом 1 Приложения 2 Классификация опасных производственных объектов Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ) установлено, что классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.

   В силу пункта 4 Приложения 2 Классификация опасных производственных объектов Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ) для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Таким образом, в соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения 2 исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, классы опасности устанавливаются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 Приложения 2 к указанному Федеральному закону. Учитывая, что порядок установления классов опасности для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления закреплен пунктом 4 Приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, таблицы 1 и 2 Приложения 2, определяющие класс опасности опасных производственных объектов, исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, к указанным объектам применению не подлежат. Следовательно, довод ООО «ПРОДВАГОН» о том, что эксплуатируемая Обществом сеть газопотребления не является опасным производственным объектом, поскольку максимальная масса газа во всех газопроводах Общества составляет менее 1 т., является необоснованным.

Кроме того, представленный ООО «ПРОДВАГОН» расчет массы природного газа не подтверждает факт того, что максимальное количество горючего газа в сети газопотребления Общества является равным 0,01823 т., поскольку к данному расчету не приложены документы о выполнении его специалистами, имеющими соответствующее образование. Объект – сеть газопотребления ООО «ПРОДВАГОН» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под регистрационным номером № А16-03 632-0004.

У ООО «ПРОДВАГОН» имелась возможность для соблюдения требований промышленной безопасности, но им не было принято необходимых и достаточных мер по их соблюдению, следовательно, в действиях ООО «ПРОДВАГОН» имеется вина, а, следовательно, и состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью  1 статьи  9.1 КоАП РФ.

Рассмотрев ходатайство ООО «ПРОДВАГОН» о возможности квалификации совершенного обществом административного правонарушения как малозначительного в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения данного ходатайства на основании следующего. В силу пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Вышеназванные обстоятельства в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку имело место необоснованное невыполнение обязанности, возложенной законом на заявителя.

Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о законности вынесения уполномоченным органом – Центральным  управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору постановления № 10.2-Пс/076-0205вн-2014 от 03.06.2014г о назначении административного наказания ООО «ПРОДВАГОН»» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В то же время суд, рассмотрев материалы дела, считает возможным применить в данном случае правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 25.02.2014г. № 4-П, об уменьшении размера административного штрафа ниже низшего предела.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев  дело о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 КоАП РФ указал, что оспариваемые нормы Кодекса не соответствуют Конституции РФ в той мере, в которой они в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначения административного штрафа ниже низшего предела, не позволяют в полной мере учесть характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности и тем самым – обеспечить справедливое и соразмерное административное наказание. В этой связи федеральному законодателю было предписано внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях необходимые изменения. При этом в резолютивной части постановления указано, что впредь до этого минимальный размер штрафа по оспоренным статьям (а также по иным статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях, если он составляет 100 000 руб. и более) может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи в случаях, когда это необходимо для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц.

В рассматриваемом случае, учитывая, что санкция, установленная частью 1  статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 руб., суд считает возможным применить Постановление КС РФ от 25.02.2014г. N 4-П.

Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения размера штрафа, назначенного ООО «ПРОДВАГОН»», суд полагает, что наложение на ООО «ПРОДВАГОН» штрафа в размере 200 000 руб. в рассматриваемом случае является чрезмерным, карательным. Принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, суд полагает возможным снизить размер штрафа до 30 000 руб. По мнению суда, такое наказание является разумным, справедливым и соразмерным допущенному обществом правонарушению.

Кодексом РФ об административных правонарушениях уплата государственной пошлины по делам данной категории не предусмотрена (часть 5 статья 30.2).

Руководствуясь статьями  167-170, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ  суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявления ООО «ПРОДВАГОН» к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным привлечения ООО «ПРОДВАГОН» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также об отмене постановления Центрального управления Ростехнадзора № 10.2-Пс/076-0205вн-2014 от 03.06.2014г. о назначении административного наказания в отношении                ООО «ПРОДВАГОН» отказать.

2.  Изменить постановление Центрального  управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 10.2-Пс/076-0205вн-2014 от 03.06.2014г. о назначении административного наказания в части назначения наказания: уменьшить размер административного штрафа с 200 000 руб. до 30 000 руб.

 Решение может быть обжаловано  порядке и сроки установленные Арбитражным  процессуальным  кодексом  РФ.

Судья                                                                             В.Д. Герасимов