ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3800/2021 от 09.12.2021 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А17-3800/2021

г. Иваново

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 09 декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 16 декабря 2021 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе:

председательствующего по делу - судьи Якиманской Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мигушовой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Созвездие»

(ОГРН 1143702003961, ИНН 3702721376,

место нахождения: 153000, город Иваново, проспект Ленина, дом 38)

к муниципальному казенному учреждению «Управление делами администрации города Иваново»

(ОГРН 1023700560740, ИНН 3728013473,

место нахождения: 153000, город Иваново, проспект Шереметьевский, дом 1)

о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг, пени за просрочку исполнения обязательства,

при участии в судебном заседании:

от истца – представителя Чучмина А.Ю. (доверенность от 07.05.2019г. (на 3 года));

от ответчика – представителя Сонина А.В. (доверенность №10 от 21.01.2021г.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Созвездие» (далее – истец, ООО «Созвездие») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального казенного учреждения «Управление делами администрации города Иваново» (далее – ответчик, учреждение) 147 684 руб. 18 коп. задолженности по оплате оказанных услуг, 7 706 руб. 67 коп. пени за просрочку исполнения обязательства.

Основанием для обращения с иском о принудительном взыскании задолженности послужил отказ ответчика от оплаты оказанных услуг.

Правовым обоснованием иска истец указал положения ст. ст. 12, 131, 210, 249, 296, 299, 309, 314, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 36, 37, 39, 153, 154, 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 16.06.2021г. исковое заявление принято к производству, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству было назначено и проведено 26.07.2021г. предварительное судебное заседание.

Определения о принятии искового заявления к производству направлялось лицам, участвующим в деле, заказными письмами с уведомлениями о вручении по местам нахождения адресатов в соответствии со сведениями, указанными в Едином государственном реестре юридических лиц.

Кроме того, информация о принятии искового заявления к производству суда, рассмотрении дела по общим правилам искового производства была размещена 17.06.2021г. на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу изложенного лица, участвующие в деле, считаются надлежащим образом извещенными о начатом арбитражном процессе, а также дате, времени и месте рассмотрения дела.

В порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание откладывалось.

Определением суда от 30.08.2021г. дело назначено к судебному разбирательству.

В порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела неоднократно откладывалось.

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.

В ходе рассмотрения дела истец с учетом заявления ответчика о применении срока исковой давности изменил размер заявленных требований, просил взыскать с ответчика 142 371 руб. 27 коп. задолженности по оплате оказанных услуг, 6 534 руб. 71 коп. пени за просрочку исполнения обязательства.

Представитель истца при рассмотрении спора по существу заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на иск, не оспаривая факт принадлежности нежилых помещений ответчику и наличие обязанности по его содержанию, заявленные к взысканию суммы задолженности и пени, указал, что для надлежащего исполнения учреждением обязательств по оплате стоимости оказываемых истцом услуг необходимо заключение в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» соответствующего договора. В связи с отсутствием договорных отношений между сторонами у ответчика не имелось оснований для оплаты соответствующих услуг.

Считал заявленную к взысканию сумму расходов по оплате услуг представителя чрезмерно завышенной, вследствие чего, по мнению ответчика, они подлежат снижению исходя из принципов соразмерности и разумности.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в дело письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Муниципальному образованию городской округ Иваново на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Черниковых, д. 33, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Указанные нежилые помещения переданы на праве оперативного управления учреждению.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.05.2014г. собственниками помещений выбран способ управления многоквартирным домом управление управляющей организацией - обществом с ограниченной ответственностью «Многофункциональная управляющая компания №1» в дальнейшем переименованное в общество с ограниченной ответственностью «Созвездие», утверждены существенные условия договора управления многоквартирным домом.

Собственниками помещений в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 07.11.2017г. принято решение об утверждении тарифа стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2018 год в размере 23 руб. 72 коп.

Собственниками помещений в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 31.10.2018г. принято решение об утверждении тарифа стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2019 год в размере 25 руб. 05 коп.

Собственниками помещений в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18.09.2019г. принято решение об утверждении тарифа стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2020 год в размере 26 руб. 01 коп.

Как следует из представленных в материалы дела договора энергоснабжения №ЭСК-15383 от 01.08.2014г., заключенного между истцом и обществом с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания Гарант», договора теплоснабжения №1154 от 01.08.2015г., заключенного между истцом и открытым акционерным обществом «Ивановская городская теплосбытовая компания», договора №5-О от 19.01.2017г., заключенного между истцом и акционерным обществом «Водоканал», выставленных ответчику к оплате платежных документов, истец в спорный период являлся исполнителем коммунальных услуг по подаче электрической энергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды, отведению сточных вод.

Судом также установлено, что многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, холодной, горячей воды, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

При этом установка приборов учета горячей воды была осуществлена акционерным обществом «ИВГОРТЕПЛОЭНЕРГО».

В период с января 2018 года по сентябрь 2020 года истец оказывал учреждению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, стоимость расходов, понесенных ресурсоснабжающей организацией в связи с установкой приборов учета энергетического ресурса, в размере доли затрат, приходящейся на расположенное в многоквартирном доме нежилое помещение, принадлежащее ответчику, возмещена истцом в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела документами и в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось.

Ответчик оказанные услуги, понесенные расходы не оплатил.

В связи с тем, что обязательство по оплате оказанных услуг, возмещению данных затрат учреждением в установленные законом сроки так и не было исполнено, истец направлял в его адрес претензию с требованием о погашении долга. Однако, данная претензия была оставлена последним без внимания.

Поскольку урегулировать спор в досудебном порядке сторонам не удалось, истец обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд о взыскании сложившейся задолженности, пени.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности применительно к требованиям ст. ст. 64-65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования истца обоснованными исходя из следующего.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 249 названного Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Аналогичная обязанность собственника помещений многоквартирного дома предусмотрена правовыми нормами, содержащимися в Жилищном кодексе Российской Федерации, согласно которым собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ст. ст. 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания ст. ст. 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации №491 от 13.08.2006г. утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила №491), пп. «а» п. 28 которых предусмотрено, что каждый собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Жилищный кодекс, регулируя отношения по внесению платы на содержание жилых домов и платы за коммунальные услуги, предусмотрел, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и п.п. 16, 30 Правил №491 собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.

Согласно п. 31 Правил №491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Таким образом, исходя из положений ст. ст. 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации у собственника помещения, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом. Ограничение обязанностей собственников нежилых помещений по содержанию общего имущества противоречило бы общему смыслу гражданского законодательства о равенстве участников регулируемых отношений (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, учреждение, являясь законным владельцем нежилых помещений в многоквартирном доме, в силу закона является обязанным лицом по оплате оказанных услуг по содержанию общего имущества, коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в таком доме.

Согласно п. 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017г., обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.

Частью 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Таким образом, срок исполнения обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги является установленным, и он не связан с представлением должнику предусмотренных ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации платежных документов.

Согласно ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В силу ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.01.2017г. в состав платы за содержание жилого помещения включена плата за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод и электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011г. (далее − Правила №354).

Согласно п. 40 Правил №354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Как разъяснено в Письме Минстроя России №50534-ОГ/04 от 17.11.2017г., в соответствии с п. 44 Правил №354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных п. 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения №2 Правил №354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Пунктом 45 Правил №354 предусмотрено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с п. 44 Правил №354, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом:

-снимаются показания общедомовых приборов учета,

-считается объем услуг по индивидуальным счетчикам,

-находится разница между общим и индивидуальным потреблением,

-полученная разница сравнивается с нормативом потребления.

Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация.

Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.

Согласно расчету истца задолженность учреждения по оплате оказанных истцом услуг за период января 2018 года по сентябрь 2020 года составила 142 371 руб. 27 коп.

Возражений относительно порядка определения тарифов, примененных ставок и объемов потребленных коммунальных ресурсов, площади нежилого помещения, ответчиком не заявлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. В ч. 5 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012г. собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок данных обязанностей, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расходы по их установке, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При этом в п. 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006г. (далее - Правила №491), определено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома общедомовым прибором учета и он был установлен, собственники обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Доля расходов на установку общедомового прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Согласно п. 6, пп. «ж» п. 10, пп. «к» п. 11 Правил №491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета энергоресурсов, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пп. «а» п. 28 Правил №491).

Исходя из приведенных норм права, учреждение, как собственник нежилых помещений, обязана нести бремя расходов по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, теплоносителя соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных домах.

Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 20 Правил №416, п.п. 24, 26 Правил №491).

Согласно правовой позиции, сформулированной в п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015г., управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации за установку общедомового прибора учета (Определение Верховного Суда Российской Федерации №310-ЭС15-912 от 17.06.2015г.).

Таким образом, управляющая организация выступает в отношениях между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями как посредник, участием которого упрощается построение и реализация правоотношений между указанными субъектами. Поскольку управляющая организация выступает именно как представитель собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов. Федеральный закон №261-ФЗ возлагает на собственников, а в случае не принятия ими мер - на ресурсоснабжающую организацию, обязанность по оснащению многоквартирных домов приборами учета. Самостоятельно управляющая организация как лицо, опосредующее отношения между указанными субъектами, не несет обязанность по установке приборов учета, не обязано инициировать такие мероприятия по обеспечению энергоэффективности.

Право требования возмещения расходов, понесенных управляющей организацией в связи с компенсацией затрат ресурсоснабжающей организации, возникает на стороне истца именно с момента, когда соответствующие затраты ею фактически понесены.

Следовательно, истец как управляющая организация, оплатившая установку коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирных домах, имеет право на взыскание с ответчика как собственника помещений в многоквартирном доме денежных средств в пределах тех сумм, которые были оплачены им самим в адрес ресурсоснабжающей организации за установку приборов учета.

В подтверждение возникновения у ООО «Созвездие» расходов, являющихся предметом исковых требований, в материалы дела представлены платежные документы.

Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств оплаты оказанных истцом услуг, возмещения понесенных истцом затрат, равно как и доказательств того, что ответчик не получал от истца услуги по содержанию и ремонту общего имущества, не потреблял коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, того, что такие услуги оказывались ему другой управляющей организацией либо оказывались ООО «Созвездие» некачественно, данное исковое требование подлежит частичному удовлетворению в сумме 139 779 руб. 97 коп.

При этом, суд отмечает, что согласно представленному по предложению суда справочному расчету, составленному истцом, объем электрической энергии, холодной и горячей воды, потребленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в спорный период ресурсоснабжающими организациями предъявлялся обществу «Созвездие» к оплате в меньшем объеме либо вообще не предъявлялся.

Ввиду того, что фактический объем электрической энергии, холодной, горячей воды, поставленной в целях содержания общедомового имущества, в спорный период меньше либо равен нулю, суд не усматривает правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности за электрическую энергию, холодную, горячую воду, поставленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в заявленном истцом размере по вышеуказанным основаниям.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, учреждение как обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязано нести расходы на содержание общего имущества.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В нарушение указанных норм действующего законодательства ответчик доказательств оплаты истребуемой задолженности не представил.

Между тем, согласно ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Соответствующие последствия суд относит на ответчиков, не воспользовавшихся своим правом оспорить иск.

В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, истцом заявлено требование о взыскании с него пени в размере 6 534 руб. 71 коп., начисленных за период с 15.05.2018г. по 05.04.2020г.

Разрешая требования иска в этой части, суд руководствуется следующими обстоятельствами.

В соответствии со ст. ст. 330-331 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 159 Правил №354 установлено, что потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд с учетом частичного удовлетворения судом требования о взыскании суммы задолженности и представленного истцом в материалы дела по предложению суда справочного расчета пени на основании ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации считает данное требование подлежащим частичному удовлетворению в сумме 6 480 руб. 38 коп.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, в сумме 60 000 руб., почтовых расходов в сумме 430 руб. 18 коп.

Из материалов дела следует, что между ООО «Многофункциональная управляющая компания №1» в дальнейшем переименованное в ООО «Созвездие» (заказчиком) и ООО Юридическая фирма «Юрайт» (исполнителем) был заключен договор об оказании юридических услуг от 24.08.2015г., согласно п. 2 которого стоимость услуг исполнителя определяется в соответствии с дополнительными соглашениями к договору.

Согласно п. 1 дополнительного соглашения №15 от 29.10.2020г. к данному договору исполнитель обязуется оказать заказчику следующие юридические услуги: провести правовой анализ документов заказчика по задолженности ответчика по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № 33 по ул. Черниковых, г. Иваново за нежилые помещения, подготовить и направить претензию о погашении задолженности, подготовить и подать в Арбитражный суд Ивановской области исковое заявление о взыскании задолженности, представлять интересы заказчика при рассмотрении судом искового заявления, указанного в п. 1.3 дополнительного соглашения, выполнять иные фактические и юридические действия, необходимые для надлежащего исполнения указанного поручения (в том числе вести переговоры с представителями ответчика, заказывать и получать в государственных органах выписки и т.д.).

В п. 2 дополнительного соглашения в случае рассмотрения искового заявления в порядке упрощенного производства, за оказание услуг, предусмотренных в п. 1 дополнительного соглашения, заказчик уплачивает исполнителю вознаграждение в размере 20 000 руб. В случае вынесения судом определения о рассмотрении искового заявления по общим правилам искового производства заказчик дополнительно оплачивает услуги исполнителя за подготовку к судебному заседанию и представление интересов заказчика в судебном заседании в размере 10 000 руб. отдельно за каждое судебное заседание, в том числе предварительное.

В подтверждение оплаты услуг исполнителя истцом представлены платежные поручения №733 от 10.12.2020г. на сумму 20 000 руб., №529 от 05.08.2021г. на сумму 20 000 руб., №633 от 23.09.2021г. на сумму 10 000 руб., №703 от 14.10.2021г. на сумму 10 000 руб.

В соответствии со ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, помимо государственной пошлины к судебным расходам относятся и судебные издержки.

Понятие судебных издержек содержится в ст. 106 данного Кодекса, согласно которой, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся к судебным издержкам. Частями 1 и 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрена возможность возмещения расходов, в том числе, на оплату услуг представителя лицу, в пользу которого принят судебный акт.

В силу ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Все представленные обществом «Созвездие» документы, а также подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям положения ст. ст. 101, 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяют суду сделать вывод об удовлетворении заявленного требования. При этом суд исходит из следующего.

При разрешении вопроса о взыскании судебных расходов, применительно к положениям ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует исходить из того, являются ли понесенные заявителем расходы разумными и соразмерными рассмотренному делу.

Определение разумных пределов расходов на оплату услуг представителя является оценочным понятием и конкретизируется с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотрения дела.

Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №1 от 21.01.2016г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

При этом, разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, другая сторона вправе заявить ходатайство о снижении размера расходов на оплату услуг представителя по мотивам его неразумности и несоразмерности.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (п. 11 названного постановления). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Из представленных заявителем документов невозможно точно определить перечень юридических услуг, оказанных в рамках заключенного договора от 24.08.2015г. Акт выполненных работ в материалы дела не представлен, а рассматриваемый спор нельзя отнести к категории сложных.

Взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является элементом судебного усмотрения и, как представляется, направлено на пресечение злоупотреблений правом и на недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.

Оценив вышеизложенное, принимая во внимание реальность оказанной юридической помощи, конкретные обстоятельства дела, объем оказанной представителем помощи, руководствуясь принципом разумности, справедливости и соразмерности, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность по компенсации истцу понесенных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, в размере 30 000 руб.

Понесенные истцом почтовые расходы подтверждены кассовыми чеками на общую сумму 603 руб. 38 коп.

Расходы по уплаченной истцом госпошлине, судебные издержки возлагаются на ответчика по правилам ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Созвездие» - удовлетворить частично.

2.Взыскать с муниципального казенного учреждения «Управление делами администрации города Иваново» (ОГРН 1023700560740, ИНН 3728013473, место нахождения: 153000 город Иваново, проспект Шереметьевский, дом 1) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Созвездие» (ОГРН 1143702003961, ИНН 3702721376, место нахождения: 153000 город Иваново, проспект Ленина, дом 38):

-задолженность по оплате оказанных услуг в сумме 139 779 руб. 97 коп.;

-пени за просрочку исполнения обязательства в сумме 6 480 руб. 38 коп.;

-расходы по оплате услуг представителя в сумме 29 466 руб. 98 коп.;

-почтовые расходы в сумме 422 руб. 53 коп.

-расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 378 руб. 63 коп.

3.Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Созвездие» из федерального бюджета 197 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №734 от 10.12.2020г.

На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) (ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                              Якиманская Ю.В.