ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3980/13 от 31.10.2013 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г. Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

08 ноября 2013 года

Дело №А17-3980/2013

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савельевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» (ОГРН: 1043700756252; ИНН: 3717005167)

к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об оспаривании Постановления № 10.2-0939пл-Пс/112-2013 о назначении административного наказания от 10.07.2013 года;

при участии в судебном заседании:

от ООО «Палехская мануфактура»: Андрусенко А.Г. по доверенности от 17.07.2013г.; Казанцева Е.В. по доверенности от 17.07.2013 года,

от Центрального Управления Ростехнадзора: Сальникова А.А. по доверенности от 24.12.2012г. № 177;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» (далее: ООО «Палехская мануфактура», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее: Центральное Управление Ростехнадзора, административный орган) № 10.2-0939пл-Пс/112-2013 о назначении административного наказания от 10.07.2013 года, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

ООО «Палехская мануфактура» считает оспариваемое постановление незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Обществом указано, что Центральным Управлением Ростехнадзора была нарушена периодичность проведения плановых проверок, установленная ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Ввод в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта на ООО «Палехская мануфактура» в 2012 году не осуществлялся. Регистрация опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в 2012 году Обществом также не проводилась. Ранее проверка соблюдения требований промышленной безопасности на ООО «Палехская мануфактура» проводилась в августе 2012 года на основании распоряжения о проведении выездной плановой проверки юридического лица №1913 от 19.07.2012 г. Верхне-Волжским Управлением Ростехнадзора. Таким образом, на момент проведения плановой проверки в июне 2013 года не истек один год со дня проведения последней плановой проверки промышленной безопасности на данном опасном производственном объекте. Нарушение периодичности проведения плановых проверок в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 Федерального закона 294-ФЗ относится к грубым нарушениям требований данного закона и является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными. При этом, по мнению заявителя, Федеральный закон 116-ФЗ не отменяет установленных Федеральным законом 294-ФЗ оснований для признания недействительными результатов проверки, а лишь устанавливает особенности организации проверок промышленной безопасности в части их периодичности и иных правил. Кроме того, Положения действующего законодательства не дают надзорным органам права проводить на опасном производственном объекте плановую проверку ранее, чем через один год с момента окончания предыдущей проверки на том основании, что при предыдущей проверке был проверен не весь объект, а только его часть. В ходе проверок в августе 2012 г. и в июне 2013 г. административным органом проверялось соблюдение Обществом как общих, так и специальных требований промышленной безопасности. Также заявителем указано, что в рассматриваемом случае отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. В соответствии с Приложением 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 года № 22-ФЗ, вступившего в законную силу 15.03.2013 года), сети газопотребления с количеством горючего газа менее 1 тонны исключены из категории опасных производственных объектов. Согласно расчету сеть газопотребления ООО «Палехская мануфактура» содержит 0,00257 т. горючего газа, следовательно, данный объект не относится к категории опасных производственных объектов.

Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. По мнению административного органа, вынесенное постановление является законным и обоснованным. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. В январе 2012 года после утверждения Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Обществом в государственный реестр опасных производственных объектов были внесены изменения, в части исключения из вышеуказанного реестра опасных производственных объектов – Котельной и Участка компрессорной, и внесения изменения в сведения об опасном производственном объекте – сети газопотребления – путем включения в состав опасного производственного объекта оборудования, работающего под давлением свыше 0,07 МПа и температурой нагрева свыше 115 градусов Цельсия. Поскольку сеть газопотребления в настоящий момент включает в себя и оборудование, работающее под давлением свыше 0.07 МПа и температурой нагрева свыше 115 градусов Цельсия, при проведении проверки в июне 2013 года контрольно-надзорные мероприятия проводились только в отношении газового оборудования, а именно в отношении газорегуляторных установок. Технические устройства, ранее входившие в состав опасных производственных объектов – Котельная и Участок компрессорной, проверке не подвергались. Кроме того, по мнению Центрального Управления Ростехнадзора, доводы общества с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» о том, что при проведении проверки проверялись технические устройства, которые не относятся к оборудованию, работающему под давлением, основано на неверном толковании норм действующего законодательства. При проведении проверки в 2012 году выявлены лишь нарушения в части эксплуатации оборудования, работающего под давлением, и в части тепловых энергоустановок (котлы паровые), в то время как при проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2013 году вывялены нарушения при эксплуатации газового оборудования. Критерии отнесения опасных производственных объектов исходя из количества опасных веществ к четырем классам опасности, указанные в таблице 2 Приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, к сетям газопотребления и газораспределения не применяются, поскольку природный газ взрывоопасен не сам по себе, какая бы масса его не находилась на объекте, а лишь в смеси с воздухом, при содержании в смеси метана.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

В период с 19.06.2013 г. по 28.06.2013 г. в соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 07.06.2013 г. № И-939-пр, административным органом была проведена плановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – сети газопотребления, регистрационный номер А16-03451-0001, расположенной по адресу: Ивановская обл., п. Палех, ул. 2-я Садовая, д. 1, при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено: ООО «Палехская мануфактура», осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в соответствии с лицензией № ВП-16-000828 (КС) от 30.12. 2010 г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

По результатам проведенной проверки выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности:

1. Назначен приказом по организации от 23.01.2013 г. № 23 «О назначении лица, имеющего право выдачи нарядов-допусков на производство газоопасных работ» начальник производства Анистифоров К.В., не прошедший аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности). Нарушение: ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ; п.п. 1.2.1; 10.6 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

2. Проведено без оформления наряда-допуска на производство газоопасных работ техническое обслуживание газового оборудования газорегуляторной установки (ГРУ). Нарушение: ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ; п. 10.4 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03.

3. Не был проведен анализ воздушной среды на содержание газа в закрытых помещениях при проведении газоопасных работ по нарядам-допускам на производство газоопасных работ от 04.09.2012 г. № 3; от 02.10.2012 г. № 4. Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ; п. 10.4; прил. 2 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

4. Не была проведена контрольная опрессовка газового оборудования и газопроводов перед их подключением к действующим газопроводам при проведении газоопасных работ нарядам-допускам на производство газоопасных работ от 04.09.2012 г. № 3; от 02.10.2012 г. № 4. Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ; п. 10.22; 10.23 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03.

5. Не пронумерован, не прошнурован и не скреплен печатью журнал регистрации нарядов-допусков на производство газоопасных работ. Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ. Нарушение п. 10.13, прил. 3. «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

6. Отсутствует специальный журнал для регистрации газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска на производство газоопасных работ. Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ; п. 10.7 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

7. Отсутствует переносной газоанализатор в газовой службе предприятия. Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ; п. п. 10.4, 10.27 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

8. Не установлена заглушка на газопроводе к котлу ДСЕ-2,5-14Г, выведенному в ремонт. Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ; п. 5.9.16 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03.

9. Истек срок поверки измерителей давления многоканальных АДН-10.2; АДР 0,25.2 в системе автоматики котлов «АГАВА». Нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ; п. 5.7.5; §.7.6 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

10. Не прошел аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности) установленным порядком генеральный директор организации Макаров И.С. Нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ; п. 1.2.1 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03; п. 3 раздел I, п. 20 раздел III Приказа от 29.01.2007 г. № 37 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки Центрального управления Роетехнадзора ООО «Палехская мануфактура» от 28.06.2013 № 10.2-0939пл-А/143-2013. 28.06.2013 года по данному факту государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ивановской области Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Леоновым Ю.А. в отношении ООО «Палехская мануфактура» при участии исполняющей обязанности генерального директора Общества Казанцевой Е.В. (приказ от 10.06.2013 г. № 101) был составлен протокол № 10.2-0939пл-Пр/112-2013 об административном правонарушении. 10.07.2013 года состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении в присутствии исполняющей обязанности генерального директора ООО «Палехская мануфактура» Казанцевой Е.В. (приказ от 25.06.2013 г. № 102). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» было вынесено постановление № 10.2-0939пл-Пс/112-2013 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложен административный штраф в размере 200000 (двести тысяч) рублей.

Постановление № 10.2-0939пл-Пс/112-2013 о назначении административного наказания от 10.07.2013 года оспорено Обществом в Арбитражный суд Ивановской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в числе прочего: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.

Согласно пункту 1.2.1. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9, руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по проектированию, строительству, монтажу и эксплуатации опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления, перечисленных в п. 1.1.4, ведению технического надзора за строительством, монтажом, наладкой и испытаниями оборудования (технических устройств), изготовлению газового оборудования (технических устройств), экспертизе промышленной безопасности, подготовке кадров для опасных производственных объектов, должны пройти аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, отнесенных к компетенции аттестуемых) в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции. Рабочие должны пройти обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме требований инструкций, отнесенных к их трудовым обязанностям.

Пунктом 10.6. ПБ 12-529-03 установлено, что лица, имеющие право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ, назначаются приказом по газораспределительной организации или организации, имеющей собственную эксплуатационную газовую службу, из числа руководящих работников и специалистов, сдавших экзамен в соответствии с требованиями настоящих Правил и имеющих опыт работы в газовом хозяйстве не менее одного года.

Порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности установлен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37.

В силу пунктов 3 и 20 указанного Положения подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям. В территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию: руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 2000 человек; руководители и специалисты экспертных организаций, выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций; специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности; иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

Как установлено административным органом в ходе проведенной проверки в Обществе с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» в нарушении вышеуказанных норм права назначен приказом по организации от 23.01.2013 г. № 23 «О назначении лица, имеющего право выдачи нарядов-допусков на производство газоопасных работ» начальник производства Анистифоров К.В., не прошедший аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности), а также не прошел аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности) в установленном порядке генеральный директор организации Макаров И.С.

Согласно пункту 10.4. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9, на производство газоопасных работ выдается наряд-допуск установленной формы, предусматривающий разработку и последующее осуществление комплекса мероприятий по подготовке и безопасному проведению этих работ (приложение 2).

Пунктом 9 формы наряда-допуска на производство газоопасных работ, установленной приложением 2 ПБ 12-529-03, предусмотрено указание лицом, производившим замеры (должность, фамилия, имя, отчество) результатов анализа воздушной среды на содержание газа в закрытых помещениях и колодцах, проведенного перед началом ремонтных работ.

В соответствии с пунктом 10.27. ПБ 12-529-03 выполнение сварочных работ и газовой резки на газопроводах в колодцах, туннелях, коллекторах, технических подпольях, помещениях ГРП, ГРПБ и ГРУ без их отключения, продувки воздухом или инертным газом и установки заглушек не допускается. До начала работ по сварке (резке) газопровода, а также замене арматуры, компенсаторов и изолирующих фланцев в колодцах, туннелях, коллекторах следует снять (демонтировать) перекрытия. Перед началом работ проводится проверка воздуха на загазованность. Объемная доля газа в воздухе не должна превышать 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени. Пробы должны отбираться в наиболее плохо вентилируемых местах.

Как следует из материалов дела в нарушении вышеуказанных норм права ООО «Палехская мануфактура» проведено без оформления наряда-допуска на производство газоопасных работ техническое обслуживание газового оборудования газорегуляторной установки (ГРУ), а также не был проведен анализ воздушной среды на содержание газа в закрытых помещениях при проведении газоопасных работ по нарядам-допускам на производство газоопасных работ от 04.09.2012 г. № 3; от 02.10.2012 г. № 4. Кроме того, в газовой службе предприятия отсутствует переносной газоанализатор.

Положениями пункта 10.22. ПБ 12-529-03 установлено, что присоединение вновь построенных газопроводов к действующим производится только перед пуском газа. Все газопроводы и газовое оборудование перед их присоединением к действующим газопроводам, а также после ремонта должны подвергаться внешнему осмотру и контрольной опрессовке (воздухом или инертными газами) бригадой, производящей пуск газа.

Согласно пункту 10.23. ПБ 12-529-03 наружные газопроводы всех давлений подлежат контрольной опрессовке давлением 0,02 МПа. Падение давления не должно превышать 0,0001 МПа за 1 ч. Наружные газопроводы низкого давления с гидрозатворами подлежат контрольной опрессовке давлением 0,004 МПа. Падение давления не должно превышать 0,00005 МПа за 10 мин. Внутренние газопроводы промышленных, сельскохозяйственных и других производств, котельных, а также оборудование и газопроводы ГРП, ГРПБ, ШРП и ГРУ подлежат контрольной опрессовке давлением 0,01 МПа. Падение давления не должно превышать 0,0006 МПа за 1 ч. Результаты контрольной опрессовки должны записываться в нарядах-допусках на выполнение газоопасных работ.

В нарушении вышеуказанных норм права в Обществе с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» не была проведена контрольная опрессовка газового оборудования и газопроводов перед их подключением к действующим газопроводам при проведении газоопасных работ нарядам-допускам на производство газоопасных работ от 04.09.2012 г. № 3; от 02.10.2012 г. № 4.

В силу пункта 10.13. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. № 9, наряды-допуски должны регистрировать в специальном журнале установленной приложением 3 формы. В указанном журнале фиксируются номер, дата и время выдачи наряда-допуска, Ф.И.О., должность, роспись выдавшего и получившего наряд-допуск, адрес места проведения работ, характер работ, дата и время возвращения наряда-допуска, отметка о выполнении работ лицом, принявшим наряд-допуск. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью с указанием количества листов (приложение 3 ПБ 12-529-03).

Согласно пункту 10.7. ПБ 12-529-03 периодически повторяющиеся газоопасные работы, выполняемые, как правило, постоянным составом работающих, могут производиться без оформления наряда-допуска по утвержденным производственным инструкциям.К таким работам относятся обход наружных газопроводов, ГРП (ГРПБ), ШРП и ГРУ, ремонт, осмотр и проветривание колодцев; проверка и откачка конденсата из конденсатосборников; техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования без отключения газа; техническое обслуживание запорной арматуры и компенсаторов, расположенных вне колодцев; обслуживание (технологическое) газоиспользующих установок (котлов, печей и др.). Указанные работы должны, как правило, выполняться 2 рабочими и регистрироваться в специальном журнале с указанием времени начала и окончания работ.

В нарушении вышеуказанных норм права в Обществе с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» на момент проведения проверки не был пронумерован, прошнурован и скреплен печатью журнал регистрации нарядов-допусков на производство газоопасных работ, а также отсутствовал специальный журнал для регистрации газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска на производство газоопасных работ.

Пунктом 5.9.16. ПБ 12-529-03 перед ремонтом газового оборудования, осмотром и ремонтом топок или газоходов, а также при выводе из работы установок сезонного действия газовое оборудование и запальные трубопроводы должны отключаться от газопроводов с установкой заглушек после запорной арматуры. Газоходы котлов, печей и других агрегатов, выведенных в ремонт, должны отключаться от общего борова с помощью шиберов или глухих перегородок.

Как следует из материалов дела в нарушении вышеуказанных норм права ООО «Палехская мануфактура» при проведении проверки не была установлена заглушка на газопроводе к котлу ДСЕ-2,5-14Г, выведенному в ремонт.

В соответствии с пунктом 5.7.5. ПБ 12-529-03 периодической метрологической поверке подлежат следующие средства измерений: тягонапоромеры; манометры показывающие, самопишущие, дистанционные - не реже 1 раза в 12 мес.; переносные и стационарные стандартизированные газоанализаторы, сигнализаторы довзрывных концентраций газа - 1 раз в 6 мес., если другие сроки не установлены заводом-изготовителем.

Не допускаются к применению средства измерения, у которых отсутствует пломба или клеймо, просрочен срок поверки, имеются повреждения, стрелка при отключении не возвращается к нулевому делению шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного прибора (пункт 5.7.6. ПБ 12-529-03).

Как установлено административным органом в ходе проведенной проверки в нарушении вышеуказанных норм права в Обществе с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» истек срок поверки измерителей давления многоканальных АДН-10.2; АДР 0,25.2 в системе автоматики котлов «АГАВА».

Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от 28.06.2013 года № 10.2-0939пл-А/143-2013, протоколом № 10.2-0939пл-ПР/112-2013 об административном правонарушении от 28.06.2013 г., свидетельством о регистрации опасных производственных объектов №А16-03451, картой учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, сведениями, характеризующими опасный производственный объект, другими документами.

Из материалов дела следует, что деятельность по эксплуатации сети газопотребления, расположенной по адресу: 155623, Ивановская область, Палехский район, п. Палех, ул. 2-я Садовая, д. 1, осуществляется Обществом с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура». Данный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за ООО «Палехская мануфактура» под регистрационным номером А16-03451-00001, дата регистрации 23.12.2005 года, что подтверждается свидетельством о регистрации № А16-03451. На момент проведения проверки Центральным Управлением Ростехнадзора в соответствии с картой учета от 25.09.2012 года сеть газопотребления ООО «Палехская мануфактура» была зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов по признаку опасности: получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, определенных приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Таким образом, на Обществе с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» как на организации, эксплуатировавшей на момент проведения проверки опасный производственный объект, лежала обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности.

Довод Общества с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в связи с внесением изменений в Приложение 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Подпунктами а) и в) пункта 1 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ (в редакции, действовавшей до 14.03.2013 года) к категории опасных производственных объектов были отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Федеральным законом от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в числе прочего были внесены в приложения 1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

Согласно подпунктам а) и в) пункта 1 Приложения 1 Опасные производственные объекты Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Пунктом 1 Приложения 2 Классификация опасных производственных объектов Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ) установлено, что классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.

В силу пункта 4 Приложения 2 Классификация опасных производственных объектов Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ) для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Таким образом, в соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения 2 исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, классы опасности устанавливаются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 Приложения 2 к указанному Федеральному закону. Учитывая, что порядок установления классов опасности для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления закреплен пунктом 4 Приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, таблицы 1 и 2 Приложения 2, определяющие класс опасности опасных производственных объектов, исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, к указанным объектам применению не подлежат. Следовательно, довод ООО «Палехская мануфактура» о том, что эксплуатируемая Обществом сеть газопотребления не является опасным производственным объектом, поскольку максимальная масса газа во всех газопроводах Общества составляет менее 1 т., является необоснованным.

Информация, размещенная Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на официальном сайте в разделе Вопрос-ответ, содержащая иное толкование вышеуказанных норм права, нормативным правовым актом не является и не может служить в качестве доказательства, подтверждающего позицию заявителя.

Кроме того, представленный ООО «Палехская мануфактура» расчет массы природного газа не подтверждает факт того, что максимальное количество горючего газа в сети газопотребления Общества является равным 0,00257 т., поскольку к данному расчету не приложены документы о выполнении его специалистами, имеющими соответствующее образование. Объект – сеть газопотребления ООО «Палехская мануфактура» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под регистрационным номером А16-03451-0001. Заявление об исключении данного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов Обществом с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» в уполномоченный орган не подавалось. Таким образом, суд расценивает данный довод заявителя как направленный на уход от административной ответственности.

У Общества с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» имелась возможность для соблюдения требований промышленной безопасности, но им не было принято необходимых и достаточных мер по их соблюдению, следовательно, в действиях ООО «Палехская мануфактура» имеется вина, а, следовательно, и состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Судом отклоняются доводы заявителя о наличии со стороны административного органа грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее: Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 15 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Отношения, связанные с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, регламентируются Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ установлено, что предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. В случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, предметом проверки является соблюдение требований такого обоснования безопасности.

В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня: а) принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов; б) регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов; в) окончания проведения последней плановой проверки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ в ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения опасного производственного объекта, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

Как следует из материалов дела в период с 19.06.2013 года по 28.06.2013 года на основании распоряжения № И-939-пр от 07.06.2013 года, изданного исполняющим обязанности заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Мишаниным Н.Г. в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2013 год, обобщенным и размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, административным органом проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – сеть газопотребления, регистрационный номер А16-03451-0001, расположенного по адресу: 155620, Ивановская область, Палехский район, п. Палех, ул. 2-я Садовая, д. 1 (ГРУ, внутренние газопроводы, газовое оборудование котлов Е-1,0-0,9Г-3 в количестве 2 единицы, газовое оборудование котлов ДСЕ-2,5-14Г в количестве 2 единицы).

Ранее плановая выездная проверка ООО «Палехская мануфактура» проводилась Верхне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в период с 21.08.2012 года по 24.08.2012 года. В соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2012 год, сформированным и размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет", проверке подлежали следующие опасные производственные объекты: площадка козлового крана, котельная, участок компрессорной. Ввиду внесения ООО «Палехская мануфактура» после утверждения Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год изменений в единый государственный реестр опасных производственных объектов в части исключения из вышеуказанного реестра Котельной и Участка компрессорной, а также включения в состав опасного производственного объекта – сети газопотребления, оборудования, работающего под давлением свыше 0,07 МПа и температурой нагрева свыше 115 градусов Цельсия, согласно акту проверки № 13/129-12ПС от 24.08.2012 года административным органом была проверена сеть газопотребления, регистрационный номер А16-03451-0001 как опасный производственный объект, на котором используется оборудование, работающее под давлением свыше 0,07 МПа и температурой нагрева свыше 115 градусов Цельсия.

Таким образом, срок между плановыми выездными проверками соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – сеть газопотребления, регистрационный номер А16-03451-0001, составляет менее 1 года.

Вместе с тем, положения Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не предусматривают перечня грубых нарушений при проведении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, являющихся основанием для признания недействительными результатов проверки. Кроме того, по смыслу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» несоблюдение годичного срока проведения проверки, предусмотренного п. 5 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ не является грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, а, следовательно, и основанием для признания недействительными результатов проверки и признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении.

При назначении наказания за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был применен минимально возможный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией указанной статьи, – 200000 руб.

На основании вышеизложенного требования Общества с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» являются не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями, 167-170, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Палехская мануфактура» (ОГРН: 1043700756252; ИНН: 3717005167) к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании Постановления № 10.2-0939пл-Пс/112-2013 о назначении административного наказания от 10.07.2013 года оставить без удовлетворения.

2. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3).

Судья К.А. Тимошкин