АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново
01 декабря 2011 года
Дело №А17-4033/2011
Резолютивная часть вынесена 30 ноября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 1 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Кочешковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда: <...> «б» дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Люкс» о признании незаконным Решения ИФНС России по г. Иваново от 27.06.2011 года «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов», принятого в отношении документов ООО «Люкс», поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с уменьшением уставного капитала, а также в связи с внесением в Единый государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, в связи с изменением сведений об участниках-физических лицах и об обязании налогового органа в проведении государственной регистрации новой редакции устава ООО «Люкс» и внесении записи в ЕГРЮЛ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.08.2011 года;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 13.01.2011 года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Люкс» (далее по тексту –Общество, заявитель, ООО «Люкс») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным Решения ИФНС России по г. Иваново от 27.06.2011 года «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов», принятого в отношении документов ООО «Люкс», поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с уменьшением уставного капитала, а также в связи с внесением в Единый государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, в связи с изменением сведений об участниках-физических лицах и об обязании налогового органа в проведении государственной регистрации новой редакции устава ООО «Люкс» и внесении записи в ЕГРЮЛ.
Заявленные требования мотивированы неправомерностью отказа инспекции в государственной регистрации изменений, поскольку налоговый орган неверно истолковал нормы права и пришел к необоснованному выводу о том, что ООО «Люкс» было создано в результате реорганизации в форме преобразования из товарищества с ограниченной ответственностью «Люкс» (далее – ТОО «Люкс») в 1997 году.
Налоговый орган в письменном отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал, сославшись на законность оспариваемого решения от 27.07.2011 года.
В порядке статей 158, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось, объявлялся перерыв.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 17.01.1992 года решением Администрации г. Иваново было зарегистрировано арендное предприятие «Люкс», поставленное на учет в налоговом органе 17.02.1992 года.
На основании Постановления главы Администрации Октябрьского района г. Иваново № 2832 от октября 1993 года была зарегистрирована реорганизация арендного предприятия «Люкс» в Товарищество с ограниченной ответственностью «Люкс».
29.08.1997 года произведена перерегистрация Товарищества с ограниченной ответственностью «Люкс» в общество с ограниченной ответственностью «Люкс», которое является правопреемником ТОО (свидетельство о регистрации № 1761 от 29.08.1997 года).
В 2002 году Общество прошло процедуру внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, как лицо, зарегистрированное до 01.07.2002 года.
11.07.2007 года в связи со смертью участника общества ФИО3 её наследнику ФИО4 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на долю в уставном капитале ООО «Люкс». В состав участников ФИО4 принят не был, ему была выплачена действительная стоимость доли умершего участника. ООО «Люкс» долей, перешедшей на баланс общества своевременно не распорядилось, в связи с чем в соответствии с действующим законодательством обязано было уменьшить свой уставный капитал.
22.04.2011 года внеочередным общим собранием участников ООО «Люкс» принято решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения долей, принадлежащих Обществу. Уставный капитал определен в размере 8100 руб.
20.06.2011 года Обществом в ИФНС России по г. Иваново был представлен пакет документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Люкс», а также заявление о внесении в Единый государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, в связи с изменением сведений об участниках - физических лицах.
27.07.2011 года налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов. Отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительный документы ООО «Люкс» мотивирован тем, что в результате уменьшения уставного капитала общества, его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определенного в соответствии с Федеральным законом № 14-ФЗ от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений в уставе Общества, а в случаях, если в соответствии с Федеральным законом общество обязано уменьшить свой уставный капитал, на дату государственной регистрации Общества.
04.07.2011 года ООО «Люкс», не согласившись с принятым ИФНС по г. Иваново отказом, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области с жалобой на решение регистрирующего органа. 08.08.2011 года УФНС России по Ивановской области письмом № 09-45/08724 уведомило Общество об отказе в удовлетворении жалобы.
Полагая, что реорганизационных процедур в 1997 году в отношении Общества не производилось, а лишь происходило приведение учредительных документов ТОО «Люкс» в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, считая, что решение ИФНС России по г. Иваново от 27.06.2011 года об отказе в государственной регистрации не соответствует закону, ООО «Люкс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 59 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), созданных до введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 1999 года.
Поскольку юридическое лицо было создано в 1993 году в организационно-правовой форме «Товарищество с ограниченной ответственностью», общее собрание участников Общества 07.08.1997 года решило обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации реорганизации.
Указанные изменения и Устав Общества в новой редакции были зарегистрированы 29.08.1997 года, о чем выдано свидетельство серии 367 № 1761.
Суд отклоняет доводы ООО «Люкс», о том, что реорганизационных процедур в отношении Общества не производилось, поскольку согласно статьям 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае имела место реорганизация юридического лица в форме преобразования (изменение организационно-правовой формы юридического лица): из товарищества с ограниченной ответственностью в общество с ограниченной ответственностью.
Сама перерегистрация юридического лица законодательством Российской Федерации предусмотрена в двух формах: как обязательная в виде приведения учредительных документов юридического лица в соответствие с требованиями законодательства и инициативная перерегистрация в виде реорганизации юридического лица. В первом случае перерегистрируется не само юридическое лицо, а его учредительные документы, не создается новая организация, не составляются передаточные или разделительные акты, не имеет места переход прав организации правопреемникам. Приведение учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 52-ФЗ) в связи с принятием Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). В соответствии с частью 1 пунктом 2 статьи 6 Закона № 52-ФЗ к товариществам с ограниченной ответственностью, созданным до официального опубликования части первой Кодекса, применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса об обществе с ограниченной ответственностью. Учредительные документы товариществ с ограниченной ответственностью, созданных до официального опубликования части первой Кодекса, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Кодекса об обществах с ограниченной ответственностью в порядке и сроки, которые определены при принятии законов об обществах с ограниченной ответственностью.
Инициативная перерегистрация в виде реорганизации юридического лица означает добровольность реорганизационных процедур.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Как следует из материалов дела, 07.08.1997 года общим собранием учредителей ТОО «Люкс» было принято решение о преобразовании ТОО «Люкс» в ООО «Люкс» (протокол собрания учредителей ТОО «Люкс» о 07.08.1997 года), 07.08.1997 года ТОО «Люкс» передало ООО «Люкс» по передаточному акту в соответствии с данными бухгалтерского баланса на 01.04.1997 года все активы и обязательства в отношении кредиторов и должников, 15.08.1997 года ТОО обратилось в Регистрационную палату г. Иваново с заявлением о регистрации реорганизации Товарищества с ограниченной ответственностью «Люкс» в Общество с ограниченной ответственностью «Люкс», 29.08.1997 года регистрационной палатой г. Иваново зарегистрирован Устав ООО «Люкс», выдано свидетельство о государственной регистрации ООО «Люкс» № 1761 серия 367, порядковый номер реорганизации 5955 от 29.08.1997 года.
В связи с изложенным, ООО «Люкс» было создано в результате реорганизации в форме преобразования из ТОО «Люкс» 29.08.1997 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129 – ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем в электронной форме изменения или учредительные документы, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае представления изменений или учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Как следует из материалов дела размер уставного капитала ООО «Люкс» на момент создания составлял 8424000 неденоминированных рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции от 30.11.1994 года № 51-ФЗ уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Согласно пункту 3 статьи 59 Закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 года, введенного в действие 01.03.1998 года, учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), созданных до введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 1999 года.
Пункт 1 статьи 14 Закона № 14-ФЗ в редакции 1998 года предусматривал, что размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.09.01.1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 1997 года установлен в сумме 83490 рублей в месяц.
Указом Президента РФ от 04.08.1997 № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» с 1 января 1998 года проведена деноминации рубля и замена обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, то есть минимальный размер оплаты труда составлял с учетом деноминации 83,49 руб.
Учитывая изложенное, размер уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью, созданных в 1997 году, должен был составлять не менее 8349 руб.
В соответствии с пунктом 3.1. Устава ООО «Люкс», утвержденным решением собрания участников Общества (протокол № 14 от 23.05.2000 года) и зарегистрированным в регистрационной палате г. Иваново 22.06.2000 года № 6224, Общество имеет уставный капитал в сумме 8424 руб.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона № 14-ФЗ Общество вправе, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязано уменьшить свой уставный капитал. Уменьшение уставного капитала общества может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества и (или) погашения долей, принадлежащих обществу. Общество не вправе уменьшать свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества, а в случаях, если в соответствии с настоящим Федеральным законом общество обязано уменьшить свой уставный капитал, на дату государственной регистрации общества.
20.06.2011 года Обществом в ИФНС России по г. Иваново были поданы документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Люкс» в связи с уменьшением уставного капитала до 8 100 руб., то есть до размера меньше минимального размера уставного капитала, определенного Законом № 14-ФЗ в редакции, действовавшей на момент регистрации Общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Уставы обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении уставов таких обществ.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.03.2010 года № 135 «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года № 312-ФЗ» отмечено, что в силу вышеназванной нормы Закона № 312 – ФЗ, правомерным является отказ регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества, который ранее не был приведен в соответствие с названными законодательными актами, представленных в регистрирующий орган после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 г. № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», если ни из заявления о государственной регистрации, ни из решения о внесении изменений в устав не следует, что эти изменения направлены на приведение устава общества в соответствие с указанными законодательными актами.
Таким образом, поскольку из представленных в регистрирующий орган документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Люкс» в связи с уменьшением уставного капитала до 8100 руб., а также заявления о внесении изменений Единый государственный реестр сведений о юридическом лице, в связи с изменением сведений об участниках - физических лицах, не следует, что эти изменения направлены на приведение устава Общества в соответствие с Законом № 312-ФЗ, отказ ИФНС России по г. Иваново в государственной регистрации обоснован.
Суд считает, что оспариваемое решение ИФНС России от 27.06.2011 года «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов», принятого в отношении документов ООО «Люкс», поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с уменьшением уставного капитала, а также в связи с внесением в Единый государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, в связи с изменением сведений об участниках-физических лицах и об обязании налогового органа в проведении государственной регистрации новой редакции устава ООО «Люкс» и внесении записи в ЕГРЮЛ, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушает права ООО «Люкс».
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, требования ООО «Люкс» о признании незаконным Решения ИФНС России по г. Иваново от 27.06.2011 года «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов», принятого в отношении документов ООО «Люкс», поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с уменьшением уставного капитала, а также в связи с внесением в Единый государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, в связи с изменением сведений об участниках-физических лицах и об обязании налогового органа в проведении государственной регистрации новой редакции устава ООО «Люкс» и внесении записи в ЕГРЮЛ, суд считает не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, 257, 276, 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Люкс» оставить без удовлетворения.
2. В соответствии со статьями 257-259 АПК РФ на настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после принятия решения во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ивановской области. В соответствии со статьями 273-276 АПК РФ вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается в Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород, через Арбитражный суд Ивановской области. В соответствии со статьей 292 АПК РФ вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке надзора. Заявление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Судья Кочешкова М.В.