ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-4057/10 от 07.12.2010 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело № А17-4057/2010

9 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 7 декабря 2010 г. Полный текст решения изготовлен 9 декабря 2010 г.

  Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Е.Г., рассмотрев в судебном заседании дело, возбуждённое по заявлению ООО «Вингс» к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области о признании незаконными действий Управления по включению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 в размере 51 753 274,5 руб., а так же об обязании Управления уменьшить кадастровую стоимость указанного земельного участка до его рыночной стоимости равной 3 412 304 руб.

при участии в судебном заседании:

  от ООО «Вингс» -ФИО1, (доверенность от 09.07.2010 г.),

  от  Управления Федеральной службы- ФИО2, (доверенность от 01.07.2010 г.),

от Администрации г. Иваново- ФИО3, (доверенность от 20.10.2010 г. ),

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее Управление Федеральной службы) о признании незаконными действий Управления по включению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 в размере 51 753 274,5 руб., а так же об обязании Управления уменьшить кадастровую стоимость указанного земельного участка до его рыночной стоимости равной 3 412 304 руб. обратилось ООО «Вингс» .

В качестве оснований необходимости удовлетворения заявленных требований приведены следующие доводы.

ООО «Вингс» является собственником земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30, расположенного по адресу :<...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2008 г. 37-АА № 357540.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ ООО «Вингс» является плательщиком земельного налога.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 была установлена кадастровая стоимость составившая 51 753 274,5 руб. В связи с изменением редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной ее стоимости. С учетом изменений нормы пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в июле 2010 г. был произведен расчет рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 стоимость которого составила 3 412 304 руб.

По мнению заявителя кадастровая стоимость закрепленного за ним земельного участка определена с нарушением положений статьи 66 Земельного кодекса РФ . Вывод основан на данных оценки земельного участка, проведенной по заказу заявителя специализированной оценочной фирмой «Дельта-эксперт» в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности» и Федеральными стандартами оценки № 1,2,3 , утвержденными приказами Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. № № 254, 255, 256.

ООО «Вингс» считает что Управлением Федеральной службы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимых для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая стоимость проведена на основании статистического анализа рыночных цен в соответствии с пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316.

Управлением Федеральной службы не была соблюдена процедура административного контроля хода выполнения работ, что привело к использованию исполнителем работ недостаточных и недостоверных источников в результате чего кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 было существенно завышена.

Представителем заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ было сделано заявление об изменении предмета заявленных требований. Предмет требования был сформулирован как признание незаконным решения Управления об отказе в изменении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 ( в части приравнивания кадастровой стоимости указанного земельного участка к его рыночной стоимости) с 51 753 274,5 руб. на 3 412 304 руб. а так же о внесении в государственный земельный кадастр соответствующего изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, в части приравнивания кадастровой стоимости указанного земельного участка к его рыночной стоимости в размере 3 412 304 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, Из текста заявления усматривается, что заявителем изменяется и предмет и основание заявленных требований в связи с чем в удовлетворении ходатайство отказано.

Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области и привлеченная для участия в дело в качестве заинтересованного лица Администрация г. Иваново считают, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.

В компетенцию Управления не входит кадастровая оценка стоимости земельных участков. Управление только осуществляет техническую функцию- организацию и контроль данной деятельности. Кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 производился в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 15.02.2007 г. и Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденных приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 г. № 215.

В соответствии с Административны регламентом и пунктами 2.2-2.27 Методических указаний работа по определению рыночной стоимости земельных участков производилась ФГУП «Федеральный кадастровый цент «Земля». Управление осуществляло контроль за проведением данных работ и проводило проверку отчета о кадастровой оценке земельных участков на соответствие его названным Методическим указаниям.

Результаты данной оценки были утверждены постановлением Правительства Ивановской области от 27.08.2009 г. № 249-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ивановской области». На основании названных данных Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации внесло сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости в государственный кадастр недвижимости. Сведения внесенные в постановление Правительства Ивановской области от 27.08.2009 г. заявителем не оспариваются.

Вопрос достоверности и обоснованности определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ивановской области утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 27.08.2009 г. № 249-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ивановской области» являлся предметом рассмотрения Ивановского областного суда.

Привлеченное для участия в дело в качестве заинтересованного лица ФГУП«Федеральный кадастровый цент «Земля» представило в материалы дела отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ивановской области.

В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение заявления откладывалось.

Заявление ООО «Вингс» рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии со статьями 153-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд пришёл к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.

ООО «Вингс» является собственником земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 расположенного по адресу :<...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2008 г. 37-АА № 357540.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 была установлена кадастровая стоимость составившая 51 753 274,5 руб.

Считая установленную кадастровую стоимость земельного участка чрезмерно завышенной ООО «Вингс» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконными действий Управления по включению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 в размере 51 753 274,5 руб. а так же об обязании Управления уменьшить кадастровую стоимость указанного земельного участка до его рыночной стоимости равной 3 412 304 руб.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если такой акт, действия ( бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса РФ государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Порядок установления кадастровой стоимости земельных участков установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель). Согласно пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено и его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания). Нормативный акт зарегистрирован в Минюсте РФ 02.05.2007 N 9370 и опубликован в «Российской газете", N 100 от 15.05.2007 г.

Помимо Методических указаний процедура проведения кадастровой оценки земельных участков регулируется Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 г. № 215 (далее Административный регламент). Данный нормативный акт зарегистрирован в Минюсте РФ 26.07.2007 г. N 9913 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 38 за 17.09.2007 г.

Согласно пунктам 3, 8.1, 9, 11 Административного регламента на Роснедвижимость и Управления Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации. возложена государственная функция по организации, контролю за проведением государственной кадастровой оценки земель, проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение, внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков).

В соответствии с Административным регламентом Управлением Федерального кадастра объектов недвижимости по Ивановской области был заключен государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд Ивановской области от 04.05.2007 г. № 1-О-М с ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля». На основании договоров от 01.08.2007 г. и от 01.11.11.2007 г. № Цнп-37/2007 для оценке стоимости земель также были привлечены Ярославский филиал ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» и ООО «Группа комплексных решений» .

Составленные отчеты а так же иная документация на основе которой была определена кадастровая стоимость земельных участков на их соответствие Методическим указаниям согласно пунктов 9.7-9.9 Административного регламента были проверены Роснедвижимостью . Нарушений методики вышестоящим органом выявлено не было.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ и пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты данной оценки были утверждены постановлением Правительства Ивановской области от 27.08.2009 г. № 249-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ивановской области».

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств на которые ссылается заинтересованная сторона возлагается на данную строну. В заявлении о признании незаконными действий Управления не указано ни одного доказательства подтверждающего факт нарушения Управлением требований нормативных и методических актов регулирующих порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.

Кадастровая оценка земельных участок была утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 27.08.2009 г. тогда как редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривающая возможность определения рыночной кадастровая стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости введена в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ.

В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-Ф «О кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке. К полномочиям органов кадастрового учета относительно кадастровой стоимости земельного участка входит внесение сведений, утвержденных уполномоченным на то органом. При этом под утвержденными показателями понимается те, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того вопрос достоверности и обоснованности определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ивановской области утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 27.08.2009 г. № 249-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ивановской области» являлся предметом рассмотрения Ивановского областного суда. Решением Ивановского областного суда от 12.08.2010 г. по делу № 3-28/2010 , оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 г., было установлено, что кадастровая стоимость земель населенных пунктов Ивановской области установлена в соответствии с требованиями нормативных актов и методических рекомендаций.

В силу действия части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Относительно возможности обязания Управления уменьшить кадастровую стоимость указанного земельного участка до его рыночной стоимости равной 3 412 304 000 руб.

Нормы законодательства регулирующие порядок определения кадастровой и рыночной стоимости земельных участков не наделяют Управление полномочиями по внесению в документы государственного земельного кадастра изменений относительно стоимости земельных участков только на основании отчетов по определению рыночной стоимости земельного участка, составленного оценщиками по заявлению заказчиков отчетов. Механизны оценки рыночной стоимости земельного участка и замены данной стоимостью кадастровую стоимость пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ не определены.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по делу отнести на ООО «Вингс».

Руководствуясь статьями 110, 167-170,\. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении заявления ООО «Вингс» к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области о признании незаконными действий Управления по включению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:030335:30 в размере 51 753 274,5 руб., а так же об обязании Управления уменьшить кадастровую стоимость указанного земельного участка до его рыночной стоимости равной 3 412 304 руб. отказать.

2. Судебные расходы по делу отнести на ООО «Вингс».

3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья Герасимов В.Д.