ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-4067/2021 от 16.11.2021 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-4067/2021

г. Иваново

19 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Четвергова Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Скворцовым А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело, переданное по подсудности Фурмановским городским судом Ивановской области на основании определения от 02.04.2021, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горно-рудная компания» (ИНН <***>; ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям

о признании незаконным и отмене постановления от 05.02.2021 03и-1/3 по делу об административном правонарушении

заинтересованное лицо: Прокуратура Фурмановского района Ивановской области -,

при участии в судебном заседании:

- от заявителя - ФИО1 (на основании доверенности от 23.12.2020, диплома о высшем юридическом образовании, паспорта),

- от Прокуратуры Фурмановского района – ФИО2 (на основании служебного удостоверения заседание от 19.11.2020 ТО № 278071) -,

установил:

Фурмановским городским судом Ивановской области на основании определения от 02.04.2021 для рассмотрения по подсудности переданы материалы судебного дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горно-рудная компания» (далее – заявитель, ООО «Горно-рудная компания», Общество) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям (далее – ответчик, Управление Россельхознадзора, Управление, административный орган) от 05.02.2021 № 03и-1/3, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что оспариваемым постановлением оно привлечено к административной ответственности по факту нарушения требований статей 12, 13, 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ), выразившегося в захламлении (перекрытии грунтом) и нарушении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 37:19:014753:4 (площадь самозахвата 30 541 кв.м.) путем разработки карьера на пограничном с ним земельном участке с кадастровым номером 37:19:014753:21, находящимся в собственности ООО «Горно-рудная компания». Ссылаясь на то, что требования и мероприятия по улучшению и охране земель и почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, должны производить лица, имеющие на это закрепленное гражданскими актами право, то есть правообладатели данных земель, почв, в частности: собственники, арендаторы, пользователи -, заявитель полагает, что Общество не является субъектом названного вменяемого ему административного правонарушения, поскольку не имеет никаких прав на земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4, не является ни его собственником, ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором, ни иным каким-либо пользователем земельного участка и не вправе как-либо использовать его в своих или иных целях. При этом ООО «Горно-рудная компания» отмечает, что у него на балансе отсутствует необходимая техника; фактически все работы по перемещению грунта, строго в границах земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:21, по договору с Обществом производило общество с ограниченной ответственностью «Камелия» (далее – ООО «Камелия»). Более того, земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4 имел повреждения рельефа с размещением на него вынутого грунта еще в 2009 году, о чем прежний директор ООО «Горно-рудная компания» указывал в представленном в прокуратуру заявлении, на основании которого ранее проводилась проверка; на данный момент земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4 имеет многолетнюю растительность, что указывает на отсутствие проведения на нем в течении многих лет каких-либо работ. Помимо приведенного, Общество обращает внимание суда на то, что в постановлении прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении не указаны даты, время и какие-нибудь обстоятельства совершения Обществом правонарушения.

Более подробно позиция со ссылками на положения действующего законодательства, конкретные обстоятельства дела и судебную практику раскрыта в представленном в суд заявлении, а также оглашена его представителем в ходу судебного разбирательства.

Определением арбитражного суда от 12.05.2021 переданное по подсудности заявление ООО «Горно-рудная компания» с материалы судебного дела Фурмановского городского суда Ивановской области  принято к производству, на 21.06.2021 назначено предварительное судебное заседание.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Фурмановского района Ивановской области (далее – Прокуратура Фурмановского района).

Управление Россельхознадзора представило отзыв на заявление, в котором мотивированно возразило против приведенных ООО «Горно-рудная компания» доводов и аргументов. По убеждению ответчика, событие и состав вменяемого Обществу административного правонарушения являются доказанными. Доводы заявителя по приведенным в заявлении мотивам о том, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения, Управление находит несостоятельными, поскольку реализация целей закона по охране земель возложена не только на собственников земельных участков, но и на лиц, не являющихся собственниками; несоблюдение требований действующего законодательства вменено Обществу в вину как самовольному пользователю земельного участка. Подробнее со ссылками на нормы права и конкретные обстоятельства дела позиция ответчика приведена в представленном в суд отзыве.

Прокуратура Фурмановского района в отзыве на заявление Общества выразило несогласие с его доводами, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению Прокуратуры, постановление ответчика от 05.02.2021 № 03и-1/3 является законным и обоснованным, а соответствующие доводы и аргументы Общества об обратном являются несостоятельными и опровергаются материалами рассматриваемого административного дела.

21.06.2021, признав дело подготовленным, суд на основании статьи 137 АПК РФ назначил дело к судебному разбирательству на 19.07.2021.

В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство неоднократно откладывалось судом с целью предоставления участвующими в деле лицами дополнительных пояснений. В последний судебное разбирательство было отложено судом на 16.11.2021 (с учетом изменения даты судебного заседания).

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное разбирательство проводится в отсутствие представителя ответчика.

В ходе судебного разбирательства представители заявителя и заинтересованного лица поддержали соответствующие правовые позиции по существу спора.

Заявление ООО «Горно-рудная компания» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке, предусмотренном статьями 153 - 170, 207 - 211 АПК РФ.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

05.11.2020 в период с 11 час. 00 мин. по 17 час. 00 мин. на основании решения от 03.11.2020 № 381 (т. 2 л.д. 17) Фурмановской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, специалистов Управления Россельхознадзора в отношении ООО «Горно-рудная компания» проведена проверка на предмет исполнения последним требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ),  Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1).

В рамках проверки должностными лицами проведено обследование, в том числе, земельных участков с кадастровым номером 37:19:014753:21, расположенного по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, в 1 км севернее д. Фоминское - и с кадастровым номером 37:19:014753:4, расположенного по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, в районе д. Высоково -, в ходе которого установлено захламление (перекрытие грунтом) части земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:4. Захламлена (перекрыта грунтом) территория, расположенная с восточной стороны земельного участка, по границе с земельным участком с кадастровым номером 37:19:014753:21, на котором разрабатывается карьер. Навалы по внешнему виду представляют собой грунт. Через земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4 проходит насыпная дорога - насыпь высотой около 1,5 метров, длиной 450 м (по спидометру), шириной 15 м, площадь дороги составила 6750 кв. м.

Специалистами Управления Росреестра проведены обмеры земельного участка с применением комплекта спутникового оборудования ТорсоnHiperSR (свидетельства о поверке от 15.05.2020 № 2002337 действительно до 14.05.2021, от 15.04.2020 № 2002007, действительно до 14.04.2021). По результатам проведенных обмеров выявлено, что часть разрабатываемого карьера располагается на земельном участке с кадастровым номером 37:19:014753:4, ориентировочной площадью 30 541 кв.м. Результаты обмеров представлены Управлением Росреестра в Фурмановскую межрайонную прокуратуру 10.11.2020 (т. 2 л.д. 9-10).

Земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:21 находится в собственности ООО «Горно-рудная компания», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.06.2010 серии 37-АА № 004917 (т. 2 л.д. 11).

Согласно содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведениям земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4 имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства – и принадлежит на праве собственности Ивановской области, о чем 26.03.2018 в ЕГРН сделана запись регистрации № 37:19:014753:4-37/001/2018-2 (л.д. 33-45).

Результаты проверочных мероприятий зафиксированы в соответствующей справке от 05.11.2020 с приложением фотоматериалов (т. 2 л.д. 28-31).

07.12.2020 по факту захламления (перекрытия грунтом) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 37:19:014753:4, приведшего к невозможности его использования и проведения мероприятий по защите земель (охране почв), заместителем Фурмановского межрайонного прокурора в отношении ООО «Горно-рудная компания» в присутствии законного представителя Общества – ФИО3, являющегося директором, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Деяние Общества квалифицировано как нарушающее требования статей 12, 13, 42, 78 ЗК РФ, статьи 8 Закона № 101-ФЗ (т. 2 л.д. 5-7).

Письмом от 07.12.2020 № 05-2/2020 указанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены в адрес Управления Россельхознадзора по подведомственности для рассмотрения по существу (т. 2 л.д. 4).

05.02.2021 по результатам рассмотрения представленных материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ООО «Горно-рудная компания» вынесено постановление № 03и-1/3, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (т. 2 л.д. 120-129). Дело рассмотрено в присутствии надлежащим образом извещенного (т. 2 л.д. 46-49, 51, 53-57, 72-74, 96-100) законного представителя Общества и его защитника.

Не согласившись с указанным постановлением, находя его незаконным и подлежащим отмене, Общество обратилось в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Арбитражный суд Ивановской области, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в их взаимной связи и в совокупности, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Вместе с тем статья 65 АПК РФ не исключает обязанность лица доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений в случае оспаривания соответствующего постановления административного органа.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектами правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия, которыми могут быть как собственники земельных участков, так и лица, не являющиеся собственниками земельных участков.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Названный Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (преамбула).

В статье 1 Закона № 7-ФЗ определены, среди прочего, следующие понятия, используемые в Законе:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

На основании статьи 2 Закона № 7-ФЗ законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В статье 34 Закона № 7-ФЗ определены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Так, в частности, согласно пункту 1 приведенной нормы хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2 статьи 34 Закона № 7-ФЗ).

ЗК РФ в пункте 1 статьи закрепляет в качестве основных принципов земельного законодательства, среди прочего: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (подпункт 1); приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подпункт 2).

Статьей 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Из пункта 1 статьи 13 ЗК РФ следует, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 2 статьи 13 ЗК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 13 ЗК РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, среди прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

На основании пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства)

Одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Из обстоятельств дела усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, в 1 км севернее д. Фоминское -, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 37:19:014753:21, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование по классификации Росреестра: для добычи и разработки полезных ископаемых. Площадь земельного участка 199 968 кв.м. Земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Горно-рудная компания», о чем 22.06.2010 в ЕГРН сделана запись регистрации № 37-37-08/134/2010-364 (т.2 л.д.11).

По имеющейся в материалах дела информации Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (письмо от 13.01.2020 № исх-62-041/01-13 – т. 2 л.д. 107-108) в 1,0 км севернее д. Фоминское Фурмановского района Ивановской области находится участок недр -  «Хлябовский» («Хлябовский-2»)  участок гравийно-песчаного материала.  Обществу выдана лицензия на право пользования участком недр ИВА 80038 ТЭ (зарегистрирована 16.11.2010 Департаментом государственного контроля Ивановской области в реестре за номером 061/ИВА80038ТЭ, срок действия лицензии до 15.11.2025) с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песчано-гравийной смеси в границах «Хлябовского» участка гравийно-песчаного материала (блок C2-II) в Фурмановском районе Ивановской области. Контур лицензионного участка, предоставленного в пользование ООО «Горно-рудная компания» по лицензии            ИВА 80038 ТЭ, соответствует контуру земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:21.

В силу пункта 7 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1, Закон о недрах) пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Материалами административного дела зафиксировано, что по результатам  проведенных в ходе прокурорской проверки обмеров установлено расположение части разрабатываемого в 1,0 км севернее д. Фоминское Фурмановского района Ивановской области карьера на земельном участке с кадастровым номером 37:19:014753:4, ориентировочной площадью 30 541 кв.м. В отношении названного земельного участка выявлено его захламление (перекрытие грунтом) с восточной стороны земельного участка, по границе с земельным участком с кадастровым номером 37:19:014753:21, на котором разрабатывается карьер. Через земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4 проходит насыпная дорога - насыпь высотой около 1,5 метров, длиной 450 м (по спидометру), шириной 15 м, площадь дороги составила 6750 кв. м.

Приведенные обстоятельства заявителем не опровергнуты и также подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2021 № А17-598/2021, в рамках которого установлен факт самовольного занятия части земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:4 и его захламление. Названный судебный акт в части установленных в нем обстоятельств на основании части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

В соответствии со сведениями из ЕГРН, предоставленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области (т. 2 л.д. 33-45), земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4, расположенный по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, в районе д. Высоково -, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения -, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства -, площадью 1710327 кв.м. принадлежит на праве собственности Ивановской области, о чем 26.03.2018 в ЕГРН сделана запись регистрации № 37:19:014753:4-37/001/2018-2. 

Таким образом, ООО «Горно-рудная компания» как лицом, фактически пользующимся земельным участком (самовольный пользователь), допущены нарушения земельного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду (в рассматриваемой ситуации от захламления), ухудшающих качественное состояние земель - части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 37:19:014753:4, расположенного по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, в районе д. Высоково -, на площади 30 541 кв. м., в результате деятельности по разведке и добыче песчано-гравийной смеси на смежном с ним земельном участке с кадастровым номером 37:19:014753:21, в связи с чем земли сельскохозяйственного назначения (частично) выведены из сельскохозяйственного оборота и не могут использоваться по своему целевому назначению без проведения мероприятий по восстановлению нарушенных земель в первоначальное состояние (невозможно проводить выпас скота, сенокошение или другие сельскохозяйственные работы). Имеющее в рассматриваемой ситуации захламление спорного земельного участка негативным образом воздействует на землю (почву) как компонент природной (окружающей) среды.

Материалами проверки установлена, причинная связь между деятельностью ООО «Горно-рудная компания» и нарушением части (площадь 30 541 кв. м.) земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Занимаясь производственной деятельностью на занимаемом земельном участке с кадастровым номером 37:19:014753:21 и осуществляя фактическое (самовольное) пользование земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 37:19:014753:4, Общество, вопреки его ошибочному мнению, обязано соблюдать при выполнении соответствующих работ требования по защите земель и охране почв, а также по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, чего в рассматриваемом случае сделано не было, и что в совокупности образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Относительно аргументов Общества о том, что у него на балансе отсутствует необходимая техника, фактически все работы по перемещению грунта, строго в границах земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:21, по гражданскому договору производило ООО «Камелия», арбитражный суд полагает следующее.

Отношения, возникающие в области недропользования, урегулированы положениями Закона о недрах.

 В соответствии со статьей 11 названного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение определенного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1).

Статьей 3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, предусмотрено, что в лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты.

Как уже отмечалось выше, по информации Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (письмо от 13.01.2020 № исх-62-041/01-13) контур лицензионного участка, предоставленного в пользование ООО «Горно-рудная компания» по лицензии ИВА 80038 ТЭ, соответствует контуру принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:21.

Характер рассматриваемого правонарушения заключается в том, что при разработке соответствующего карьера по добыче песчано-гравийной смеси  произошло самовольное занятие части смежного земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:4, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, ориентировочной  площадью 30 541 кв.м., принадлежащего на праве собственности Ивановской области. При этом в ходе осмотра земельных участков установлено захламление (перекрытие грунтом) земельного участка  37:19:014753:4 на  территории, расположенной с восточной стороны земельного участка, по границе с земельным участком с кадастровым номером 37:19:014753:21 на котором разрабатывается карьер.

 Учитывая, что владельцем земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:21, совпадающего с  контуром лицензионного участка по лицензии            ИВА 80038 ТЭ, является ООО «Горно-рудная компания», которому вышеназванной лицензией предоставлено право добычи песчано-гравийной смеси, суд полагает, что без ведома Общества  разработка  карьера невозможна. В этой связи лицом, ответственным за разработку карьера по добыче песчано-гравийной смеси, повлекшую захламление части смежного земельного участка при его фактическом (самовольном) использовании, является Общество.

Ссылки заявителя на то, что на земельном участке  с кадастровым номером 37:19:014753:21 деятельность  осуществляет ООО  «Камелия»  по договору от 30.10.2015 № 3 (т. 2 л.д. 65-66), не принимается судом. Суд учитывает, что предметом указанного договора является передача в собственность и оплата песчано-гравийной смеси, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:21 (пункт 1.1). В этой связи наличие упомянутого договора не позволяет прийти к выводу о том, что имел место факт добычи полезных ископаемых силами и средствам ООО «Камелия». Иное достаточным образом материалами дела не подтверждено.

Кроме того, на основании статьи 17.1 Закона  № 2395-1 право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом о недрах или иными федеральными законами. Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.

Доказательств, что право пользование недрами в установленном законом порядке (статья 17.1 Закона о недрах) перешло к ООО «Камелия», не имеется.

Довод Общества о том, что земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4 имел повреждения рельефа с размещением на него вынутого грунта еще в 2009 году, подлежит отклонению, поскольку не нашел своего надлежащего документального подтверждения в ходе судебного разбирательства. В рамках производства по административному делу должностным лицом Департамента управления имуществом Ивановской области даны пояснения об отсутствии информации о захламлении земельного участка на момент регистрации права собственности на этот участок.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о наличии и доказанности материалами дела в деянии ООО «Горно-рудная компания» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии ООО «Горно-рудная компания» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Процедура производства по делу об административном правонарушении, регламентированная нормами КоАП РФ, в данном конкретном случае административным органом соблюдена, существенные нарушения процессуальных требований, свидетельствующие об объективной незаконности оспариваемого постановления и носящие неустранимый характер, отсутствуют.

Довод Общества о том, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указаны даты, время и какие-нибудь обстоятельства совершения рассматриваемого правонарушения, подлежит отклонению как противоречащий действительности (содержанию названного процессуального документа).

Юридико-фактических оснований для квалификации допущенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, оснований для замены назначенного оспариваемым постановлением административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ, а также оснований для снижения размера назначенного оспариваемым постановлением административного штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не усматривается.

Арбитражный суд учитывает, что допущенное в данном случае Обществом административное правонарушение посягает на общественные отношения в области рационального землепользования, охраны земель сельскохозяйственного назначения и создает угрозу негативного воздействия на землю (почву) как один из важнейших компонентов окружающей среды. По убеждению суда, заявитель при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона, допустил их нарушение, создав тем самым существенную угрозу охраняемым отношениям. Со стороны Общества усматривается пренебрежительное отношение к возложенным на него публично-правовым обязанностям. Каких-либо исключительных обстоятельств судом не установлено.

По убеждению суда, назначенное Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (минимальный размер, установленный санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ) соответствует тяжести совершенного правонарушения, степени вины и имущественного положения правонарушителя, в полной мере обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Доказательств чрезмерной карательности размера назначенного штрафа в деле не имеется.

Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, с учетом действующего правового регулирования спорных правоотношений, не усматривается.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что в данном случае не имеется оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления от 05.02.2021 № 03и-1/3, в связи с чем в удовлетворении заявленных Обществом требований надлежит отказать.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Требование общества с ограниченной ответственностью «Горно-рудная компания» (ИНН <***>; ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям от 05.02.2021 № 03и-1/3 оставить без удовлетворения.

2. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                                                    Д.С. Четвергов