ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-4091/2011 от 26.03.2012 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело №А17-4091/2011

Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 27 марта 2012 года.

Арбитражный суд Ивановской области в лице судьи Кочешковой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акимовой А.С., рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда: г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, д. 59 «б», дело по заявлению Ивановской областной общественной организации инвалидов «Помощь» к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области о признании незаконным Решения МИ ФНС от 09.06.11г. № 2021, при участии представителей сторон: от заявителя: Кравцовой А.А. (по доверенности от 11.01.2012г.), от МИФНС: Афёровой О.В. (по доверенности от 10.01.2012г.), Аравиной О.П. (по доверенности от 23.03.2011г.),

установил:

Ивановская областная общественная организация инвалидов «Помощь» (далее – ИОООИ «Помощь», Организация, Заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области (далее – МИ ФНС, налоговый орган) о признании недействительным Решения МИ ФНС России № 5 по Ивановской области № 2021 от 09.06.2011г.

В судебных заседаниях представитель ИОООИ «Помощь» поддержал заявление. Основаниям заявления Организация указывает следующие доводы.

МИ ФНС неправомерно доначислила ИОООИ «Помощь» налог на добавленную стоимость в сумме 1 931 150 руб., пени за его неуплату в сумме 56 663,86 руб., а также привлекла Организацию к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 772 460 руб. Доначисления связаны с тем, что налоговым органом сделан вывод о неправомерном применении ИОООИ «Помощь» льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ. С данным выводом Заявитель не согласен, указывая на то, что ИОООИ «Помощь» является общественной организацией инвалидов, в которой инвалиды составляют не менее 100%; организация создана с целью оказания социальной поддержки инвалидам – членам организации; предпринимательской деятельностью занимается для выполнения уставных целей. Использование налоговым органом понятия «приоритетность» деятельности выходит за рамки налогового законодательства; также МИ ФНС не доказала связь взаимозависимости ИОООИ «Помощь» и ООО «Заречье-Сервис» и применением льготы по НДС. Кроме того, МИ ФНС неправомерно сравнила доход Организации, без уменьшения его на расходы, с расходами на уставную деятельность.

Более подробно позиция Заявителя изложена в заявлении.

Представители МИ ФНС отклонили требования ИОООИ «Помощь» по следующим основаниям.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации ИОООИ «Помощь» за 4 квартал 2010 года налоговым органом было установлено, что Организация 4 квартале 2010 года оказывала услуги по предоставлению персонала по договорам с ООО «Заречье-Сервис» и индивидуальным предпринимателем Молодовой Е.Д. За оказанные услуги ИОООИ «Помощь» отразило в учете выручку в сумме 10 727 852 руб., кроме того выручку от реализации рыбы работникам – 1 374руб. На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ данная реализация услуг и товара не была включена Организацией в налоговую базу по НДС. При этом налоговым органом установлено, что для услуги предоставления персонала ИОООИ «Помощь» оказывала с использованием работников, принятых в штат Организации в количестве 277 человек (в среднем по 2010 году), инвалидов среди них нет. Доход Организации в 10 727 852 руб. состоял из доходов от оказания услуг по предоставлению персонала; расход составил 10 609 352 руб. и заключался, в основном, в выплате заработной плате работниками (7 853 803 руб.), создание резерва отпусков (1 337 464 руб.) и т.д. При этом на уставные цели ИОООИ «Помощь» в 4 квартале 2010 года направила 17 250 рублей – на выплату материальной помощи инвалидам – членам Организации (фактически выплачено, с учетом НДФЛ, 15 000 руб.). Налоговый орган сделал вывод, что ИООИ «Помощь» неправомерно воспользовалась налоговой льготой, так как её деятельность не направлена на достижение уставных целей, сумма заявленной льготы по НДС (1 931 013 руб.) во много раз превышает сумму, направленную на уставные цели (15 000 рублей). Кроме того, МИ ФНС установлена взаимозависимость между ИОООИ «Помощь», ООО «Заречье-Сервис» и ИП Молодовой Е.Д., что также свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде Организации.

Более подробно позиция МИ ФНС изложена в отзыве на заявление от 13.09.2011г.

Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы, арбитражный суд установил.

Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ИОООИ «Помощь» по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года. В налоговой декларации ИОООИ «Помощь» указала НДС к уплате в сумме 1 404 рублей; стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (строка 02 раздела 7 декларации) - в сумме 10 729 226 руб.

По итогам проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки № 2508 от 29.04.2011г.

9 июня 2011 года заместителем начальника МИ ФНС вынесено решение № 2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ИООИ «Помощь» доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1 931 150 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 56 663,86 руб. организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 722 460 руб.

ИОООИ «Помощь» обратилась в Управление ФНС по Ивановской области с апелляционной жалобой на решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области № 2021 от 09.06.2011г.

Управление ФНС по Ивановской области решением от 01.08.2011г. жалобу ИОООИ «Помощь» оставило без удовлетворения.

Не согласившись с Решением Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области от 09.06.2011г. № 2021 по основаниям, изложенным в заявлении, ИОООИ «Помощь» просит суд признать его незаконным.

Оценив представленные по делу доказательства, показания представителей сторон, арбитражный суд пришел к заключению об отказе в удовлетворении заявления ИОООИ «Помощь» по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 57 Конституции РФ, статьям 3, 45, 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму подлежащего уплате налога и исполнять обязанность по уплате этой суммы в бюджет. Исчисление суммы налога производится на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности за неполную уплату налогов статьей 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде наложения штрафа в размере 20 процентов от неполностью уплаченных сумм налогов.

В силу статьи 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, перемещающие товар через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции, в том числе, реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых: общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Исходя из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Другими словами, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.

ИОООИ «Помощь» является общественной организацией, создана 12 января 1998 года, зарегистрирована в этом качестве Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области 3 ноября 2003 года. В своей деятельности руководствуется Уставом, утвержденным учредительным собранием ИОООИ «Помощь» 12.01.1998г. и зарегистрированным в управлении юстиции Ивановской области 12.02.1998г.

Пунктом 2.1 Устава Организация создана в целях: оказания материальной, технической и иной не запрещенной законодательством помощи инвалидам, семьям, воспитывающих детей-инвалидов, другим категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации; социальная, психологическая, культурная, творческая реабилитация инвалидов; содействие развитию трудовой деятельности инвалидов, создание рабочих мест категориям граждан, имеющим инвалидность; проведение различной социально-значимой деятельности, в том числе в области медицины, культуры, охраны окружающей среды; пропаганда идей милосердия, благотворительности, гуманизма; благотворительная деятельность.

Пункт 5.6 Устава предусматривает, что Организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Доходы от предпринимательской деятельности должны использоваться только для достижения уставных целей.

В 4 квартале 2010 года ИОООИ «Помощь» осуществляла предпринимательскую деятельность, выразившуюся в оказании услуг обществу с ограниченной ответственностью «Заречье-Сервис» и индивидуальному предпринимателю Молодовой Е.Д. по предоставлению персонала для выполнения ими производственного процесса по изготовлению вязаных и трикотажных изделий (договор № 01 от 01.01.07г.) и для осуществления перевозок грузов и пассажиров (договор № 55/10-ОП от 01.01.2010г.). Выручка за оказанные услуги по предоставлению персонала Организацией получено от ООО «Заречье-Сервис» и индивидуального предпринимателя Молодовой Е.Д. составила 10 727 852 руб. Данная сумма ИОООИ «Помощь» в налоговую базу по НДС за 4 квартал 2010 года не включена в связи с применением им льготы по подпункту 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Кроме того, в 4 квартале 2010 года ИОООИ «Помощь» осуществляла реализацию рыбы, отловленной собственными силами, своим работникам (не участникам-инвалидам). Сумма выручки от данной реализации составила 1 374 руб., которую Организация в налоговую базу по НДС за 4 квартал 2010 года также не включила в связи с применением ею льготы по подпункту 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Всего сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг у ИОООИ «Помощь» в 4 квартале 2010 года составила 10 729 226 руб. Со всей суммы НДС Организацией не исчислен в связи с применением ею льготы по подпункту 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Какой-либо другой деятельности, связанной с выполнением определенных Уставом целей и задач, Организация не осуществляла. Для ведения предпринимательской деятельности Организация привлекала не являющихся членами организации физических лиц, с которыми заключала трудовые договоры.

Согласно данным формы 4-ФСС РФ за 4 квартал 2010 года, представленной налоговому органу Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, среднесписочная численность работающих в ИОООИ «Помощь» за 2010 год составляла 277 человек (все они не являлись членами организации), были заняты в сфере предпринимательской деятельности.

Расходы организации в 4 квартале 2010 года составили сумму в 10 609 352 руб., в том числе, 7 853 803 руб. – расходы на оплату труда работников, состоящих с Организацией в трудовых отношениях, 1 337 464 руб. – расходы на создание резерва отпусков. Также осуществлялись расходы (из чистой прибыли): на материальную помощь и премии работникам, состоящим с Организацией в трудовых отношениях, страховые взносы на обязательное страхование с выплаченных премий, плата за негативное воздействие на окружающую среду сверх установленных норм, расходы на оплату работникам сотовой связи.

На уставные цели ИОООИ «Помощь» направила 17 250 рублей (с учетом НДФЛ инвалидам выплачено 15 000 руб.), прочих выплат на уставные цели Организация не направляла.

Удельный вес суммы расходов, направленной на уставные цели в 4 квартале 2010 года в общей сумме выручки составил 0,2 процента.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что защита прав и интересов инвалидов, их поддержка и реабилитация, являющиеся целью деятельности Организации, явно не были в ее деятельности приоритетными.

В то же время сумма заявленных льгот по налогу на добавленную стоимость составила 10 727 852 рублей, а сумма средств, направленных на уставную деятельность – выплата материальной помощи инвалидам-участникам Организации – 17 500 рублей или 1,2 процента от суммы налоговой льготы, то есть налоговая выгода явно несоразмерна последней сумме.

Налоговая выгода может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». При этом следует учитывать, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в данной ситуации.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что основной целью деятельности Организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и их общественной интеграции.

Таким образом, общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной деятельности, не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Данный вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010г. № 1814/10.

Кроме того, в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» указано, что факт взаимозависимости участников сделки в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в пункте 5 Постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Как установлено налоговым органом и судом, льготируемую по подпункту 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ выручку (в сумме 10 727 852 руб.) ИОООИ «Помощь» получило от ООО «Заречье-Сервис» и ИП Молодовой Е.Д.

Согласно статье 20 НК РФ, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, в том числе, если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

ИОООИ «Помощь», ООО «Заречье-Сервис» и ИП Молодова Е.Д. являются взаимозависимыми лицами. ИОООИ «Помощь» является учредителем ООО «Заречье-Сервис», доля участия – 100%; ИОООИ «Помощь и ООО «Заречье-Сервис» имеют один и тот же юридический адрес (ивановская область, Заволжский район, п. Заречный, ул. Красноармейская, д. 17), осуществляют расчеты через один и тот же банк (филиал «Кинешемский» АКБ «Инвестторгбанк»), главным бухгалтером в обеих организациях работает Пиманова Ольга Владимировна. ООО «Заречье-Сервис», имея в штате 7 человек, из которых 4 человека – инвалиды, также пользуется льготой по НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Также ИОООИ «Помощь» оказывает услуги по предоставлению персонала индивидуальному предпринимателю Молодовой Елене Дмитриевне. При этом Молодова Е.Д. является учредителем и руководителем ООО «БАС», учредителями которого являются также Молодов Вячеслав Анатольевич (заместитель председателя Президиума ИОООИ «Помощь» и руководитель ООО «Заречье-Сервис») и Молодова Нинэль Леонидовна (бабушка Молодова В.А.). ООО «БАС» сдает в аренду производственные помещения (ООО «Заречье-Сервис) и транспортные средства (ИП Молодовой Е.Д.), контрагентом которых по договорам предоставления персонала является ИОООИ «Помощь».

ИОООИ «Помощь», осуществляя предпринимательскую деятельность с взаимозависимыми лицами (предоставляя им услуги персонала), используя свой статус общественной организации и применяя льготу по НДС, создает искусственное снижение стоимости своих партнеров и, соответственно повышает конкурентноспособность их продукции.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что МИ ФНС правомерно доначислила ИОООИ «Помощь» налог на добавленную стоимость в сумме 1 931 150 рублей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Решение МИ ФНС России № 5 по Ивановской области № 2021 от 09.06.2011г. является законным и обоснованным.

Госпошлина по делу составляет 4 000 руб. и в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя. На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 333.37 НК РФ заявитель освобожден от уплаты госпошлины, следовательно, госпошлина не полежит уплате.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 257, 276, 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление Ивановской областной общественной организации инвалидов «Помощь» оставить без удовлетворения.

2. Определение Арбитражного суда Ивановской области от 02.09.11г. об обеспечении заявленных требований признать утратившим силу с момента вступления в силу настоящего решения.

3. В соответствии со статьями 257-259 АПК РФ на настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после принятия решения во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ивановской области. В соответствии со статьями 273-276 АПК РФ вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается в Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород, через Арбитражный суд Ивановской области. В соответствии со статьей 292 АПК РФ вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке надзора. Заявление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья М.В. Кочешкова