ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-4317/10 от 21.10.2010 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело № А17-4317/2010

21 октября 2010 года.

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 21 октября 2010 года.

  Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д.,   при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Е.Г., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению ООО «Мега-Авто» к Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области о признании незаконным решения Организатора конкурса о разъяснении толкования требований подпункта «з» пункта 8 раздела 3 «Информационная карта открытого конкурса» Конкурсной документации по вопросу подтверждения факта проведения стажировки водителей претендента, об отсутствии необходимости представления заключения о допуске водителей к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки, как противоречащее пунктам 3.2.4 и 3.2.5 раздела 3.2 «Стажировка водителей» Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», а также об обязании Конкурсной комиссии при рассмотрении и оценке заявок по подпункту «з» пункта 8 раздела «3 «Информационная карта открытого конкурса» применять разъяснение Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 15.07.2008г. № 1944 следующего содержания: «В соответствии с подпунктом «ж» пункта 3.2 Постановления для участия в конкурсе перевозчик обязан представить документы об организации стажировки водителей согласно форме 5 «Карточка прохождения стажировки водителем транспортного средства». Необходимость прохождения водителями стажировки и составления соответствующих карточек стажировки продиктована требованиями пункта 3.2 Положения Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27. Допустимо предоставление перевозчиком надлежащим образом заверенных карточек стажировки».

при участии в судебном заседании:

от ООО «Мега-Авто» - ФИО1 (доверенность от 15.09.2010г.), ФИО2, директор,

от Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области – ФИО3, (доверенность от 14.09.2010г. № 5053), ФИО4 (доверенность от 07.09.2010г. № 4934).

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области о признании незаконным решения Организатора конкурса о разъяснении толкования требований подпункта «з» пункта 8 раздела «Требования к документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе» Конкурсной документации по вопросу подтверждения факта проведения стажировки водителей претендента, об отсутствии необходимости представления заключения о допуске водителей к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки, как противоречащее пунктам 3.2.4 и 3.2.5 раздела 3.2 «Стажировка водителей» Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», а также об обязании Конкурсной комиссии при рассмотрении и оценке заявок по подпункту «з» пункта 8 раздела «Требования к документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе» применять разъяснение Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 15.07.2008г. № 1944 следующего содержания: «В соответствии с подпунктом «ж» пункта 3.2 Постановления для участия в конкурсе перевозчик обязан представить документы об организации стажировки водителей согласно форме 5 «Карточка прохождения стажировки водителем транспортного средства». Необходимость прохождения водителями стажировки и составления соответствующих карточек стажировки продиктована требованиями пункта 3.2 Положения Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27. Допустимо предоставление перевозчиком надлежащим образом заверенных карточек стажировки» обратилось ООО «Мега-Авто».

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель уточнил предмет заявленных требований обозначив название оспариваемого раздела Конкурсной документации как раздел 3 «Информационная карта открытого конкурса».

В качестве оснований необходимости удовлетворения заявленных требований приведены следующие доводы.

23.07.2010 г. в «Ивановской газете» было опубликовано информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области. Конкурсная документация по данному конкурсу утверждена председателем комитета Ивановской области по транспорту и согласована начальником Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области.

20.08.2010 г. на сайте конкурсной комиссии было опубликовано разъяснение толкования требований подпункта «з» пункта 8 раздела 3 «Информационная карта открытого конкурса» Конкурсной документации по вопросу подтверждения факта проведения стажировки водителей претендента – представления в составе заявки стажировочных листов водителей в котором указано, что для подтверждения факта стажировки водителей представлять стажировочные листы к заявке на участие в конкурсе не требуется.

По мнению заявителя, указанные разъяснения противоречат положениям пунктов 3.2.4 и 3.2.5 раздела 3.2 «Стажировка водителей» Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов». Стажировочный лист является единственным документом, объективно подтверждающим положительный результат прохождения водителем стажировки и выдаче ему допуска к управлению транспортным средством.

О необходимости предоставления стажировочного листа Департамент конкурсов и аукционов сообщал в 2008 г. при постановке соискателем вопроса о форме и содержании документов, подтверждающих факт организации стажировки.

По мнению заявителя, оспариваемое разъяснение принято с целью предоставления отдельным участникам конкурса преимуществ, что является нарушением положений статей 15 и 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Оспариваемое разъяснение является обязательным для участников конкурса , что придает ему статус ненормативного акта.

Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.

Ответы Департамента на вопросы претендентов носят информативно-разъснительный характер, не являются ненормативными актами, следовательно они не могут оспаривать в арбитражном суде.

Ответ организатора конкурса о том, что к заявке на участие в конкурсе можно не прилагать стажировочные листы не предоставляет кому либо преимущества и не нарушает законных прав и интересов ООО «Мега-Авто».

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.

Заявление ООО «Мега-Авто» рассмотрено арбитражным судом в соответствии с требованиями статей 153-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.

В силу действия 73 Конституции Российской Федерации, подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Ивановской области данные вопросы регулируются Законом Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" в соответствии со статьями 8 и 9 которого перевозка пассажиров на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основе договоров, заключаемых между перевозчиком, являющимися победителями конкурсов и Правительством Ивановской области или уполномоченным им органом.

Порядок проведения конкурсов на право пассажирских перевозок регулируется Постановлением Правительства Ивановской области от 01.07.2010 N 233-п "Об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области" (далее Положение о порядке проведения конкурсов). Согласно пункта 1.2 Положения организатором Конкурса является Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области.

Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области в соответствии с пунктом 2.2.4.  Положения о Департаменте конкурсов и аукционов Ивановской области", утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 02.02.2010 N 15-уг  организует и проводит торги в форме конкурсов и аукционов как исполнительный орган государственный власти Ивановской области, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков,- по запросу любого участника размещения заказа направляет разъяснения положений конкурсной документации, документации об открытом аукционе в сроки, установленные федеральным законодательством;

Постановление Правительства Ивановской области от 01.07.2010 N 233-п не предусматривает возможности оспаривания конкурсной документации и ее разъяснений. В то же время принимая во внимание неурегулированность данного вопроса нормативным актом субъекта РФ, что данное разъяснение затрагивает права и законные интересы заявителя, с учетом положений части 4 статьи 13, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статей 24 и 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" арбитражный суд пришел к выводу о возможности оспаривания разъяснения Департамента конкурсов и аукционов посредством подачи заявления в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве одной из целей преследуемой проведением конкурса пункт 1.3. Положения о порядке проведения конкурсов устанавливает обеспечение безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров.

Вопросы регламентации обеспечения безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров определены Положением об обеспечении безопасности движения. утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 г. № 27 ( далее Положение об обеспечении безопасности движения). Данный Приказ зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.1995 N 868, опубликован в газете "Российские вести", N 129, 13.07.1995 и является нормативным актом, обязательным для исполнения.

Пунктом 3.2. Положения о порядке проведения конкурсов определен перечень документов входящих в состав заявки на участие в Конкурсе в числе которых в подпункте «з» значатся документы об организации стажировки водителей.

Порядок организации стажировки водителей регламентируется разделом 3.2 Положения об обеспечении безопасности движения.

Согласно пункту 3.1.3. Положения об обеспечении безопасности движения лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки. Факт прохождения стажировки подтверждается стажировочным листом

В отношении иных категорий водителей прохождение стажировки не требуется, следовательно, и не требуется предоставление стажировочных листов. Участниками конкурса могут быть перевозчики в штате водителей которых могут состоять только лица не указанные в пункте 3.1.3 прохождение стажировки, для которых не требуется. Введение в отношении данной категорий претендентов на участие в конкурсе дополнительных обязанностей в виде прохождения стажировки являлось бы нарушением их прав.

Оспариваемое разъяснение не может рассматриваться как противоречащее нормам статей 15 и 17 Федерального закона «О защите конкуренции» так как ставит всех претендентов на участие в конкурсе в равные условия.

Вопросы связанные с соблюдением перевозчиками требований Положения об обеспечении безопасности движения в том числе и наличие в установленных действующими нормативными актами случаях стажировочных листов, являются предметом уполномоченных государственных органов власти и в случае выявления фактов данных нарушений виновные лица привлекаются к ответственности по статье 14.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъяснение Департамент конкурсов и аукционов, данное в 2008 г. о необходимости предоставления стажировочного листа, не может рассматриваться в качестве акта имеющего большую юридическую силу по сравнению с оспариваемым разъяснением.

Судебные расходы по делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ отнести на ООО «Мега-Авто».

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 156-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ , арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявления ООО «Мега-Авто» к Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области о признании незаконным решения Организатора конкурса о разъяснении толкования требований подпункта «з» пункта 8 раздела «3 «Информационная карта открытого конкурса» Конкурсной документации по вопросу подтверждения факта проведения стажировки водителей претендента, об отсутствии необходимости представления заключения о допуске водителей к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки, как противоречащее пунктам 3.2.4 и 3.2.5 раздела 3.2 «Стажировка водителей» Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», а также об обязании Конкурсной комиссии при рассмотрении и оценке заявок по подпункту «з» пункта 8 раздела 3 «Информационная карта открытого конкурса» применять разъяснение Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 15.07.2008г. № 1944 следующего содержания: «В соответствии с подпунктом «ж» пункта 3.2 Постановления для участия в конкурсе перевозчик обязан представить документы об организации стажировки водителей согласно форме 5 «Карточка прохождения стажировки водителем транспортного средства». Необходимость прохождения водителями стажировки и составления соответствующих карточек стажировки продиктована требованиями пункта 3.2 Положения Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27. Допустимо предоставление перевозчиком надлежащим образом заверенных карточек стажировки» отказать.

2. Судебные расходы по делу отнести на ООО «Мега-Авто».

3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья В.Д. .Герасимов