153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-4447/2021
г. Иваново | 30 июня 2021 года |
Резолютивная часть решения вынесена 29 июня 2021 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Ивановского межрайонного природоохранного прокурора о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Озирис» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от Ивановского межрайонного природоохранного прокурора – Скворцова Е.А. на основании служебного удостоверения;
от общества с ограниченной ответственностью «Озирис» - директор ФИО2 на основании документа, удостоверяющего личность, решения от 10.01.2018,
установил:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) общества с ограниченной ответственностью «Озирис» (далее – ООО «Озирис», Общество).
В обоснование заявленных требований Прокурор указал на выявленные в ходе проведенной проверки факты осуществления ООО «Озирис» фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «д», «з» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, Положение № 1081). На основании вынесенного по данному факту Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.05.2021 и приложенных к нему материалов административного дела заявитель просит привлечь Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
ООО «Озирис» факт совершения вменяемого правонарушения признает, сообщает, что в настоящее время выявленные в ходе проверки нарушения устранены в полном объеме (доказательства представлены в материалы дела). При назначении наказания Общество просит суд учесть указанные обстоятельства, совершение правонарушения впервые, наличие у ООО «Озирис» статуса субъекта малого предпринимательства, а так же трудное финансовое положение Общества.
Заслушав представителя заявителя, представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.
ООО «Озирис» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.2.1998 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Для осуществления фармацевтической деятельности Обществом оформлена лицензия 44-14-3-0000015 от 12.02.2012 со сроком действия «бессрочно». В числе работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности указаны: хранение лекарственных препаратов; отпуск лекарственных препаратов и розничная торговля лекарственными препаратами для ветеринарного применения. Место осуществления лицензируемого вида деятельности: <...> (аптечный ветеринарный пункт).
Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 14.04.2021 № 29 проведена проверка ООО «Озирис» на предмет соблюдения Обществом законодательства при осуществлении деятельности по оказанию ветеринарных услуг.
В ходе проведенной в период с 15.04.2021 по 14.05.2021 проверки установлены следующие нарушения:
- на хранении и реализации совместно с другими препаратами действующего срока годности находились препараты для ветеринарного применения с истекшим сроком годности, а именно: Ципам – лекарственный препарат для борьбы с эктопаразитами собак, кошек и пушистых зверей – раствор для наружного применения, серия 03/03/20, годен до 03.2021, производитель: ООО «Цемекс» (РФ, Московская область, Балашихинский район, Полтевское шоссе, влад. 4) в количестве 2 флаконов по 20 мл. (нарушения пункта 19 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29.07.2020 № 426 (далее – Правила хранения, Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения);
- отсутствие стеллажных карт; полки, для хранения лекарственных средств для ветеринарного применения не пронумерованы (нарушения пунктов 9, 10, 12 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения);
- на термометр ТС-7-М1 № 04227 и гигрометр психометрический ВИТ-1 № 21 отсутствуют документы, подтверждающие их сертификацию, калибровку и поверку (нарушение пункта 17 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения);
По выявленным фактам нарушений 13.05.2021 в отношении ООО «Озирис» в соответствии с порядком, установленным статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ, Прокурором вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором выявленные факты квалифицированные как грубые нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «д», «з» пункта 5 Положения № 1081.
На основании указанного Постановления и иных материалов дела об административном правонарушении Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Озирис» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу примечания к статье 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 3 Закон № 99-ФЗ лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Статьей 8 Закон № 99-ФЗ (часть 1) предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.
Пунктом 5 Положения № 1081 установлены лицензионные требования, которым должен соответствовать лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности.
В силу пункта 6 Положения № 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 Положения № 1081 лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
Согласно подпункту «з» пункта 5 Положения № 1081 к лицензионным требованиям относится, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 58 указанного Закона).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.07.2020 № 426 утверждены Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения. Данные Правила устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для ветеринарного применения (далее - лекарственные средства), определяют условия хранения лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, ветеринарные аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, ветеринарные организации и иные организации, осуществляющие обращение лекарственных средств (далее - организации, индивидуальные предприниматели соответственно) (пункт 1 Правил хранения).
Пунктом 19 Правил хранения предусмотрено, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной зоне или в отдельном контейнере не более шести месяцев с целью уничтожения таких лекарственных средств в порядке, определенном в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
В то же время, в ходе проверки 15.04.2021 зафиксировано, что в ветеринарной аптеке, деятельность в которой осуществляет Общество, в нарушение указанных норм, на хранении, совместно с другими препаратами действующего срока годности находились препараты для ветеринарного применения с истекшим сроком годности.
Согласно пункту 9 Правил хранения при хранении лекарственных средств должны быть обеспечены их систематизация и учет. В этих целях предназначенные для хранения лекарственных средств стеллажи, шкафы и полки в них должны быть пронумерованы и промаркированы, поддоны (подтоварники) - промаркированы или пронумерованы.
При размещении лекарственных средств и маркировке (нумерации) предназначенных для этих целей стеллажей, шкафов, полок, а также поддонов (подтоварников) допускается использование информационных технологий.
Согласно пункту 10 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения маркировка стеллажей, шкафов и полок в них, поддонов (подтоварников), предназначенных для хранения лекарственных средств, осуществляется организацией и индивидуальным предпринимателем самостоятельно.
Пункт 12 Правил хранения предусматривает, что на стеллажах и шкафах должны быть прикреплены стеллажные карты с указанием наименований лекарственных средств, номеров серий, сроков годности, количества единиц хранения или с указанием фармакологических групп - при осуществлении хранения лекарственных средств в ветеринарных организациях и организациях, осуществляющих разведение, выращивание и содержание животных.
В случае использования информационных технологий в целях маркировки (нумерации) предназначенных для хранения лекарственных средств стеллажей, шкафов, полок, а также поддонов (подтоварников) допускается отсутствие стеллажных карт.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение пунктов 9, 10, 12 Правил хранения в ветеринарной аптеке Общества полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, не пронумерованы, стеллажные карты отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 Правил хранения помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить температурные и влажностные режимы хранения лекарственных средств в соответствии с условиями хранения, предусмотренными Инструкциями или указанными на Упаковках.
В целях обеспечения соблюдения условий хранения, предусмотренных Инструкциями или указанных на Упаковках, показания приборов для измерения температуры и влажности воздуха должны регистрироваться два раза в день в журнале (карте) регистрации параметров воздуха (далее - журнал (карта) на бумажном носителе или в электронном виде, который ведется лицом, ответственным за хранение лекарственных средств. Журнал (карта) заводится на один календарный год. Журнал (карта) хранится в течение четырех лет, следующих за годом ведения журнала (карты). Приборы для измерения температуры и влажности воздуха должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (пункт 17 Правил хранения).
Из материалов дела следует, что на момент проверки документы, подтверждающие сертификацию, калибровку и поверку на термометр ТС-7-М1 № 04227 и гигрометр психометрический ВИТ-1 № 21 у Общества отсутствовали. Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении Обществом требований пункта 17 Правил хранения.
Соответствующие нарушения (пункты 19, 13, 9, 12, 17 Правил хранения) свидетельствуют о несоблюдении Обществом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «д», «з» пункта 5 Положения № 1081.
Факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела и Обществом по существу не оспаривается.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО «Озирис» осуществляет предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом требований законодательства о лицензировании, а также принятия всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, действия (бездействие) Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что является основанием для привлечения ООО «Озирис» к административной ответственности.
Оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.
Оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд так же не усматривает. Из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, так как допущенные Обществом нарушения правил хранения лекарственных средств могли повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью животных.
В то же время, в соответствии с правилами назначения административного наказания, изложенными в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, суд принимает во внимание, что ранее к административной ответственности за однородные правонарушения ООО «Озирис» не привлекалось. По информации Общества, подтвержденной документально, в настоящее время Общество приняло необходимые меры по устранению выявленных нарушений, нарушения устранены в полном объеме.
При данных обстоятельствах наложение на ООО «Озирис» штрафа в размере 100 000 рублей будет являться чрезмерным, карательным, в связи с чем, учитывая цели административного наказания, определенные частью 3.1 КоАП РФ, а так же тот факт, что наказание не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, суд считает возможным применить часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Требование Ивановского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Озирис» (адрес местонахождения: 153000, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 21.12.1998, ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, который должен быть перечислен по следующим реквизитам: р/сч: <***>; Отделение Тверь Банка России/УУФК по Тверской области г. Тверь; л/сч: <***> в УФК по Тверской области; к/сч.: 40102810545370000029; БИК: 012809106; ОКПО 31578862; ОКТМО 28701000; ОКВЭД 84.23.32; СПЗ 01361000001 (уникальный учетный номер организации); код по сводному реестру 00136783; ИКУ 16905010905695001001; ОКОПФ75104; ОКФС 12; ОКОГУ 1400040; наименование платежа: штраф по решению арбитражного суда по делу А17-4447/2021.
Предложить лицу, привлеченному к административной ответственности, представить суду сведения об оплате наложенного штрафа (копию платежного документа) не позднее 60-ти дней со дня вступления решения в законную силу. В случае отсутствия платежного документа направить решение суда для принудительного исполнения в районный отдел судебных приставов по месту нахождения Общества.
3. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья М.С. Калиничева